Актуальные вопросы внедрения психолого-педагогических программ и технологий в образовательную среду

28

Аннотация

В статье проводится анализ реальной практики разработки психолого-педагогических программ для Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2023. Проводится всесторонняя оценка полноты выполнения конкурсными программами требований к ним в соответствии с положением о конкурсе. Выявлены типичные дефициты и недочеты, проявляющиеся в ходе подготовки и реализации программ, определены факторы, повлиявшие на неполное соответствие программ заданным требованиям. Представлены аналитические материалы имеющихся расхождений и предложения по научно-методическому развитию новых разработок психолого-педагогических программ. Реализацию этой сложной задачи взяла на себя Федерация психологов образования России, объединяющая психологические коллективы всех регионов Российской Федерации. Накопленный опыт такой работы позволяет сформулировать требования к разработке и внедрению психолого-педагогических программ и технологий в образовательную среду.

Общая информация

Ключевые слова: образовательные программы, задачи обучения, диагностические методики, федерация психологов образования, конкурс

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2024210102

Получена: 15.02.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Романова Е.С. Актуальные вопросы внедрения психолого-педагогических программ и технологий в образовательную среду [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2024. Том 21. № 1. С. 27–33. DOI: 10.17759/bppe.2024210102

Полный текст

В настоящее время открыт вопрос разработки новых научно-методических подходов к внедрению актуальных практик психолого-педагогической работы с детьми и молодежью. Данная работа не может быть решена разработкой отдельных технологий и программ для преодоления проблем частных групп школьников, испытывающих трудности в обучении и развитии и имеющих отклонения в поведении. Нормативно-правовая база такой работы предопределяет участие разных профильных организаций помимо школы, создание специализированных консилиумов. Работа в школах организуется в соответствии с этими нормативными документами. Данной организационной структуре должна соответствовать комплексная психолого-педагогическая работа со всеми школьниками со специализацией по отдельным направлениям.

Федерация психологов образования России успешно реализует свои цели и задачи в течение 20 лет. Федерация имеет свои отделения во всех регионах Российской Федерации. Деятельность Федерации направлена на развитие практической психологии образования, поиск путей эффективного приложения знаний и опыта современной психологической науки к решению задач современного образования; наиболее полной реализации творческого потенциала психологов образования России.

На современном этапе одним из основных направлений деятельности Федерации является реализация Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Минпросвещения России 20 мая 2022 г. № СК-7/07вн [2].

Практика работы психологической службы предусматривает в своей основе оказание комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса, а также повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Эта работа включает следующие психологические задачи:

  • прогнозирование и профилактика социальных рисков в системе образования;
  • психологическое проектирование, экспертиза и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;
  • осуществление фундаментальных и прикладных исследований в области психологии образования, других направлений психологической науки, востребованных для решения задач образования;
  • разработка, валидизация, стандартизация психологических методик, технологий, инструментария для диагностической, коррекционной, развивающей, профилактической, просветительской деятельности педагога-психолога, психолога образовательного учреждения.

Потенциал Федерации в этом направлении в полной мере раскрывается при проведении в течение ряда лет Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. Участники конкурса выдвигают апробированные психолого-педагогические программы и технологии с научно обоснованной, эмпирически подтвержденной эффективностью и доказательной базой, соответствующие требованиям современной образовательной практики.

Данные исходные условия и требования к психолого-педагогическим программам и технологиям с учетом генеральной цели Федерации психологов образования России рассматривались нами как критериальная основа для оценки поступивших на конкурс 2023 года программ и обсуждения направлений совершенствования этой работы.

Основным вектором этого обсуждения являются вопросы внедрения программ-победителей этого и предыдущих конкурсов.

Первый аспект анализа связан с номинациями конкурса.

«Конкурс проводится по 6 номинациям. Представим их основную направленность:

Номинация 1. Профилактические психолого-педагогические программы — программы, направленные на предупреждение психологических трудностей в развитии и социальной адаптации, психологического неблагополучия обучающихся и воспитанников, развитие личностных ресурсов, системы убеждений и ценностно-смысловых установок, повышение психологической защищенности;

Номинация 2. Программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся — программы коррекции развития обучающихся, обеспечивающие развитие у них навыков неконфликтного взаимодействия, эмпатии, формирование новых жизненных установок и системы ценностных ориентаций; коррекции эмоциональной сферы личности, деструктивных форм поведения и обучение новым способам взаимодействия;

Номинация 3. Программы коррекционно-развивающей работы — программы, направленные на создание специальных образовательных условий и психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

Номинация 4. Развивающие психолого-педагогически программы — программы, направленные на раскрытие внутренних (когнитивных, аффективных, регулятивных) ресурсов обучающихся, нуждающихся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости;

Номинация 5. Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы — программы, обеспечивающие просвещение населения, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогов;

Номинация 6. Программы работы психолога с педагогическими коллективами и педагогами, которые направлены на повышение психологической компетентности педагогических коллективов» [3].

Анализ по этому направлению показывает, что номинации 1, 2 и 4 — это взаимодополняющие технологии комплексной, непрерывной работы с обучающимися разных категорий и прежде всего со школьниками «группы риска», для которых характерны разные формы асоциального поведения, склонность к агрессивности, склонность к зависимому поведению.

На современном этапе взаимоотношения школьников в образовательной организации и за ее пределами характеризуются большим разнообразием форм поведения. В сознании детей и подростков может сужаться диапазон возможных и главенствующих социальных правил выстраивания своего поведения в индивидуальных контактах и в коллективе. Обостренная реакция школьников на попытки ограничить их эгоистические устремления реализуется в первую очередь в демонстрации агрессивного поведения из-за отсутствия должного социального и гражданского развития школьников. Наблюдается рост числа школьников, ярко и недвусмысленно демонстрирующих асоциальные формы поведения, при этом отсутствует надежная практика эффективной педагогической работы с этими школьниками.

Анализ существующей практики реализации профилактических мероприятий в отношении агрессивных проявлений школьников показывает наличие диспропорций в работе со школьниками по уже свершившимся фактам агрессии и работе, направленной на раннее выявление школьников, по разным причинам накапливающих у себя потенциал агрессии — как действенного инструмента, который направлен на реализацию своих складывающихся форм амбиций. Которые, в свою очередь, реализуются в желании преодолеть возможные препятствия на своем жизненном пути.

Эта работа неизбежно требует расширения практики активной апробации и внедрения наиболее информативных и эффективных новых средств диагностики, педагогического сопровождения, консультаций и других профилактических мероприятий. Воспитательной и образовательной задачей школы становится задача обеспечения такого развития школьника, которое поможет ему с позиций своих будущих профессиональных интересов и возможностей реализовывать свои права и интересы с учетом прав и интересов других членов общества.

Данная ситуация находится под пристальным вниманием общественности и педагогического сообщества и требует реализации в системе образования более активных и комплексных психологических и педагогических задач. Речь идет о разработке новых технологий сотрудничества организаций, уполномоченных заниматься этой проблемой, с общественными и частными структурами. Такая деятельность предусматривает разработку совместных протоколов организации работ с детьми «группы риска», выработку взаимодополняющих мониторинговых показателей по личностному и социальному развитию конкретного школьника, построению социологически выверенных критериев «нормы» в поведении школьника.

В школах накоплен большой эмпирический опыт педагогической и психологической профилактики детей со склонностью к агрессии. Это касается ситуаций индивидуальной работы со школьниками с очень разными природными и благоприобретенными личностными качествами, в разных по глубине и серьезности конфликтных ситуациях, с разной степенью стремления школьников к преодолению своего негативизма или, наоборот, переводу его в более устойчивые и действенные формы, обусловленные не только своими личностными установками, но и установками определенных социальных групп. Этот богатый опыт образовательных организаций мог бы быть актуализирован на уровне предложений на конкурс (с редакцией номинаций конкурса).

В контексте сказанного разработка новых психолого-педагогических программ должна опираться на два основополагающих принципа.

А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и молодежи должно начинаться для всех школьников с первых классов и проводиться до окончания образовательного учреждения. На начальных этапах этой работы на основе общей диагностической работы выявляются дети, которые в дальнейшем могут составить «группу риска». Информация об особенностях этих детей должна обогащаться данными при исследованиях на следующих возрастных этапах [2].

Б. Эффективность диагностической работы, дающая возможность проводить профилактические и коррекционные мероприятия, может быть достигнута на основе практики оценки отклонений в развитии школьника по сравнению со среднестатистическими данными нормотипичной группы школьников по заданному набору показателей личностного и социального развития школьников для каждого возрастного периода. Данная работа предполагает постоянную накопительную практику оценки личностного потенциала всех школьников. Также эта работа — ради обеспечения статистической надежности нормативных показателей сформированности личностных качеств школьников — должна выходить за рамки конкретной образовательной организации. Это, в свою очередь, повлияет на организационную структуру новых программ психолого-педагогической работы со школьниками и, возможно, на выдвижение новых номинаций для Всероссийского конкурса.

Второй аспект анализа связан с конкретизацией требований к психолого-педагогической программе, представляемой на Всероссийский конкурс лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. Психолого-педагогическая программа (технология) включает (сокращенно):

  • сведения о направленности программы;
  • целевую аудиторию;
  • указание проблем, на решение которых направлена программа;
  • цели и задачи программы;
  • длительность реализации программы;
  • методическое обеспечение программы;
  • измеряемые показатели и критерии оценки;
  • ожидаемые результаты реализации программы;
  • описание используемых методик, технологий;
  • сведения о практической апробации программы;
  • описание выборки: экспериментальная группа, контрольная группа;
  • результаты, подтверждающие эффективность реализации программы [3].

Выполнение этих требований в полном объеме предполагает, что разрабатываемая программа должна быть более эффективной по сравнению с уже существующими программами как в научном, так и в методическом плане. Доказательства этого предоставляются на основании апробации, выполненной по всем правилам экспериментальной деятельности в психологии. Такую работу можно провести для конкретных, относительно коротких по срокам реализации программ.

Анализ по всему объему представленных на конкурс программ первых 4-х номинаций показал, что только единичные программы удовлетворяют предъявленным требованиям. Большая доля конкурсных программ представлены как программы, рассчитанные на длительный период (например, учебный год). Они охватывают всю практику психолого-педагогической работы с обучающимися, необходимые доказательства эффективности отсутствуют, поскольку практически невозможно организовать работу с контрольной группой и провести соответствующий сравнительный анализ. Диагностические методики оценки уровня форсированности измеряемых качеств школьников зачастую подобраны формально из перечня наиболее используемых в школьной практике методик.

Выявленные проблемы в представленных на конкурс программах в части возможности реализации всех требований к конкурсным программам позволяют сформулировать наиболее актуальные направления работы, обеспечивающие создание и внедрение в школьную практику технологий достижения заданных обществом требований к развитию подрастающего поколения.

  1. Для формирования более четких рамок к разрабатываемым программам целесообразно заранее адресно распределить весь объем необходимых программ (технологий) психолого-педагогической работы со школьниками по разным группам школьников с разным уровнем проблем их развития и социализации.
  2. Поскольку общей проблемой педагогов-психологов является методологическая работа, направленная на экспертизу и сертификацию психологических и педагогических тестов, отдельной номинацией можно рассмотреть задачу валидизации существующих методик, разработку, стандартизацию и валидизацию новых методик, организацию их научного обсуждения и внедрения в образовательные организации по всему спектру задач работы с детьми и подростками.
  3. Критерии экспертной оценки психолого-педагогической программы по рубрикам: соответствие требованиям нормативных правовых документов; соответствие теме; результативность; содержательность и аргументированность; соответствие требованиям конкурса; оригинальность содержания, — должны быть конкретизированы по отношению к отдельным требованиям к программам и, вероятнее всего, детализированы для дихотомического выбора.

Литература

  1. Методические рекомендации по организации обследования детей и подростков с нарушениями поведения / С.В. Алехина и др. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017.
  2. Письмо Минпросвещения России от 23.08.2021 № 07-4715 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Примерным положением об учете отдельных категорий несовершеннолетних в образовательных организациях») [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400669/ (дата обращения: 01.02.2024).
  3. Положение о Всероссийском конкурсе лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2023 [Электронный ресурс] // Федерация психологов образования России. URL: https://rospsy.ru/sites/default/files/eventfiles/Положение%20о%20конкурсе%20программ%202023.pdf (дата обращения: 01.02.2024).
  4. Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 (ред. от 26.09.2023) «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» (вместе с «Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации») [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378772/ (дата обращения: 01.02.2024).

Информация об авторах

Романова Евгения Сергеевна, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии, социологии и социальных отношений, заведующая кафедрой общей и практической психологии, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9032-6869, e-mail: romanovaes@mgpu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 134
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 28
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1