Использование онлайн-сервисов в деле гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения
Аннотация
В статье затрагивается проблема патриотического воспитания современных подростков, варианты привлечения их к мероприятиям патриотической направленности. Описаны примеры использования онлайн-сервисов («Google-Сервис», «OnlineTestPad», «Тhinglink») в учебном процессе, описан опыт использования современных форм внеурочных занятий с обучающимися.
Общая информация
Ключевые слова: онлайн , интернет-проект, обучающиеся , возможности , патриотизм
Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Котова И.Е., Мироненко И.В. Использование онлайн-сервисов в деле гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 99–104.
Полный текст
В последнее время идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданской идентичности, приобретая все большее общественное значение, становится одной из главных задачей государства [2; 248]. Для молодого поколения «патриотизм», «малая родина», «родной край», «Отечество» – это слова из учебника. Участие детей и подростков в мероприятиях, направленные на гражданско-патриотическое воспитание, знакомство с историко-культурными особенностями своей страны, родного края, формируют у них гражданскую идентичность. Патриотическое образование – процесс, направленный на воспитание человека, гражданина, личности, которым присуще чувство гражданственности и патриотизма. Рассмотрев содержательный компонент патриотического образования, мы обратили внимание на богатые возможности для его реализации [1; 45].
В Центре дополнительного образования «Одаренность» формирование патриотизма у обучающихся является одной из приоритетных задач, а работа по данному направлению строится в соответствии с целями и задачами Концепции развития дополнительного образования детей. Сегодня педагоги находятся в постоянном поиске новых форм работы, в том числе с использованием цифровых, интерактивных и дистанционных технологий. Опираясь на опыт работы, можем сказать, что именно современные формы позволяют создать необходимые условия для формирования патриотических чувств у детей и подростков. Использование в своей работе цифровых ресурсов при проведении мероприятий наиболее делают интереснее для современных школьников, которые мобильны и активны. С 2014 года педагогам Центра дополнительного образования «Одаренность» реализуется проект «Отечество.ru» (далее – Проект), который направлен на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Из года в год тема проекта меняется, посвящается памятным историческим датам России, выдающимся личностям нашей страны, юбилейным событиям Родины. Этапы Проекта включают в себя интеллектуальные игры, творческие конкурсы и с использованием интерактивных и цифровых инструментов. В 2023 году Проект обрел название «Отечество.ru. Смотри, это Россия!» и посвящен регионам нашей России, их природному, географическому, этнографическому и культурному многообразию. Цель Проекта – нравственно-патриотическое воспитание школьников и формирование интереса к изучению своей Родины.
Задачи:
- создать условия для интеллектуального развития и творческой самореализации школьников;
- сформировать навыки поисково-исследовательской деятельности и умения работать в команде;
- расширить знания обучающихся о регионах России, их природного, географического, этнографического и культурного многообразия.
Участниками Проекта являются проектные группы обучающихся 5-7 классов общеобразовательных организаций Старооскольского городского округа, в составе 6 человек (по 2 человека из каждой параллели).
Программа Проекта включает в себя проведение 4 этапов:
I этап – онлайн-квиз «Регионы России и их столицы»;
II этап – брейн-ринг «Наше Мировое наследие»;
III этап – конкурс интерактивных плакатов «Мир вокруг нас»;
IV этап – конкурс видеооткрыток «Россия глазами детей».
В эпоху современных гаджетов (смартфоны, планшеты, ноутбуки), для удобства участников Проекта нами был разработан сайт Проекта - https://sites.google.com/view/otechestvo-ru, где доступна вся необходимая информация для участия в Проекте. Сайт был разработан с использованием сервиса «Google». Данный сервис имеет множество преимуществ, таких как: простой и удобный интерфейс; неограниченное количество страниц; адаптивные темы; интеграция с другими сервисами Google (формы, таблицы, презентации, YouTube, календарь, карты); возможность создания своих авторских вариантов тем оформления.
На подготовительном этапе рабочей группой педагогов по реализации социально-ориентированного проекта «Отечество.ru. Смотри, это Россия!» была проведена жеребьевка среди проектных групп, где каждой из них был присвоен регион России, с которым участники работали на протяжении всей реализации Проекта.
С помощью созданного нами сайта Проекта педагоги МБУ ДО «ЦДО «Одаренность» провели жеребьевку, также онлайн, согласно поданным заявкам.
Удобным форматом стало заполнение заявок проектными группами на участие на сайте Проекта во вкладке «Регистрация». Данный формат позволяет сократить время обработки поданных заявок, так как текст можно скачать с онлайн-сервиса Google в готовом формате Word.
Интересной идеей организаторов было то, что в ходе реализации Проекта группы заполняли виртуальную карту «Шаги к успеху», где размещали ссылки на свои онлайн-проекты, могли посмотреть работы других проектных групп, писать комментарии и видеть оценки членов жюри. Карта размещена на сайте Проекта и создана с помощью таблицы Exel с использованием сервиса «Google».
В рамках I этапа Проекта педагогами МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность» была проведена квиз-игра по теме «Регионы России и их столицы». Очень удобным сервисом для реализации данного этапа Проекта был сервис OnlineTestPad - https://onlinetestpad.com/ixmbv4lmkhvfy, где нами были размещены задания квиз-игры «Регионы России и их столицы».
II этап Проекта проводился в формате телевизионной интеллектуальной игры брейн-ринг по теме «Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России». В брейн-ринге участвовали одновременно две команды, которым было предложено ответить на 10 вопросов, в случае равных очков, командам зачитывался один дополнительный 11 вопрос. О готовности дать ответ на прозвучавший вопрос команда сигнализировала поднятием карточки после команды ведущего «Время!» и до истечения 60 секунд игрового времени. Если команда допускала фальстарт, то есть поднимала карточку до начала сигнала сирены, она лишалась права ответа на данный вопрос. Во время проведения игры если обе команды в течение 60 секунд не поднимали сигнальную карточку, то команду, которая будет отвечать первой на данный вопрос, определял ведущий. Если команда, поднявшая сигнальную карточку первой, отвечала неправильно, вторая команда могла дать свой ответ на вопрос. Для обсуждения вторая команда могла использовать оставшееся игровое время. Команда, которая давала правильный ответ, зарабатывала одно очко.
III этап Проекта был конкурс интерактивных плакатов «Мир вокруг нас», где каждой проектной группе предстояло разработать интерактивный плакат о природе и животном мире региона, закрепленном за участниками в ходе жеребьевки. На данном этапе педагогами МБУ ДО «Центр дополнительного образования «Одаренность» был использован сервис «Тhinglink» (https://www.thinglink.com/). С помощью данного онлайн-сервиса каждая проектная группа смогла создать уникальный, авторский интерактивный плакат, научились структурировать обширную информацию, взятую из литературных источников и сети Интернет, вычленять главные моменты, работать в команде, познакомились с основами данного онлайн-сервиса. Оргкомитетом Проекта была предложена Участникам инструкция по выполнению интерактивного плаката.
Заключительным IV этапом Проекта стал конкурс видеооткрыток «Россия глазами детей». Проектные группы предоставили на конкурс видеооткрытки, в которых смогли в творческой форме отразить:
- географические особенности региона (рельеф местности, климат, природные памятники);
- этнографические особенности (народы и народности, проживающие в регионе, их самобытность);
- ценности, объединяющие разные народы и народности в регионе;
- главные региональные особенности культуры, поведения, быта.
Видеооткрытки были размещены проектными группами на сервисе облачного хранения файлов «Яндекс. Диск», а ссылка на видеооткрытку была опубликована в виртуальной карте «Шаги к успеху» на сайте Проекта.
Таким образом, мы уверены, что использование онлайн-сервисов в образовательном процессе позволит привлечь обучающихся к участию в социально-ориентированных проектах, к изучению исторического и культурного наследия регионов России, повысить интерес к учебному предмету краеведение, даст возможность обучения работы с онлайн-сервисами, сбора информации и повысит познавательный интерес современного подрастающего поколения.
Литература
- Горбунов В.С. Педагогика патриотизма: учебно-методическое пособие / В.С. Горбунов - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2018. 747 с.
- Машкова С. Г. Интернет как эффективный канал коммуникации в процессе гражданско-патриотического воспитания молодежи // SCIENCE TIME. 2014. № 7. 243 253.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 83
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 18
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1