Отношение к дистанционной форме обучения у студентов до и в период пандемии COVID-19

37

Аннотация

Проведен опрос студентов в отношении их оценки дистанционной формы обучения до пандемии (2017 год) и в период пандемии (2020-2021 год). В опросе участвовали около 1500 студентов очной формы обучения, преимущественно студенты первого курса. Подавляющее число опрошенных студентов высказываются против замены традиционной «очной» формы обучения на дистанционную, рассматривая такой переход как вынужденную меру, однако четверть опрошенных не исключает такой возможности. В период пандемии студенты стали выше оценивать эффективность своего как очного, так и дистанционного обучения, возможность планировать время и обучаться из дома, оперативно получать уникальные знания, качество полученных знаний, их доступность для людей с ОВЗ, ценность полученных теоретических и практических знаний. Характеристики дистанционного обучения студенты оценивают ниже среднего. Более 90% студентов заявили о том, что им необходим тьютор (куратор) всегда или время от времени. Приводятся высказывания студентов, характеризующие недостатки дистанционной формы обучения. Делается вывод о том, что массовый переход на дистанционную форму обучения, не уменьшил, а, скорее, увеличил число ее противников.

Общая информация

Ключевые слова: дистанционная форма обучения, студенты, отношение, оценка

Тип материала: научная статья

Финансирование. The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) within the framework of research project No. 17-36-01069.

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования руководителя отдела сопровождения и аналитики электронного обучения А.С. Черникова.

Для цитаты: Мальцев А.В., Савельев В.В., Лебедева Ю.В. Отношение к дистанционной форме обучения у студентов до и в период пандемии COVID-19 // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 469–484.

Литература

  1. Абрамова О.Г., Серяков И.С.  Возможности интеграции МООК в систему ВО и ДО // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2020. № 4(34). С. 40–45.
  2. Атик А.А. Перспективы массовых открытых онлайн-курсов как нового формата образовательной деятельности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 18–24. DOI:10.24412/2712-827X-2022-10-18-24.
  3. Бекова С.К., Терентьев Е.А., Малошонок Н.Г.  Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID-19: связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 74–92. DOI:10.17323/1814-9545-2021-1-74-92
  4. Гречушкина Н.В. К вопросу о самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с использованием онлайн-курсов // Приоритеты и ценности воспитания и развития личности в современном обществе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Рязань, 29 октября 2020 года. Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2021. С. 39–43.
  5. Еремицкая И.А., Ахунжанова Н.А. Внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс вуза: проблемы и возможности // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2(87). С. 198–200. DOI:10.24412/1991-5497-2021-287-198-200
  6. Истратова О.Н., Лызь Н.А. Индивидуальные особенности студентов как фактор эффективности онлайн-обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33). С. 326–330. DOI:10.26140/anip-2020-0904-0074
  7. Ковалева М.Л. Проблемы и перспективы внедрения онлайн-курсов в систему высшего образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 1-3(115). С. 68–71. DOI:10.23670/IRJ.2022.115.1.083.
  8. Ковалева М.Н., Шибаев Д.В., Синицына Т.И. Метрики эффективности дистанционного обучения в преподавании социально-гуманитарных дисциплин [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №3 (105). URL: https://research-journal.org/archive/3-105-2021-march/metriki-effektivnosti-distancionnogo-obucheniya-v-prepodavanii-socialno-gumanitarnyx-disciplin (дата обращения 16.08.2022). DOI:10.23670/IRJ.2021.105.3.068
  9. Массовые образовательные онлайн-курсы – новая цифровая образовательная среда / В.К. Винник [и др.] // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 8. С. 170–175. DOI:10.17513/snt.38798
  10. Особенности восприятия дистанционного обучения студентами и преподавателями вуза / М. В. Клименских [и др.] // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. С. 41–50.
  11. Подготовка студентов педагогических направлений к работе в режиме электронного обучения / А.В. Зырянова [и др.] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33). С. 137–140. DOI:10.26140/anip-2020-0904-0029
  12. Разумная С.С. Перспективы онлайн образования в России // Вопросы педагогики. 2021. № 2(11). С. 356–360.
  13. Семенова Т.В. "Когда сидишь просто перед компьютером, он от тебя ничего не требует": трудности и стратегии студентов при прохождении МООК в вузах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2(168). С. 292–316. DOI:10.14515/monitoring.2022.2.1999
  14. Сорокова М.Г., Аржаных Е.В., Игнашев С.Ю. Обучение в цифровой среде университета: сравнительный анализ мнений студентов на разных уровнях образования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020). Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 19–21 ноября 2020 г. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет. 2020. С. 15–28.
  15. Списивцев С.А. Онлайн-курсы в электронной образовательной среде современного вуза как предиктор профессионального развития преподавателя // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 2(71). С. 337–340.
  16. Счастная Т.В. Опыт применения МООК в учебном процессе (взгляд студентов по итогам анкетирования) // Открытое и дистанционное образование. 2021. № 1(79). С. 35–40. DOI:10.17223/16095944/79/5
  17. Университетские преподаватели и цифровизация образования: накануне дистанционного форс-мажора / Р.Н. Абрамов [и др.] // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 59–74. DOI:10.15826/umpa.2020.02.014

Информация об авторах

Мальцев Алексей Владимирович, кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Уральский федеральный университет, Представитель Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (профориентационное и образовательное тестирование «Телетестинг»)., Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8097-7863, e-mail: a.v.maltsev@urfu.ru

Савельев Владимир Вадимович, старший преподаватель кафедры управления персоналом и психологии, Уральский федеральный университет (УрФУ), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7457-5355, e-mail: bbsav91@gmail.com

Лебедева Юлия Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования, Уральский федеральный университет (УрФУ), Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3259-6294, e-mail: ljulia1@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 72
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 37
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4