Организационно-методические аспекты применения сетевых информационно-образовательных ресурсов учителем биологии
Аннотация
В работе анализируется потенциал сетевых информационно-образовательных ресурсов по биологии. Разработаны и экспериментально апробированы механизмы по организации учебно-методической деятельности учителя биологии с использованием сетевых информационно-образовательных ресурсов на уроках биологии в 7-ом классе в условиях развития информационно-образовательной среды учреждений общего среднего образования.
Общая информация
Ключевые слова: учебная деятельность, методическая поддержка, информационно-образовательная среда, Интернет-ресурсы, электронные информационные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, урок, online-урок
Рубрика издания: Новые возможности, особенности и риски общения в сети Интернет
Тип материала: материалы конференции
Благодарности. Автор благодарят за помощь в сборе данных для исследования научного руководителя проекта Г.В. Пальчика.
Для цитаты: Киреев С.П. Организационно-методические аспекты применения сетевых информационно-образовательных ресурсов учителем биологии // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 476–482.
Полный текст
В условиях цифровой трансформации образовательной среды системы общего среднего образования востребованными оказались сетевые информационно-образовательные ресурсы по биологии для организации и проведения компетентностно ориентированного обучения учителем.
Целью нашего исследования был анализ информационно-образовательных ресурсов по биологии, находящихся в открытом доступе, сетевых технологий коммуникаций между участниками образовательного процесса и разработка механизмов их внедрения в качестве дополнительного компонента учебно-методической деятельности учителя для повышения качества образования в условиях развития информационно-образовательной среды учреждений общего среднего образования.
В ходе исследования нами был выявлен массив национальных и зарубежных сетевых информационно-образовательных ресурсов и потенциал их использования учителем биологии в учебно-методической деятельности.
Инвариантными источниками для организации учебно-методической деятельности учителя выступают разработанные и утвержденные в установленном порядке национальные сетевые информационно-образовательные ресурсы: Национальный образовательный портал; Единый информационно-образовательный ресурс Министерства образования Республики; Региональные информационно-образовательные ресурсы областных институтов развития образования и Минского городского института образования. В частности, Информационно-образовательный портал для школьников столицы [2].
К основным зарубежным сетевым информационно-образовательным ресурсам, которые педагог может использовать в образовательном процессе, относятся электронные образовательные ресурсы Российской Федерации, так как в рамках Союзного государства реализуется план по созданию единого научно-образовательного пространства, основанный на общих принципах функционирования систем общего среднего образования двух стран: Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»; Учебно-методический портал; Единая Интернет-коллекция цифровых образовательных ресурсов.
К дополнительным сетевым информационным образовательным ресурсам относятся англоязычные ресурсы, которые могут быть использованы учителем при подготовке урока на II и III ступени общего среднего образования. Единственным «недостатком» определившим их в дополнительные информационные образовательные ресурсы является язык их сопровождения: LabXchange; Виртуальные лаборатории от McGrawHill; Виртуальные лаборатории MERLOT; Виртуальные лаборатории UniversityofColorado.
Установлено, что использование сетевых информационно-образовательных ресурсов в процессе обучения позволяет обеспечить:
- поддержку всех этапов образовательного процесса: получение информации, практические занятия, аттестацию или контроль учебных достижений;
- расширение сектора самостоятельной учебной работы;
- изменение ролей преподавателя (поддержка учебного процесса и его координация) и учащихся (активная вовлеченность в учебный процесс);
- ощущение способности управлять ходом событий и чувство ответственности за получаемый результат;
- переход ученика от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;
- реализацию принципиально новых форм и методов обучения, в том числе самостоятельного индивидуализированного обучения;
- работу субъектов образовательного процесса в интерактивном режиме;
- оперативную обратную связь между субъект-субъектом и субъект-объектом;
- регистрацию, сбор, накопление, хранение и обработку информации об изучаемых процессах и явлениях;
- автоматизацию процессов обработки результатов контрольных и практических занятий с возможностью многократного повторения его целиком или отдельных фрагментов;
- визуализацию изучаемых явлений, процессов [1];
- сетевое взаимодействие между субъектами образовательного процесса, в результате которого отдаленные, небольшие образовательные сообщества вступают во взаимодействие между собой, тем самым обогащая себя новыми знаниями и умениями в кратчайшие сроки, за счет образования одного «большого» образовательного пространства.
Проведенный анализ различных программных решений для организации процесса сетевого учебного взаимодействия указывает на целесообразность использования системы дистанционного обучения Moodle в учреждениях общего среднего образования за счет возможности организации в данной системе игрофикации учебного процесса, индивидуального обучения, формирования аналитической отчетности, управления журналом оценок, создания дидактических материалов, установки на собственный сервер и открытый программный код.
Нами были установлены условия эффективной организации сетевой учебно-методической деятельности учителя биологии в условиях развития информационно-образовательной среды:
- новеллы Кодекса Республики Беларусь об образовании в части закрепления дистанционной формы обучения в образовательном процессе учреждений образования;
- положения Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года в части цифровой трансформации сферы образования и цифровизации процессов в национальной системе непрерывного образования, в рамках которой предусматривается разработка регламентов функционирования информационно-коммуникационной среды, разработка и внедрение в системе образования электронных сервисов, создание республиканской информационной образовательной среды;
- локальное нормативно-правовое регулирование использование школьного образовательного сайта в учреждении образования;
- дополнительная мотивация учителей со стороны администрации учреждения образования по использованию школьного образовательного сайта в своей учебно-методической деятельности;
- финансовое обеспечение функционирования предметного школьного сайта;
- базовые знания учителем офисных, интернет, коммуникационных приложений;
- знания учителем принципов функционирования, структурной организации систем дистанционного обучения, в частности Moodle;
- знания учителем существующих в открытом доступе электронных образовательных ресурсов;
- усвоение учебной программы по учебному предмету «Информатика» для VI класса учащимися;
- наличие в штате учреждения образования инженера-программиста или возможность беспрепятственно обращаться за консультацией к такому специалисту на стороне;
- наличие современной компьютерной техники в учреждениях общего среднего образования, а также доступность использования для коммуникации различных электронных устройств обучающихся (ноутбуки, планшеты, телефоны);
- доступность каналов высокоскоростного Интернета для всех заинтересованных сторон не только в учреждениях образования, но и в домашних условиях и открытых компьютерных центрах;
- высокий уровень оснащенности обучающихся современными цифровыми устройствами и эффективными каналами связи для коммуникации, активное использование ими различных социальных сетей;
- понимание со стороны педагогического коллектива необходимости организации образовательного процесса с активным применением дистанционной коммуникации для группового и индивидуального взаимодействия не только в рамках освоения учебного материала по предмету, но и организации профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования.
- обеспечение информационно-консультационной поддержкой учащихся по использованию электронных образовательных ресурсов.
Ограничения и риски при организации сетевой учебно-методической деятельности учителя биологии в условиях развития информационно-образовательных ресурсов:
- отсутствие базовых знаний об информационных технологиях у учителей и/или учащихся;
- невозможность профинансировать внедрение школьного образовательного сайта;
- отсутствие материально-технического обеспечения учителей и/или учащихся;
- консерватизм образовательного процесса в учреждении образовании.
В качестве механизмов применения сетевых информационно-образовательных ресурсов в учебно-методической деятельности учителя биологии с целью улучшения образовательного процесса нами разработана маршрутная карта по применению информационно-образовательных ресурсов на уроках биологии в 7-ом классе (42 урока в соответствии с учебной программой), школьный образовательный сайт по биологии на базе Moodle, содержащий информационно-образовательные ресурсы по биологии, с помощью которого возможно выстроить общий процесс обучения для всего класса и конкретно скорректировать вектор личностного развития отдельно взятого учащегося. В соответствии с предложенными нами к использованию сетевых информационно-образовательных ресурсов в учебно-методической деятельности учителя биологии созданы планы-конспекты уроков усвоения новых знаний и домашнее задание для учащихся
Экспериментально апробирована организация учебно-методической деятельности учителя биологии с использованием сетевых информационно-образовательных ресурсов среди 151 учащегося 7 классов ГУО «Средняя школа № 84 г. Минска имени П.Т. Пономарева».
Установлено, что в зависимости от темы учебной программы результаты аттестации в экспериментальных группах на 10% – 40% превышали результаты в контрольных группах.
Дополнительное анкетирование учащихся выявило, что при подготовке домашнего задания они в разной степени используют источники учебного материала. В частности, традиционным бумажным учебным пособием пользуются 91% опрошенных, сетевыми информационно-образовательными ресурсами, рекомендованными учителем, пользуются 62% семиклассников. Для работы с биологическими электронными образовательными ресурсами учащиеся в основном используют смартфон (96%). Хотели бы использовать и в дальнейшем информационные технологии в образовательном процессе при изучении биологии (80%) респондентов. Узнаваемость школьного образовательного сайта по биологии среди учащихся составила (90%). Хотели бы использовать и в дальнейшем школьный образовательный сайт по биологии при изучении учебного предмета «Биология» (95%). Имеется в наличие смартфон с постоянным выходом в Интернет и желанием его использовать в образовательных целях у (80%) респондентов. Кроме этого, результаты, проведенного анкетирования констатируют о том, что информационно-образовательные ресурсы востребованы со стороны учащихся, и о преобладающем использовании ими в образовательных целях своих смартфонов по сравнению с персональными компьютерами, ноутбуками.
Таким образом, законодательная база и массив свободно доступных информационно-образовательных ресурсов позволяет организацию сетевого взаимодействия между субъектами образовательного процесса при условии соответствующей мотивации субъектов и их ИТ-компетенций.
Литература
- Абрамов, Е. В. Потенциал электронных образовательных ресурсов в учебном процессе // Новые образовательные технологии в вузе пятая международная научно-методическая конференция, 4-6 февраля 2008 г.: сборник тезисов докладов: Часть 1. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2008. С. 138–143.
- Национальный образовательный портал [Электронный ресурс]. URL: https://adu.by (дата обращения: 20.08.2023).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 74
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 16
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0