Формирование навыков чтения в цифровой интерактивной обучающей среде у детей с нарушениями чтения

89

Аннотация

Нарушения чтения встречаются у 10% детей и большинство из них не имеют возможность получить полноценную коррекционную помощь. Трудности детей обусловлены не только их ограниченными возможностями, но и некоторыми особенностями традиционной педагогики и методологии обучения чтению. Использование цифровых технологий и дистанционных методов мультимедийного онлайн-обучения в коррекционной педагогике поможет значительно расширить доступность помощи таким детям. Кроме того, появляется возможность создания альтернативных методов обучения чтению, адаптированных для детей группы риска. На основе многолетних исследований д.пс.н. А.Н. Корнева был разработан авторский метод коррекции дислексии, а на его основе создана цифровая методика ЦИМИОМ онлайн-обучения чтению детей с дислексией. В статье представлен подробный лонгитюдный анализ процесса онлайн-обучения чтению у двух близнецов, продолжавшегося 7 месяцев. Подробно анализируется корпус чтения слогов, односложных и двусложных слов, полученный на материале 225 уроков. Сопоставляется освоение детьми с нормой и т.н. «механическим чтением» навыков рекодирования и декодирования. Описываются процессы автоматизации навыков чтения слогов и слов и связь неполноценного формирования навыков декодирования и сформированность смыслового чтения. Полученные результаты иллюстрируют эффективность ЦИМИОМ не только как коррекционный, но и как диагностический инструмент, создающий уникальные возможности детального онлайн-анализа процесса овладения чтением на протяжении практически неограниченных интервалов времени.

Общая информация

Ключевые слова: чтение, нарушение чтения, имплицитное научение, дислексия, онлайн-обучение

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта №19-29-14078.

Для цитаты: Корнев А.Н., Манжос Е.А., Балчюниене И. Формирование навыков чтения в цифровой интерактивной обучающей среде у детей с нарушениями чтения // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 60–76.

Литература

  1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. 494 с.
  2. Денисов А.Ф., Дорофеев Е.Д. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла. СПб.: Иматон, 1996. 17 с.
  3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003.
  4. Корнев А.Н. Когнитивные механизмы овладения чтением: экспериментальный анализ стратегий рекодирования // Онтолингвистика – наука ХХI века. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. С. 246–252.
  5. Корнев А.Н. Индивидуальные стратегии овладения чтением у дошкольников: экспериментальный анализ // Мат. I междунар. конф. посвященной памяти доктора пед. наук проф. Р. И. Лалаевой. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2012. С. 196–201.
  6. Корнев А.Н. Поэтапное формирование оперативных единиц письма и чтения как базовый алгоритм усвоения этих навыков // Нарушения письма и чтения у детей. Изучения и коррекция / под. ред. О.А. Величенковой. М.: ЛОГОМАТ, 2018. С. 6–23.
  7. Корнев А.Н., Балчюниене И. Имплицитное формирование процедурных знаний в цифровой интерактивной среде у детей с нарушением чтения // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 263–276.
  8. Корнев А.Н., Ишимова О.А. Методика диагностики дислексии у детей. Учебно-методическое пособие для психологов и логопедов. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2010.
  9. Balota D.A., Spieler D.H. Word frequency, repetition, and lexicality effects in word recognition tasks: beyond measures of central tendency // Journal of Experimental Psychology: General. 1999. Vol. 128(1). P. 32.
  10. Khan B.H. Introduction to e-learning // International Handbook of E-Learning, Vol. 1. Routledge. 2015. P. 29–68.
  11. Knight B.A., Galletly S.A., Gargett P.S. Managing cognitive load as the key to literacy development: Research directions suggested by crosslinguistic research and research on Initial Teaching Alphabet (ITA) // Progress in Education. 2017. Vol. 45. P. 61–150.
  12. Kornev A.N., Balčiūnienė I., Selezneva M.G., Sorokin A.A. How to compute reading development strategy? Evidence from Russian-speaking children // Human Language Technologies – The Baltic Perspective. Frontiers in Artificial Intelligence and Applications. 2014. Vol. 268. P. 196–201.

Информация об авторах

Корнев Александр Николаевич, доктор психологических наук, зав. кафедры логопатологии, Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет (ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6406-1238, e-mail: k1949@yandex.ru

Манжос Евгений Александрович, ООО ПРЕССТО, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: manjoz@mail.ru

Балчюниене Ингрида, PhD, доцент, кафедра логопатологии факультета клинической психологии, ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8307-1108, e-mail: ingrimi@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 124
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 89
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 7