Возможности цифровых технологий как инструмента и средства формирования орфографической грамотности школьников

192

Аннотация

В докладе представлен анализ цифровых технологий, которые учитель русского языка может использовать как средство и инструмент формирования орфографической грамотности школьников: мультимедийные презентации; интернет-сайты, поддерживающие изучение русского языка; образовательные платформы РЭШ, ЯКласс; виртуальные доски; образовательные web-сервисы LearningApps, WordWall и др. Установлено, что данные электронные образовательные ресурсы можно использовать на каждом этапе урока русского языка при изучении орфографии. Авторами доказывается необходимость применения цифровых технологий в учебном процессе, так как это отвечает требованиям ФГОС ООО, Примерной рабочей программы ООО (5-9 классы) по русскому языку, реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Проведённый анализ современных учебников по русскому языку, рекомендованных для использования в школе, показал, что в них содержится очень мало упражнений, направленных на формирование орфографической зоркости, что приводит к снижению орфографической грамотности в целом. Делается вывод о том, что использование дидактических возможностей цифровых технологий – это одно из эффективных средств повышения грамотности школьников, но при условии сочетания цифровых технологий с традиционными средствами обучения. Авторы обращают внимание на необходимость формирования грамотности школьников не только при написании письменных работ на уроках русского языка, но и при общении в цифровой среде.

Общая информация

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Возможности цифровых технологий как инструмента и средства формирования орфографической грамотности школьников // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 510–527.

Литература

  1. Бабина С.А., Винокурова Н.В. Информационные технологии в обучении орфографии младших школьников // Школа будущего. 2020. №. 1. С. 176-185.
  2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. №. 3. С. 25–36.
  3. Головчанская И.Р. Результативность развития орфографической зоркости при выполнении специальных упражнений // Учитель для будущего: язык, культура, личность. К 200-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева. 2019. С. 119-122.
  4. Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Шамчикова В.М. Научно-методическое сопровождение концепции преподавания русского языка и литературы с использованием цифровых образовательных ресурсов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 1 (65). С. 84–98.
  5. Клековкин Г.А. Проблемы обучения в условиях открытого информационного пространства // Образование и наука. 2014. №7. С. 4-23. DOI:10.17853/1994-5639-2014-7-4-23
  6. Марисеева И.В. Использование цифровых технологий на уроках русского языка и литературы // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник трудов I Международной научно-практической конференции. Симферополь. 2022. С. 426-431.
  7. Паспорт национального проекта «Образование» на 2019-2024 гг. (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)) [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 17.09.2022).
  8. Петрова Н.П., Бондарева Г.А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании //Мир науки, культуры, образования. 2019. №. 5 (78). С. 353-355.
  9. Примерная рабочая программа основного общего образования предмета «Русский язык» (для 5–9 классов образовательных организаций), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. [Электронный ресурс] // Единое содержание общего образования / Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Москва, 2021. 129 с. URL: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_osnovnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Russkij_yazik_proekt_.htm  (дата обращения: 17.09.2022).
  10. Савельева Ю.И. Повышение уровня грамотности обучающихся основной школы: анализ возможностей цифровых технологий // Современные тренды образования: Материалы IV Всероссийской (национальной) педагогической научно-практической конференции. Отв. редактор Г.Е. Муравьѐва.  Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2022. C. 89-94.
  11. Савельева Ю.И. Цифровые технологии в практике учителя русского языка // Научный поиск: личность, образование, культура. 2021. № 3. С. 70–78. https:// doi.org/10.54348/2021.3.15
  12. Савельева Ю.И., Зайцева С.А. Готовность учителя филологии к формированию у школьников культуры общения в цифровой среде // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика: научный журнал / гл. ред. Т.В. Черноусова-Никонорова. – Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «НАПППиСР». 2022. № 1. С. 65-78.
  13. Смирницких О.Н., Провоторова Т.В., Плёхова Н.И. Повышение качества знаний учащихся на уроках русского языка и литературы через использование информационных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 6. С. 46-48.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 17.09.2022).
  15. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённый приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009140015  (дата обращения: 17.09.2022).
  16. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс] // Минпросвещения России. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 17.09.2022).
  17. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10 (118). С. 46-63.

Метрики

Просмотров

Всего: 331
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 192
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 6