Особенности представлений учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью о рисках и опасностях Интернета

7

Аннотация

Существующие исследования в области цифровой грамотности не в полной мере отражают специфику работы по ее формированию у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью. Формирование цифровой грамотности у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью – это сложный и многоаспектный процесс, включающий в себя способность применить комплекс элементарных знаний и умений в области цифрового потребления для решения повседневных задач. По этой причине автором статьи предлагается рассмотреть особенности представлений учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью о рисках и опасностях Интернета и осведомленности их родителей о безопасности в Интернете с целью определения тематики занятий с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью в рамках изучения учебного предмета «Элементы компьютерной грамоты». Несмотря на возрастающих интерес педагогических работников и научного сообщества к проблеме использования в образовательном процессе с детьми с легкой интеллектуальной недостаточностью информационно-коммуникационных технологий, системный подход к формированию цифровой грамотности у данной категории учащихся на данный момент не выработан. Освоение цифровых технологий учащимися с легкой интеллектуально недостаточностью происходит бессистемно, а их использование становится небезопасным. При этом часто родители не имеют возможности или не осознают важности обучения детей с легкой интеллектуальной недостаточностью овладению цифровыми технологиями для использования в разных сферах жизни.

Общая информация

Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, цифровая грамотность, безопасный интернет, онлайн-риски, риски и опасности

Рубрика издания: Использование ресурсов цифровой образовательной среды в инклюзивном образовании и коррекционно-развивающих программах

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Чигирь Т.К. Особенности представлений учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью о рисках и опасностях Интернета // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 272–279.

Полный текст

Введение

«Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы» определяет основной целью «подготовку обучающихся к жизни в цифровом обществе», а одним из ожидаемых результатов выступает «возросший уровень информационно-медийной и цифровой грамотности всех слоев населения» [1, с. 17]. Данная формулировка позволяет нам говорить о необходимости формирования цифровой грамотности у всех учащихся, в том числе и лиц с особенностями психофизического развития.

Анализ современных исследований и публикаций показывает, что в вопросе изучения цифровой грамотности существуют определенные научные и методические наработки. Вместе с тем, необходимо отметить, что они, в большей степени, затрагивают проблемы формирования цифровой грамотности у школьников, не имеющих особенностей психофизического развития (Т. А. Бороненко, О. В. Дёмко, А. В. Кайсина, Н. М. Тимофеева, А. В. Шариков, В. С. Федотова и др.). Однако проблема включения лиц с особенностями психофизического развития, их социализация в цифровом обществе является актуальной в современных реалиях.

Цель исследования: изучение представлений учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью о рисках и опасностях Интернета и осведомленность их родителей о безопасности в Интернете.

Методология и методики исследования. Методологическую основу изучения составили идеи системного, деятельностного и средового подходов. Основными методами исследования выбраны анкетирование, описательная статистика. Исследование проводилось в 2023 году на базе ГУО «Специальная школа-интернат №10 г. Минска», ГУО «Специальная школа №11 г. Минска», ГУО «Специальная школа №2 г. Могилева». Всего исследованием было охвачено 135 учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью VI - X классов и 124 законных представителя. Среди них 29 учащихся - VI классов, 26 учащихся - VII классов, 28 учащихся - VIII классов, 30 учащихся - IX классов и 22 учащихся - X классов. Включение в исследование обучающихся разных классов позволило проследить динамику изменений представлений учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью о рисках и опасностях Интернета. В ходе экспериментального исследования использовались адаптированные варианты опросников для учащихся и родителей, предложенные Г. В. Солдатовой, Е. Ю. Зотовой, А. И. Чекалиной, О. С. Гостимской [2, с. 148-160]. Обработка данных проводилась на основе описательных статистических методов.

Результаты: исследование представлений учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью о рисках и опасностях Интернета и осведомленность их родителей о безопасности в Интернете позволило определить тематику занятий с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью в рамках изучения учебного предмета «Элементы компьютерной грамоты». Формирование цифровой грамотности обучающихся, получающих образование в учреждениях общего среднего образования, традиционно рассматривается через преподавание учебного предмета «Информатика». Для учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью такими возможностями и контекстно связанным с формированием цифровой грамотности является учебный предмет «Элементы компьютерной грамоты».

Наличие компьютера или другого цифрового устройства, подключенного к сети Интернет, является общедоступным для современной семьи. Анализ результатов анкетирования показал, что 72,6% учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью имеют дома компьютер (планшет, ноутбук и др.), подключенный к сети Интернет. Кроме того, 80,7% учащихся имеют мобильный телефон (умные часы и др.), подключенные к сети Интернет. Больше половины учащихся (57,0%) с легкой интеллектуальной недостаточностью пользуются Интернетом в школе и 74,8% прибегают к услугам сети Интернет в своем мобильном устройстве.

Частота посещений учащимися с легкой интеллектуальной недостаточностью сети Интернет варьируется от 27,4% 1-2 раза в неделю до 16,3% учащихся, находящихся постоянно в сети, 37,0% опрошенных пользуются Интернетом 1-2 раза в день. Временной интервал, который учащиеся с легкой интеллектуальной недостаточностью проводят в сети Интернет за одно посещение, разнообразен: 10-20 минут – 49,6% опрошенных, 1-3 часа – 23,7% учащихся, 5-10 часов – 18,5% респондентов. Следует отметить, что продолжительность времени пребывания в сети увеличивается с возрастом учащихся. Это связано с возрастающими потребностями в социальном взаимодействии и расширяющимися знаниями и практическими умениями, полученными при изучении учебного предмета «Элементы компьютерной грамоты».

Вместе с тем, настораживает длительность пребывания в сети. Произведение простых расчетов помогает определить время, которое учащийся с легкой интеллектуальной недостаточностью проводит в сети Интернет в неделю. При выходе учащимся в сеть 1-2 раза в день по 1-3 часа среднее время пребывания в сети составляет минимум 7 часов, максимум – 42 часа в неделю. Следует отметить, что около половины респондентов (49,6%) находятся в сети за одно посещение 10-20 минут. На наш взгляд это связано с установлением временного режима для посещения сети Интернет. Полученные данные результатов опроса законных представителей учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью позволяют констатировать, что 46,8% респондентов устанавливают одним из правил для учащихся при использовании сети Интернет ограничение по времени (таблица 1).

Таблица 1 Какие правила Вы устанавливаете для ребенка при использовании интернета?

Не разрешается давать личную информацию в интернете

51,6%

Есть несколько сайтов, на которые ребенок не должен заходить

33,0%

Ребенку следует рассказать мне о том, если он находит в интернете то, что заставило его почувствовать себя

25,0%

Ребенку не разрешается использовать грубые (нецензурные слова) в электронных письмах или чатах

38,7%

Ребенок не должен встречаться с теми, с кем познакомился в интернете

31,8%

Ребенок не должен копировать документы, картинки

20,1%

Ребенок не должен общаться в чатах/общаться в чатах с незнакомцами

43,5%

Ребенку не разрешено скачивать музыку, фильмы

6,5%

Ребенку не разрешено скачивать программное обеспечение 

18,5%

Устанавливается временной режим, сколько ребенок может находиться в интернете

46,8%

Устанавливаются веб-сервисы для родительского контроля

24,1%

Обеспечение доступа к сети интернет является довольно общим между членами семьи

13,7%

Затрудняюсь ответить

16,1%

 Специфика развития всех сторон личности ребенка с легкой интеллектуальной недостаточностью определяет большой интерес к вопросам восприятия ими рисков и опасностей в сети Интернет. В среднем более 17,0% учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью не осознают опасности, а 7,4% участников опроса затрудняются с ответом, что составляет почти четвертую часть опрошенных учащихся. Следует отметить, что осознание рисков и опасностей сети Интернет находится в прямой зависимости от возраста учащихся, чем старше возраст, тем большее количество учащихся осознает, что в виртуальном пространстве скрыты определенные риски и опасности. Вместе с тем, около четверти учащихся, по результатам опроса, пытаются либо уже встречались с людьми, с которыми познакомились в сети интернет. Наибольшее количество учащихся, пользующихся интернетом и ищущих встречи в «реале» с незнакомцами являются школьники 7-8 классов. Возможно, это связано с расширением пользовательских навыков учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью и недостаточным осознанием рисков встречи с сетевыми знакомыми.

Стоит отметить, что такому восприятию способствует и то, что законными представителями не всегда устанавливаются правила при использовании сети Интернет (таблица 2). Около четверти родителей не применяют никаких правил (11,3%) либо затрудняются с ответом (11,3%).

Таблица 2 Есть ли у Вас какой-либо набор правил для ребенка о пользовании перечисленными ниже приборами и электронными средствами информации и коммуникации?

Да, для  телевизора

41,9%

Да, для мобильного телефона, планшета, умных часов и т. п.

57,2%

Да, для электронных игровых консолей, таких, как Playstation, Xbox, GameCube, Gameboy и т. п.

8,9%

Да, для  интернета

42,7%

Да, для  компьютеров (помимо  интернета)

16,9%

Да, это является нормой для ребенка, но не для меня

0,8%

Нет, никаких  правил нет

11,3%

Затрудняюсь ответить

11,3%

 Интересным оказывается тот факт, что учащиеся с легкой интеллектуальной недостаточностью VII - VIII классов меньше контролируются законными представителями, чем школьники старшего возраста. Возможно, это связано с отношением родителей к самой проблеме, считая, что ребенок смотрит в Интернете исключительно развлекательный контент (мультфильмы, играет в онлайн-игры).

Следует отметить, что законные представители учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью не всегда знают, куда и кому можно сообщить о негативном контенте в Интернете. Около четверти родителей затрудняются с ответом на данный вопрос.

Полученная в результате проведенного анализа анкет информация позволила определить тематику занятий с учащимися с легкой интеллектуальной недостаточности по вопросам безопасности в сети Интернет: безопасность коммуникации в сети; безопасное скачивание медиаконтента; защита персональных данных и др. Интенсивное развитие цифровых технологий вносит изменения в вопросы адаптации и социализации учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью, т.к. овладение и присвоение социального опыта, формирование личности идет в двух параллельных плоскостях: в реальном и цифровом мире. В то же время учащиеся с легкой интеллектуальной недостаточностью не осознают в полной мере риски и опасности сети Интернет.

Литература

  1. Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы [Электронный ресурс]: утв. Министром образования Респ. Беларусь 15.03.2019. URL: http://iso.minsk.edu.by/main.aspx?guid=34963. (дата обращения: 01.10.2019).
  2. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г.В. Солдатова [и др.] // ред. Г.В. Солдатова. М., 2011. С. 169.

Информация об авторах

Чигирь Татьяна Константиновна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Института инклюзивного образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Минск, Беларусь, e-mail: tatyana_chigir@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 49
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 7
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1