Проблема функционально-технологического разрыва у субъектов учебной деятельности в условиях цифровой трансформации образования

30

Аннотация

В работе рассматривается проблематика вопросов, связанных с феноменом складывания функционально-технологической адаптации у субъектов учебной деятельности в условиях решительных социокультурных изменений и качественного состояния информационно-коммуникационного пространства и сферы образования в рамках его цифровой трансформации. Теоретико-методологические обобщения автора осуществлены в процессе проводимого в Полесском государственном университете (Республика Беларусь) исследования по теме научно-исследовательских работ на кафедре экономики и бизнеса. Значимость исследуемой проблематики актуализируются практической реализацией положений Концепции цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 гг., а также процессуальной разработкой компонентов образовательного сегмента единой Республиканской информационно-образовательной среды в условиях интеграции инновационных информационно-коммуникационных технологий и высокотехнологичных технических решений в образовательный процесс. Автором осмысливаются вопросы генезиса ситуации низкоуровневой адаптации взаимодействующих субъектов учебной деятельности к динамичным изменениям информационно-коммуникационного пространства и системно-средовой организации в учреждениях образования. В осуществленных автором теоретико-методологических обобщениях рассматриваются организационно-педагогические условия преодоления данной проблемы через выполнение базового в своей императивности требования по обеспечению в условиях цифровой трансформации образовательной сферы на всех структурных уровнях непрерывного образования его качественного статусного состояния, определяемого в качественных характеристиках системно организуемого, гибкого и мобильного, самостоятельного, опережающего и распределенного образования.

Общая информация

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, информационно-коммуникационные средства, цифровая грамотность, информационная культура

Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Лозицкий В.Л. Проблема функционально-технологического разрыва у субъектов учебной деятельности в условиях цифровой трансформации образования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 768–775.

Полный текст

Введение

Исследование процессуальных механизмов и специфики адаптации субъектов педагогического взаимодействия к динамичным изменениям информационно-коммуникационного пространства в своей актуальности является значимым в контексте выполнения одной из постоянных задач педагогической науки по обеспечению эффективного функционирования и качественного совершенствования системно организуемого непрерывного образования. Актуальность темы исследования определяется потребностью в научной рефлексии проблематики обеспечения преемственности уровней общего среднего и высшего образования в условиях осуществления процессов цифровой трансформации образовательной сферы. В рамках осуществляемого нами научного поиска необходимым представляется определение условий преодоления существующего функционально-технологического разрыва в адаптации взаимодействующих субъектов учебной деятельности к решительным качественным системно-средовым изменениям в рамках процессов технологизации образования.

Методы

Методология исследования опирается на контент-анализ концептуальных положений государственных программ в сфере цифровизации образования в Республике Беларусь [4; 6] и публикаций по заявленной проблематике как в Беларуси, так и на постсоветском пространстве [1–3; 5; 7–8]. Важным базовым аспектом научной рефлексии автора является опыт исследования заявленной проблематики по теме НИР, осуществляемой в Полесском государственном университете.

Результаты и обсуждение

В условиях динамичных социокультурных изменений и технологизации образования в процессе интеграции в образовательную сферу инновационных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и высокотехнологичных технических решений проявляется ситуация функционального отставания субъектов деятельности от опережающих темпов изменения информационно-коммуникационного пространства и системно-средовой организации. Сущностно кризисность складываемой ситуации состоит в том, что даже получая доступ к интегрированным в образовательный процесс инновационным ИКТ и высокотехнологичным средствам обучения, акторы деятельности в силу своей невысокой уровневой подготовки не способны максимально полноценно использовать технико-технологический потенциал предлагаемого инструментария и условий информационно-образовательной среды (ИОС). Результатом разнотемпового взаимодействия ИОС и личности в ряду психолого-педагогических проявлений является снижение результативности учебных достижений и ее (личности) дезадаптация, выбор тактики рационально-ценностной модели девиантного учебного поведения, связанного с академическим мошенничеством и т. д. Поэтому, рассуждая о проблеме разнотемпового развития информационно-коммуникационного пространства и субъектов учебной деятельности, понимая важность их обеспечения доступом к ИКТ, и, принимая априори данное условие выполняемым в современном IT-обществе, представляется целесообразным вести речь о разрыве функционально-технологическом.

В условиях цифровой трансформации образования решение проблемы преодоления неравномерности темпового развития инфосреды и субъектов участия во многом связывается с формированием их информационной культуры и функциональной грамотности в качестве ее деятельностного компонента. Под функциональной грамотностью понимается «вид грамотности, который проявляется в конкретных действиях при реализации определенных функций субъекта в различных жизненных ситуациях; интегративная готовность человека к компетентным и эффективным действиям (познавательным, эмоциональным, поведенческим и др.), нахождению оптимальных способов решения жизненных задач в различных сферах» [9]. В такой трактовке формирование и развитие функциональной грамотности в работе с информацией субъектов учебной деятельности в своем сущностном феноменологическом триединстве представляется в единении процессуальной и результирующей составляющих, а также и условий достижения осуществляемых качественных изменений – имманентных личностных приращений для успешной социализации и функционирования в развиваемом информационно-коммуникационном пространстве. Подобная феноменологическая интегративность является важным качеством, позволяющим рассматривать функциональную грамотность в качестве одного из компонентов, встраиваемых в образовательные модели, ориентированные на использование технико-технологического и дидактического потенциала образовательного сегмента РИОС в Республике Беларусь и его составляющих.

Понимание взаимосвязи феномена функциональной грамотности в области работы с информацией (в том числе и цифровой) и информационной культуры субъектов учебной деятельности важно с позиций определения организационно-педагогических условий их формирования и развития на продуктивных уровнях. К таким условиям организационно-педагогического характера относятся:

  • разработанность теоретико-методологических подходов, реализация положений которых обеспечивает эффективное решение комплекса вопросов по обеспечению адаптации субъектов образовательной и учебной деятельности к качественным изменениям информационно-коммуникационного пространства;
  • эффективное обеспечение преемственности в условиях непрерывного образования, ориентированного на применение технико-технологического и дидактического потенциала образовательного сегмента РИОС и инновационных ИКТ;
  • развитость инфраструктуры, обеспечивающей технико-технологический потенциал и функциональность образовательного сегмента информационно-образовательной среды, интегрированной в информационно-коммуникационное пространство;
  • обеспеченность учреждений образования подготовленными педагогическими специалистами, уровень сформированности профессиональных компетенций которых обеспечивает качественное предоставление образовательных услуг и эффективное формирование информационной культуры и функциональной грамотности обучающихся;
  • сформированность высокой мотивации субъектов педагогического взаимодействия к продуктивной учебной деятельности и формированию информационной культуры с учетом выбора индивидуальной образовательной траектории в условиях цифровой трансформации образования и качественных изменений информационно-коммуникационного пространства;
  • применение эффективного инструментария и механизмов познания при системном применении традиционных и инновационных средств обучения в информационных ресурсах, предоставляемых образовательным сегментом РИОС в ходе организации и осуществления многообразной учебной деятельности;
  • обобщение, систематизация и дальнейшая диссеминация эффективной практики подготовки специалистов в условиях формирования и развития информационной культуры и функциональной грамотности субъектов педагогического взаимодействия в процессе цифровой трансформации образования.

Выводы

В результирующей части исследования отметим, что опережающее темповое развитие информационно-образовательного пространства и технологизируемой сферы образования по отношению к невысокой адаптации функциональной готовности действующих акторов полноценно и эффективно использовать потенциал предлагаемых условий инфосреды сущностно определяет функционально-технологический разрыв в адаптации взаимодействующих субъектов к качественным системно-средовым изменениям в рамках цифровой трансформации образования и становления информационного общества.

Решение проблемы носит комплексный характер и должно опираться на потенциал совершенствуемой системы непрерывного образования и механизмы обеспечения преемственности на всех системных уровнях. Императивным требованием является направленность на формированием и развитие информационной культуры и функциональной грамотности взаимодействующих субъектов. Достижение сформированности информационной культуры и функциональной грамотности в работе с информацией (в том числе и цифровой) в образовательном взаимодействии и многообразной учебной деятельности находится в плоскости комплексного применения эффективных средств научно-методического обеспечения, а также потенциала дидактического инструментария, наработанных в рамках классических педагогических традиций и инновационных подходов в образовании.

Литература

  1. Богуш В.А., Шнейдеров Е.Н. Цифровизация образования: проблемы, вызовы и перспективы // Адукацыя і выхаванне. 2021. № 1. С. 14–21.
  2. Жук О.Л. Актуальные направления развития образования и научно-педагогических исследований в условиях цифровой трансформации // Педагогика. 2020. № 3. С. 5–14.
  3. Качан Д.А., Лис П.А., Мирончик М.В. Развитие Республиканской информационно-образовательной среды // Цифровая трансформация. 2018. № 2 (3). С. 46–52.
  4. Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 годы [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/file/d/1T0v7iQqQ9ZoxO2IIwR_OlhqZ3rjKVqY-/view (дата обращения: 02.09.2023).
  5. Николина В.В. Развитие функциональной грамотности обучающихся в образовательном процессе // Нижегородское образование. 2021. № 1. С. 4–13.
  6. О Концепции развития системы образования Республики Беларусь до 2030 года [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 нояб. 2021 г., № 683 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100683 (дата обращения: 02.09.2023).
  7. Пакина, Т.А. Развитие функциональной грамотности и формирование понятия «функциональная грамотность» в России // Вестник педагогических наук. 2022. № 5. С. 201–206.
  8. Рычкова Л.В. Цифровая грамотность как основа эффективности современного высшего образования // Университет образовательных инноваций. 2021. № 1.
  9. Тезаурус ОНТП «Функциональная грамотность / Центр развития педагогического образования // Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» [Электронный ресурс] URL: https://crpo.bspu.by/functional-literacy/tezaurus-ontp-funkcionalnaja-gramotnost/. (дата обращения: 02.09.2023).

Информация об авторах

Лозицкий Вячеслав Леонтьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и бизнеса, Полесский государственный университет, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2704-7872, e-mail: bakalaur@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 72
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 30
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0