Личностная зрелость студентов в зависимости от их активности в Интернет-среде

32

Аннотация

Статья посвящена изучению личностной зрелости студентов в зависимости от их активности в Интернет-среде. Большинство студентов подвержены негативному воздействию Интернет-среды: они склонны к переоценке значимости виртуального пространства в своей жизни, обладают завышенными ценностно-смысловыми представлениями о виртуальном пространстве, склонны к потере контроля над временем и компульсивным действиям посещения виртуального пространства. Нередки случаи, когда молодые люди ведут параллельную тайную жизнь в Сети, отличную от реальности, или вообще полностью уходят в виртуальную жизнь, отказываясь от реальности. В данной работе автор описывает результаты эмпирического исследования уровня личностной зрелости студентов, характера их активности в Интернет-среде, а также представлены результаты изучения ценностно-смысловой сферы студентов в виртуальном пространстве. В качестве научного обоснования сделанных автором выводов, представлены статистически значимые результаты корреляционного и регрессионного анализа.

Общая информация

Ключевые слова: личностная зрелость, интернет, активность, ценностно-смысловая сфера, интернет-зависимость

Рубрика издания: Моделирование и анализ данных для цифрового образования

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Климушко Е.И. Личностная зрелость студентов в зависимости от их активности в Интернет-среде // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 562–570.

Полный текст

Введение

Многие современные исследования в области киберпсихологии показывают, что Интернет-среда оказывает достаточно выраженное специфическое воздействие на личность. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируются операциональное (исполнительское) звено деятельности, пространственно-временные характеристики взаимодействия субъект-субъект и субъект-информационная система, процессы целеполагания и т.д. [3].

К психологическим детерминантам деятельности в Интернет-среде относят: мотивацию использования Интернета (О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин и А. Е. Bойскунский выделяют деловой, познавательный, корпоративный, мотив общения, самоутверждения, рекреации, аффилиации и мотив самореализации и развития личности) [1; 2], мотивация определяет характер виртуальной самопрезентации (Д. И. Иванова на основании аутентичности личности Интернет-пользователя в процессе Интернет социализации выделяет три варианта виртуальной личности – конгруэнтную, неконгруэнтную и вымышленную) [6]. Основная детерминанта деятельности – это Интернет-активность, которая характеризуется временными (время пребывания, срок) и деятельностными (включенность в одну или несколько деятельностей одновременно, насыщенность событиями) параметрами. По уровням Интернет-активности А. И. Лучинкина выделяет четыре группы пользователей: пассивные, ситуативные, активные и чрезмерно активные пользователи [7].

Ключевой проблемой для данной работы является изучение воздействия Интернет-среды на личностную зрелость студентов. Использование субъектно-деятельностного подхода позволило комплексно изучить психологические закономерности формирования личностной зрелости под воздействием Интернет-среды.

Методы

Выявление личностной зрелости студенческой молодежи в зависимости от их активности в Интернет-среде осуществлялось при помощи следующих методов: психологическое тестирование, методы статистической обработки данных (корреляционный и регрессионный анализ).

Исследование проводилось в течение 2019-2022 годов. В общей сложности выборку исследования составили 243 человека – студенты Белорусского государственного университета. Из них 130 девушек и 113 юношей; 97 студентов технической направленности (радиофизика и компьютерные технологии) и 146 студентов гуманитарной направленности (социальная работа, дизайн и лингвистика). Возраст испытуемых составил от 17 до 23 лет, среднее значение 19 лет.

При формировании общей выборки были соблюдены критерий репрезентативности (испытуемые в полной мере представляют генеральную совокупность), содержательный критерий (группа испытуемых соответствует предмету и гипотезе исследования) и критерий эквивалентности испытуемых (в выборке испытуемых исключены специфические характеристики, которые могли бы повлиять на зависимую переменную).

Достоверность полученных данных обеспечивалась использованием методов статистической обработки данных (коэффициент корреляции Пирсона, регрессионный анализ) с проведением расчетов в программе Statistica 6.0.

Результаты

Личностная зрелость студентов изучалась при помощи методики диагностики личностной зрелости (В. А. Руженков, В. В. Руженкова, И. С. Лукьянцева) [8]. Она включает в себя пять шкал: ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивное мышление и самостоятельность, которые затем суммируются и в общей сложности дают интегративный показатель личностной зрелости индивида.

Анализируя полученные данные по данной методике, в целом можно сказать, что респонденты обладают достаточно высоким уровнем личностной зрелости, ведь только по шкале терпимости низкий уровень был обнаружен лишь у 2% испытуемых. В остальном же по всем пяти шкалам преимущественно все респонденты обладают средним, а 19% испытуемых – высоким уровнем личностной зрелости.

Также в рамках изучения личностной зрелости были проанализированы значения среднего, медианы и моды, результаты которых также преимущественно подтверждают предыдущие выводы (таблица 1). Так, все полученные значения по всем шкалам (и интегральному показателю в том числе) соответствую заданной методикой норме, при этом не выходят и даже не приближаются к крайним границам данных норм.

Таблица 1. Описательная статистика результатов исследования личностной зрелости

Название шкалы

Описательная статистика (Сводная таблица данных)

Среднее

Медиана

Мода

Мин

Макс

Стандартное отклонение

Ответственность

18,42

19

20

12

25

2,9

Терпимость

18,08

18

Множ.

8

24

3,0

Саморазвитие

18,02

18

19

12

25

3,2

Позитивное мышление

17,23

17

17

11

24

2,9

Самостоятельность

18,87

18

17

14

32

3,1

Личностная зрелость

90,63

89

Множ.

74

114

10,0

Таким образом, студенческая молодежь в общей сложности отличается достаточно развитым уровнем личностной зрелости.

На следующем этапе проводилось исследование уровня активности студентов в Интернет-среде, которое осуществлялось при помощи опросника «Поведение в Интернете» А. Е. Жичкиной [4]. Опросник состоит из трех шкал: активность в восприятии альтернатив (интерес к разнообразию людей, мнений, сред и способов общения и сайтов; ориентировка в чистом виде, восприятие альтернатив без выбора между ними и без реализации того или иного варианта действий), активность в действии (собственно осуществление действия, которое может следовать за поиском альтернатив) и Интернет-зависимость (один из видов поведенческих зависимостей, который проявляется в навязчивом постоянном стремлении войти в Интернет и потере субъективного контроля за его использованием).

По шкале «активность в действиях» было обнаружено, что 64% респондентов обладают низким и 34% средним уровнем активности, это значит, что фактически все испытуемые не склонны бесцельно и неосмысленно посещать веб-ресурсы (заниматься «серфингом»), импульсивно переключаясь по различным сайтам и ссылкам. Низкую склонность испытуемых к такого рода действиям подтверждают и значения среднего, медианы и моды (таблица 2). По шкале «активность в восприятии альтернатив» было обнаружено, что 83% испытуемых обладают средним уровнем и 17% низким уровнем интереса к разнообразию Интернет-среды, что позволяет говорить о наличии у испытуемых определенного и привычного перечня веб-ресурсов с умеренным интересом к поиску нового. Значения среднего, медианы и моды также подтверждают данные результаты.

С учетом особенностей интерпретации данной методики по шкале «Интернет-зависимость» было обнаружено, что 46% испытуемых не склонны к Интернет-зависимости. Склонными к Интернет-зависимости оказалось 54% испытуемых, но при этом полноценно сформированной зависимости среди респондентов в данной выборке обнаружено не было. Также необходимо отметить, что значение среднего по данной шкале не позволяет говорить о склонности выборки в целом к Интернет-зависимости, но в то же время медиана отражает данную склонными к зависимому поведению в Интернете (таблица 2).

Таблица 2. Описательная статистика результатов исследования активности в Интернете

Название шкалы

Описательная статистика

Среднее

Медиана

Мода

Мин

Макс

Стандартное отклонение

Активность в действиях

2,15

2

1

0

5

1,27

Активность в восприятии альтернатив

5,53

5

5

2

7

1,21

Интернет-зависимость

2,55

3

Множ.

0

5

1,15

 

Таким образом, уровень активности студентов в Интернет-среде можно считать умеренным, так как студенты не проявляют чрезмерно активных действий находясь в Сети. Хотя при этом они осознают широкие возможности Веб-пространства (о чем также свидетельствуют и результаты контент-анализа авторской анкеты), но большинство испытуемых не предпринимает никаких действий по освоению этого пространства, предпочитая привычный круг знакомых ресурсов. В то же время взаимодействие с этими привычными ресурсами приводит к тому, что большая часть испытуемых обнаруживает склонность к Интернет-зависимости.

Исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности в виртуальном пространстве осуществлялось при помощи опросника «Ценностно-смысловая сфера личности в виртуальном пространстве» (Р. И. Зекерьяев), который состоит из двух частей: изучение ценностей-убеждений и ценностей действий (что аналогично ценностному опроснику Ш. Шварца). По каждой шкале диапазон баллов равен от абсолютной незначимости (0 баллов) до очень большой значимости ценности (4 или 5 баллов в соответствующих частях опросника) [5].

Ценности-убеждения отражают, насколько позитивное и благоприятное представление у человека об Интернете. Следовательно, очень высокие значения среднего, медианы и моды (таблица 3) позволяют говорить о том, что абсолютное большинство испытуемых считает Интернет безопасным местом, в котором существуют определенные правила и нормы, которым все следуют, где много полезной информации и можно легко проявить свое творчество.

Таблица 3. Описательная статистика результатов исследования ценностно-смысловой сферы личности в виртуальном пространстве

Название шкалы

Описательная статистика

Среднее

Медиана

Мода

Мин

Макс

Стандартное отклонение

Ценности-убеждения

4,41

5

5

2

5

0,83

Ценность информационной доступности

3,72

4

4

0

4

0,71

Ценность географической толерантности

3,11

3

4

0

4

1,03

Ценность развлечений

2,95

3

Множ.

0

4

1,04

Ценность легкого успеха

2,34

2

Множ.

1

4

0,94

Ценность иной жизни

1,13

1

0

0

4

1,17

Среди ценностей-действий в виртуальном пространстве наиболее значимыми для респондентов оказались неограниченные возможности доступа к информации и развлекательному контенту, а также отсутствие физических границ во взаимодействии с пользователями различных стран (таблица 3). В то же время наименее значимыми оказались ценности легкого успеха (что говорит о критичности респондентов и понимании ими необходимости прилагать усилия для успеха в любой среде) и иной жизни (это значит, что испытуемые как пользователи виртуального пространства предпочитают создавать свой виртуальный образ максимально приближенным к реальному, избегая анонимности или искусственности).

Таким образом, Интернет сам по себе можно считать достаточно значимой ценностью для студенческой молодежи, так как у них преобладают позитивные убеждения относительно виртуальной среды. Наибольшую значимость в контексте ценностей-действий для студентов имеет доступность ресурсов (информационных и развлекательных) и возможность взаимодействовать с различными субъектами вне географии.

Особое внимание хотелось бы уделить взаимосвязи личностной зрелости с активностью в Интернет-среде совместно с системой ценностей студентов в виртуальном пространстве. Наиболее значимые корреляции были получены между ценностью географической толерантности и личностной зрелостью (r=0,30 при p<0,05), что говорит нам о том, что чем более психологически зрелый человек, тем сильнее он осознает значимость общения с людьми за пределами совей физической досягаемости. В тоже время были обнаружены обратные корреляции между ценностью развлечений и личностной зрелостью (r=-0,32 при p<0,05), следовательно, чем более психологически зрелым является человек, тем менее значимыми для него являются развлечения виртуального пространства (онлайн-игры, видео, чаты и т.д.).

Для проверки гипотезы и том, что формирование личностной зрелости студентов в определенной мере зависит от уровня их активности в Интернет-среде, был использован регрессионный анализ. Параметр личностной зрелости также оказался зависим от воздействия Интернет-среды, а именно от ценности развлечений (β=-0,35 при р<0,05, R2=0,31). Таким образом, можно сделать предположение, что стремление к потреблению развлекательного контента приводит к снижению личностной зрелости, проявлению инфантильности.

Обсуждение

В заключение хотелось бы отметить, что в массе своей современная студенческая молодежь обладает достаточно высоким уровнем личностной зрелости, но Интернет при этом представляет для них достаточно значимую ценность, так как у них преобладают позитивные убеждения относительно виртуальной среды. Абсолютно все студенты являются активными пользователями Сети и фактически у каждого второго обнаружена склонность к Интернет-зависимости. Наибольшую значимость в контексте ценностей-действий для студентов имеет доступность ресурсов (информационных и развлекательных) и возможность взаимодействовать с различными субъектами вне географических границ. Тем не менее, более зрелые в психологическом плане студенты осознают и активно используют международный статус Интернета, а использование Сети преимущественно с целью развлечений негативно влияет на развитие личностной зрелости студентов.

Информация об авторах

Климушко Еатерина Ивановна, старший преподаватель кафедры общей и медицинской психологии факультета философии и социальных наук, Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1407-3740, e-mail: klimush@bsu.by

Метрики

Просмотров

Всего: 43
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 32
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 0