Трансформация профессионального образования с опорой на принципы цифровой дидактики
Аннотация
В статье рассматривается вопрос изменения парадигмы образования вследствие цифровой трансформации, возникновение цифровой дидактики. Цифровая дидактика основывается на основных принципах и концепциях традиционной дидактики, которая изучает процессы обучения, усвоения знаний и развития навыков и умений. Однако, в контексте цифровой трансформации образования, цифровая дидактика адаптирует эти принципы и концепции к использованию современных цифровых технологий и инструментов в образовательном процессе. Рассматриваются предмет, объект и задачи цифровой дидактики в сравнении с основами традиционной дидактики. Описываются основные средства цифровой дидактики и сущность основных категорий профессионального образования. Рассматриваются виды взаимодействия участников образовательного процесса (преподавателя и студента) в цифровой образовательной среде вуза. Автором предлагаются принципы цифровой дидактики: цифровой баланс, гибкость, коммуникативность и сотрудничество, междисциплинарность, самообразование в течение всей жизни, интерактивное оценивание, воспитание и личностное развитие. Список принципов цифрового профессионального образования, который был представлен в работе, является открытым и нуждается в дальнейшем исследовании и изменениях в соответствии с развитием теории и практики цифрового образования и постоянного появления новых цифровых образовательных технологиях.
Общая информация
Ключевые слова: дидактика, цифровая трансформация образования, дидактические принципы, дидактические средства, профессиональное образование
Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Широколобова А.Г. Трансформация профессионального образования с опорой на принципы цифровой дидактики // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 822–832.
Полный текст
Введение
«В первой половине XXI века остро встает проблема, связанная с профессиональным образованием. Традиционная для XX века система образования оказалась разрушенной, а новая все еще не сформировалась» [5, с. 17]. В целом, цифровая трансформация образования представляет собой важный шаг в развитии образовательной системы. Она позволяет улучшить качество обучения, расширить доступность образования и развить новые навыки учащихся. Однако, для успешной реализации цифровой трансформации необходимо учитывать различные аспекты, включая доступность, качество и безопасность образовательных ресурсов. С нашей точки зрения сфера образования находится на этапе трансформации старой парадигмы и становления цифрового образования, которое опирается на принципы цифровой дидактики.
Традиционная дидактика имеет свои преимущества, такие как четкая структура обучения, возможность передачи большого объема информации и простота оценки успехов студентов. Однако она также имеет недостатки, такие как ограничение творческого мышления студентов, недостаток взаимодействия и обмена идеями между учителем и студентами, а также недостаток практического применения полученных знаний. В настоящее время традиционная дидактика все чаще сопровождается современными методами обучения, такими как интерактивные методики, использование технологий и активное участие студентов в процессе обучения. Это позволяет более эффективно привлекать студентов к обучению и развивать их навыки критического мышления и самостоятельности.
Традиционно дидактика понималась как «отрасль педагогической науки, изучающая обучение вместе с передаваемым посредством него содержанием образования» [4; 7]. Стало очевидным, что с появлением и использованием цифровых образовательных технологий в университетском образовательном процессе произошли значительные изменения, что необходимо пересмотреть понятие «дидактика», формулировку ее целей и задач с учетом появления инноваций – которыми выступают цифровые технологии в профессиональном образовании.
Методы
Возникновение цифровой дидактики связано с появлением компьютеров, интернета и цифровых обучающих технологий. Важным фактором в развитии цифровой дидактики было появление мобильных устройств, таких как смартфоны и планшеты. Они позволяют учащимся получать доступ к образовательным материалам в любое время и в любом месте. Это особенно полезно для дистанционного обучения и самообразования. Цифровая дидактика также предлагает новые методы обучения, такие как геймификация и виртуальная реальность.
Так, например, Дж. д'Анджело предлагает называть дидактику цифрового обучения «e-Didactics», что можно перевести как электронная дидактика или дидактика электронного обучения [12; 4], а Л. М. Семерова трактует цифровую дидактику как «процесс конструирования комплекса цифровых образовательных технологий и методов обучения, электронных ресурсов, которые позволяют бюджетно и быстро реализовывать интегративно-компетентностный подход к обучению и формировать профессиональные компетенции и готовность к профессиональной деятельности» [9; 4.]. В 2019 г. группа исследователей опубликовали работу «Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения», посвященную внедрению цифровых технологий в профессиональное образование, развитию электронного обучения в России, закономерностям и тенденциям развития цифровой дидактики. В исследовании коллектив авторов (Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С.) высказывает мысль о том, что в настоящее время происходит становление новой отрасли научного знания вследствие цифровой трансформации общества – цифровой дидактики, которую определяют «как новую отрасль педагогического знания, возникшую в результате цифровой трансформации образования, как научную дисциплину об организации образовательного процесса в условиях цифрового общества и цифровой экономики» [7]. На начало 2023 г. эта работа является единственным комплексным описанием концепции цифровой дидактики с позиций теоретических постулатов и выводов о происходящих изменениях в образовательной сфере.
Подчеркнем, что цифровая дидактика опирается на понятия и принципы традиционной дидактики – науки о системных основах обучения, приобретении знаний, освоении навыков и умений в условиях цифровой трансформации образования.
Считаем, что цифровая дидактика профессионального образования – это отрасль педагогики, разрабатывающая и раскрывающая теоретические и практические основы обучения и содержания цифрового образования; наука, описывающая принципы, ценности, формы, средства обучения, закономерности функционирования и развития процесса цифрового образования.
Рассмотрим предмет, объект и задачи цифровой дидактики в сравнении с основами традиционной дидактики (табл. 1). Из представленной таблицы видно, что основной сдвиг фокуса традиционной дидактики происходит в сторону цифровых образовательных технологий и цифровой среды, на проектировании образовательного процесса преподавателем. Отметим, что меняется и место реализации образовательной деятельности – им становится цифровая среда и цифровой университет.
Основные средства цифровой дидактики университетского образования – это совокупность цифровых учебных средств, позволяющих преподавателю организовать учебный процесс в цифровой обучающей среде более эффективно и конструктивно.
К средствам цифровой дидактики профессионального образования относятся:
- цифровые образовательные технологии, которые позволяют организовать образовательный процесс в цифровой среде вуза, выстроить интерактивную систему самообразовательной деятельности и персонализации обучения, а именно индивидуализации по содержанию, по уровням сложности, по скорости и времени обучения;
- цифровые обучающие комплексы, к которым относятся виртуальные лаборатории, симуляторы, тренажеры, системы искусственного интеллекта и интернета вещей, необходимые в образовании, помогающие формированию набора профессиональных умений и навыков у обучающегося;
- LMS, которые позволяют образовательной организации определить оптимальную стратегию устойчивой эффективности образовательного процесса; оптимизируют управление и мониторинг учебного процесса; обеспечивают доступность образования; управляют большим количеством пользователей; реализуют воспитательную функции цифровой среды.
Таблица 1. Предмет, объект и задачи традиционной и цифровой дидактики
|
Дидактика |
Цифровая дидактика |
Предмет |
взаимосвязь деятельности преподавателя и познавательной деятельности обучающегося, и их взаимодействие [6] |
закономерности и принципы, цели и задачи цифрового обучения и воспитания человека в цифровой среде. Это основа построения методик и стратегий обучения с использованием цифровых технологий для организации учебного процесса в вузе |
Объект |
реальные процессы обучения [10] |
это процесс обучения в цифровой среде образовательной организации, реализуемый средствами цифровых образовательных технологий, инновационных методик и цифрового инструментария, направленных на подготовку специалиста для цифровой экономики |
Задачи |
|
|
Рассмотрим сущность основных категорий цифровой дидактики профессионального образования:
Содержание – в цифровой образовательной среде вуза обучающиеся должны освоить комплекс инновационных научных знаний, практических умений и навыков, деятельности и форм мышления, которые составляют содержание обучения.
Преподавание – системная деятельность преподавателя по реализации целей цифрового образования, воспитания и практического применения знаний.
Учение – студент занимается активной деятельностью в цифровой среде, которая помогает ему усваивать, закреплять и применять знания, умения и навыки. Эта деятельность также стимулирует студента искать информацию, решать учебные задачи и осознавать важность культурных ценностей и человеческого опыта.
Обучение – системное взаимодействие преподавателя со студентом в ЦОС, направленное на достижение поставленной учебной цели.
Дидактический процесс содержит следующие виды взаимодействия участников образовательного процесса в цифровой образовательной среде вуза (табл. 2).
Таблица 2. Виды взаимодействия участников образовательного процесса в цифровой среде
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
|
1 |
Составление и комментирование правил работы в цифровой образовательной среде вуза. Техническое сопровождение, кураторство, наставничество |
Ознакомление со средой, цифровыми технологиями, методами реализации обучения, новыми знаниями; восприятие знаний и умений |
2 |
Организация образовательного процесса в университетской цифровой образовательной среде. Обратная связь |
Самостоятельная аналитика, синтезирование, сравнение, сопоставление, систематизация знаний – формирование навыка самообразования |
3 |
Организация и управление творческой и проектной деятельностью студента в цифровой образовательной среде вуза. Обратная связь |
Практическая деятельность по самостоятельному поиску возможных решений стандартных и нестандартных задач |
4 |
Организация и управление процессом мониторинга, оценки сформированности знаний, умений и навыков, углубления знаний и саморазвития студентов. Обратная связь |
Самоконтроль, самодиагностика |
Вопросы административно-управленческого характера в образовании, не связанные с процессом цифровой трансформации, не являются предметом изучения данного направления дидактики.
В своем исследовании «Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения» Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. выделили одиннадцать принципов цифровой дидактики: «доминирование процесса учения, персонализация, целесообразность, гибкость и адаптивность, успешность в обучении, обучение в сотрудничестве, практикоориентированность, нарастание сложности, насыщенность образовательной среды, полимодальность и принцип включённого оценивания» [7; 40]. Авторы указывают на то, что список принципов цифрового профессионального образования, который был представлен в работе, является открытым и нуждается в дальнейшем исследовании и изменениях в соответствии с развитием теории и практики цифрового образования и постоянного появления новых цифровых образовательных технологиях.
Результаты
Опираясь на научные постулаты классической дидактики и, мы выделяем следующие принципы цифровой дидактики профессионального образования:
Цифровой баланс. Данный принцип предполагает сохранение баланса трудовой активности участниками образовательного процесса между цифровой и традиционной формами обучения. Для того чтобы студенты могли создавать свой собственный образовательный путь, выбирать содержание обучения, а также определять уровень и сроки его освоения, необходимы ресурсы в цифровой образовательной среде. Данный принцип реализуется в цифровой образовательной среде вуза за счет цифровых сетевых образовательных ресурсов.
Гибкость. Принцип представляет собой развитие идеи личностно ориентированного подхода в обучении в условиях цифровой образовательной среды. Принцип означает, что ЦОС является гибкой системой, и обучающийся сам выстраивает свой образовательный маршрут в зависимости от целей обучения, сам контролирует темп обучения и выбирает формы и методы обучения с учётом своих образовательных потребностей, персональных интересов, культурных и других особенностей. Использование технологий «Цифровой след» и «Прокторинг» позволяет сделать образовательный процесс верифицированным.
Коммуникативность и сотрудничество. Принцип заключается в активном общении и взаимодействии между студентами и преподавателем в различных формах (личное присутствие, онлайн) и организации групповой работы в цифровой образовательной среде университета.
Междисциплинарность. В условиях цифровой трансформации образования, одним из основных принципов цифровой дидактики является междисциплинарная интеграция. Это связано с тем, что современный выпускник должен не только уметь анализировать, проектировать и находить оптимальные решения профессиональных задач, но и обладать навыками работы в команде, успешно общаться, решать нестандартные задачи и владеть цифровыми знаниями и умениями. Междисциплинарная интеграция особенно важна в профессиональном техническом образовании, когда необходимо изучать проблемы или решать практические задачи, связанные с несколькими смежными областями знаний в рамках одной дисциплины. В цифровой среде междисциплинарность предполагает развитие уже сформированных знаний и умений, а также объединение и взаимное проникновение содержания различных дисциплин для повышения уровня образования и готовности к работе в цифровой экономике.
Самообразование в течение всей жизни. Для того чтобы успешно участвовать в общественной и профессиональной жизни, каждый человек должен постоянно обновлять свои знания и навыки. Обучение на протяжении всей жизни является ключевым фактором в XXI веке, так как это не только способствует активной гражданской позиции, но и позволяет полноценно участвовать в обществе. Мы считаем, что самым современным и эффективным способом самообразования является использование массовых открытых онлайн курсов в Интернете, которые доступны для всех, включая студентов, и позволяют работать самостоятельно.
Практическая ориентированность. Основой этого принципа является связь между целями, содержанием, технологиями, методами и средствами обучения с требованиями цифровой экономики и рынка труда, которые являются актуальными и перспективными. В этом случае, важным критерием для фундаментальной профессиональной подготовки становятся не только научные и практические знания, но и комплекс универсальных компетенций. Достижение таких компетенций и практического опыта у обучающихся возможно при постановке перед ними соответствующих целей и задач, широкого использования им практических форм и методов обучения и организации производственных практик на соответствующих предприятиях.
Интерактивное оценивание. Принцип заключается в изменении способов оценки успехов в учебе, чтобы они стали непрерывными и персонализированными. Это достигается с помощью использования цифровых технологий, которые позволяют мгновенно сообщать обучающемуся о результатах выполнения задания, а также о его сильных и слабых сторонах и пробелах в знаниях. Кроме того, такие технологии предоставляют индивидуальные рекомендации по устранению проблем и помогают ученику поставить и скорректировать свои ближайшие учебные цели.
Воспитание и личностное развитие. Этот принцип связан с традиционным дидактическим принципом воспитательного и развивающего обучения и подразумевает, что преподаватель должен сосредоточиться на развитии самостоятельности студента в процессе учебы. Процесс обучения в цифровой среде актуализирует главную роль самостоятельности обучающегося, а деятельность педагога является только организационной и носит вспомогательный характер.
Принципы цифровой дидактики реализуются в использовании двух групп технологий, к которым относятся:
- офисные программы, графические редакторы, Интернет-браузеры, обучающие платформы, LMS, средства организации коммуникации, виртуальная реальность, искусственный интеллект, интернет вещей в образовании и т.д.;
- педагогические технологии – смешанное, гибридное, электронное обучение и т.д., обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков.
Обсуждение
Подводя итог нашим рассуждениям, отметим, что цифровая дидактика представляет собой важную область научного исследования и практической разработки, которая помогает улучшить процесс обучения и образования, предлагает новые возможности для учащихся и педагогов, и продолжает развиваться с развитием технологий. Подчеркнем, что интеграция принципов цифровой дидактики в образовательный процесс – задача сложная, требующая научного обоснования и комплекса организационных мер на теоретическом, методологическом, институциональном и преподавательском уровнях. Цифровая дидактика может помочь педагогу в индивидуализации обучения и помогает студентам более эффективно учиться и достигать лучших результатов. В целом, разработка цифровой дидактики является необходимой для обеспечения современного и эффективного образования. Она помогает студентам получать образование в любое время и в любом месте, делает обучение более интерактивным и привлекательным, а также помогает учителям индивидуализировать обучение. Это важный шаг в развитии образования и подготовке студентов к цифровой экономики.
Литература
- Астафьева Л.С., Астафьев Л.М. Педагогика: учебное пособие для студентов-иностранцев. М: Издательство РУДН, 2010. 121 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М: Педагогика-2003. 457с.
- Баранов С. П. Сущность процесса обучения: М.: Прометей, 2000. 357с.
- Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем. дидактики. Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Под ред. М.Н. Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. 319 с.
- Монахова Л.Ю., Рябоконь Е.А. Инновационность – характерная черта современного профессионального образования // Образование: Ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2020. № 1. С. 17-19.
- Осмоловская И.М. Дидактика: учебное пособие. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. 232 с.
- Проект дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения. М.: Издательство «Перо», 2019. 72 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Семенова Л.М. Динамика цифровой дидактики в условиях трансформации высшего образования. Часть I // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8, № 3. С. 37.
- Теория обучения и педагогические технологии: Краткий конспект лекций / Р.Г. Габдрахманова, И.Ф. Яруллин, Казанский (Приволжский) федеральный университет. Казань, 2013. 92 с.
- Широколобова А.Г., Ларионова Ю.С. Развитие навыка самообразования у студентов-магистров посредством организации самостоятельной работы в электронной среде вуза в рамках дисциплины «Деловой иностранный язык в профессиональной деятельности» // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т.7. №1(29). С.144-152.
- D’Angelo G. From Didactics to E-Didactics – Paradigms, Models and Techniques for e-Learning. Naples: LIGUORI EDITORE, 2007. 404 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 232
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 97
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3