Психология и право
2024. Том 14. № 4. С. 232–246
doi:10.17759/psylaw.2024000003
ISSN: 2222-5196 (online)
Особенности склонности к аддикциям и эмоционального интеллекта у выпускников физико-математических классов
Аннотация
В статье рассматривается склонность к разным видам аддиктивного поведения у выпускников физико-математических классов. Выборку составили 89 юношей и молодых мужчин в возрасте 18—26 лет, основная группа — выпускники физико-математических классов, 49 человек, призеры или победители значимых олимпиад; контрольная группа — выпускники классов других профилей либо непрофильных классов, 40 человек. Цель исследования — выявить особенности склонностей к различным видам аддиктивного поведения у выпускников физико-математических классов мужского пола, гипотеза исследования: выпускники физико-математических классов более склонны к трудоголизму и компьютерной зависимости, чем их сверстники. Оценивалась склонность к 13 видам зависимости по методике Г.В. Лозовой, дополнительно оценивался эмоциональный интеллект по методике Н. Холла. Выяснилось, что выпускники физико-математических классов более уязвимы с точки зрения склонности к ряду зависимостей, в этой группе обнаружены множественные значимые корреляционные связи между склонностью к различным зависимостям и аспектами эмоционального интеллекта, что позволяет рассматривать развитие эмоционального интеллекта у выпускников физико-математических классов как средство снижения их склонности к аддиктивному поведению.
Общая информация
Ключевые слова: аддиктивное поведение, интернет-зависимость, игровая зависимость, трудоголизм, эмоциональный интеллект, математические способности
Рубрика издания: Междисциплинарные исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024000003
Получена: 01.07.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Романчева С.С., Бусарова О.Р. Особенности склонности к аддикциям и эмоционального интеллекта у выпускников физико-математических классов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 4. С. 232–246. DOI: 10.17759/psylaw.2024000003
Полный текст
Введение
Методика
Виды зависимости |
Число (%) испытуемых, отнесенных к низкому / среднему / |
|
Выпускники физ-мат. классов, N = 49 |
Контрольная группа, N = 40 |
|
Алкогольная |
28 (57) / 21 (43) / 0 (0) |
24 (60) / 16 (40) / 0 (0) |
Телевизионная |
49 (100) /0 (0) / 0 (0) |
40 (100) /0 (0) / 0 (0) |
Любовная |
15 (31) / 25 (51) / 9 (18) |
9 (22) /23 (58) / 8 (20) |
Игровая |
7 (14) / 28 (57) / 14 (29) |
19 (48) / 20 (50) / 1(2) |
От межполовых отношений |
32 (65) / 16 (33) / 1(2) |
19 (48) / 20 (50) / 1(2) |
Пищевая |
48 (98) / 1(2) / 0 (0) |
37 (92) / 3 (8) / 0 (0) |
Религиозная |
49 (100) / 0 (0) / 0 (0) |
40 (100) / 0 (0) / 0 (0) |
Трудоголизм |
0 (0) / 32 (65) / 17 (35) |
19 (48) / 12 (30) / 9 (22) |
Лекарственная |
49 (100) / 0 (0) / 0 (0) |
40 (100) / 0 (0) / 0 (0) |
Компьютерная |
0 (0) / 22 (45) / 27 (55) |
15 (38) / 25 (62) / 0 (0) |
От курения |
34 (69) / 14 (29) / 1(2) |
29 (73) / 8 (20) / 3 (7) |
От ЗОЖ |
49 (100) / 0 (0) / 0 (0) |
40 (100) / 0 (0) / 0 (0) |
Наркотическая |
49 (100) / 0 (0) / 0 (0) |
40 (100) / 0 (0) / 0 (0) |
хотя бы к одному виду зависимости в основной и контрольной группах
к различным видам зависимости (критерий Манна—Уитни)
Виды зависимости |
Средние значения |
U |
|||
Основная группа (физ-мат. классы), N = 49 |
Контрольная группа, |
||||
M |
σ |
M |
σ |
||
Алкогольная |
10,31 |
3,15 |
9,53 |
3,19 |
841,5 |
Телевизионная |
7,76 |
2,09 |
7,55 |
1,94 |
924,5 |
Любовная |
13,94 |
3,9 |
15,23 |
3,68 |
805 |
Игровая |
15,61 |
3,67 |
12,1 |
2,69 |
439,5** |
От межполовых отношений |
10,08 |
3,48 |
11,5 |
3,52 |
744,5* |
Пищевая |
7,71 |
1,64 |
8,1 |
2,03 |
885,5 |
Религиозная |
7,04 |
1,59 |
7,35 |
1,64 |
879 |
Трудоголизм |
17,96 |
2,49 |
13,6 |
4,82 |
465,5** |
Лекарственная |
6,9 |
1,37 |
7,35 |
1,39 |
800 |
Компьютерная |
18,86 |
2,18 |
12,0 |
2,28 |
47,5** |
От курения |
10,12 |
3,86 |
9,73 |
4,12 |
893 |
От ЗОЖ |
7,37 |
2,04 |
7,85 |
1,94 |
831,5 |
Наркотическая |
7,55 |
1,91 |
7,2 |
1,89 |
869 |
к разным видам зависимости в основной и контрольной группах
в основной группе в младшей и старшей подгруппах: 1 — игровая зависимость;
2 — трудоголизм; 3 — компьютерная зависимость
и в контрольной группе (критерий Манна—Уитни)
Показатели эмоционального интеллекта |
Средние значения |
U |
|||
Основная группа (физ-мат. классы), N = 49 |
Контрольная группа, |
||||
M |
σ |
M |
σ |
||
Эмоциональная осведомленность |
8,8 |
2,78 |
12,2 |
3,08 |
417** |
Управление |
12,1 |
2,57 |
12,6 |
3,09 |
904 |
Самомотивация |
10,82 |
1,57 |
11,8 |
1,9 |
681** |
Эмпатия |
6,79 |
2,41 |
10,6 |
2,19 |
255,5** |
Распознавание |
6,88 |
1,96 |
11,18 |
1,74 |
103,5** |
Общий показатель |
45,33 |
5,83 |
58,38 |
6,29 |
101** |
эмоционального интеллекта у выпускников физико-математических классов
(коэффициент корреляции Спирмена)
Аспекты ЭИ |
Эмоциональная осведомленность |
Управление эмоциями |
Самомотивация |
Эмпатия |
Распознавание чужих эмоций |
Общий балл ЭИ |
Виды |
||||||
Алкогольная |
0 |
–0,1 |
0,02 |
–0,1 |
0 |
–0,12 |
Телевизионная |
0,27 |
–0,14 |
–0,02 |
–0,06 |
0,1 |
–0,02 |
Любовная |
–0,09 |
0,07 |
0,04 |
0,1 |
0,05 |
0,07 |
Игровая |
–0,44** |
–0,02 |
0,1 |
–0,06 |
–0,11 |
–0,25 |
От межполовых отношений |
–0,25 |
–0,31* |
–0,21 |
0 |
0 |
–0,36* |
Пищевая |
–0,1 |
0 |
0,06 |
0,06 |
–0,04 |
0,04 |
Религиозная |
0,02 |
–0,13 |
–0,1 |
0,02 |
0,12 |
–0,08 |
Трудовая |
0,12 |
0,09 |
0,11 |
–0,02 |
–0,09 |
0,08 |
Лекарственная |
–0,2 |
–0,05 |
–0,14 |
–0,08 |
0,11 |
–0,18 |
Компьютерная |
0,27 |
–0,2 |
–0,19 |
0,04 |
0,35* |
0,07 |
От курения |
–0,02 |
0,06 |
0,12 |
0,02 |
–0,33* |
–0,11 |
От ЗОЖ |
0,39** |
–0,37** |
–0,36* |
0,13 |
0,21 |
–0,02 |
Наркотическая |
0,09 |
0,02 |
0,01 |
0,17 |
–0,05 |
0,01 |
Аспекты ЭИ |
Эмоциональная осведомленность |
Управление эмоциями |
Самомотивация |
Эмпатия |
Распознавание чужих эмоций |
Общий балл ЭИ |
Виды |
||||||
Алкогольная |
–0,07 |
–0,07 |
–0,04 |
0,21 |
0,1 |
–0,2 |
Телевизионная |
–0,05 |
0,04 |
–0,08 |
0,08 |
–0,03 |
–0,08 |
Любовная |
0 |
0,03 |
–0,02 |
0,25 |
0,03 |
–0,01 |
Игровая |
0,15 |
0,04 |
0,04 |
0,07 |
0,29 |
0,22 |
От межполовых отношений |
0,36* |
–0,27 |
–0,09 |
0,17 |
–0,14 |
–0,03 |
Пищевая |
0,23 |
0,19 |
0,27 |
0,26 |
0,1 |
0,39* |
Религиозная |
–0,05 |
0,21 |
0,27 |
0,03 |
0,02 |
0,08 |
Трудовая |
–0,1 |
0,04 |
0 |
–0,06 |
0,31* |
–0,01 |
Лекарственная |
0,1 |
0,1 |
0,13 |
0,26 |
–0,3 |
–0,02 |
Компьютерная |
0,11 |
0,28 |
0,18 |
0,15 |
–0,28 |
0,13 |
От курения |
–0,08 |
0,06 |
0,12 |
0,12 |
0,09 |
0 |
От ЗОЖ |
0,08 |
0,04 |
0 |
0 |
0,1 |
0,06 |
Наркотическая |
–0,09 |
–0,12 |
0,06 |
0,07 |
–0,24 |
–0,11 |
Выводы
- Юноши и молодые мужчины, выпускники физико-математических классов, чаще своих сверстников, получающих или получивших высшее образование, имеют склонность к одному или нескольким видам аддиктивного поведения.
- Юноши, выпускники физико-математических классов, наиболее склонны к следующим видам аддиктивного поведения: трудоголизму, игровой и компьютерной зависимости, а молодые мужчины, выпускники этих классов, склонны к трудоголизму и компьютерной зависимости.
- Юноши и молодые мужчины, выпускники физико-математических классов, имеют несколько сниженный уровень эмоционального интеллекта, наиболее низкие показатели обнаружены для эмпатии и распознавания чужих эмоций.
- В группе юношей и молодых мужчин, выпускников физико-математических классов, обнаружены множественные значимые корреляционные связи, в основном — отрицательные, между склонностью к различным зависимостям и аспектами эмоционального интеллекта, что позволяет рассматривать развитие эмоционального интеллекта этой группы как средство снижения склонности к аддиктивному поведению.
Ограничения исследования
Литература
- Азарова Л.А., Святковский В.А. Психология девиантного поведения: Учебно-методический комплекс. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. 164 с.
- Айсувакова Т.П., Климова С.С., Сорокопуд Ю.В. Организация диагностики и коррекционной работы со студентами, склонными к аддиктивному поведению [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94). С. 81–84. doi:10.24412/1991-5497-2022-394-81-84
- Власова Н.В. Психологические особенности профилактики аддиктивного поведения современной молодежи // Мир образования — образование в мире. 2018. № 1 (69). С. 178–185.
- Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.
- Емелин В.А., Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологические факторы развития и хронификации технологических зависимостей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n1/59107 (дата обращения: 19.07.2024).
- Зубова А.А. Зависимости у студентов с разными уровнями эмпатии [Электронный ресурс] // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 94. Часть 2. С. 81–86. doi:10.18411/trnio-02-2023-79
- Кочетков Н.В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 27–54. doi:10.17759/sps.2020110103
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: Олсиб, 2001. 263 с.
- Криженков Д.Н. Аддиктивное поведение и эмоциональный интеллект подростков // Векторы психологии: психолого-педагогическая безопасность личности в современной образовательной среде: Сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференции, Гомель, 01 июля 2021 года. Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2021. С. 226–
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. 416 с.
- Лазарева Н.Ю., Смирницкая А.В., Савинова А.Д., Маркин Ф.Н., Макаров И.Н., Коровкин С.Ю., Богомолов Ю.В., Владимиров И.Ю. Связь показателей успешности участников математических олимпиад с их личностными. когнитивными и метакогнитивными (самооценочными) характеристиками // Психология познания: материалы Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 16–17 декабря 2022 г. / Отв. ред. И.Ю. Владимиров. С.Ю. Коровкин. Ярославль: Филигрань, 2023. С. 180–183.
- Лозовая Г.В. Методика диагностики склонности к различным зависимостям // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 34-й научной конференции кафедры психологии СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта / Под ред. А.Н. Николаева. СПб: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007. С. 121–
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. СПб: Речь, 2005. 445 с.
- Момбей-оол С.М. Социально-психологическое исследование предрасположенности к аддикциям студентов Тувинского государственного университета [Электронный ресурс] // Вестник Тувинского государственного университета. Выпуск 4. Педагогические науки. 2021. № 4 (87). С. 71– doi:10.24411/2221-0458-2021-87-71-78
- Никулина И.В. Эмоциональный интеллект: инструменты развития: Учебное пособие. Самара: Издательство Самарского университета. 2022. 82 с.
- Сычева А.И. Исследование аддиктивного поведения у студентов Волгоградского государственного медицинского университета // Актуальные проблемы науки: взгляд студентов: Материалы Всероссийской с международным участием студенческой научной конференции: В 2 ч. Ч. 1 / Отв. редактор О.В. Кублицкая. СПб: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2023. С. 397–400.
- Хомерики Н.С. Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением: Дисс. … канд. социол. наук. СПб, 2013. 186 с.
- Цветкова Н.В., Малыгина С.Г. Особенности алекситимии у подростков с признаками математической одаренности [Электронный ресурс] // Концепт. № 12. С. 149–155. doi:10.24411/2304-120X-2019-12053
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 35
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 29
Скачиваний
Всего: 8
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6