Эффективность использования технических средств обучения в дошкольном образовании для развития речи
Аннотация
В данной статье рассматривается эффективность использования технических средств обучения (ТСО) на занятиях по развитию речи в старшей группе дошкольного учреждения. Приведены примеры применения интерактивных досок, мультимедийных презентаций, аудио- и видеоматериалов, образовательных приложений и игр для стимуляции речевого развития у детей. Описаны методы расширения словарного запаса, тренировки фонематического слуха, формирования грамматических навыков и умения воспринимать речь на слух. Анализируются преимущества ТСО в обучении, а также представлены рекомендации по их эффективному использованию.
Общая информация
Ключевые слова: технические средства, развивающее дошкольное образование, развитие речи, мультимедийные программы, мультимедийные среды, интерактивное обучение, методы интерактивного обучения, фонематический слух, аудиоматериалы, видеоконтент, образовательные программы
Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Брыкина К.А. Эффективность использования технических средств обучения в дошкольном образовании для развития речи // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 46–54.
Полный текст
Развитие речи у детей дошкольного возраста является одной из приоритетных задач дошкольного образования. Именно в этот период формируются основные речевые навыки, такие как фонематический слух, артикуляция, лексико-грамматические структуры и коммуникативные умения [3]. Технические средства обучения (ТСО), такие как мультимедийные устройства, интерактивные доски, обучающие программы и приложения, становятся неотъемлемой частью процесса обучения, способствуя ускорению и углублению освоения знаний. В данной статье будет рассмотрена эффективность использования технических средств обучения для развития речи у детей дошкольного возраста.
Технические средства обучения (ТСО) – это различные электронные устройства, которые применяются для организации учебного процесса [2]. В дошкольных учреждениях к таким средствам относятся интерактивные доски, мультимедийные проекторы, компьютеры, планшеты и специализированные обучающие программы. Они позволяют педагогам создавать наглядный, увлекательный и динамичный учебный процесс, что особенно важно для маленьких детей, у которых преобладает игровая форма деятельности [4]. ТСО помогают педагогу делать процесс обучения более визуально насыщенным и интерактивным, стимулируя у детей интерес к занятиям и активное участие в образовательном процессе.
Особенности развития речи у дошкольников. Речевое развитие детей происходит в несколько этапов и связано с процессами социализации, восприятия и мышления. На этапе дошкольного детства дети активно осваивают родной язык, развивая словарный запас, грамматические структуры, произносительные навыки, а также умения правильно строить диалоги и монологи. Эти процессы требуют не только активного речевого взаимодействия с окружающими взрослыми и сверстниками, но и включения разнообразных форм подачи информации, таких как визуальные образы, звуки, видео и интерактивные задания. Важно понимать, что каждый ребёнок развивается индивидуально, поэтому педагогам необходимо использовать различные подходы, адаптируя методы обучения под конкретные потребности ребёнка.
Технические средства обучения открывают новые возможности для развития речи дошкольников. Вот несколько примеров того, как они могут быть применены:
1. Интерактивные доски и мультимедийные проекторы
Использование интерактивных досок и проекторов позволяет педагогам показывать детям изображения, видео и аудиоматериалы, которые стимулируют речевую активность. Например, во время просмотра видеосюжета о животных, дети могут обсуждать, что они видят, называть цвета, формы, действия и т.д. Это помогает развитию словарного запаса и коммуникативных навыков.
2. Компьютерные и мобильные приложения
Сегодня существует множество образовательных приложений, направленных на развитие речи. Они часто включают задания на составление предложений, поиск синонимов и антонимов, развитие фонематического слуха через игры. Мобильные приложения стимулируют интерес к обучению и позволяют детям самостоятельно осваивать языковые навыки через игровую деятельность.
3. Аудио- и видеоматериалы
Записи сказок, мультфильмы и песни позволяют детям не только развивать навыки восприятия речи на слух, но и учат интонации, ритмике и правильной артикуляции. Аудио- и видеоматериалы, используемые в образовательном процессе, помогают дошкольникам усваивать речевые образцы, стимулируя их к активному подражанию.
Использование ТСО в образовательном процессе предоставляет следующие преимущества:
- Повышение мотивации к обучению (яркие и увлекательные занятия с применением технических средств привлекают внимание детей и побуждают их активно участвовать в процессе).
- Индивидуализация обучения (с помощью компьютеров и планшетов можно подбирать задания в соответствии с уровнем развития каждого ребёнка, что позволяет обеспечивать дифференцированный подход).
- Визуальная и аудиальная поддержка (мультимедийные материалы помогают детям лучше запомнить новые слова и грамматические конструкции, так как сочетают визуальное, аудиальное и тактильное восприятие).
- Интерактивность (технические средства обучения предоставляют детям возможность самим взаимодействовать с материалом, что стимулирует активное участие и делает процесс усвоения знаний более осознанным и интересным).
Проблемы и ограничения использования ТСО. Несмотря на все преимущества, существует ряд проблем, связанных с использованием ТСО в дошкольном образовании. К ним можно отнести:
- Необходимость контроля со стороны педагога (технические средства могут отвлекать внимание ребёнка, если используются без должного педагогического сопровождения).
- Риски перенасыщения информацией (избыточное использование электронных средств может привести к перегрузке восприятия детей, что негативно скажется на их психоэмоциональном состоянии).
- Технические сложности (иногда педагоги сталкиваются с трудностями в использовании оборудования из-за недостатка технической поддержки или низкого уровня подготовки).
Эффективные методики использования ТСО. Для достижения наибольшего эффекта от использования ТСО в развитии речи у дошкольников важно следовать ряду методических рекомендаций:
- Использование технических средств должно быть строго дозированным, чтобы не перегружать детей информацией.
- Педагог должен подбирать материалы, соответствующие возрасту и уровню речевого развития детей.
- Применение ТСО должно сочетаться с традиционными формами работы, такими как чтение вслух, беседы и игры, чтобы сохранять живое общение между педагогом и детьми.
Применение технических средств обучения (ТСО) на занятиях по развитию речи в старшей группе дошкольного учреждения является одним из эффективных способов повышения качества образовательного процесса. Примеры использования ТСО можно разделить на несколько категорий: мультимедийные презентации, интерактивные игры, видео- и аудиоматериалы, а также использование специализированных программ и приложений. Рассмотрим несколько подробных примеров [1].
1. Мультимедийные презентации для расширения словарного запаса
В старшей группе дети уже активно учатся строить предложения, расширяют свой словарный запас, осваивают сложные лексические и грамматические конструкции. Для этого можно использовать мультимедийные презентации, которые помогают визуализировать новые слова и понятия.
Пример занятия:
Тема занятия: «Животные и их детеныши».
Для этого занятия педагог может подготовить презентацию с изображениями различных животных и их детенышей. Каждое слайд-сопровождается звуковыми эффектами, соответствующими голосам животных. Педагог показывает картинку взрослого животного, дети называют его (например, «корова»), затем на слайде появляется изображение детеныша (например, «теленок»), и дети учатся правильно произносить и запоминать слова.
Презентация может также содержать анимации, когда животное «оживает» или перемещается по экрану, что вызывает дополнительный интерес у детей и удерживает их внимание. В процессе педагог задает вопросы, побуждая детей к активному диалогу: «Как зовут детеныша коровы?», «Какое животное издает такой звук?».
Эффективность: визуальное и слуховое восприятие информации способствует лучшему запоминанию новых слов и стимулирует интерес к изучаемой теме.
2. Интерактивные игры для развития фонематического слуха
Фонематический слух – это умение различать звуки речи, что крайне важно для правильного произношения и формирования навыков чтения в будущем. Интерактивные игры на компьютере или планшете помогают детям тренировать это умение в увлекательной игровой форме.
Пример занятия:
Тема занятия: «Различаем звуки».
Используя компьютерную программу для тренировки фонематического слуха, педагог запускает игру, где дети должны соотнести звук с изображением. Например, игра может предлагать ребёнку услышать звук животного (рев льва, кваканье лягушки) и выбрать правильную картинку из предложенных вариантов.
В других играх детям предлагают определить, с какого звука начинается слово, или выбрать правильное слово на основании произношения. Например, программа произносит слово «кот», а на экране отображаются три картинки – кот, собака и мяч. Ребёнок должен выбрать картинку, соответствующую слову.
Эффективность: подобные игры помогают развивать слуховое восприятие речи, тренировать концентрацию и повышать интерес к обучению через взаимодействие с мультимедийной средой.
3. Просмотр и обсуждение мультфильмов и видеофрагментов
Видео и мультфильмы – это один из любимых форматов для дошкольников. В старшей группе можно использовать короткие обучающие видеоролики для стимулирования речевой активности и обсуждения.
Пример занятия:
Тема занятия: «В мире сказок».
На занятии дети могут смотреть короткие отрывки из знакомых им сказок (например, «Колобок» или «Три медведя»). После просмотра педагог организует обсуждение: «Что произошло в этой сказке?», «Кто главный герой?», «Как думаете, почему Колобок убежал от лисы?». Такой подход побуждает детей пересказывать содержание, формулировать собственные мысли и активно использовать новую лексику.
Также видеофрагменты можно использовать для формирования логического мышления. Например, детям показывают только начало сказки, а затем они должны сами придумать и рассказать, чем она закончится.
Эффективность: просмотр видео помогает улучшить навыки пересказа, стимулирует творческое мышление и развивает умение выстраивать логические связи в рассказе.
4. Аудиозаписи для развития навыков восприятия речи на слух
Аудиозаписи, такие как рассказы, стихи или песни, также активно используются на занятиях по развитию речи. Они помогают детям научиться лучше понимать речь на слух, развивают интонационную выразительность и артикуляцию.
Пример занятия:
Тема занятия: «Знакомимся с новыми словами через песни».
На занятии детям предлагают прослушать аудиозапись детской песни, в которой встречаются новые слова или выражения (например, песня о временах года). После прослушивания педагог обсуждает с детьми текст песни, задаёт вопросы: «Какие времена года вы услышали в песне?», «Что происходит зимой, а что летом?».
Также можно использовать аудиозаписи для тренировки артикуляции: дети повторяют за диктором или персонажами стихотворные строки, стараясь правильно воспроизвести интонацию и ритм.
Эффективность: развитие слухового восприятия, интонационной выразительности, навыков правильного произношения и памяти.
5. Использование образовательных программ и приложений для формирования грамматических навыков
Существуют специализированные программы и мобильные приложения, которые направлены на развитие грамматических навыков у детей. Они помогают осваивать сложные конструкции в игровой форме.
Пример занятия:
Тема занятия: «Составляем предложения».
Детям предлагается использовать программу, в которой необходимо составлять предложения из предложенных слов. Например, на экране появляются три слова: «собака», «бежит», «по траве». Ребёнок должен их расположить в правильном порядке и озвучить получившееся предложение. После выполнения задания программа может анимировать действия собаки, что делает процесс обучения более увлекательным.
Также можно использовать приложения для тренировки согласования существительных и прилагательных по родам и числам, что является важным элементом развития грамматического строя речи у дошкольников.
Эффективность: подобные программы способствуют формированию правильных синтаксических конструкций и развитию речевой грамотности у детей.
Таким образом, технические средства обучения в дошкольном образовании предоставляют новые возможности для развития речи у детей. Они позволяют сделать учебный процесс более интерактивным, увлекательным и эффективным. Однако использование ТСО требует продуманного подхода и соблюдения принципа гармоничного сочетания с традиционными методами. При правильной организации учебного процесса ТСО могут существенно улучшить качество речевого развития детей дошкольного возраста.
Литература
- Аванесов В.С. Современные технологии в образовании: теория и практика. — М.: Изд-во Академия, 2020. 259 с.
- Мельникова Л.Г. Педагогические условия использования ТСО в дошкольном образовании. СПб.: Изд-во «Питер», 2019. 341 с.
- Методологическое обоснование междисциплинарного комплекса диагностики физического и психического развития детей как инструмента выявления рисков освоения образовательных программ дошкольного образования / Е.И. Изотова, Г.В. Молчанова, Т.П. Авдулова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2024. № 1. С. 88-90.
- Сафонова Н.Н. Использование мультимедийных технологий в работе с дошкольниками. М.: Изд-во «Вентана-Граф», 2018. 362 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1