Факторы, влияющие на восприятие устной речи преподавателя студентами в процессе учебной деятельности

75

Аннотация

Статья посвящена изучению факторов, влияющих на восприятие устной речи преподавателей студентами в процессе учебной деятельности. Данное исследование является продолжением проведенного ранее (2021 год), в котором были выделены значимые характеристики устной речи для студентов, обучающихся в дистанционном формате. В настоящем исследовании участвовали 411 студентов (247 девушек и 164 юноши) в возрасте от 19 до 24 лет, средний возраст респондентов 21,61,3 лет. Студенты обучались в очном формате по специальностям: педагогика, лечебное дело и психология. В ходе исследования мы обнаружили, что восприятие устной речи преподавателя студентами не зависит от формы обучения (дистанционный или очный), но связано с ведущей модальностью при восприятии информации, преобладающей мотивацией, а также получаемой профессией. Вне зависимости от типа восприятия студенты обращали внимание на правильность построения фразы (р=0,043), эмоциональную окраску высказываний (р=0,007) и культуру речи (р=0,054). В качестве ведущих мотивов у респондентов выступили профессиональные, учебно-познавательные и мотивы творческой самореализации, что свидетельствует о стремлении развиваться в выбранной специальности. При этом, мотивация значимо связана с ведущим типом восприятия информации, а, следовательно, будет влиять на восприятие устной речи преподавателя.

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Факторы, влияющие на восприятие устной речи преподавателя студентами в процессе учебной деятельности // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 542–554.

Литература

  1. Гуманистические аспекты взаимодействия субъектов образовательного процесса современного вуза / И. Ю. Елькина, С. В. Есина, Г. Е. Запорожцева [и др.]. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2021. – 125 с.    
  2. Есина С.В. Особенности развития коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса в условиях его цифровизации: психолого-педагогический аспект// XIV Международ. науч.-практич.конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2021 г. В 2 ч. Ч. 2. - М.: МАНПО, 2021. С. 386-390.
  3. Есина С.В. Цифровизация образования: компетенция педагога VS профессиональная деятельность//Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Москва, 2022. Издательство: Научная школа управления образовательными системами, Международная академия наук педагогического образования, "5 за знания", Стр: 513-521
  4. Сорокова М.Г., Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Шкала оценки цифровой образовательной среды (ЦОС) университета // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 2. С. 52–65. doi:10.17759/pse.2021260205
  5. Фролова С.В., Есина С.В., Прибылова Н.Г. Основные требования к устной речи преподавателей высшей школы в условиях цифровизации образовательного процесса // Высшее образование сегодня. 2022. № 1-2. C.72-77
  6. Фролова С.В., Есина С.В., Прибылова Н.Г. Специфика мотивационной сферы студентов в условиях дистанционного обучения // Научное мнение. 2022. № 3. С. 74-80.
  7. Фролова С.В. Особенности межличностного общения учителей с разным уровнем интернет-зависимости при использовании различных форм подачи учебного материала / С.В. Фролова // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации: сб. науч. тр. / XII Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами», 25 января 2020 г. В 2 ч. Ч.2. М.: МАНПО, 5 за знания, 2020. С. 274-279
  8. Фролова С.В. Специфика взаимоотношения учителей с обучающимися в инклюзивных классах / С.В. Фролова // Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективы решения: в 2 ч.: сб. науч. тр. / XI Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2019 г.) Ч.2.  М.: 5 за знания; МПГУ, 2019. С. 343-347
  9. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева, Л.В. Спиридонова. Аналитический центр НАФИ. – М.: Издательство НАФИ, 2019. – 84 с. [Электронный ресурс]. URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2019/10/digit-ped.pdf

Метрики

Просмотров

Всего: 100
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 75
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4