Введение
Исследование процессуальных механизмов и специфики адаптации субъектов педагогического взаимодействия к динамичным изменениям информационно-коммуникационного пространства в своей актуальности является значимым в контексте выполнения одной из постоянных задач педагогической науки по обеспечению эффективного функционирования и качественного совершенствования системно организуемого непрерывного образования. Актуальность темы исследования определяется потребностью в научной рефлексии проблематики обеспечения преемственности уровней общего среднего и высшего образования в условиях осуществления процессов цифровой трансформации образовательной сферы. В рамках осуществляемого нами научного поиска необходимым представляется определение условий преодоления существующего функционально-технологического разрыва в адаптации взаимодействующих субъектов учебной деятельности к решительным качественным системно-средовым изменениям в рамках процессов технологизации образования.
Методы
Методология исследования опирается на контент-анализ концептуальных положений государственных программ в сфере цифровизации образования в Республике Беларусь [4; 6] и публикаций по заявленной проблематике как в Беларуси, так и на постсоветском пространстве [1–3; 5; 7–8]. Важным базовым аспектом научной рефлексии автора является опыт исследования заявленной проблематики по теме НИР, осуществляемой в Полесском государственном университете.
Результаты и обсуждение
В условиях динамичных социокультурных изменений и технологизации образования в процессе интеграции в образовательную сферу инновационных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и высокотехнологичных технических решений проявляется ситуация функционального отставания субъектов деятельности от опережающих темпов изменения информационно-коммуникационного пространства и системно-средовой организации. Сущностно кризисность складываемой ситуации состоит в том, что даже получая доступ к интегрированным в образовательный процесс инновационным ИКТ и высокотехнологичным средствам обучения, акторы деятельности в силу своей невысокой уровневой подготовки не способны максимально полноценно использовать технико-технологический потенциал предлагаемого инструментария и условий информационно-образовательной среды (ИОС). Результатом разнотемпового взаимодействия ИОС и личности в ряду психолого-педагогических проявлений является снижение результативности учебных достижений и ее (личности) дезадаптация, выбор тактики рационально-ценностной модели девиантного учебного поведения, связанного с академическим мошенничеством и т. д. Поэтому, рассуждая о проблеме разнотемпового развития информационно-коммуникационного пространства и субъектов учебной деятельности, понимая важность их обеспечения доступом к ИКТ, и, принимая априори данное условие выполняемым в современном IT-обществе, представляется целесообразным вести речь о разрыве функционально-технологическом.
В условиях цифровой трансформации образования решение проблемы преодоления неравномерности темпового развития инфосреды и субъектов участия во многом связывается с формированием их информационной культуры и функциональной грамотности в качестве ее деятельностного компонента. Под функциональной грамотностью понимается «вид грамотности, который проявляется в конкретных действиях при реализации определенных функций субъекта в различных жизненных ситуациях; интегративная готовность человека к компетентным и эффективным действиям (познавательным, эмоциональным, поведенческим и др.), нахождению оптимальных способов решения жизненных задач в различных сферах» [9]. В такой трактовке формирование и развитие функциональной грамотности в работе с информацией субъектов учебной деятельности в своем сущностном феноменологическом триединстве представляется в единении процессуальной и результирующей составляющих, а также и условий достижения осуществляемых качественных изменений – имманентных личностных приращений для успешной социализации и функционирования в развиваемом информационно-коммуникационном пространстве. Подобная феноменологическая интегративность является важным качеством, позволяющим рассматривать функциональную грамотность в качестве одного из компонентов, встраиваемых в образовательные модели, ориентированные на использование технико-технологического и дидактического потенциала образовательного сегмента РИОС в Республике Беларусь и его составляющих.
Понимание взаимосвязи феномена функциональной грамотности в области работы с информацией (в том числе и цифровой) и информационной культуры субъектов учебной деятельности важно с позиций определения организационно-педагогических условий их формирования и развития на продуктивных уровнях. К таким условиям организационно-педагогического характера относятся:
- разработанность теоретико-методологических подходов, реализация положений которых обеспечивает эффективное решение комплекса вопросов по обеспечению адаптации субъектов образовательной и учебной деятельности к качественным изменениям информационно-коммуникационного пространства;
- эффективное обеспечение преемственности в условиях непрерывного образования, ориентированного на применение технико-технологического и дидактического потенциала образовательного сегмента РИОС и инновационных ИКТ;
- развитость инфраструктуры, обеспечивающей технико-технологический потенциал и функциональность образовательного сегмента информационно-образовательной среды, интегрированной в информационно-коммуникационное пространство;
- обеспеченность учреждений образования подготовленными педагогическими специалистами, уровень сформированности профессиональных компетенций которых обеспечивает качественное предоставление образовательных услуг и эффективное формирование информационной культуры и функциональной грамотности обучающихся;
- сформированность высокой мотивации субъектов педагогического взаимодействия к продуктивной учебной деятельности и формированию информационной культуры с учетом выбора индивидуальной образовательной траектории в условиях цифровой трансформации образования и качественных изменений информационно-коммуникационного пространства;
- применение эффективного инструментария и механизмов познания при системном применении традиционных и инновационных средств обучения в информационных ресурсах, предоставляемых образовательным сегментом РИОС в ходе организации и осуществления многообразной учебной деятельности;
- обобщение, систематизация и дальнейшая диссеминация эффективной практики подготовки специалистов в условиях формирования и развития информационной культуры и функциональной грамотности субъектов педагогического взаимодействия в процессе цифровой трансформации образования.
Выводы
В результирующей части исследования отметим, что опережающее темповое развитие информационно-образовательного пространства и технологизируемой сферы образования по отношению к невысокой адаптации функциональной готовности действующих акторов полноценно и эффективно использовать потенциал предлагаемых условий инфосреды сущностно определяет функционально-технологический разрыв в адаптации взаимодействующих субъектов к качественным системно-средовым изменениям в рамках цифровой трансформации образования и становления информационного общества.
Решение проблемы носит комплексный характер и должно опираться на потенциал совершенствуемой системы непрерывного образования и механизмы обеспечения преемственности на всех системных уровнях. Императивным требованием является направленность на формированием и развитие информационной культуры и функциональной грамотности взаимодействующих субъектов. Достижение сформированности информационной культуры и функциональной грамотности в работе с информацией (в том числе и цифровой) в образовательном взаимодействии и многообразной учебной деятельности находится в плоскости комплексного применения эффективных средств научно-методического обеспечения, а также потенциала дидактического инструментария, наработанных в рамках классических педагогических традиций и инновационных подходов в образовании.