Особенности склонности к аддикциям и эмоционального интеллекта у выпускников физико-математических классов

8

Аннотация

В статье рассматривается склонность к разным видам аддиктивного поведения у выпускников физико-математических классов. Выборку составили 89 юношей и молодых мужчин в возрасте 18—26 лет, основная группа — выпускники физико-математических классов, 49 человек, призеры или победители значимых олимпиад; контрольная группа — выпускники классов других профилей либо непрофильных классов, 40 человек. Цель исследования — выявить особенности склонностей к различным видам аддиктивного поведения у выпускников физико-математических классов мужского пола, гипотеза исследования: выпускники физико-математических классов более склонны к трудоголизму и компьютерной зависимости, чем их сверстники. Оценивалась склонность к 13 видам зависимости по методике Г.В. Лозовой, дополнительно оценивался эмоциональный интеллект по методике Н. Холла. Выяснилось, что выпускники физико-математических классов более уязвимы с точки зрения склонности к ряду зависимостей, в этой группе обнаружены множественные значимые корреляционные связи между склонностью к различным зависимостям и аспектами эмоционального интеллекта, что позволяет рассматривать развитие эмоционального интеллекта у выпускников физико-математических классов как средство снижения их склонности к аддиктивному поведению.

Общая информация

Ключевые слова: аддиктивное поведение, интернет-зависимость, игровая зависимость, трудоголизм, эмоциональный интеллект, математические способности

Рубрика издания: Междисциплинарные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024000003

Получена: 01.07.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Романчева С.С., Бусарова О.Р. Особенности склонности к аддикциям и эмоционального интеллекта у выпускников физико-математических классов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 4. С. 232–246. DOI: 10.17759/psylaw.2024000003

Полный текст

Введение

Аддиктивное поведение, являясь видом девиантного поведения, причиняет реальный ущерб обществу и/или самой личности, а также сопровождается социальной дезадаптацией [1]. Специфика этого вида девиантного поведения выражается «в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, что достигается различными способами: фармакологическими (применение психоактивных веществ) и нефармакологическими (сосредоточение на определенных предметах и активностях, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний» [8, с. 8—9]. Поскольку аддиктивное поведение представляет собой острую социальную проблему, его факторы, методы профилактики, коррекции и лечения, а также группы риска в целом и по отдельным разновидностям (наркомания, алкоголизм, курение, переедание, компьютерная зависимость, игровая зависимость и т. д.) стали предметом многочисленных академических и прикладных исследований. Однако аддиктивное поведение или склонность к нему некоторых групп населения недостаточно изучены в силу их немногочисленности или отсутствия явных резко негативных социальных последствий (преступность, суициды и т. п.). Одной из таких групп являются люди с реализованными высокими физико-математическими способностями. В.Д. Менделевич даже выделяет отдельный тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях [13], отмечая, что люди с гиперспособностями могут игнорировать реальный мир. Окружающим людям с ними сложно поддерживать общение и устанавливать близкий контакт. Имея неординарные способности, человек сосредоточивает на этом всю свою деятельность и круг его интересов редко выходит за рамки его гиперспособностей, что создает условия для развития в том числе аддикций.
Приведем данные некоторых исследований психологии школьников с высокоразвитыми физико-математическими способностями, которые позволяют предположить склонность их в более старшем возрасте к некоторым формам аддиктивного поведения. В.А. Крутецкий, описывая людей с математическими способностями, указывает на их избирательно-положительное отношение к математической науке, наличие истинной заинтересованности, неподдельной увлеченности делом [10]. В связи с этим встает вопрос: многим ли удается не перейти грань между увлеченностью и зависимостью? Математически одаренные дети характеризуются левополушарной латерализацией, что некоторые специалисты связывают с диспропорциональностью развития их психики [4], проявляющейся в преобладании интеллектуальной сферы над эмоционально-волевой. Установлено, что для подростков с признаками математической одаренности и с высокоразвитыми физико-математическими способностями в большей степени характерно проявление алекситимии, чем у их сверстников с обычными способностями [18], что может стать причиной нарушения коммуникации с окружающими людьми и более широким окружением. Не углубляясь в психологию физико-математической одаренности, отметим, что приведенные данные могут указывать на то, что люди с физико-математическими способностями зачастую имеют такие специфические психологические особенности, которые подводят их к группе риска в области аддиктивного поведения.
Цель нашего исследования — выявить особенности склонности к различным видам аддиктивного поведения у выпускников физико-математических классов мужского пола в возрасте 18—26 лет. Мы предположили, что они более склонны к трудоголизму и компьютерной зависимости, чем их сверстники.

Методика

В исследовании применялась методика диагностики склонности к 13 видам зависимости Г.В. Лозовой [12]. Дополнительно оценивался уровень эмоционального интеллекта посредством методики Н. Холла [15]. В качестве вспомогательных методов применялись включенное наблюдение и биографический метод.
Для количественного анализа результатов помимо описательной статистики использовались следующие статистические критерии: критерий Манна—Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера.
В исследовании приняли участие 89 человек в возрасте от 18 до 26 лет. Испытуемые представляют собой две группы: основная группа — выпускники физико-математических классов, 49 человек (средний возраст — 21,45 лет, станд. отклонение — 2,7); контрольная группа — выпускники классов других профилей либо непрофильных классов, 40 человек (средний возраст — 21,33 лет, станд. отклонение — 2,61). Испытуемые являются выпускниками ГБОУ Школы 1329 г. Москвы. Участники основной группы обучались в профильных физико-математических классах от групп «Дважды два», «Малый мехмат», все испытуемые этой группы имеют статус призеров или победителей значимых олимпиад. Контрольную группу в основном составили выпускники той же школы, прошедшие конкурсный отбор в классы других профилей (инженерный, медицинский, медиакласс); кроме того, состав контрольной группы был пополнен несколькими выпускниками других московских школ, не обучавшихся в физико-математических классах. Некоторые из участников контрольной группы также являются победителями или призерами предметных олимпиад или конкурсов, Все участники исследования воспитывались в семьях близкого социально-экономического статуса. После окончания школы все обследованные поступили в вузы. В зависимости от возраста на момент исследования они либо являлись студентами (27 человек в основной группе и 23 в контрольной), либо работали в качестве дипломированных специалистов (22 — в основной группе, 17 — в контрольной). Все участники основной группы выбрали физико-математические или экономические направления высшего образования. В связи со спецификой исследования привлекались только лица мужского пола, так как поиск испытуемых женского пола для основной группы в достаточном количестве оказался крайне затруднителен.
Сбор эмпирических данных осуществлялся с использованием сервиса для составления онлайн-тестирований — Google Формы в дистанционном либо в очном формате, в последнем случае тестирование осуществлялось в небольших группах. Все респонденты приняли участие в исследовании добровольно, откликнувшись на просьбу о помощи в сборе научных данных. По желанию респондентов им предоставлялась обратная связь о личных результатах и общих выводах исследования.
Результаты и их обсуждение
Таблица 1
Распределение выборки по уровням склонности к разным видам зависимостей

Виды зависимости

Число (%) испытуемых, отнесенных к низкому / среднему /
высокому уровням склонности к видам зависимости

Выпускники физ-мат. классов, N = 49

Контрольная группа, N = 40

Алкогольная

28 (57) / 21 (43) / 0 (0)

24 (60) / 16 (40) / 0 (0)

Телевизионная

49 (100) /0 (0) / 0 (0)

40 (100) /0 (0) / 0 (0)

Любовная

15 (31) / 25 (51) / 9 (18)

9 (22) /23 (58) / 8 (20)

Игровая

7 (14) / 28 (57) / 14 (29)

19 (48) / 20 (50) / 1(2)

От межполовых отношений

32 (65) / 16 (33) / 1(2)

19 (48) / 20 (50) / 1(2)

Пищевая

48 (98) / 1(2) / 0 (0)

37 (92) / 3 (8) / 0 (0)

Религиозная

49 (100) / 0 (0) / 0 (0)

40 (100) / 0 (0) / 0 (0)

Трудоголизм

0 (0) / 32 (65) / 17 (35)

19 (48) / 12 (30) / 9 (22)

Лекарственная

49 (100) / 0 (0) / 0 (0)

40 (100) / 0 (0) / 0 (0)

Компьютерная

0 (0) / 22 (45) / 27 (55)

15 (38) / 25 (62) / 0 (0)

От курения

34 (69) / 14 (29) / 1(2)

29 (73) / 8 (20) / 3 (7)

От ЗОЖ

49 (100) / 0 (0) / 0 (0)

40 (100) / 0 (0) / 0 (0)

Наркотическая

49 (100) / 0 (0) / 0 (0)

40 (100) / 0 (0) / 0 (0)

Распределение выборки по уровням склонности к видам зависимости по результатам методики Г.В. Лозовой представлены в табл. 1.
Результаты показывают, что склонность к ряду рассматриваемых в исследовании зависимостей у всех обследованных в обеих группах находится на низком уровне, это относится к телевизионной, религиозной, лекарственной, наркотической зависимостям и зависимости от здорового образа жизни (ЗОЖ). Склонность к пищевой зависимости также у подавляющего большинства участников исследования выражена на низком уровне. В то же время по склонности к компьютерной, игровой зависимостям и трудоголизму результаты испытуемых двух групп существенно различаются, во всех случаях показатели выше у выпускников физико-математических классов.
Далее мы выяснили распространенность высокой склонности к по крайней мере одному виду зависимости в основной и контрольной группах. Как выяснилось, среди выпускников физико-математических классов доля таких участников исследования была значительно выше (рис. 1). Применение углового преобразования Фишера подтвердило, что это различие статистически значимо: φ*эмп = 3,473; р < 0,01.
Таким образом, несмотря на академические достижения в школьные годы и успешную учебу в ведущих вузах в дальнейшем, выпускники физико-математических классов оказываются более уязвимой с точки зрения зависимостей группой.
 
 
 
Рис. 1. Процент испытуемых, имеющих высокую степень склонности
хотя бы к одному виду зависимости в основной и контрольной группах
Сравним склонность участников основной и контрольной групп к различным видам зависимостей по результатам методики Г.В. Лозовой, результаты приведены в табл. 2.
Как следует из табл. 2, значимые различия обнаружены между группами по четырем видам зависимостей: выпускники физико-математических классов превосходят испытуемых контрольной группы по игровой и компьютерной зависимости, а также трудоголизму, причем различия высокозначимы (р ≤ 0,01) и уступают им в выраженности зависимости от межполовых отношений (р ≤ 0,05).
Таблица 2
Сравнение склонности выпускников физ-мат. классов и контрольной группы
к различным видам зависимости (критерий Манна—Уитни)

Виды зависимости

Средние значения

U

Основная группа (физ-мат. классы), N = 49

Контрольная группа,
N = 40

M

σ

M

σ

Алкогольная

10,31

3,15

9,53

3,19

841,5

Телевизионная

7,76

2,09

7,55

1,94

924,5

Любовная

13,94

3,9

15,23

3,68

805

Игровая

15,61

3,67

12,1

2,69

439,5**

От межполовых отношений

10,08

3,48

11,5

3,52

744,5*

Пищевая

7,71

1,64

8,1

2,03

885,5

Религиозная

7,04

1,59

7,35

1,64

879

Трудоголизм

17,96

2,49

13,6

4,82

465,5**

Лекарственная

6,9

1,37

7,35

1,39

800

Компьютерная

18,86

2,18

12,0

2,28

47,5**

От курения

10,12

3,86

9,73

4,12

893

От ЗОЖ

7,37

2,04

7,85

1,94

831,5

Наркотическая

7,55

1,91

7,2

1,89

869

Примечание: «*» — р ≤ 0,05; «**» — р ≤ 0,01.
У основной группы наибольшие средние значения получены по шкалам склонности к компьютерной зависимости, трудоголизму и игровой зависимости, у контрольной — по шкалам склонности к любовной зависимости, трудоголизму и игровой зависимости. Мы посчитали полезным сравнить наши результаты с данными, полученными по методике Г.В. Лозовой в других исследованиях на молодежных выборках, выполненных в постковидный период в разных регионах России. У студентов первого курса Московского международного университета, обучающихся по направлению «Реклама», наиболее распространены алкогольная, пищевая и любовная зависимости [2], в выборке студентов высших и средних учебных заведений Владивостока лидируют любовная, пищевая зависимости и зависимость от ЗОЖ [6], эти же виды зависимости отмечаются как наиболее частые в исследовании на базе Тувинского государственного университета, в котором участвовали будущие бакалавры, обучающиеся на девяти факультетах [14], и в исследовании, проведенном в Волгоградском государственном медицинском университете [16]. Автор последней работы еще выделяет трудоголизм, средняя степень склонности к которому обнаружена у двух третей студентов-медиков, однако респондентов с высокой степенью склонности к этой зависимости в выборке не зафиксировано. Как видим, результаты этих исследований, согласуясь между собой, расходятся с нашими данными. Это расхождение в определенной мере можно объяснить социально-демографическими особенностями нашей выборки: в нее вошли только лица мужского пола и те, кто уже не является студентами, их доля составляет 44% от общего числа участников исследования. Тем не менее отметим, что если в группе выпускников физико-математических классов картина по наиболее выраженным зависимостям полностью отличается от результатов упомянутых исследований, то в контрольной группе одно совпадение все-таки отмечается — относительная выраженность любовной зависимости. Проведенное сопоставление подчеркивает своеобразие аддиктивных склонностей в основной группе.
Особого внимания заслуживают лица, обнаружившие высокую степень склонности к разным видам зависимости. Их процентное распределение в основной и контрольной группах представлено на рис. 2.
 
Рис. 2. Процент испытуемых, имеющих высокую степень склонности
к разным видам зависимости в основной и контрольной группах
Наиболее примечательным результатом, отраженным на рис. 2, представляется высокая степень склонности к компьютерной зависимости большинства обследованных выпускников физико-математических классов, причем ни у одного из участников данной группы эта склонность не обнаружена на низком уровне. Этот результат контрастирует с отсутствием испытуемых контрольной группы с высоким уровнем данной зависимости, хотя в большинстве своем они являются выпускниками той же школы. Возможно, выраженность компьютерной зависимости у выпускников физико-математических классов связана с отличающим эту группу высоким интеллектом, так как некоторые авторы указывают его среди психологических особенностей, связанных с интернет-зависимостью [5, c .6]. Тем не менее для более глубокого понимания причин такой аномалии обратимся к анализу специфики школьного обучения членов основной группы, которая состоит в регулярных поездках в специализированные лагеря и на олимпиадные сборы, а также участии в статусных олимпиадах по физике и математике. В среднем, каждый ученик участвует в 4—5 выездах за год, а иногда и чаще. В связи с этой особенностью учебного процесса все ученики этих классов проводят много времени в компании более-менее закрытой группы сверстников со схожими интересами и занятиями. Досуг вне учебных занятий на таких выездах представлен чаще всего либо настольными играми, либо компьютерными, либо дополнительными занятиями по математике и физике. Спортивная активность обычно представлена только футболом по личной инициативе учащихся. Участие в олимпиадах 1-го и 2-го уровней, победа или призовые места на которых обеспечивают либо поступление в вуз без вступительных испытаний, либо 100 баллов по профильному ЕГЭ, подразумевает подготовку во внеучебное время, высокую внутреннюю мотивацию для такой нагрузки и целеустремленность.
Эти сведения объясняют склонность выпускников физико-математических классов к трудоголизму и отчасти к игровой зависимости, но, на первый взгляд, не приближают нас к ответу на вопрос о природе их склонности к компьютерной зависимости. Данные включенного наблюдения говорят о том, что выпускники используют компьютер для работы (многие работают в IT-сфере), получения новых знаний и навыков и игр. Увлечение соцсетями для них в основном не характерно. Таким образом, склонность к компьютерной зависимости сопряжена со склонностью с двумя другими ведущими зависимостями в этой группе — трудоголизмом и игровой. Среди выпускников физико-математических классов, участвовавших в исследовании, нет ни одного человека с низким уровнем склонности к трудоголизму и только 7 человек (14%) имеют низкий уровень склонности к игровой зависимости. Не противоречат ли эти склонности друг другу? На наш взгляд, дело в особенностях саморегуляции деятельности, которые педагоги сформировали у учеников физико-математических классов на олимпиадных сборах. Участники, победители и призеры олимпиад по математике характеризуются умением сосредоточиться на решении задачи, с которым значимо положительно коррелирует ряд показателей успешности решения математических задач, причем это умение ценится самими участниками олимпиад [11]. Таким образом, это умение, сформированное в школьные годы, помогает выпускникам физико-математических классов в будущем при получении учебного или производственного задания сосредотачиваться на его выполнении, и до достижения цели игровая склонность не проявляется.
Дополнительно мы проанализировали склонность к зависимостям, ярко выраженную в основной группе, отдельно для младшей (18—20 лет, студенты вузов, 27 чел.) и старшей (23—26 лет, специалисты, 22 чел.) подгрупп (рис. 3). Как видим, выраженность склонности к трудоголизму и компьютерной зависимости практически одинакова у юношей и молодых взрослых (средние значения располагаются на границе среднего и высокого уровней), а игровая зависимость выше у младшей подгруппы, что подтверждают и результаты статистического анализа — значения критерия Манна—Уитни соответственно составили: U = 242, р > 0,05; U = 286, р > 0,05; U = 199, р < 0,05. Можно предположить, что снижение склонности к игровой зависимости вызвано включением в систему более сложных социальных отношений, чем в период вузовского обучения, но это предположение требует проверки на большей выборке и, желательно, проведения лонгитюдного исследования.
Рис. 3. Сравнение выраженности склонности (средние баллы) к ведущим зависимостям
в основной группе в младшей и старшей подгруппах: 1 — игровая зависимость;
2 — трудоголизм; 3 — компьютерная зависимость
Одной из характерных особенностей людей со склонностью к компьютерной зависимости в литературе называют более низкий эмоциональный интеллект [6; 7; 8; 17]. Мы провели оценку эмоционального интеллекта в нашей выборке, чтобы проверить, справедливо ли это для такой специфической группы, как выпускники физико-математических классов. Результаты тестирования по методике Н. Холла представлены в табл. 3.
Таблица 3
Сравнение эмоционального интеллекта у выпускников физ-мат. классов
и в контрольной группе (критерий Манна—Уитни)

Показатели эмоционального интеллекта

Средние значения

U

Основная группа (физ-мат. классы), N = 49

Контрольная группа,
N = 40

M

σ

M

σ

Эмоциональная осведомленность

8,8

2,78

12,2

3,08

417**

Управление

12,1

2,57

12,6

3,09

904

Самомотивация

10,82

1,57

11,8

1,9

681**

Эмпатия

6,79

2,41

10,6

2,19

255,5**

Распознавание

6,88

1,96

11,18

1,74

103,5**

Общий показатель

45,33

5,83

58,38

6,29

101**

Примечание: «*» — р ≤ 0,05; «**» — р ≤ 0,01.
Из табл. 3 следует, что все аспекты эмоционального интеллекта, диагностируемые методикой Н. Холла, а также общий показатель в основной группе получили более низкие значения, чем в контрольной (р ≤ 0,01). Исключение составила только шкала управления своими эмоциями, которая характеризует способность к эмоциональной гибкости. Если в контрольной группе все средние показатели соответствуют среднему уровню, то у выпускников физико-математических классов средние значения по шкалам эмпатии и распознавания чужих эмоций находятся на низком уровне. Итак, основная группа нашего исследования, демонстрируя склонность к компьютерной зависимости, в соответствии с имеющимися в литературе данными, обнаружила более низкие показатели эмоционального интеллекта, следовательно, выпускники физико-математических классов должны чаще испытывать трудности в общении. Наши наблюдения показывают, что члены основной группы имеют прочные и длительные контакты преимущественно со своими одноклассниками или коллегами и редко включают в круг своего близкого общения новых людей.
Далее мы рассчитали корреляции между склонностью к разным видам зависимости и аспектами эмоционального интеллекта (табл. 4 и 5).
Как видим, в основной группе обнаружено 8 статистически значимых корреляций между склонностью к разным видам зависимости и аспектами эмоционального интеллекта, в том числе три — высокозначимые (р ≤ 0,01). Как и следовало ожидать, в основном корреляции обратные.
Из табл. 5 следует, что в отличие от основной группы в контрольной склонность к разным видам зависимости и аспекты эмоционального интеллекта связаны слабо: значимых корреляций заметно меньше — всего три, и нет ни одной высокозначимой.
Таблица 4
Корреляции между склонностью к разным видам зависимости и аспектами
эмоционального интеллекта у выпускников физико-математических классов
(коэффициент корреляции Спирмена)

Аспекты ЭИ

Эмоциональная осведомленность

Управление эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание чужих эмоций

Общий балл ЭИ

Виды
зависимости

Алкогольная

0

–0,1

0,02

–0,1

0

–0,12

Телевизионная

0,27

–0,14

–0,02

–0,06

0,1

–0,02

Любовная

–0,09

0,07

0,04

0,1

0,05

0,07

Игровая

–0,44**

–0,02

0,1

–0,06

–0,11

–0,25

От межполовых отношений

–0,25

–0,31*

–0,21

0

0

–0,36*

Пищевая

–0,1

0

0,06

0,06

–0,04

0,04

Религиозная

0,02

–0,13

–0,1

0,02

0,12

–0,08

Трудовая

0,12

0,09

0,11

–0,02

–0,09

0,08

Лекарственная

–0,2

–0,05

–0,14

–0,08

0,11

–0,18

Компьютерная

0,27

–0,2

–0,19

0,04

0,35*

0,07

От курения

–0,02

0,06

0,12

0,02

–0,33*

–0,11

От ЗОЖ

0,39**

–0,37**

–0,36*

0,13

0,21

–0,02

Наркотическая

0,09

0,02

0,01

0,17

–0,05

0,01

Примечание: «*» — р≤0,05; «**» — р≤0,01.
Таблица 5
Корреляции между склонностью к разным видам зависимости и аспектами эмоционального интеллекта в контрольной группе (коэффициент корреляции Спирмена)

Аспекты ЭИ

Эмоциональная осведомленность

Управление эмоциями

Самомотивация

Эмпатия

Распознавание чужих эмоций

Общий балл ЭИ

Виды
зависимости

Алкогольная

–0,07

–0,07

–0,04

0,21

0,1

–0,2

Телевизионная

–0,05

0,04

–0,08

0,08

–0,03

–0,08

Любовная

0

0,03

–0,02

0,25

0,03

–0,01

Игровая

0,15

0,04

0,04

0,07

0,29

0,22

От межполовых отношений

0,36*

–0,27

–0,09

0,17

–0,14

–0,03

Пищевая

0,23

0,19

0,27

0,26

0,1

0,39*

Религиозная

–0,05

0,21

0,27

0,03

0,02

0,08

Трудовая

–0,1

0,04

0

–0,06

0,31*

–0,01

Лекарственная

0,1

0,1

0,13

0,26

–0,3

–0,02

Компьютерная

0,11

0,28

0,18

0,15

–0,28

0,13

От курения

–0,08

0,06

0,12

0,12

0,09

0

От ЗОЖ

0,08

0,04

0

0

0,1

0,06

Наркотическая

–0,09

–0,12

0,06

0,07

–0,24

–0,11

Примечание: «*» —  р≤0,05.
Результаты корреляционного анализа позволяют рассматривать эмоциональный интеллект выпускников физико-математических классов как мишень коррекционно-профилактической работы для снижения склонностей к зависимостям, прежде всего — к игровой. Здесь, правда, следует отметить, что профилактика аддиктивного поведения у современной молодежи — весьма трудная и ответственная деятельность, требующая от специалиста высокой квалификации и тщательного планирования [3], а для работы с рассматриваемой категорией молодых людей, в силу их высокого интеллекта, развитого критического мышления и нонконформистских установок, это особенно важно.

Выводы

  1. Юноши и молодые мужчины, выпускники физико-математических классов, чаще своих сверстников, получающих или получивших высшее образование, имеют склонность к одному или нескольким видам аддиктивного поведения.
  2. Юноши, выпускники физико-математических классов, наиболее склонны к следующим видам аддиктивного поведения: трудоголизму, игровой и компьютерной зависимости, а молодые мужчины, выпускники этих классов, склонны к трудоголизму и компьютерной зависимости.
  3. Юноши и молодые мужчины, выпускники физико-математических классов, имеют несколько сниженный уровень эмоционального интеллекта, наиболее низкие показатели обнаружены для эмпатии и распознавания чужих эмоций.
  4. В группе юношей и молодых мужчин, выпускников физико-математических классов, обнаружены множественные значимые корреляционные связи, в основном — отрицательные, между склонностью к различным зависимостям и аспектами эмоционального интеллекта, что позволяет рассматривать развитие эмоционального интеллекта этой группы как средство снижения склонности к аддиктивному поведению.
Перспективными направлениями исследований по данной теме нам представляются изучение вопроса о том, насколько полученные результаты справедливы в отношении юношей и молодых мужчин со склонностями к работе в сфере физики и математики и достижениями в ней, не обучавшихся в профильных классах, и апробация технологии профилактики аддиктивного поведения учащихся и выпускников физико-математических классов.

Ограничения исследования

Полученные результаты не дают представления о склонности к аддиктивному поведению выпускниц физико-математических классов. Кроме того, опросниковый метод определения склонности к зависимостям вследствие давления на респондентов фактора социальной желательности может приводить к некоторому занижению баллов. В нашем исследовании мы применяли включенное наблюдение и биографический метод как средство выявления грубых искажений ответов, однако дозированное искажение ответов полностью исключать нельзя.
 

Литература

  1. Азарова Л.А., Святковский В.А. Психология девиантного поведения: Учебно-методический комплекс. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. 164 с.
  2. Айсувакова Т.П., Климова С.С., Сорокопуд Ю.В. Организация диагностики и коррекционной работы со студентами, склонными к аддиктивному поведению [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 3 (94). С. 81–84. doi:10.24412/1991-5497-2022-394-81-84
  3. Власова Н.В. Психологические особенности профилактики аддиктивного поведения современной молодежи // Мир образования — образование в мире. 2018. № 1 (69). С. 178–185.
  4. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.
  5. Емелин В.А., Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологические факторы развития и хронификации технологических зависимостей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n1/59107 (дата обращения: 19.07.2024).
  6. Зубова А.А. Зависимости у студентов с разными уровнями эмпатии [Электронный ресурс] // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 94. Часть 2. С. 81–86. doi:10.18411/trnio-02-2023-79
  7. Кочетков Н.В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 27–54. doi:10.17759/sps.2020110103
  8. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: Олсиб, 2001. 263 с.
  9. Криженков Д.Н. Аддиктивное поведение и эмоциональный интеллект подростков // Векторы психологии: психолого-педагогическая безопасность личности в современной образовательной среде: Сборник материалов III Международной заочной научно-практической конференции, Гомель, 01 июля 2021 года. Гомель: Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины, 2021. С. 226–
  10. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. 416 с.
  11. Лазарева Н.Ю., Смирницкая А.В., Савинова А.Д., Маркин Ф.Н., Макаров И.Н., Коровкин С.Ю., Богомолов Ю.В., Владимиров И.Ю. Связь показателей успешности участников математических олимпиад с их личностными. когнитивными и метакогнитивными (самооценочными) характеристиками // Психология познания: материалы Всероссийской научной конференции. ЯрГУ, 16–17 декабря 2022 г. / Отв. ред. И.Ю. Владимиров. С.Ю. Коровкин. Ярославль: Филигрань, 2023. С. 180–183.
  12. Лозовая Г.В. Методика диагностики склонности к различным зависимостям // Психологические основы педагогической деятельности: Материалы 34-й научной конференции кафедры психологии СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта / Под ред. А.Н. Николаева. СПб: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007. С. 121–
  13. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. СПб: Речь, 2005. 445 с.
  14. Момбей-оол С.М. Социально-психологическое исследование предрасположенности к аддикциям студентов Тувинского государственного университета [Электронный ресурс] // Вестник Тувинского государственного университета. Выпуск 4. Педагогические науки. 2021. № 4 (87). С. 71– doi:10.24411/2221-0458-2021-87-71-78
  15. Никулина И.В. Эмоциональный интеллект: инструменты развития: Учебное пособие. Самара: Издательство Самарского университета. 2022. 82 с.
  16. Сычева А.И. Исследование аддиктивного поведения у студентов Волгоградского государственного медицинского университета // Актуальные проблемы науки: взгляд студентов: Материалы Всероссийской с международным участием студенческой научной конференции: В 2 ч. Ч. 1 / Отв. редактор О.В. Кублицкая. СПб: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2023. С. 397–400.
  17. Хомерики Н.С. Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением: Дисс. … канд. социол. наук. СПб, 2013. 186 с.
  18. Цветкова Н.В., Малыгина С.Г. Особенности алекситимии у подростков с признаками математической одаренности [Электронный ресурс] // Концепт. № 12. С. 149–155. doi:10.24411/2304-120X-2019-12053

Информация об авторах

Романчева Светлана Сергеевна, выпускница, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-1105-2497, e-mail: 1555510s@mail.ru

Бусарова Ольга Ренатовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1455-6280, e-mail: olga-bus0@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 35
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 29

Скачиваний

Всего: 8
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6