Новейшие подходы к понятию «когнитивная сфера детей старшего дошкольного возраста»

102

Аннотация

В данной статье рассматриваются подходы к определению понятия «когнитивные способности» и приводится общая характеристика данного термина. Исследуются значительные новообразования, происходящие в когнитивной сфере детей в возрасте от пяти до семи лет. Подробно рассматривается развитие абстрактного мышления, памяти и речи у детей этого возраста. Когнитивная сфера в дошкольном возрасте является одной из самых важных и интересных областей развития детей. В этот период происходят значительные изменения и новообразования, которые играют ключевую роль в формировании будущих когнитивных навыков и способностей. Одним из наиболее заметных новообразований в когнитивной сфере старших дошкольников является развитие абстрактного мышления. В этом возрасте дети начинают мыслить более абстрактно и обобщать информацию. Они могут делать выводы на основе предоставленных им фактов и применять полученные знания в новых ситуациях. Это открывает для них множество возможностей для решения сложных задач и развития творческого мышления.

Общая информация

Ключевые слова: когнитивная сфера, когнитивные способности, общий интеллект, ребенок, старший дошкольный возраст, регуляторные функции, память, внимание, актуальная модель ситуации преобразования, новообразования

Рубрика издания: Интеллектуальные технологии в гуманитарной сфере и образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Брыкина К.А. Новейшие подходы к понятию «когнитивная сфера детей старшего дошкольного возраста» // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 288–295.

Полный текст

В исследованиях отечественных психологов когнитивные регуляторные функции рассматриваются в контексте регулирующей роли процессов построения психического образа как отражения пространственно-временных и причинно-следственных характеристик воспринимаемых объектов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.). Для ряда современных российских исследований (М.А. Холодная, Е.А. Сергиенко, А.В. Литвинова, Т.Е. Чернокова, Н.П. Пушина, А.А. Карпов, Е.В. Карпова, А.Н. Веракса, В.С. Собкин, О.В. Алмазов, Т.А. Смирнова, Е.Ю. Савин, Е.Р. Слободская и др.) характерно обращение к понятию «когнитивные регуляторные (исполнительские) функции», которое возникло в связи с представлениями А.Р. Лурии о существовании подсистемы когнитивных функций как структурного элемента функциональной системы высших психических функций, отвечающего за организацию целенаправленного поведения. В данном контексте в психологии развития изучается развитие контроля поведения в раннем возрасте (Е.А. Сергиенко), взаимосвязь между когнитивными способностями и регуляторными функциями (Т.Е. Чернокова, О.В. Шестакова), роль когнитивных регуляторных функций как фактора готовности к школе (А.Н. Веракса), связь с особенностями социальной ситуации развития (В.С. Собкин) и т. д. [3]

На основе изученных нами источников мы обобщили понятие «когнитивная сфера» и установили, что это совокупность умственной компетентности, характеризующаяся наличием глубоких, расширенных знаний о мире, а также наличие большого количества различных умений и навыков. Данное понятие тесно связано с термином «когнитивные способности». Углубляясь в данный вопрос мы отметили, что исследователи, изучающие этот вопрос, не могут прийти к единому пониманию термина «когнитивные способности». С данным термином соотносят большое количество синонимов: умственные способности, познавательные способности, общие способности, ментальные способности. Выбор синонима, как правило, зависит от смысла, который автор вкладывает в данный термин [2].

Когнитивные способности являются одним из ключевых аспектов человеческой психологии, и определение их природы и особенностей является предметом интереса для многих ученых. Существует несколько подходов к определению когнитивных способностей, каждый из которых имеет свои преимущества и ограничения. Один из подходов основан на классификации когнитивных способностей на основе различных видов интеллекта. Например, Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта, в которой он выделяет восемь различных видов интеллекта, таких как лингвистический, математический, музыкальный и другие. Этот подход позволяет учитывать разнообразие когнитивных способностей и уникальность каждого человека [1]. Другой подход основан на измерении когнитивных способностей с помощью стандартизированных тестов. Такие тесты, например, тесты на IQ, позволяют оценить различные аспекты когнитивных способностей, такие как логическое мышление, пространственная ориентация, память и т. д. Этот подход имеет свои преимущества в том, что он обеспечивает объективную оценку когнитивных способностей и позволяет сравнивать результаты между разными людьми. Третий подход к определению когнитивных способностей основан на нейрофизиологических исследованиях. С помощью методов, таких как функциональная магнитно-резонансная томография (FMRI) и электроэнцефалография (EEG), ученые изучают активность мозга во время выполнения различных когнитивных задач. Это позволяет более точно определить, какие области мозга отвечают за различные когнитивные функции и как они взаимодействуют между собой.

Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки, и часто используется комбинированный подход для более полного и точного определения когнитивных способностей. Важно помнить, что когнитивные способности являются сложным и многогранным аспектом человеческой психологии, и их определение требует учета множества факторов, таких как индивидуальные особенности, образование, опыт и окружение. Когнитивная сфера, или сфера познавательных процессов, является одной из самых важных областей развития детей старшего дошкольного возраста. В этом периоде дети активно исследуют мир вокруг себя, они начинают задавать вопросы, интересуются причиной и следствием, их любопытство знает границы. Развитие когнитивной сферы важно для формирования у ребенка навыков мышления, решения проблем и адаптации в обществе.

В старшем дошкольном возрасте когнитивные способности имеют свои особенности, что важно учитывать. В частности, основным видом мышления выступает наглядно-образное, что влияет на особенности познавательной активности. Формируется понятийное мышление. Ребенок-дошкольник старшего возраста формируется как «рефлексирующий субъект». Именно в старшем дошкольном возрасте речь становится средством мышления, участвует в целеполагании и планировании деятельности, а значит также влияет на особенности познавательной активности.

Современные дети находятся в иных социально-культурных условиях, вероятным становится наличие у них в качестве ведущей деятельности не игровой, а другой, возможно пока еще не описанной деятельности, обусловленной присутствием телевидения и гаджетов в их жизни. В старшем дошкольном возрасте происходят значительные новообразования в когнитивной сфере, которые играют важную роль в развитии ребенка. Когнитивные способности, такие как восприятие, внимание, память, мышление и речь, становятся все более сложными и утонченными. Одно из главных новообразований в старшем дошкольном возрасте - это развитие абстрактного мышления. Ребенок начинает способен мыслить не только о конкретных предметах и явлениях, но и о более абстрактных понятиях, таких как время, пространство и причинно-следственные связи. Он начинает задавать сложные вопросы и искать ответы на них, демонстрируя свою любознательность и стремление к познанию мира. В этом возрасте дети также начинают развивать свою память. Они учатся запоминать больше информации и лучше организовывать ее в своем сознании. Ребенок может легко вспомнить прошлые события и использовать полученные знания для решения проблем и задач. Это помогает ему развивать свои интеллектуальные способности и становиться все более самостоятельным. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте происходит значительное развитие речи. Ребенок начинает говорить более сложными предложениями, используя разнообразные грамматические конструкции и словарный запас. Он может объяснить свои мысли и чувства, а также задавать вопросы и участвовать в диалоге. Это помогает ему развивать свои коммуникативные навыки и устанавливать более глубокие связи с окружающими.

Новообразования в когнитивной сфере старшего дошкольного возраста имеют огромное значение для будущего развития ребенка. Они помогают ему осваивать новые навыки и знания, а также формировать свое собственное представление о мире. Поэтому важно создавать подходящие условия для развития когнитивных способностей ребенка, предоставляя ему возможность исследовать и узнавать новое. В последние годы наблюдается растущий интерес к развитию когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста. Этот период является критическим для формирования основных когнитивных навыков, которые будут полезны в дальнейшей жизни. Одним из новообразований в области когнитивной сферы является использование интерактивных технологий в обучении. С помощью компьютерных программ и игровых приложений дети могут развивать свои навыки в области математики, чтения, логического мышления и проблемного решения. Эти новые методы обучения позволяют детям активно участвовать в процессе обучения и развивать свои способности в игровой форме. Еще одним новообразованием является использование методов проектной деятельности. Вместо традиционного фронтального обучения, детям предлагается работать над проектами, которые требуют активного поиска информации, анализа и синтеза полученных данных. Такой подход развивает у детей навыки самостоятельного мышления, креативности и коммуникации.

Также стоит отметить значимость развития социальных навыков в старшем дошкольном возрасте. Вместе с развитием когнитивных способностей, дети учатся взаимодействовать с другими людьми, решать конфликты, сотрудничать и выражать свои мысли и чувства. В этом возрасте особенно важно создание благоприятной и поддерживающей среды, где дети могут развивать свои социальные навыки.

В заключение, новообразования в области когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте играют ключевую роль в формировании основных навыков и способностей у детей. Использование интерактивных технологий, методов проектной деятельности и развитие социальных навыков позволяют детям активно участвовать в обучении и развиваться во всех аспектах своей личности.

Одной из основных характеристик когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста является развитие абстрактного мышления. Ребенок начинает способность к анализу, сравнению и классификации объектов и явлений. Он может понимать причинно-следственные связи и делать выводы на основе наблюдений. Например, ребенок может заметить, что растения нуждаются в воде для роста и понять, что отсутствие полива приведет к их увяданию. В этом возрасте дети также начинают развивать способность к абстрактному мышлению. Они могут представлять себе объекты или события, которых нет в данный момент. Например, ребенок может представить себе, как будет выглядеть его новая игрушка, которую он еще не получил. Это позволяет детям решать проблемы и планировать свои действия. Еще одной важной характеристикой когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста является развитие памяти и внимания. Ребенок начинает запоминать информацию на более длительное время и может сосредоточиться на задаче в течение более продолжительного времени. Он может легко переключаться между разными видами деятельности и быстро адаптироваться к новым условиям. Также в этом возрасте дети начинают развивать навыки решения проблем. Они могут использовать логику и анализировать информацию для нахождения оптимального решения. Например, ребенок может решить головоломку или найти путь к игрушке, которая находится в другой комнате. Это развивает их мышление и способность к самостоятельности.

Большую роль в формировании когнитивной сферы играет взрослый, который является образцом для подражания, прямо и косвенно влияет на личностное развитие дошкольника. В процессе игр с правилами происходит развитие произвольного поведения ребенка. Формирование произвольного поведения Д.Б. Эльконин также связывал с постепенным подчинением своих поступков тому образцу, которым являются для ребенка поведение и мнение, оценка взрослого. Дошкольное детство – это возраст, в котором появляются начальные формы учебной деятельности, когда ребенок уже может обучаться с помощью взрослого, но только когда обучение ведется соответственно уровню его психического развития и с учетом ведущей деятельности ребенка. В классическом представлении в дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра ребенка, которая имеет важное значение для его психического развития [4].

Когнитивная сфера детей старшего дошкольного возраста также связана с развитием речи. Дети начинают использовать более сложные предложения, активно задавать вопросы и общаться с окружающими. Они могут описывать свои мысли и чувства, а также выражать свое мнение. Развитие речи способствует развитию когнитивных процессов, так как ребенок может более точно выразить свои мысли и идеи.

Важно отметить, что развитие когнитивной сферы у детей старшего дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с другими сферами развития, такими как эмоциональная, социальная и физическая. Все они влияют друг на друга и вместе способствуют полноценному развитию ребенка. Таким образом, когнитивная сфера детей старшего дошкольного возраста играет важную роль в их развитии. Развитие абстрактного мышления, памяти, внимания и навыков решения проблем способствует формированию у детей навыков мышления и адаптации в обществе. Развитие речи также является важным аспектом когнитивной сферы, так как она позволяет детям более точно выразить свои мысли и идеи.

Литература

  1. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007. 512 с.
  2. Гришкова Г.Н. Развитие познавательной самостоятельности детей разновозрастной группы в предметно-развивающей среде: дис. ... канд. пед. наук. Омск , 2002. 181 с.
  3. Иванова М.К., Дедюкина М.И. Развитие когнитивных способностей и регуляции поведения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: монография. Киров: Изд-во МЦИТО, 2021.
  4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Москва: Педагогика, 1989. 554 с.

Информация об авторах

Брыкина Ксения Александровна, аспирант факультета педагогики и психологии, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины (ГГУ имени Ф. Скорины), Гомель, Беларусь, e-mail: kbrykina1@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 617
В прошлом месяце: 58
В текущем месяце: 33

Скачиваний

Всего: 102
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 8