В Республике Беларусь с 2019 года осуществляется поэтапная цифровизация образовательного процесса – согласно целям и задачам развития современного информационного общества и в соответствии с Концепцией цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 годы [7].
Цифровой франчайзинг образовательных услуг представляет собой вид общественных отношений, использующийся при реализации различных образовательных программ, при котором в комплекс исключительных прав, передаваемых франчайзером франчайзи по договору комплексной предпринимательской лицензии в соответствии со статьей 910 Гражданского кодекса Республики Беларусь [4] (статья 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации [5]), могут включаться разработанные правообладателем и адаптированные для конкретной франшизы – с учетом целей и задач обучения – системы дистанционного обучения, включая электронные учебно-методические комплексы с рабочими программами, видеолекциями, учебными пособиями, методическими рекомендациями, практикумами, а также набором инструментария для проведения текущего и итогового контроля знаний.
Типовые формы договоров франчайзинга: комплексной предпринимательской лицензии – в Республике Беларусь, коммерческой концессии – в Российской Федерации на законодательном уровне не утверждены, что свидетельствует о необходимости развития законодательной регламентации франчайзинговых правоотношений в целом, как вида обязательства в гражданском праве, так и как специфической формы осуществления предпринимательской деятельности при оказании платных образовательных услуг, в том числе и цифрового франчайзинга при реализации образовательных программ в сфере интеллектуальной собственности.
Термин «франчайзинг» имеет различное значение. С экономической точки зрения франчайзинг означает предоставление таких экономических преимуществ франчайзером франчайзи в соответствии с заключенными договорами, каких они не смогли бы получить при осуществлении предпринимательской деятельности как субъекты хозяйствования на общих основаниях. Наиболее сложным является толкование термина «франчайзинг» с юридической точки зрения, когда он рассматривается в качестве комплексной предпринимательской лицензии, коммерческой концессии, исключительного договора [1].
В юридической литературе анализ становления и развития взглядов на проблемы осуществления франчайзинговой деятельности прослеживается в трудах таких зарубежных авторов, как М. Мендельсон, Д. Беджерс, Д. Стэнворт, Б. Смит, Д. Штайнхофф, А. Майлер, и других [9; 14; 8]. В Республике Беларусь и Российской Федерации развивающимся с 1990-х годов франчайзинговым правоотношениям посвящены работы Я.И. Функа, Р.А. Томковича, В.В. Хвалея, А.С. Тынеля, А.А. Шулуса, Н.Л. Быченко и других авторов [15; 17]. Актуальные в указанный период проблемы использования франчайзинговых структур исследовались, как правило, применительно к отдельным сторонам осуществления франчайзинговой деятельности или в составе общих правовых проблем использования новых методов осуществления предпринимательской деятельности. В настоящее время самостоятельные работы, освещающие весь комплекс правовых проблем использования цифрового образовательного франчайзинга при реализации программ основного и дополнительного образования – отсутствуют.
Исследование особенностей осуществления франчайзинговой деятельности при оказании образовательных услуг, включая реализацию образовательных программ в сфере интеллектуальной собственности, используя методы анализа и синтеза, аналогии, а также формально-юридический и сравнительно-правовой методы, позволило выявить актуальные проблемы теоретического и практического характера, возникающие при заключении, регистрации, изменении и расторжении договора цифрового образовательного франчайзинга.
Сегодня при реализации образовательных программ в условиях конкурентной борьбы при постоянном увеличении скорости ритма жизни возникает потребность: в удобной форме, максимально быстро и эффективно, часто в достаточно сжатые сроки – донести до обучающихся содержание конкретных образовательных программ с целью достижения их целей. Использование цифрового образовательного франчайзинга при реализации образовательных программ в сфере интеллектуальной собственности, постоянный интерес к которой в современном мире постоянно только возрастает, позволяет франчайзи распространять на определенной территории конкретные знания, умения и навыки с использованием уже успешно адаптированных франчайзером образовательных программ.
Практическая работа в виртуальном кампусе системы дистанционного обучения наряду с выполнением обязанностей юрисконсульта при реализации образовательных программ высшего образования в Минском филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования (Российская Федерация), путем исследования особенностей освоения обучающимися содержания дисциплин «Гражданское право», «Право промышленной собственности» и других, позволила выявить отличительные особенности и конкретные проблемы, возникающие при внедрении цифрового франчайзинга в образовательную среду.
Цифровой образовательный франчайзинг рассматривается как специфический вид франчайзинговых правоотношений, при котором правообладатель использует лицензионный комплекс, в который включаются уже разработанные рабочие программы в соответствии с образовательными стандартами подготовки специалистов, а от франчайзи требуется их реализация на конкретной территории в течение срока, предусмотренного договором франчайзинга [4, п. 1 ст. 910; 5, п. 1 ст. 1027]. Такой вид образовательных отношений позволяет использовать в лицензионном комплексе (включая методические разработки) данные в цифровом формате, осуществлять предоставление доступа к средствам обучения по идентификационным данным. Лицензионный комплекс франчайзера может быть легко адаптирован к потребностям конкретной образовательной программы: высшего образования, переподготовки, повышения квалификации, а также дополнительного образования.
Цифровой образовательный франчайзинг при реализации конкретных программ может быть легко адаптирован с целью использования в любых образовательных проектах. Классическим примером обучения по специальным образовательным программам в сфере интеллектуальной собственности являются дистанционные обучающие курсы Академии Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), популярные во всем мире и позволяющие слушателям получать базовые или расширенные знания в сфере интеллектуальной собственности [16]. Вопросам франчайзинга ВОИС также уделяет пристальное внимание [3]. В 2021 г. в Республике Беларусь были проведены первая Летняя школа ВОИС и международный семинар «Управление интеллектуальной собственностью для малых и средних предприятий (МСП): преимущества договоров франчайзинга», в рамках которого освещались особенностям осуществления франчайзинговой деятельности посредством договора с учетом различных видов франчайзинговых структур [13].
С 2021 года в Республике Беларусь действует принятая правительством государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 годы [11], предусматривающая функционирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры и внедрение цифровых инноваций, в том числе, в образовательную деятельность.
Основной задачей всех образовательных ресурсов в Республике Беларусь является информационное, научно-методическое, учебно-методическое и консультационное обеспечение участников образовательного процесса, являющихся субъектами образовательной деятельности [6]. Применительно к цифровому франчайзингу образовательных услуг это означает достижение конкретной цели – в зависимости от реализуемой образовательной программы, а конечным результатом является получение обучающимися конкретных знаний, умений и навыков.
Национальный центр интеллектуальной собственности (Республика Беларусь) в дистанционном формате [12] реализует различные образовательные программы дополнительного образования взрослых по общим и специальным вопросам сферы интеллектуальной собственности, включая такие образовательные программы, как «Основы управления интеллектуальной собственностью», «Оформление прав на объекты права промышленной собственности», «Патентная информация и патентные исследования», «Введение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности», «Авторское право и смежные права», «Правовые аспекты франчайзинга» [10] и другие.
Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019–2025 годы предусматривает, в том числе развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования, а также активное использование «эффективного» образовательного контента [7], нуждающегося в охране и защите от несанкционированного использования, в том числе в глобальных компьютерных сетях. В современной мировой практике в настоящее время не создан эффективный механизм защиты авторских и смежных прав в глобальных компьютерных сетях [2; 18]. В законодательстве многих стран пытаются решить данную проблему путем введения или усиления норм ответственности за несанкционированное использование объектов авторского и смежных прав.
На практике сетевая форма взаимодействия при цифровом франчайзинге крупных образовательных учреждений разных государств может столкнуться с проблемами, возникающими при осуществлении франчайзинговой образовательной деятельности по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, включая, например, необходимость интегрирования конкретных дисциплин сетевых образовательных модулей в рабочие учебные планы высших учебных заведений. При такой форме взаимодействия франчайзера и франчайзи в комплекс исключительных права, право использования которого предоставляется по договору цифрового образовательного франчайзинга, включаются программы обучения по темам, дисциплинам, модулям, подлежащие освоению в процессе получения образования в соответствии с образовательными стандартами подготовки специалистов. Использование франчайзи, разработанных и апробированных франчайзером методик обучения направлено на повышения качества образования.