Личностная зрелость студентов в зависимости от их активности в Интернет-среде
Аннотация
Статья посвящена изучению личностной зрелости студентов в зависимости от их активности в Интернет-среде. Большинство студентов подвержены негативному воздействию Интернет-среды: они склонны к переоценке значимости виртуального пространства в своей жизни, обладают завышенными ценностно-смысловыми представлениями о виртуальном пространстве, склонны к потере контроля над временем и компульсивным действиям посещения виртуального пространства. Нередки случаи, когда молодые люди ведут параллельную тайную жизнь в Сети, отличную от реальности, или вообще полностью уходят в виртуальную жизнь, отказываясь от реальности. В данной работе автор описывает результаты эмпирического исследования уровня личностной зрелости студентов, характера их активности в Интернет-среде, а также представлены результаты изучения ценностно-смысловой сферы студентов в виртуальном пространстве. В качестве научного обоснования сделанных автором выводов, представлены статистически значимые результаты корреляционного и регрессионного анализа.
Общая информация
Ключевые слова: личностная зрелость, интернет, активность, ценностно-смысловая сфера, интернет-зависимость
Рубрика издания: Моделирование и анализ данных для цифрового образования
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Климушко Е.И. Личностная зрелость студентов в зависимости от их активности в Интернет-среде // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 562–570.
Полный текст
Введение
Многие современные исследования в области киберпсихологии показывают, что Интернет-среда оказывает достаточно выраженное специфическое воздействие на личность. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируются операциональное (исполнительское) звено деятельности, пространственно-временные характеристики взаимодействия субъект-субъект и субъект-информационная система, процессы целеполагания и т.д. [3].
К психологическим детерминантам деятельности в Интернет-среде относят: мотивацию использования Интернета (О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин и А. Е. Bойскунский выделяют деловой, познавательный, корпоративный, мотив общения, самоутверждения, рекреации, аффилиации и мотив самореализации и развития личности) [1; 2], мотивация определяет характер виртуальной самопрезентации (Д. И. Иванова на основании аутентичности личности Интернет-пользователя в процессе Интернет социализации выделяет три варианта виртуальной личности – конгруэнтную, неконгруэнтную и вымышленную) [6]. Основная детерминанта деятельности – это Интернет-активность, которая характеризуется временными (время пребывания, срок) и деятельностными (включенность в одну или несколько деятельностей одновременно, насыщенность событиями) параметрами. По уровням Интернет-активности А. И. Лучинкина выделяет четыре группы пользователей: пассивные, ситуативные, активные и чрезмерно активные пользователи [7].
Ключевой проблемой для данной работы является изучение воздействия Интернет-среды на личностную зрелость студентов. Использование субъектно-деятельностного подхода позволило комплексно изучить психологические закономерности формирования личностной зрелости под воздействием Интернет-среды.
Методы
Выявление личностной зрелости студенческой молодежи в зависимости от их активности в Интернет-среде осуществлялось при помощи следующих методов: психологическое тестирование, методы статистической обработки данных (корреляционный и регрессионный анализ).
Исследование проводилось в течение 2019-2022 годов. В общей сложности выборку исследования составили 243 человека – студенты Белорусского государственного университета. Из них 130 девушек и 113 юношей; 97 студентов технической направленности (радиофизика и компьютерные технологии) и 146 студентов гуманитарной направленности (социальная работа, дизайн и лингвистика). Возраст испытуемых составил от 17 до 23 лет, среднее значение 19 лет.
При формировании общей выборки были соблюдены критерий репрезентативности (испытуемые в полной мере представляют генеральную совокупность), содержательный критерий (группа испытуемых соответствует предмету и гипотезе исследования) и критерий эквивалентности испытуемых (в выборке испытуемых исключены специфические характеристики, которые могли бы повлиять на зависимую переменную).
Достоверность полученных данных обеспечивалась использованием методов статистической обработки данных (коэффициент корреляции Пирсона, регрессионный анализ) с проведением расчетов в программе Statistica 6.0.
Результаты
Личностная зрелость студентов изучалась при помощи методики диагностики личностной зрелости (В. А. Руженков, В. В. Руженкова, И. С. Лукьянцева) [8]. Она включает в себя пять шкал: ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивное мышление и самостоятельность, которые затем суммируются и в общей сложности дают интегративный показатель личностной зрелости индивида.
Анализируя полученные данные по данной методике, в целом можно сказать, что респонденты обладают достаточно высоким уровнем личностной зрелости, ведь только по шкале терпимости низкий уровень был обнаружен лишь у 2% испытуемых. В остальном же по всем пяти шкалам преимущественно все респонденты обладают средним, а 19% испытуемых – высоким уровнем личностной зрелости.
Также в рамках изучения личностной зрелости были проанализированы значения среднего, медианы и моды, результаты которых также преимущественно подтверждают предыдущие выводы (таблица 1). Так, все полученные значения по всем шкалам (и интегральному показателю в том числе) соответствую заданной методикой норме, при этом не выходят и даже не приближаются к крайним границам данных норм.
Таблица 1. Описательная статистика результатов исследования личностной зрелости
Название шкалы |
Описательная статистика (Сводная таблица данных) |
|||||
Среднее |
Медиана |
Мода |
Мин |
Макс |
Стандартное отклонение |
|
Ответственность |
18,42 |
19 |
20 |
12 |
25 |
2,9 |
Терпимость |
18,08 |
18 |
Множ. |
8 |
24 |
3,0 |
Саморазвитие |
18,02 |
18 |
19 |
12 |
25 |
3,2 |
Позитивное мышление |
17,23 |
17 |
17 |
11 |
24 |
2,9 |
Самостоятельность |
18,87 |
18 |
17 |
14 |
32 |
3,1 |
Личностная зрелость |
90,63 |
89 |
Множ. |
74 |
114 |
10,0 |
Таким образом, студенческая молодежь в общей сложности отличается достаточно развитым уровнем личностной зрелости.
На следующем этапе проводилось исследование уровня активности студентов в Интернет-среде, которое осуществлялось при помощи опросника «Поведение в Интернете» А. Е. Жичкиной [4]. Опросник состоит из трех шкал: активность в восприятии альтернатив (интерес к разнообразию людей, мнений, сред и способов общения и сайтов; ориентировка в чистом виде, восприятие альтернатив без выбора между ними и без реализации того или иного варианта действий), активность в действии (собственно осуществление действия, которое может следовать за поиском альтернатив) и Интернет-зависимость (один из видов поведенческих зависимостей, который проявляется в навязчивом постоянном стремлении войти в Интернет и потере субъективного контроля за его использованием).
По шкале «активность в действиях» было обнаружено, что 64% респондентов обладают низким и 34% средним уровнем активности, это значит, что фактически все испытуемые не склонны бесцельно и неосмысленно посещать веб-ресурсы (заниматься «серфингом»), импульсивно переключаясь по различным сайтам и ссылкам. Низкую склонность испытуемых к такого рода действиям подтверждают и значения среднего, медианы и моды (таблица 2). По шкале «активность в восприятии альтернатив» было обнаружено, что 83% испытуемых обладают средним уровнем и 17% низким уровнем интереса к разнообразию Интернет-среды, что позволяет говорить о наличии у испытуемых определенного и привычного перечня веб-ресурсов с умеренным интересом к поиску нового. Значения среднего, медианы и моды также подтверждают данные результаты.
С учетом особенностей интерпретации данной методики по шкале «Интернет-зависимость» было обнаружено, что 46% испытуемых не склонны к Интернет-зависимости. Склонными к Интернет-зависимости оказалось 54% испытуемых, но при этом полноценно сформированной зависимости среди респондентов в данной выборке обнаружено не было. Также необходимо отметить, что значение среднего по данной шкале не позволяет говорить о склонности выборки в целом к Интернет-зависимости, но в то же время медиана отражает данную склонными к зависимому поведению в Интернете (таблица 2).
Таблица 2. Описательная статистика результатов исследования активности в Интернете
Название шкалы |
Описательная статистика |
|||||
Среднее |
Медиана |
Мода |
Мин |
Макс |
Стандартное отклонение |
|
Активность в действиях |
2,15 |
2 |
1 |
0 |
5 |
1,27 |
Активность в восприятии альтернатив |
5,53 |
5 |
5 |
2 |
7 |
1,21 |
Интернет-зависимость |
2,55 |
3 |
Множ. |
0 |
5 |
1,15 |
Таким образом, уровень активности студентов в Интернет-среде можно считать умеренным, так как студенты не проявляют чрезмерно активных действий находясь в Сети. Хотя при этом они осознают широкие возможности Веб-пространства (о чем также свидетельствуют и результаты контент-анализа авторской анкеты), но большинство испытуемых не предпринимает никаких действий по освоению этого пространства, предпочитая привычный круг знакомых ресурсов. В то же время взаимодействие с этими привычными ресурсами приводит к тому, что большая часть испытуемых обнаруживает склонность к Интернет-зависимости.
Исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности в виртуальном пространстве осуществлялось при помощи опросника «Ценностно-смысловая сфера личности в виртуальном пространстве» (Р. И. Зекерьяев), который состоит из двух частей: изучение ценностей-убеждений и ценностей действий (что аналогично ценностному опроснику Ш. Шварца). По каждой шкале диапазон баллов равен от абсолютной незначимости (0 баллов) до очень большой значимости ценности (4 или 5 баллов в соответствующих частях опросника) [5].
Ценности-убеждения отражают, насколько позитивное и благоприятное представление у человека об Интернете. Следовательно, очень высокие значения среднего, медианы и моды (таблица 3) позволяют говорить о том, что абсолютное большинство испытуемых считает Интернет безопасным местом, в котором существуют определенные правила и нормы, которым все следуют, где много полезной информации и можно легко проявить свое творчество.
Таблица 3. Описательная статистика результатов исследования ценностно-смысловой сферы личности в виртуальном пространстве
Название шкалы |
Описательная статистика |
|||||
Среднее |
Медиана |
Мода |
Мин |
Макс |
Стандартное отклонение |
|
Ценности-убеждения |
4,41 |
5 |
5 |
2 |
5 |
0,83 |
Ценность информационной доступности |
3,72 |
4 |
4 |
0 |
4 |
0,71 |
Ценность географической толерантности |
3,11 |
3 |
4 |
0 |
4 |
1,03 |
Ценность развлечений |
2,95 |
3 |
Множ. |
0 |
4 |
1,04 |
Ценность легкого успеха |
2,34 |
2 |
Множ. |
1 |
4 |
0,94 |
Ценность иной жизни |
1,13 |
1 |
0 |
0 |
4 |
1,17 |
Среди ценностей-действий в виртуальном пространстве наиболее значимыми для респондентов оказались неограниченные возможности доступа к информации и развлекательному контенту, а также отсутствие физических границ во взаимодействии с пользователями различных стран (таблица 3). В то же время наименее значимыми оказались ценности легкого успеха (что говорит о критичности респондентов и понимании ими необходимости прилагать усилия для успеха в любой среде) и иной жизни (это значит, что испытуемые как пользователи виртуального пространства предпочитают создавать свой виртуальный образ максимально приближенным к реальному, избегая анонимности или искусственности).
Таким образом, Интернет сам по себе можно считать достаточно значимой ценностью для студенческой молодежи, так как у них преобладают позитивные убеждения относительно виртуальной среды. Наибольшую значимость в контексте ценностей-действий для студентов имеет доступность ресурсов (информационных и развлекательных) и возможность взаимодействовать с различными субъектами вне географии.
Особое внимание хотелось бы уделить взаимосвязи личностной зрелости с активностью в Интернет-среде совместно с системой ценностей студентов в виртуальном пространстве. Наиболее значимые корреляции были получены между ценностью географической толерантности и личностной зрелостью (r=0,30 при p<0,05), что говорит нам о том, что чем более психологически зрелый человек, тем сильнее он осознает значимость общения с людьми за пределами совей физической досягаемости. В тоже время были обнаружены обратные корреляции между ценностью развлечений и личностной зрелостью (r=-0,32 при p<0,05), следовательно, чем более психологически зрелым является человек, тем менее значимыми для него являются развлечения виртуального пространства (онлайн-игры, видео, чаты и т.д.).
Для проверки гипотезы и том, что формирование личностной зрелости студентов в определенной мере зависит от уровня их активности в Интернет-среде, был использован регрессионный анализ. Параметр личностной зрелости также оказался зависим от воздействия Интернет-среды, а именно от ценности развлечений (β=-0,35 при р<0,05, R2=0,31). Таким образом, можно сделать предположение, что стремление к потреблению развлекательного контента приводит к снижению личностной зрелости, проявлению инфантильности.
Обсуждение
В заключение хотелось бы отметить, что в массе своей современная студенческая молодежь обладает достаточно высоким уровнем личностной зрелости, но Интернет при этом представляет для них достаточно значимую ценность, так как у них преобладают позитивные убеждения относительно виртуальной среды. Абсолютно все студенты являются активными пользователями Сети и фактически у каждого второго обнаружена склонность к Интернет-зависимости. Наибольшую значимость в контексте ценностей-действий для студентов имеет доступность ресурсов (информационных и развлекательных) и возможность взаимодействовать с различными субъектами вне географических границ. Тем не менее, более зрелые в психологическом плане студенты осознают и активно используют международный статус Интернета, а использование Сети преимущественно с целью развлечений негативно влияет на развитие личностной зрелости студентов.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 100
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 92
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6