Сетевое взаимодействие образовательных организаций для решения задач инклюзивного образования: проблемы, перспективы, практика

102

Аннотация

В статье рассматривается проблема включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательный процесс школ в рамках инклюзии. На основании анализа современных исследований выявлен ряд проблемных моментов, тормозящих развитию системы инклюзивного образования. Как альтернатива существующим подходам к построению образовательного процесса для детей с ОВЗ и инвалидностью рассмотрен принцип сетевого взаимодействия образовательных организаций. Проведенное интервьюирование представителей образовательных организаций Смоленской области позволило определить круг барьеров и отметить перспективы сетевого взаимодействия школ-партнеров. Представленные обобщенные результаты качественного исследования позволяют сделать вывод о позитивных изменениях с точки зрения образовательной инфраструктуры организаций-партнеров, управления процессом обучения детей с ОВЗ и инвалидностью, качества освоения образовательной программы обучающимися с ОВЗ и доступа к программам ранней профориентационной поддержки, а также к курсам дополнительного образования. В рамках статьи приведены примеры успешной практики ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» при обучении детей с ОВЗ и инвалидностью посредством сетевого взаимодействия с применением дистанционных образовательных технологий. Рассмотрен опыт построения образовательного пространства, организации профориентационной работы, а также включения «особых» обучающихся в масштабные сетевые проекты.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзия, ОВЗ, сетевое взаимодействие, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лавринова И.И. Сетевое взаимодействие образовательных организаций для решения задач инклюзивного образования: проблемы, перспективы, практика // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 455–468.

Литература

  1. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2010. С. 104-116.
  2. Бабанова, Е. М. От сегрегации к инклюзии: становление системы образования людей с инвалидностью // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 12-6(58). С. 449-451
  3. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 654 с.
  4. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. 527 с.
  5. Дети с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] // Официальный интернет-ресурс Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health/ (дата обращения: 01.09.2022)
  6. Доклад о деятельности уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка в 2021 году [Электронный ресурс] // Сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. URL: http://deti.gov.ru/detigray/upload/documents/August2022/OucV7OrXsDXYb6xBrHFF.pdf (дата обращения: 01.09.2022)
  7. Индекс образовательной инфраструктуры российских регионов 2018-2019. М.: НИУ ВШЭ, Корпорация «Российский учебник», 2019. 276 с.
  8. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] // Сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 01.09.2022)
  9. Концептуализация инклюзивного образования и его контекстуализация в рамках Миссии ЮНИСЕФ [Электронный ресурс]// Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). URL: https://www.unicef.org/eca/sites/unicef.org.eca/files/Booklet%201%20-%20Russian%20Version.pdf, 2014 г. 59 с.
  10. Основные результаты работы Министерства образования и науки за 2012–2017 годы [Электронный ресурс] // Сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/dep_news/32232/ (дата обращения: 01.09.2022)
  11. Отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017. 86 с.
  12. Российская школа: начало XXI века / С. Г. Косарецкий [и др.] // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования // Ред. С. Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019, 432 с.
  13. С какими трудностями сталкиваются родители при обучении детей с ОВЗ [Электронный ресурс] //Сайт ФГБУ «Редакция «Российской газеты», 2020. URL: https://rg.ru/2020/10/27/s-kakimi-trudnostiami-stalkivaiutsia-roditeli-pri-obuchenii-detej-s-ovz.html (дата обращения: 01.09.2022)
  14. «Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями», принятая Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество // Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры; Министерство по вопросам образования и науки Испании, 1994 г., 41 с.
  15. Семьи с ребенком-инвалидом столкнулись с трудностями при его устройстве [Электронный ресурс]// Сайт ФГБУ «Редакция «Российской газеты», 2019. URL: https://rg.ru/2019/01/11/semi-s-rebenkom-invalidom-stolknulis-s-trudnostiami-pri-ego-ustrojstve.html (дата обращения: 01.09.2022)
  16. Сетевое взаимодействие: ресурс инновационного развития // Сборник материалов участников открытого городского конкурса сетевых образовательных проектов в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ (2015-2016 гг.). Спб.: Ассоциация ветеранов педагогического труда общего и дополнительного образования, 2016. 178 c.
  17. Скрипниченко, В. В. Перспективы сетевого взаимодействия как условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2019. № 2(46). – С. 61-68
  18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года [Электронный ресурс] // Закон об образовании РФ. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 01.09.2022)
  19. Численность инвалидов в Российской Федерации, федеральных округах и субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации. URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei?territory=undefined (дата обращения: 01.09.2022)
  20. Education and disability [Электронный ресурс] // UNESCO INSTITUTE FOR STATISTICS, 2017. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000247516 (дата обращения: 01.09.2022)
  21. Sandi M. Cole, Hardy R. Murphy, Michael B. Frisby, James Robinson. The Relationship Between Special Education Placement and High School Outcomes. The Journal of Special Education, 2022; 002246692210979 DOI: 10.1177/00224669221097945

Информация об авторах

Лавринова Ирина Игоревна, методист, ОГБОУ "Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска", Смоленск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9448-4557, e-mail: lavrinovaii@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 221
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 102
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7