Введение
Аддиктивное поведение, являясь видом девиантного поведения, причиняет реальный ущерб обществу и/или самой личности, а также сопровождается социальной дезадаптацией [Азарова, 2009]. Специфика этого вида девиантного поведения выражается «в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами: фармакологическими (применение психоактивных веществ) и нефармакологическими (сосредоточение на определенных предметах и активностях, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний» [8, с. 8—9]. Поскольку аддиктивное поведение представляет собой острую социальную проблему, его факторы, методы профилактики, коррекции и лечения, а также группы риска в целом и по отдельным разновидностям (наркомания, алкоголизм, курение, переедание, компьютерная зависимость, игровая зависимость и т. д.) стали предметом многочисленных академических и прикладных исследований. Однако аддиктивное поведение или склонность к нему некоторых групп населения недостаточно изучены в силу их немногочисленности или отсутствия явных резко негативных социальных последствий (преступность, суициды и т. п.). Одной из таких групп являются люди с реализованными высокими физико-математическими способностями. В.Д. Менделевич даже выделяет отдельный тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях [Менделевич, 2005], отмечая, что люди с гиперспособностями могут игнорировать реальный мир. Окружающим людям с ними сложно поддерживать общение и устанавливать близкий контакт. Имея неординарные способности, человек сосредоточивает на этом всю свою деятельность и круг его интересов редко выходит за рамки его гиперспособностей, что создает условия для развития в том числе аддикций.
Приведем данные некоторых исследований психологии школьников с высокоразвитыми физико-математическими способностями, которые позволяют предположить склонность их в более старшем возрасте к некоторым формам аддиктивного поведения. В.А. Крутецкий, описывая людей с математическими способностями, указывает на их избирательно-положительное отношение к математической науке, наличие истинной заинтересованности, неподдельной увлеченности делом
[Крутецкий, 1998]. В связи с этим встает вопрос: многим ли удается не перейти грань между увлеченностью и зависимостью? Математически одаренные дети характеризуются левополушарной латерализацией, что некоторые специалисты связывают с диспропорциональностью развития их психики
[Глозман, 2009], проявляющейся в преобладании интеллектуальной сферы над эмоционально-волевой. Установлено, что для подростков с признаками математической одаренности и с высокоразвитыми физико-математическими способностями в большей степени характерно проявление алекситимии, чем у их сверстников с обычными способностями
[Цветкова], что может стать причиной нарушения коммуникации с окружающими людьми и более широким окружением. Не углубляясь в психологию физико-математической одаренности, отметим, что приведенные данные могут указывать на то, что люди с физико-математическими способностями зачастую имеют такие специфические психологические особенности, которые подводят их к группе риска в области аддиктивного поведения.
Цель нашего исследования — выявить особенности склонности к различным видам аддиктивного поведения у выпускников физико-математических классов мужского пола в возрасте 18—26 лет. Мы предположили, что они более склонны к трудоголизму и компьютерной зависимости, чем их сверстники.
Методика
В исследовании применялась методика диагностики склонности к 13 видам зависимости Г.В. Лозовой [Лозовая, 2007]. Дополнительно оценивался уровень эмоционального интеллекта посредством методики Н. Холла [Никулина, 2022]. В качестве вспомогательных методов применялись включенное наблюдение и биографический метод.
Для количественного анализа результатов помимо описательной статистики использовались следующие статистические критерии: критерий Манна—Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера.
В исследовании приняли участие 89 человек в возрасте от 18 до 26 лет. Испытуемые представляют собой две группы: основная группа — выпускники физико-математических классов, 49 человек (средний возраст — 21,45 лет, станд. отклонение — 2,7); контрольная группа — выпускники классов других профилей либо непрофильных классов, 40 человек (средний возраст — 21,33 лет, станд. отклонение — 2,61). Испытуемые являются выпускниками ГБОУ Школы 1329 г. Москвы. Участники основной группы обучались в профильных физико-математических классах от групп «Дважды два», «Малый мехмат», все испытуемые этой группы имеют статус призеров или победителей значимых олимпиад. Контрольную группу в основном составили выпускники той же школы, прошедшие конкурсный отбор в классы других профилей (инженерный, медицинский, медиакласс); кроме того, состав контрольной группы был пополнен несколькими выпускниками других московских школ, не обучавшихся в физико-математических классах. Некоторые из участников контрольной группы также являются победителями или призерами предметных олимпиад или конкурсов, Все участники исследования воспитывались в семьях близкого социально-экономического статуса. После окончания школы все обследованные поступили в вузы. В зависимости от возраста на момент исследования они либо являлись студентами (27 человек в основной группе и 23 в контрольной), либо работали в качестве дипломированных специалистов (22 — в основной группе, 17 — в контрольной). Все участники основной группы выбрали физико-математические или экономические направления высшего образования. В связи со спецификой исследования привлекались только лица мужского пола, так как поиск испытуемых женского пола для основной группы в достаточном количестве оказался крайне затруднителен.
Сбор эмпирических данных осуществлялся с использованием сервиса для составления онлайн-тестирований — Google Формы в дистанционном либо в очном формате, в последнем случае тестирование осуществлялось в небольших группах. Все респонденты приняли участие в исследовании добровольно, откликнувшись на просьбу о помощи в сборе научных данных. По желанию респондентов им предоставлялась обратная связь о личных результатах и общих выводах исследования.
Результаты и их обсуждение
Таблица 1
Распределение выборки по уровням склонности к разным видам зависимостей
|
Виды зависимости
|
Число (%) испытуемых, отнесенных к низкому / среднему / высокому уровням склонности к видам зависимости
|
|
Выпускники физ-мат. классов, N = 49
|
Контрольная группа, N = 40
|
|
Алкогольная
|
28 (57) / 21 (43) / 0 (0)
|
24 (60) / 16 (40) / 0 (0)
|
|
Телевизионная
|
49 (100) /0 (0) / 0 (0)
|
40 (100) /0 (0) / 0 (0)
|
|
Любовная
|
15 (31) / 25 (51) / 9 (18)
|
9 (22) /23 (58) / 8 (20)
|
|
Игровая
|
7 (14) / 28 (57) / 14 (29)
|
19 (48) / 20 (50) / 1(2)
|
|
От межполовых отношений
|
32 (65) / 16 (33) / 1(2)
|
19 (48) / 20 (50) / 1(2)
|
|
Пищевая
|
48 (98) / 1(2) / 0 (0)
|
37 (92) / 3 (8) / 0 (0)
|
|
Религиозная
|
49 (100) / 0 (0) / 0 (0)
|
40 (100) / 0 (0) / 0 (0)
|
|
Трудоголизм
|
0 (0) / 32 (65) / 17 (35)
|
19 (48) / 12 (30) / 9 (22)
|
|
Лекарственная
|
49 (100) / 0 (0) / 0 (0)
|
40 (100) / 0 (0) / 0 (0)
|
|
Компьютерная
|
0 (0) / 22 (45) / 27 (55)
|
15 (38) / 25 (62) / 0 (0)
|
|
От курения
|
34 (69) / 14 (29) / 1(2)
|
29 (73) / 8 (20) / 3 (7)
|
|
От ЗОЖ
|
49 (100) / 0 (0) / 0 (0)
|
40 (100) / 0 (0) / 0 (0)
|
|
Наркотическая
|
49 (100) / 0 (0) / 0 (0)
|
40 (100) / 0 (0) / 0 (0)
|
Распределение выборки по уровням склонности к видам зависимости по результатам методики Г.В. Лозовой представлены в табл. 1.
Результаты показывают, что склонность к ряду рассматриваемых в исследовании зависимостей у всех обследованных в обеих группах находится на низком уровне, это относится к телевизионной, религиозной, лекарственной, наркотической зависимостям и зависимости от здорового образа жизни (ЗОЖ). Склонность к пищевой зависимости также у подавляющего большинства участников исследования выражена на низком уровне. В то же время по склонности к компьютерной, игровой зависимостям и трудоголизму результаты испытуемых двух групп существенно различаются, во всех случаях показатели выше у выпускников физико-математических классов.
Далее мы выяснили распространенность высокой склонности к по крайней мере одному виду зависимости в основной и контрольной группах. Как выяснилось, среди выпускников физико-математических классов доля таких участников исследования была значительно выше (рис. 1). Применение углового преобразования Фишера подтвердило, что это различие статистически значимо: φ*эмп = 3,473; р < 0,01.
Таким образом, несмотря на академические достижения в школьные годы и успешную учебу в ведущих вузах в дальнейшем, выпускники физико-математических классов оказываются более уязвимой с точки зрения зависимостей группой.
Рис. 1. Процент испытуемых, имеющих высокую степень склонности
хотя бы к одному виду зависимости в основной и контрольной группах
Сравним склонность участников основной и контрольной групп к различным видам зависимостей по результатам методики Г.В. Лозовой, результаты приведены в табл. 2.
Как следует из табл. 2, значимые различия обнаружены между группами по четырем видам зависимостей: выпускники физико-математических классов превосходят испытуемых контрольной группы по игровой и компьютерной зависимости, а также трудоголизму, причем различия высокозначимы (р ≤ 0,01) и уступают им в выраженности зависимости от межполовых отношений (р ≤ 0,05).
Таблица 2
Сравнение склонности выпускников физ-мат. классов и контрольной группы
к различным видам зависимости (критерий Манна—Уитни)
|
Виды зависимости
|
Средние значения
|
U
|
|
Основная группа (физ-мат. классы), N = 49
|
Контрольная группа, N = 40
|
|
M
|
σ
|
M
|
σ
|
|
Алкогольная
|
10,31
|
3,15
|
9,53
|
3,19
|
841,5
|
|
Телевизионная
|
7,76
|
2,09
|
7,55
|
1,94
|
924,5
|
|
Любовная
|
13,94
|
3,9
|
15,23
|
3,68
|
805
|
|
Игровая
|
15,61
|
3,67
|
12,1
|
2,69
|
439,5**
|
|
От межполовых отношений
|
10,08
|
3,48
|
11,5
|
3,52
|
744,5*
|
|
Пищевая
|
7,71
|
1,64
|
8,1
|
2,03
|
885,5
|
|
Религиозная
|
7,04
|
1,59
|
7,35
|
1,64
|
879
|
|
Трудоголизм
|
17,96
|
2,49
|
13,6
|
4,82
|
465,5**
|
|
Лекарственная
|
6,9
|
1,37
|
7,35
|
1,39
|
800
|
|
Компьютерная
|
18,86
|
2,18
|
12,0
|
2,28
|
47,5**
|
|
От курения
|
10,12
|
3,86
|
9,73
|
4,12
|
893
|
|
От ЗОЖ
|
7,37
|
2,04
|
7,85
|
1,94
|
831,5
|
|
Наркотическая
|
7,55
|
1,91
|
7,2
|
1,89
|
869
|
Примечание: «*» — р ≤ 0,05; «**» — р ≤ 0,01.
У основной группы наибольшие средние значения получены по шкалам склонности к компьютерной зависимости, трудоголизму и игровой зависимости, у контрольной — по шкалам склонности к любовной зависимости, трудоголизму и игровой зависимости. Мы посчитали полезным сравнить наши результаты с данными, полученными по методике Г.В. Лозовой в других исследованиях на молодежных выборках, выполненных в постковидный период в разных регионах России. У студентов первого курса Московского международного университета, обучающихся по направлению «Реклама», наиболее распространены алкогольная, пищевая и любовная зависимости
[Айсувакова, 2022], в выборке студентов высших и средних учебных заведений Владивостока лидируют любовная, пищевая зависимости и зависимость от ЗОЖ
[Зубова, 2023], эти же виды зависимости отмечаются как наиболее частые в исследовании на базе Тувинского государственного университета, в котором участвовали будущие бакалавры, обучающиеся на девяти факультетах
[Момбей-оол, 2021], и в исследовании, проведенном в Волгоградском государственном медицинском университете
[Сычева, 2023]. Автор последней работы еще выделяет трудоголизм, средняя степень склонности к которому обнаружена у двух третей студентов-медиков, однако респондентов с высокой степенью склонности к этой зависимости в выборке не зафиксировано. Как видим, результаты этих исследований, согласуясь между собой, расходятся с нашими данными. Это расхождение в определенной мере можно объяснить социально-демографическими особенностями нашей выборки: в нее вошли только лица мужского пола и те, кто уже не является студентами, их доля составляет 44% от общего числа участников исследования. Тем не менее отметим, что если в группе выпускников физико-математических классов картина по наиболее выраженным зависимостям полностью отличается от результатов упомянутых исследований, то в контрольной группе одно совпадение все-таки отмечается — относительная выраженность любовной зависимости. Проведенное сопоставление подчеркивает своеобразие аддиктивных склонностей в основной группе.
Особого внимания заслуживают лица, обнаружившие высокую степень склонности к разным видам зависимости. Их процентное распределение в основной и контрольной группах представлено на рис. 2.
Рис. 2. Процент испытуемых, имеющих высокую степень склонности
к разным видам зависимости в основной и контрольной группах
Наиболее примечательным результатом, отраженным на рис. 2, представляется высокая степень склонности к компьютерной зависимости большинства обследованных выпускников физико-математических классов, причем ни у одного из участников данной группы эта склонность не обнаружена на низком уровне. Этот результат контрастирует с отсутствием испытуемых контрольной группы с высоким уровнем данной зависимости, хотя в большинстве своем они являются выпускниками той же школы. Возможно, выраженность компьютерной зависимости у выпускников физико-математических классов связана с отличающим эту группу высоким интеллектом, так как некоторые авторы указывают его среди психологических особенностей, связанных с интернет-зависимостью [5, c .6]. Тем не менее для более глубокого понимания причин такой аномалии обратимся к анализу специфики школьного обучения членов основной группы, которая состоит в регулярных поездках в специализированные лагеря и на олимпиадные сборы, а также участии в статусных олимпиадах по физике и математике. В среднем, каждый ученик участвует в 4—5 выездах за год, а иногда и чаще. В связи с этой особенностью учебного процесса все ученики этих классов проводят много времени в компании более-менее закрытой группы сверстников со схожими интересами и занятиями. Досуг вне учебных занятий на таких выездах представлен чаще всего либо настольными играми, либо компьютерными, либо дополнительными занятиями по математике и физике. Спортивная активность обычно представлена только футболом по личной инициативе учащихся. Участие в олимпиадах 1-го и 2-го уровней, победа или призовые места на которых обеспечивают либо поступление в вуз без вступительных испытаний, либо 100 баллов по профильному ЕГЭ, подразумевает подготовку во внеучебное время, высокую внутреннюю мотивацию для такой нагрузки и целеустремленность.
Эти сведения объясняют склонность выпускников физико-математических классов к трудоголизму и отчасти к игровой зависимости, но, на первый взгляд, не приближают нас к ответу на вопрос о природе их склонности к компьютерной зависимости. Данные включенного наблюдения говорят о том, что выпускники используют компьютер для работы (многие работают в IT-сфере), получения новых знаний и навыков и игр. Увлечение соцсетями для них в основном не характерно. Таким образом, склонность к компьютерной зависимости сопряжена со склонностью с двумя другими ведущими зависимостями в этой группе — трудоголизмом и игровой. Среди выпускников физико-математических классов, участвовавших в исследовании, нет ни одного человека с низким уровнем склонности к трудоголизму и только 7 человек (14%) имеют низкий уровень склонности к игровой зависимости. Не противоречат ли эти склонности друг другу? На наш взгляд, дело в особенностях саморегуляции деятельности, которые педагоги сформировали у учеников физико-математических классов на олимпиадных сборах. Участники, победители и призеры олимпиад по математике характеризуются умением сосредоточиться на решении задачи, с которым значимо положительно коррелирует ряд показателей успешности решения математических задач, причем это умение ценится самими участниками олимпиад [Лазарева, 2023]. Таким образом, это умение, сформированное в школьные годы, помогает выпускникам физико-математических классов в будущем при получении учебного или производственного задания сосредотачиваться на его выполнении, и до достижения цели игровая склонность не проявляется.
Дополнительно мы проанализировали склонность к зависимостям, ярко выраженную в основной группе, отдельно для младшей (18—20 лет, студенты вузов, 27 чел.) и старшей (23—26 лет, специалисты, 22 чел.) подгрупп (рис. 3). Как видим, выраженность склонности к трудоголизму и компьютерной зависимости практически одинакова у юношей и молодых взрослых (средние значения располагаются на границе среднего и высокого уровней), а игровая зависимость выше у младшей подгруппы, что подтверждают и результаты статистического анализа — значения критерия Манна—Уитни соответственно составили: U = 242, р > 0,05; U = 286, р > 0,05; U = 199, р < 0,05. Можно предположить, что снижение склонности к игровой зависимости вызвано включением в систему более сложных социальных отношений, чем в период вузовского обучения, но это предположение требует проверки на большей выборке и, желательно, проведения лонгитюдного исследования.

Рис. 3. Сравнение выраженности склонности (средние баллы) к ведущим зависимостям
в основной группе в младшей и старшей подгруппах: 1 — игровая зависимость;
2 — трудоголизм; 3 — компьютерная зависимость
Одной из характерных особенностей людей со склонностью к компьютерной зависимости в литературе называют более низкий эмоциональный интеллект
[Зубова, 2023; Кочетков, 2020; Короленко, 2001; Хомерики, 2013]. Мы провели оценку эмоционального интеллекта в нашей выборке, чтобы проверить, справедливо ли это для такой специфической группы, как выпускники физико-математических классов. Результаты тестирования по методике Н. Холла представлены в табл. 3.
Таблица 3
Сравнение эмоционального интеллекта у выпускников физ-мат. классов
и в контрольной группе (критерий Манна—Уитни)
|
Показатели эмоционального интеллекта
|
Средние значения
|
U
|
|
Основная группа (физ-мат. классы), N = 49
|
Контрольная группа, N = 40
|
|
M
|
σ
|
M
|
σ
|
|
Эмоциональная осведомленность
|
8,8
|
2,78
|
12,2
|
3,08
|
417**
|
|
Управление
|
12,1
|
2,57
|
12,6
|
3,09
|
904
|
|
Самомотивация
|
10,82
|
1,57
|
11,8
|
1,9
|
681**
|
|
Эмпатия
|
6,79
|
2,41
|
10,6
|
2,19
|
255,5**
|
|
Распознавание
|
6,88
|
1,96
|
11,18
|
1,74
|
103,5**
|
|
Общий показатель
|
45,33
|
5,83
|
58,38
|
6,29
|
101**
|
Примечание: «*» — р ≤ 0,05; «**» — р ≤ 0,01.
Из табл. 3 следует, что все аспекты эмоционального интеллекта, диагностируемые методикой Н. Холла, а также общий показатель в основной группе получили более низкие значения, чем в контрольной (р ≤ 0,01). Исключение составила только шкала управления своими эмоциями, которая характеризует способность к эмоциональной гибкости. Если в контрольной группе все средние показатели соответствуют среднему уровню, то у выпускников физико-математических классов средние значения по шкалам эмпатии и распознавания чужих эмоций находятся на низком уровне. Итак, основная группа нашего исследования, демонстрируя склонность к компьютерной зависимости, в соответствии с имеющимися в литературе данными, обнаружила более низкие показатели эмоционального интеллекта, следовательно, выпускники физико-математических классов должны чаще испытывать трудности в общении. Наши наблюдения показывают, что члены основной группы имеют прочные и длительные контакты преимущественно со своими одноклассниками или коллегами и редко включают в круг своего близкого общения новых людей.
Далее мы рассчитали корреляции между склонностью к разным видам зависимости и аспектами эмоционального интеллекта (табл. 4 и 5).
Как видим, в основной группе обнаружено 8 статистически значимых корреляций между склонностью к разным видам зависимости и аспектами эмоционального интеллекта, в том числе три — высокозначимые (р ≤ 0,01). Как и следовало ожидать, в основном корреляции обратные.
Из табл. 5 следует, что в отличие от основной группы в контрольной склонность к разным видам зависимости и аспекты эмоционального интеллекта связаны слабо: значимых корреляций заметно меньше — всего три, и нет ни одной высокозначимой.
Таблица 4
Корреляции между склонностью к разным видам зависимости и аспектами
эмоционального интеллекта у выпускников физико-математических классов
(коэффициент корреляции Спирмена)
|
Аспекты ЭИ
|
Эмоциональная осведомленность
|
Управление эмоциями
|
Самомотивация
|
Эмпатия
|
Распознавание чужих эмоций
|
Общий балл ЭИ
|
|
Виды зависимости
|
|
Алкогольная
|
0
|
–0,1
|
0,02
|
–0,1
|
0
|
–0,12
|
|
Телевизионная
|
0,27
|
–0,14
|
–0,02
|
–0,06
|
0,1
|
–0,02
|
|
Любовная
|
–0,09
|
0,07
|
0,04
|
0,1
|
0,05
|
0,07
|
|
Игровая
|
–0,44**
|
–0,02
|
0,1
|
–0,06
|
–0,11
|
–0,25
|
|
От межполовых отношений
|
–0,25
|
–0,31*
|
–0,21
|
0
|
0
|
–0,36*
|
|
Пищевая
|
–0,1
|
0
|
0,06
|
0,06
|
–0,04
|
0,04
|
|
Религиозная
|
0,02
|
–0,13
|
–0,1
|
0,02
|
0,12
|
–0,08
|
|
Трудовая
|
0,12
|
0,09
|
0,11
|
–0,02
|
–0,09
|
0,08
|
|
Лекарственная
|
–0,2
|
–0,05
|
–0,14
|
–0,08
|
0,11
|
–0,18
|
|
Компьютерная
|
0,27
|
–0,2
|
–0,19
|
0,04
|
0,35*
|
0,07
|
|
От курения
|
–0,02
|
0,06
|
0,12
|
0,02
|
–0,33*
|
–0,11
|
|
От ЗОЖ
|
0,39**
|
–0,37**
|
–0,36*
|
0,13
|
0,21
|
–0,02
|
|
Наркотическая
|
0,09
|
0,02
|
0,01
|
0,17
|
–0,05
|
0,01
|
Примечание: «*» — р≤0,05; «**» — р≤0,01.
Таблица 5
Корреляции между склонностью к разным видам зависимости и аспектами эмоционального интеллекта в контрольной группе (коэффициент корреляции Спирмена)
|
Аспекты ЭИ
|
Эмоциональная осведомленность
|
Управление эмоциями
|
Самомотивация
|
Эмпатия
|
Распознавание чужих эмоций
|
Общий балл ЭИ
|
|
Виды зависимости
|
|
Алкогольная
|
–0,07
|
–0,07
|
–0,04
|
0,21
|
0,1
|
–0,2
|
|
Телевизионная
|
–0,05
|
0,04
|
–0,08
|
0,08
|
–0,03
|
–0,08
|
|
Любовная
|
0
|
0,03
|
–0,02
|
0,25
|
0,03
|
–0,01
|
|
Игровая
|
0,15
|
0,04
|
0,04
|
0,07
|
0,29
|
0,22
|
|
От межполовых отношений
|
0,36*
|
–0,27
|
–0,09
|
0,17
|
–0,14
|
–0,03
|
|
Пищевая
|
0,23
|
0,19
|
0,27
|
0,26
|
0,1
|
0,39*
|
|
Религиозная
|
–0,05
|
0,21
|
0,27
|
0,03
|
0,02
|
0,08
|
|
Трудовая
|
–0,1
|
0,04
|
0
|
–0,06
|
0,31*
|
–0,01
|
|
Лекарственная
|
0,1
|
0,1
|
0,13
|
0,26
|
–0,3
|
–0,02
|
|
Компьютерная
|
0,11
|
0,28
|
0,18
|
0,15
|
–0,28
|
0,13
|
|
От курения
|
–0,08
|
0,06
|
0,12
|
0,12
|
0,09
|
0
|
|
От ЗОЖ
|
0,08
|
0,04
|
0
|
0
|
0,1
|
0,06
|
|
Наркотическая
|
–0,09
|
–0,12
|
0,06
|
0,07
|
–0,24
|
–0,11
|
Примечание: «*» — р≤0,05.
Результаты корреляционного анализа позволяют рассматривать эмоциональный интеллект выпускников физико-математических классов как мишень коррекционно-профилактической работы для снижения склонностей к зависимостям, прежде всего — к игровой. Здесь, правда, следует отметить, что профилактика аддиктивного поведения у современной молодежи — весьма трудная и ответственная деятельность, требующая от специалиста высокой квалификации и тщательного планирования [Власова, 2018], а для работы с рассматриваемой категорией молодых людей, в силу их высокого интеллекта, развитого критического мышления и нонконформистских установок, это особенно важно.
Выводы
- Юноши и молодые мужчины, выпускники физико-математических классов, чаще своих сверстников, получающих или получивших высшее образование, имеют склонность к одному или нескольким видам аддиктивного поведения.
- Юноши, выпускники физико-математических классов, наиболее склонны к следующим видам аддиктивного поведения: трудоголизму, игровой и компьютерной зависимости, а молодые мужчины, выпускники этих классов, склонны к трудоголизму и компьютерной зависимости.
- Юноши и молодые мужчины, выпускники физико-математических классов, имеют несколько сниженный уровень эмоционального интеллекта, наиболее низкие показатели обнаружены для эмпатии и распознавания чужих эмоций.
- В группе юношей и молодых мужчин, выпускников физико-математических классов, обнаружены множественные значимые корреляционные связи, в основном — отрицательные, между склонностью к различным зависимостям и аспектами эмоционального интеллекта, что позволяет рассматривать развитие эмоционального интеллекта этой группы как средство снижения склонности к аддиктивному поведению.
Перспективными направлениями исследований по данной теме нам представляются изучение вопроса о том, насколько полученные результаты справедливы в отношении юношей и молодых мужчин со склонностями к работе в сфере физики и математики и достижениями в ней, не обучавшихся в профильных классах, и апробация технологии профилактики аддиктивного поведения учащихся и выпускников физико-математических классов.
Ограничения исследования
Полученные результаты не дают представления о склонности к аддиктивному поведению выпускниц физико-математических классов. Кроме того, опросниковый метод определения склонности к зависимостям вследствие давления на респондентов фактора социальной желательности может приводить к некоторому занижению баллов. В нашем исследовании мы применяли включенное наблюдение и биографический метод как средство выявления грубых искажений ответов, однако дозированное искажение ответов полностью исключать нельзя.