Введение
«Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы» определяет основной целью «подготовку обучающихся к жизни в цифровом обществе», а одним из ожидаемых результатов выступает «возросший уровень информационно-медийной и цифровой грамотности всех слоев населения» [1, с. 17]. Данная формулировка позволяет нам говорить о необходимости формирования цифровой грамотности у всех учащихся, в том числе и лиц с особенностями психофизического развития.
Анализ современных исследований и публикаций показывает, что в вопросе изучения цифровой грамотности существуют определенные научные и методические наработки. Вместе с тем, необходимо отметить, что они, в большей степени, затрагивают проблемы формирования цифровой грамотности у школьников, не имеющих особенностей психофизического развития (Т. А. Бороненко, О. В. Дёмко, А. В. Кайсина, Н. М. Тимофеева, А. В. Шариков, В. С. Федотова и др.). Однако проблема включения лиц с особенностями психофизического развития, их социализация в цифровом обществе является актуальной в современных реалиях.
Цель исследования: изучение представлений учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью о рисках и опасностях Интернета и осведомленность их родителей о безопасности в Интернете.
Методология и методики исследования. Методологическую основу изучения составили идеи системного, деятельностного и средового подходов. Основными методами исследования выбраны анкетирование, описательная статистика. Исследование проводилось в 2023 году на базе ГУО «Специальная школа-интернат №10 г. Минска», ГУО «Специальная школа №11 г. Минска», ГУО «Специальная школа №2 г. Могилева». Всего исследованием было охвачено 135 учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью VI - X классов и 124 законных представителя. Среди них 29 учащихся - VI классов, 26 учащихся - VII классов, 28 учащихся - VIII классов, 30 учащихся - IX классов и 22 учащихся - X классов. Включение в исследование обучающихся разных классов позволило проследить динамику изменений представлений учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью о рисках и опасностях Интернета. В ходе экспериментального исследования использовались адаптированные варианты опросников для учащихся и родителей, предложенные Г. В. Солдатовой, Е. Ю. Зотовой, А. И. Чекалиной, О. С. Гостимской [2, с. 148-160]. Обработка данных проводилась на основе описательных статистических методов.
Результаты: исследование представлений учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью о рисках и опасностях Интернета и осведомленность их родителей о безопасности в Интернете позволило определить тематику занятий с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью в рамках изучения учебного предмета «Элементы компьютерной грамоты». Формирование цифровой грамотности обучающихся, получающих образование в учреждениях общего среднего образования, традиционно рассматривается через преподавание учебного предмета «Информатика». Для учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью такими возможностями и контекстно связанным с формированием цифровой грамотности является учебный предмет «Элементы компьютерной грамоты».
Наличие компьютера или другого цифрового устройства, подключенного к сети Интернет, является общедоступным для современной семьи. Анализ результатов анкетирования показал, что 72,6% учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью имеют дома компьютер (планшет, ноутбук и др.), подключенный к сети Интернет. Кроме того, 80,7% учащихся имеют мобильный телефон (умные часы и др.), подключенные к сети Интернет. Больше половины учащихся (57,0%) с легкой интеллектуальной недостаточностью пользуются Интернетом в школе и 74,8% прибегают к услугам сети Интернет в своем мобильном устройстве.
Частота посещений учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью сети Интернет варьируется от 27,4% 1-2 раза в неделю до 16,3% учащихся, находящихся постоянно в сети, 37,0% опрошенных пользуются Интернетом 1-2 раза в день. Временной интервал, который учащиеся с легкой интеллектуальной недостаточностью проводят в сети Интернет за одно посещение, разнообразен: 10-20 минут – 49,6% опрошенных, 1-3 часа – 23,7% учащихся, 5-10 часов – 18,5% респондентов. Следует отметить, что продолжительность времени пребывания в сети увеличивается с возрастом учащихся. Это связано с возрастающими потребностями в социальном взаимодействии и расширяющимися знаниями и практическими умениями, полученными при изучении учебного предмета «Элементы компьютерной грамоты».
Вместе с тем, настораживает длительность пребывания в сети. Произведение простых расчетов помогает определить время, которое учащийся с легкой интеллектуальной недостаточностью проводит в сети Интернет в неделю. При выходе учащимся в сеть 1-2 раза в день по 1-3 часа среднее время пребывания в сети составляет минимум 7 часов, максимум – 42 часа в неделю. Следует отметить, что около половины респондентов (49,6%) находятся в сети за одно посещение 10-20 минут. На наш взгляд это связано с установлением временного режима для посещения сети Интернет. Полученные данные результатов опроса законных представителей учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью позволяют констатировать, что 46,8% респондентов устанавливают одним из правил для учащихся при использовании сети Интернет ограничение по времени (таблица 1).
Таблица 1 Какие правила Вы устанавливаете для ребенка при использовании интернета?
|
Не разрешается давать личную информацию в интернете |
51,6% |
|
Есть несколько сайтов, на которые ребенок не должен заходить |
33,0% |
|
Ребенку следует рассказать мне о том, если он находит в интернете то, что заставило его почувствовать себя |
25,0% |
|
Ребенку не разрешается использовать грубые (нецензурные слова) в электронных письмах или чатах |
38,7% |
|
Ребенок не должен встречаться с теми, с кем познакомился в интернете |
31,8% |
|
Ребенок не должен копировать документы, картинки |
20,1% |
|
Ребенок не должен общаться в чатах/общаться в чатах с незнакомцами |
43,5% |
|
Ребенку не разрешено скачивать музыку, фильмы |
6,5% |
|
Ребенку не разрешено скачивать программное обеспечение |
18,5% |
|
Устанавливается временной режим, сколько ребенок может находиться в интернете |
46,8% |
|
Устанавливаются веб-сервисы для родительского контроля |
24,1% |
|
Обеспечение доступа к сети интернет является довольно общим между членами семьи |
13,7% |
|
Затрудняюсь ответить |
16,1% |
Специфика развития всех сторон личности ребенка с легкой интеллектуальной недостаточностью определяет большой интерес к вопросам восприятия ими рисков и опасностей в сети Интернет. В среднем более 17,0% учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью не осознают опасности, а 7,4% участников опроса затрудняются с ответом, что составляет почти четвертую часть опрошенных учащихся. Следует отметить, что осознание рисков и опасностей сети Интернет находится в прямой зависимости от возраста учащихся, чем старше возраст, тем большее количество учащихся осознает, что в виртуальном пространстве скрыты определенные риски и опасности. Вместе с тем, около четверти учащихся, по результатам опроса, пытаются либо уже встречались с людьми, с которыми познакомились в сети интернет. Наибольшее количество учащихся, пользующихся интернетом и ищущих встречи в «реале» с незнакомцами являются школьники 7-8 классов. Возможно, это связано с расширением пользовательских навыков учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью и недостаточным осознанием рисков встречи с сетевыми знакомыми.
Стоит отметить, что такому восприятию способствует и то, что законными представителями не всегда устанавливаются правила при использовании сети Интернет (таблица 2). Около четверти родителей не применяют никаких правил (11,3%) либо затрудняются с ответом (11,3%).
Таблица 2 Есть ли у Вас какой-либо набор правил для ребенка о пользовании перечисленными ниже приборами и электронными средствами информации и коммуникации?
|
Да, для телевизора |
41,9% |
|
Да, для мобильного телефона, планшета, умных часов и т. п. |
57,2% |
|
Да, для электронных игровых консолей, таких, как Playstation, Xbox, GameCube, Gameboy и т. п. |
8,9% |
|
Да, для интернета |
42,7% |
|
Да, для компьютеров (помимо интернета) |
16,9% |
|
Да, это является нормой для ребенка, но не для меня |
0,8% |
|
Нет, никаких правил нет |
11,3% |
|
Затрудняюсь ответить |
11,3% |
Интересным оказывается тот факт, что учащиеся с легкой интеллектуальной недостаточностью VII - VIII классов меньше контролируются законными представителями, чем школьники старшего возраста. Возможно, это связано с отношением родителей к самой проблеме, считая, что ребенок смотрит в Интернете исключительно развлекательный контент (мультфильмы, играет в онлайн-игры).
Следует отметить, что законные представители учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью не всегда знают, куда и кому можно сообщить о негативном контенте в Интернете. Около четверти родителей затрудняются с ответом на данный вопрос.
Полученная в результате проведенного анализа анкет информация позволила определить тематику занятий с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточности по вопросам безопасности в сети Интернет: безопасность коммуникации в сети; безопасное скачивание медиаконтента; защита персональных данных и др. Интенсивное развитие цифровых технологий вносит изменения в вопросы адаптации и социализации учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью, т.к. овладение и присвоение социального опыта, формирование личности идет в двух параллельных плоскостях: в реальном и цифровом мире. В то же время учащиеся с легкой интеллектуальной недостаточностью не осознают в полной мере риски и опасности сети Интернет.