Использование комиксов как средства визуализации информации на уроках белорусской литературы

74

Аннотация

В статье рассматривается роль комиксов как образовательного контента; анализируется проблема мотивации учащихся при использовании комиксов на уроке литературы, интереса к обучению; приведены иллюстративные примеры и способы работы с графической информацией.

Общая информация

Ключевые слова: комикс, информация, образовательный контент, визуальная культура, визуальная новелла

Рубрика издания: Интеллектуальные технологии в гуманитарной сфере и образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Козаченко И.Г. Использование комиксов как средства визуализации информации на уроках белорусской литературы // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 325–335.

Полный текст

Комиксы – это истории в рисунках, составленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации. Они могут содержать текст и графические изображения. Комиксы могут рассматриваться и как образовательный контент. Каковы же преимущества комиксов в образовательном процессе?

Комиксы передают смысл путем активного взаимодействия читателя с письменной речью и представленными последовательными изображениями [1, 2]. Восприятие учащимися художественных, учебных текстов, представленных в разных жанрах, можно считать одной из задач современного образования. Для комиксов характерны лаконичность, логичность и насыщенность. Все это содействует формированию стратегии сжатого пересказа содержания произведения с последующим его чтением, пониманием и обсуждением. Рассмотрим, как использование комиксов помогает стимулировать активность учащихся на уроках белорусской литературы.

Например, при изучении рассказа Змитрока Бядули «На Каляды к сыну» в 7 классе можно предложить учащимся первую часть подготовленного комикса (рис. 1-3).


Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3

 Так как комикс – это история в рисунках, семиклассники следят за началом и развитием сюжета, персонажами, временем и обстоятельствами, выстраивая последовательность. На этом этапе учащимся задаю вопрос: «Как могло случиться, что сын бедной крестьянки живет в городе обеспеченным человеком?» Учащиеся высказывают свои предположения, записвают их на отдельные листки бумаги и складывают в коробочку. Знакомство с текстом рассказа при помощи комикса продолжается (рис. 4-6).


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6

 После рисунка 4 задаю вопрос: «Почему старенькая мать отправилась к сыну накануне Рождества?» Учащиеся восстанавивают содержание («Последнее Рождество: совсем я уже слабая...»), а также могут сказать, что на Рождество за праздничным столом собиралась вся семья. Рисунки 5 и 6 дают учащимся важные контекстуальные подсказки к изучаемому материалу. Следующий вопрос: «Как встретил город Теклю?» Формат рисунка дает возможность подросткам получить значительную часть информации за краткое время: представить город ХІХ века, иной способ перемещения (старая женщина прошла пешком 6 миль; ездили на повозках, в каретах).

Финальная сцена проиллюстрована одним рисунком. Это придает особенный трагизм ее восприятию. Учащиеся оценивают нравственную сторону ситуации: никому нет дела до трагедии одинокой старой женщины, даже собственный сын накануне большого христианского праздника не захотел признать свою мать.


Рис. 7

На этом этапе семиклассникам можно задать вопрос: была ли неожиданной такая развязка рассказа? Они уже знакомы с содержанием, проследили ход событий, порассуждали о судьбах и поведением персонажей, поэтому им несложно будет ответить. К финальной сцене можно приготовить еще одно изображение, где внимание сконцентрировано только на главных героях и предложить дописать реплики персонажей (рис. 8).


Рис. 8

Таким образом, мы получаем новый образовательный инструмент с новыми свойствами и новым воздействием на обучающихся. Комикс позволяет решить проблему мотивации, интереса к обучению: захватывает, вдохновляет, стимулирует творческую активность, содействует самообразованию. Не секрет, что поэтические произведения не всегда притягивают внимание подростков: им может быть неинтересной предложенная тематика, форма, содержание. На помощь может придти комикс. Для учащихся 7 класса при визучении стихотворения Максима Танка «Поэзия» предложила такой формат: проиллюстрировала первую строфу стихотворения (рис. 9, 10). Далее задаю вопросы: с чем сравнивает поэзию автор стихотворения? Дополните стихотворные строчки.


Рис. 9


Рис. 10

Заинтересованным учащимся можно предложить таким же образом проиллюстрировать другие строфы стихотворения.

Несомненно, образовательные комиксы не должны подменять художественный текст. Но они могут помочь учить детей осмысленно передавать учебный материал устно. Приведу еще один пример комикса для учащихся 7 класса по рассказу Ивана Науменко «Учитель черчения». Рассказ в учебном пособии не проиллюстрирован, поэтому подготовила для подростков следующий иллюстрационный материал.




Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

К рис. 11 предлагаю задание найти в тексте описание внешности персонажа (учителя черчения Апполинария Феоктистовича) и прочитать его. Работа с текстом, а также рис. 12 и 13 помогают учащимся обратить внимание на отношение учителя к своим ученикам, к своему предмету.


Рис. 14


Рис. 15


Рис. 16

 

Рис. 14 – 16 (и вообще весь подготовленный учителем комикс) помогут запомнить содержание рассказа, возобновить его при пересказе. В качестве домашнего задания предлагаю создать «пирамидную историю»: охарактеризовать одного из персонажей рассказа. Учащиеся таким образом, опираясь на схему пирамидной истории, создают собственные устные сообщения.

В 9 классе на первом уроке знакомства с биографией и творчеством Якуба Коласа предлагаю комикс по произведениям поэта, изучавшимся в 5, 6, 7 классах. Задание: назовите поэтические произведения классика белорусской литературы, представленные на рисунках. Учащиеся называют разделы поэмы «Новая земля».

 


Рис. 17

Такой комикс разместила на Jamboard (Google-форма, интерактивная доска, на которой можно создавать стикеры, текст, размещать изображения,пользоваться пером), ссоздала две группы стикеров – «жанры» и «названия произведений», предложила учащимся прикрепить стиекры на соответствующее изображение (рис. 17). Ссылка на Jamboard: https://jamboard.google.com/d/1NsW6Djl3owdpuT59WuBVLmZ7NkDssnHZJFh4ydikMyc/edit?usp=sharing.

Визуальную информацию человек запоминает легче, чем печатную  (текстовую).  Современное  поколение  постигает комикс привычно и естественно. Такой способ подачи информации приобщает подростков к литературному формату, который является близким им, он  мотивирует тех учащихся, которые неохотно читают.

Задания к комиксам:

  • понять, какая ситуация передана иллюстрациями, придумать и записать реплики героев (развитие воображения, креативности, развитие письменной речи, изучение диалоговой речи),
  • рассказать, что происходило между иллюстрациями (развитие устной речи, функциональное чтение),
  • составить комикс по эпизоду литературного произведения (анализ текста, выделение главного, сворачивание текста, трансформация текста, индивидуальная работа),
  • составить комикс по целому литературному произведению (анализ текста, выделение главного, сворачивавние текста, трансформация текста, групповая работа),
  • ответить на вопосы по иллюстрациям,
  • прочитать комикс по ролям (поиск соответствия вербального и визуального компонентов),
  • восстановить правильный порядок иллюстраций (развивает память учащихся),
  • продолжить реплику,
  • подобрать к иллюстрации нужную реплику (карточки с изображениям и репликами отдельно готовит и раздает учитель),
  • ·     придумать и создать комикс с этими героями, но в другой ситуации.

Таким образом, комикс на уроке литературы содействует развитию у учащихся навыков творческого чтения, приводит к освоению литературного произведения на личностном уровне, помогает вступить в диалог “автор – читатель”, позволяет погружаться в переживания героев, и перадаваць их при помощи портрета, позы, речевой характеристики, формирует чувство композиции и стиля. Именно поэтому комикс может быть рекомендован к использованию в образовательном процессе.

Современные цифровые ресурсы – различные графические редакторы – позволяют быстро и качественно соддавать иллюстрации и комиксы даже тем, кто не умеет рисовать. Комиксы, представленые в статье, созданы в графическом редакторе Canva. Из комиксов можно создать видеоряд, подобрать к нему мелодию и сформулировать вопросы (https://youtu.be/alL5s2LIzrI).

Результатом знакомства с жанром комикса стали буктрейлеры учащихся к произведениям Янки Купалы.

Буктрейлер к поэме “Курган”: https://youtu.be/lAezIKm6cP4

Буктрейлер к поэме “Бандаровна”: https://youtu.be/_i7wpghx1-w

Литература

  1. Калитина К.В. Использование комиксов в образовательных технологиях как важного инструмента для передачи знаний // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 3. С. 2256–2260.
  2. Громина С. Использование комикса на уроках русского языка и литературы // Сайт «Могу писать» Режим доступа https://mogu-pisat.ru/stat/metod/?ELEMENT_ID=11581562. Дата доступа 06.02.2022

Информация об авторах

Козаченко Ирина Григорьевна, учитель белорусского языка и литературы , Государственное учреждение образования «Лельчицкая районная гимназия имени И.А. Колоса», Беларусь, e-mail: l23i06g@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 112
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 74
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 2