Цифровые инструменты оценки эмоционального интеллекта подростков, разработка российского теста эмоционального интеллекта для подростков (ТЭИ-П)

89

Аннотация

Статья описывает этапы разработки и стандартизации российского онлайн-теста оценки эмоционального интеллекта (ЭИ) подростков (ТЭИ – П). Тест имеет 2 версии: для младших подростков 10–13 лет и старших подростков 14–17 лет. Прототипом нового теста выступили адаптированный на русскоязычной выборке тест MSCEIT–YRV (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test–Youth Research Version) и ТЭИ (тест эмоционального интеллекта для взрослых), теоретической базой – модель способностей ЭИ Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо и психоэволюционная теория эмоций Р. Плутчика. Психометрическая проверка теста проведена на 1491 подростке: 735 респондентов от 10 до 13 лет (341 - мальчиков, 394 - девочки), средний возраст – 12,2 года и 756 респондентов от 14 до 17 лет (271 - мальчик, 485 - девочек), средний возраст – 15,6 лет. Тест ТЭИ-П позволяет оценить общий уровень развития ЭИ, опытного и стратегического доменов, четырех способностей ЭИ (распознавание эмоций, усиление мышления, понимание эмоций и управление эмоциями), а также 10 разделов ЭИ. Основные психометрические показатели надежности, а также теоретической валидности ТЭИ-П удовлетворяют требованиям стандартизации теста.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, подростки, тест, психометрическая проверка, надежность

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С. Цифровые инструменты оценки эмоционального интеллекта подростков, разработка российского теста эмоционального интеллекта для подростков (ТЭИ-П) // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 148–162.

Литература

  1. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Русскоязычная адаптация теста Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V2.0): метод. пособие. М.: Смысл, 2017. 139 с.
  2. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Мигун Ю.П. Тест эмоционального интеллекта: метод. пособие. М.: Институт психологии РАН, 2019. 178 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39175223 (дата обращения:)
  3. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С. Тест эмоционального интеллекта Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо в подростковой исследовательской версии: Русскоязычная версия (MSCEIT-YRV™): руководство исследователя. М.: Институт психологии РАН, 2020. 108 c.
  4. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С., Никитина А.А., Осипенко Е.И. Роль эмоционального интеллекта в психологическом благополучии человека и в совладании со стрессом // Вопросы психологии. 2021. № 1. С. 71–81.
  5. Evans M.M., Frissen I. Preparing the Emotionally Intelligent Workforce of Tomorrow: An Ability-based Program for Mid-to-late Adolescents. In Proceedings of the 17th International Conference on Intellectual Capital, Knowledge Management & Organizational Learning (ICICKM 2020), 2020, pp. 170-178.
  6. Hawkins J.D., Kosterman R., Catalano R.F., Hill K.G., Abbott R.D. Effects of social development intervention in childhood 15 years later. Archives of Pediatrics & Adolescent Medicine, 2008, vol. 162, № 12, pp. 1133-1141.
  7. Jolić Marjanović Z. The Role of Strategic Emotional Intelligence in Predicting Adolescents’ Academic Achievement: Possible Interplays with Verbal Intelligence and Personality. International Journal of Environmental Research and Public Health, 2021, vol. 18, № 24, pp. 13166.
  8. MacCann C. Emotional intelligence predicts academic performance: A meta-analysis. Psychological Bulletin, 2020, vol. 146, № 2, pp. 150. https://psycnet.apa.org/record/2019-74947-001
  9. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. Emotion Review, 2016, vol. 8 (4), pp. 290–300.
  10. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test: Youth Research Version Manual (MSCEIT: YRV Manual). Toronto, Multi-Health Systems, 2014.
  11. Prafitriyani S. Influence of emotional intelligence on mathematics learning outcomes of class VII middle school 9 Buru students. International Journal of Scientific & Technology Research, 2019, vol. 8, № 10, pp. 1490-1494.
  12. Qualter P. Ability emotional intelligence and children’s behaviour in the playground. Social Development. 2019. vol. 28. №. 2. pp. 430-448.
  13. Rodgers A. Emotional Intelligence and Social Skills in Adolescents with ASD with Intact Intellectual Functioning after the Participation in PEERS. Werklund School of Education, 2019.
  14. Sánchez-Álvarez N., Berrios Martos M. P., Extremera N. A meta-analysis of the relationship between emotional intelligence and academic performance in secondary education: A multi-stream comparison //Frontiers in psychology.  2020. vol. 11.  pp. 1517.
  15. Siagian M.D., Suwanto S., Siregar R. The relationship of students’ prior knowledge and emotional intelligence to mathematical connection ability. Jurnal Riset Pendidikan Matematika, 2021, vol. 8, № 1.
  16. Trigueros R. Influence of emotional intelligence, motivation and resilience on academic performance and the adoption of healthy lifestyle habits among adolescents. International journal of environmental research and public health, 2019, vol. 16, № 16, pp. 2810. URL: https://www.mdpi.com/1660-4601/16/16/2810
  17. Vega A., Cabello R., Megías A., Gómez-Leal R., Fernández-Berrocal P. Emotional Intelligence and Aggressive Behaviors in Adolescents: A Systematic Review and Meta-Analysis. Trauma, Violence, & Abuse. 2021.  DOI:10.1177/1524838021991296.

Информация об авторах

Сергиенко Елена Алексеевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, Институт психологии Российской Академии Наук (ФГУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4068-9116, e-mail: elenas13@mail.ru

Хлевная Елена Анатольевна, доктор экономических наук, доцент, преподаватель, Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (МИРБИС), кандидат психологических наук, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0975-6686, e-mail: elankha@yandex.ru

Киселева Татьяна Сергеевна, кандидат психологических наук, руководитель отдела разработок, Международная сеть детских центров развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3960-5096, e-mail: kiseleva@eilab.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 107
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 89
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 9