Педагогический дизайн как технология разработки онлайн-курсов в условиях цифровизации образования

13

Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки, внедрения и реализации онлайн-курса в системе дополнительного профессионального образования на основании моделей, принципов и технологий педагогического дизайна. Представлена авторская разработка модели онлайн-курса для размещения в системе дистанционного обучения (LMS Moodle), конкретизированы определения понятий «педагогический дизайн», «онлайн-курс», даны рекомендации по сопровождению обучающихся при реализации онлайн-курсов.

Общая информация

Ключевые слова: дизайн образовательной программы, массовый открытый онлайн курс (МООК), дистанционные образовательные технологии, цифровизация образования

Рубрика издания: Цифровая трансформация и онлайн-образование: технологии, инструменты, модели

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Истомина Е.В., Лебедина Е.В. Педагогический дизайн как технология разработки онлайн-курсов в условиях цифровизации образования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 99–115.

Полный текст

Введение

Система образования в России и во всем мире испытывает значительные изменения, которые обусловлены динамично меняющимся развитием цифровой индустрии и всех отраслей экономики. Высшая школа профессионального образования проживает полный трансформационный путь всех внутренних и внешних процессов.

Подготовка молодых кадров и цифровая трансформация профессионального высшего образования – одно из важнейших стратегических направлений цифровой экономики. Переход к модели Университета 4.0 – не просто технологическое обновление и совершенствование ряда образовательных программ. Имеет место трансформация всей системы образования как в целом, так и каждой образовательной организации в частности. Меняется управление образовательными процессами. Преобразовываются условия взаимодействия всех его участников. Происходит оснащение цифровыми ресурсами. Модификация использования образовательных результатов на практике.

Актуализация и разработка новых образовательных программ, в том числе дисциплин является первоочередной необходимостью, но не решением вопроса. Итогом обновления может быть только совокупность всех процессов и создание образовательных сред как открытых информационных систем, обеспечивающих решение главных задач современного процесса образования. Совершенство и сочетание различных между собой образовательных форматов, адаптивность, гибкость, инклюзивность образовательных программ, возможность привлечения экспертов и практиков из IT-сферы для разработки образовательных программ, дисциплин, методических, справочных материалов, подготовки практических заданий, кейсов, возможность прохождения практик, стажировок, защита проектов - это тот трансформационный путь, который должен грамотно выстроить каждый современный университет.

Ведущие ВУЗы нашей страны выступают участниками Программы академического лидерства «Приоритет 2030». В ключе проекта «Цифровые кафедры» воплощают в жизнь модель ускоренной подготовки специалистов различных направлений. Обладающих новым цифровыми навыками. Реализация проекта «Цифровые кафедры» способствует значительному повышению компетентности обучаемых и, как следствие, преобразованию существующих вузов в «цифровые вузы». У студентов есть редкая возможность повысить свою квалификацию и приобрести дополнительную профессию в области информационных технологий [1; 4].

Университеты, которые не являются участниками проекта «Приоритет 2030», стремятся к этому и проходят свой путь внутренних и внешних трансформаций через создание цифровых образовательных сред, направленных на формирование цифровых компетенций у студентов разных специальностей и сфер подготовки.

Российские вузы к 2030 году должны подготовить новые молодые кадры, способные в своих профессиональных областях проводить не только первичную, но и основную аналитику данных с помощью информационных систем и платформ, а также способных выстраивать аналитические прогнозы и принимать необходимые управленческие решения.  Обеспечивая выпускника основным и дополнительным дипломом в рамках проекта «Цифровые кафедры», университет становится проводником всех социальных преобразований будущего специалиста.

Однако, возможности цифровой среды университета и понимание новой роли современного преподавателя не всегда быстро приводят в полной мере к намеченному результату. С одной стороны - цифровая трансформация как тренд современности позволяет максимально использовать потенциал цифровых возможностей и технологий. С другой стороны, не всегда уверенное применение, а порой даже отсутствие навыков у преподавателей и студентов работы и грамотного взаимодействия в цифровой академической среде определяет сложности и не приводит к желаемому результату. При этом очевидно, что значимость цифровых технологий в образовании, использование цифровой образовательной среды с каждым годом все более востребовано. Согласно прогнозам аналитиков, к 2035 году большинство образовательных программ, ориентированных на получение знаний (как в среднем профессиональном, так и высшем образовании), будет переведено в цифровую онлайн-форму.

Безусловно, информационно-коммуникативные и мультимедийные технологии играют неоспоримую роль. Первостепенным становится понимание того, что содержание учебного материала должно быть методически правильно выстроенным и продуманным, а подача его четко соответствовать конкретно поставленной образовательной задачи. Роль педагога при этом кардинально меняется. Он перестает быть главным транслятором знаний, педагог становится организатором, тьютером, наставником и даже экспертом педагогического взаимодействия в открытом образовательном пространстве. Преподаватель, сохраняя глубину возможностей традиционной педагогики, должен осмысленно подойти к выбору форм и инструментов взаимодействия субъектов учебного процесса, к подбору цифровых инструментов, дидактических материалов и других ресурсов в цифровой среде обучения. Он должен выступить и как автор педагогических свершений, и как конструктор, дизайнер учебного процесса.

Методы

В основу проведенного эксперимента заложен биографический метод, отражающий историко-педагогическую базу исследования по вопросам формулировки понятия «педагогический дизайн» и использования его как технологии разработки современных онлайн-курсов. Кроме того, в процессе исследования применялись в равнозначном соотношении такие методы, как объяснительно-иллюстративный при рассмотрении моделей педагогического дизайна, репродуктивный при изучении характеристик моделей педагогического дизайна, принципов и правил, эвристический при выборе модели и активном поиске ее применения под руководством педагога, исследовательский при анализе материала, постановки проблем и задач в ходе создания авторских курсов и метод наблюдения при сопровождении обучающихся по программам повышения квалификации Института переподготовки и повышения квалификации специалистов ФГБОУ «КубГУ» и корректировки полученных результатов обучения.

Результаты

Для нашего исследования очень актуальным стало мнение Елены Тихомировой, которая возглавляет компанию «eLearning Center» по разработке электронных курсов – о том, что последовательность изложения как образовательного курса, так и программы должны быть подчинены изначально заявленной цели, а внимание сконцентрировано на большем количестве практических занятий и учебной атмосфере, выстраивающей в дальнейшем профессионально грамотное мышление [5]. В отличии от традиционной модели образовательной программы с выстроенной логической последовательностью обязательных к изучению дисциплин, модель советской образовательной программы во главу угла ставит модель выпускника программы, которая включает в себя набор конкретных умений для решения практических задач в профессиональной сфере. С изменением целевых установок в первую очередь меняется подход к формированию самой программы. Он становится технологичным, выверенным, авторским, рациональным, дизайнерским, как и роль педагога в качестве разработчика программы или онлайн-курса.

Обращаясь к таким понятиям, как «педагогический дизайн», «дизайн обучения», «педагогическое проектирование» и прочие, чаще всего мы воспринимаем их как синонимы. Но это не так.

Педагогика – это наука об образовании человека, которая изучает процессы обучении, воспитания и развития личности. Дизайн – рисунок, проект, модель, чертеж, внешний вид, исполнение, техническое решение и т. д. Соединяя эти два понятия в одно словосочетание «Педагогический дизайн» в своем исследовании мы делаем акцент на слове «педагогический», закладывая основной смысл деятельности педагога.

Различные исследователи подчеркивают важность педагогической составляющей в осмыслении процессов педагогического дизайна, а именно: ее роли в повышении мотивации к обучению, в формировании ценностных ориентаций личности, творческой деятельности, коммуникативных навыков в цифровой образовательной среде, в повышения качества онлайн-курсов и программ. Особого внимания для нас заслуживают исследования, в которых педагогический дизайн рассматривается как отрасль практической педагогики и как педагогической науки (Е.В. Абызова, Э.О. Орлова), как категории дидактики (И.А. Такушевич) и направление проектирование учебных материалов (В.Н. Подковырова).

Понятие «педагогический дизайн» заимствовано и звучит как «instructional design». Оно имеет множество значений и рассматривать его становление без истории в педагогической науке некорректно.

В зарубежной и российской теории и практике в развитии определения понятия педагогического дизайна вполне обоснованно можно выделить определенные этапы как ключевые вехи. Так, Роберт Милс Ганье и Роберт Глейзер впервые в начале 1960-х годов ввели термин «педагогический дизайн». В течении полувека он претерпел значительные изменения: от обучения педагогов умению ставить цели до понятия, формирующего оценивания в процессе обучения, и видения отдельного педагогического события как совокупности определенных шагов.

Обобщая и анализируя трактовки определения понятий «педагогический дизайн», мы предлагаем обобщенное определение понятий с долей авторства.

Педагогический дизайн – это системный метод построения образовательного процесса, который позволяет построить интегрированную образовательную среду из целей обучения, учебных материалов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных и профессиональных особенностей обучающихся, доступных для передачи, контроля и практическое применение знаний.

Педагогический дизайн можно представить в виде практического процесса проектирования учебных материалов. И тогда он объединяет в себе конкретные этапы (рис. 1).

Педагоги-дизайнеры ответственны за учебный опыт, который приобретают обучающиеся. Проектируя образовательные программы и курсы можно задействовать различные модели педагогического дизайна, эффективность которых доказана как в теории, так и на практике. Являясь систематизированными и системно описанными для разработки учебных курсов, модели педагогического дизайна обеспечивают качественное обучение и эффективное использование информационных ресурсов в образовательном процессе. Интересным является тот факт, что сегодня насчитывается более 40 моделей педагогического дизайна, которые успешно применяются в образовательном процессе.

Не смотря на такое число моделей, мы опишем ключевые, наиболее часто использующихся в моделирование педагогического процесса.

Рис. 1. Этапы процесса проектирования учебных материалов

Модель ADDIE (Analyze, Design, Implement and Evaluate) – это самая универсальная, простая и логичная в основу, которой заложено определение целевого образа результатов обучения с учетом:

  • анализа (целевая аудитория, запросы работодателя);
  • дизайна (пошаговое планирование последовательности элементов учебного процесса);
  • разработки (учебные материалы, а именно: система заданий, активностей, упражнений, основной учебный материал, инструменты, ресурсы);
  • внедрения (реализация программы);
  • оценки (анализ эффективности программы, процесса и корректировка).

Модель SAM (Successive Approximation Model) – это модель, которая состоит из коротких шагов. При этом есть постепенное добавление новых качеств (уровней сложностей) образовательной программы. Особенностью модели является возможность того, что результат каждого шага сразу можно проанализировать и улучшить.

Модель последовательного приближения SMART (Specific, Measurable, Attainable, Relevant, Time-bound) стала абсолютно популярной альтернативой первой модели, поскольку ориентирована на быстрый результат. Процесс разработки образовательного продукта в применении этой модели разбит на короткие этапы, которые происходят итерационно. В результате завершения каждой итерации появляется обновленная улучшенная версия. Очень важно, что каждая итерация предполагает сбор дополнительной необходимой информации.

Модель ALD (Agille Learning Design) — это модель о скорости, гибкости и своевременности. Суть модели в том, что за результаты ускорения отвечает увеличение концентрации на конкретных задачах, которые необходимо выполнить. Применение модели актуально при интенсивной передаче материала.

Отметим, что предлагаемые модели педагогического дизайна имеют свою сферу применения и ориентированы на конкретную образовательную задачу, а разнообразие моделей помогает выстраивать процессы обучения в соответствии с запросами и потребностями аудитории.

Резюмируя характеристики вышеприведенных моделей, можно сделать вывод, что каждая модель по-своему универсальна и применима. Хорошо проработанная модель ADDIE может обеспечить качественные инструменты педагогического дизайна, нацеленные на приобретение глубоких знаний, но они требуют от разработчиков высокого профессионализма и компетентности. Модель SAM обеспечивает большую гибкость, ускоренность и упрощение процесса разработки курсов.

Чтобы можно было быстро и четко подготовить узкоспециализированный курс, ориентированный на конкретные области знаний, необходима модель ALD.

Для проектирования образовательных программ важно применение принципов педагогического дизайна, на которых должен строиться образовательный процесс. К.Г. Кречетников предложил четыре основных принципа педагогического дизайна, которые представлены на рис. 2 [2].

Рис. 2. Принципы педагогического дизайна по К.Г. Кречетникову

К сожалению, не всегда разработчики учебных образовательных курсов или программ следуют намеченным принципам организации образовательного процесса, могут правильно выбрать ту или иную модель под конкретную специфическую цель или ситуацию, выбрать правильный ресурс. Для этого нужна непрерывная наработка новых информационно-коммуникативных компетенций с учетом требований профессиональных стандартов.

Прохождение педагогами курсов ПК в области цифровых технологий и разработок, внедрение онлайн-курсов в образовательный процесс является верной стратегией их профессиональной карьеры и деятельности в целом. Актуальность курсов повышения квалификации, благодаря которым педагоги высшей школы обучаются навыкам: создавать собственные образовательные программы и проекты, моделировать учебный процесс посредством педагогического дизайна, детально прорабатывать содержание учебных материалов опираясь на потребности и выстроенные цели, проектирование курсов с учетом мультимедийных и информационно- коммуникативных технологий и справедливое оценивание результатов с их возможностью корректировки для работы в цифровой академической среде – сегодня не вызывает сомнения. Такие курсы очень востребованы.

В качестве примера приведем курс повышения квалификации «Разработка онлайн-курса в профессиональной деятельности преподавателя в условиях цифровизации образования», созданный для научно-педагогических работников ФБГОУ ВО «Кубанского государственного университета». При его реализации учитывался разный уровень опыта, знаний в области современных образовательных технологий и навыков работы в цифровой образовательной среде.

Обновление знаний и навыков в области информационно-коммуникативных технологий, освоение новых образовательных технологий, использование инновационных методов обучения с применением моделей педагогического дизайна – определило основные задачи онлайн-курса.

Обучение проводилось, главным образом, с использованием технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Исполнение образовательной программы соответствовало требованиям Постановления Правительства РФ от 11 октября 2023 г., №1678 [3] по созданию онлайн-курсов согласно разработанной схеме, представленной на рис. 3.

(Источник: составлено Е.В. Истоминой на основе Постановления Правительства РФ от 11 октября 2023г №1678)

Рис. 3. Схема реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Для самостоятельного проектирования онлайн-курса слушателям предлагалась разработанная универсальная модель размещения в СДО авторских онлайн-курсов (табл. 1). Создание контента курса включает отбор и структурирование информации, написание учебных материалов. Разработка статических ресурсов и интерактивных элементов на площадке LMS Moodle осуществляется согласно спроектированной технологической карты онлайн-курса.

Таблица 1. Модель курса, размещенного в системе дистанционного обучения (LMS Moodle)

Наименование раздела

в системе дистанционного обучения

Содержание

Комментарии (примечание)

1. Навигатор

 

Вводный раздел

Информация о курсе

Аннотация к курсу:

о программе обучения: нормативно-правовое обоснование программы обучения (например, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и действующего законодательства в сфере образования; нормативных документов по организации учебного процесса в КубГУ; ФГОС и др.); требования к слушателям; цель, задачи и планируемые результаты обучения; о процессе обучения; форма обучения; формы организации образовательного процесса(теоретическая подготовка, практическая подготовка, контроль); контроль знаний: текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестации.

Краткая информация

о курсе и результатах обучения.

Описание конкретных особенностей курса.

 

Установочная лекция «Информация о курсе»

Видео-презентация «Информация о курсе». Краткое описание цели, задач и содержания курса обучения (5-7 минут).

Ссылка на Rutube

Расписание занятий

Описание тем и последовательности их изучения. Дополнительно для каждой темы может быть приведена ее краткая аннотация, указаны сроки их прохождения, а также могут быть настроены гиперссылки на учебные материалы, связанные с данной темой.

Файл с действующим расписанием (.pdf)

Информация

о преподавателях и координаторах/тьюторах

Краткая информация о преподавателях и координаторах, включая их фотографии и контактную информацию.

Структура портфолио преподавателя: должность; учёная степень, звание;

общий стаж работы, из них преподавательский; образование; профессиональная переподготовка; повышение квалификации (последние 3 года); экспертная деятельность; основные направления научных интересов; основные научные труды; контакты.

Краткое портфолио, включая фото преподавателя

Условия прохождения курса

 

Рекомендации и общие требования, предъявляемые к обучающимся, для успешного завершения обучения по курсу (количество часов, формы работы, формы текущего и промежуточного контроля, итоговой аттестации, формат реализации курса, требования к посещаемости, система оценивания, обязательные работы, как получить консультацию, как выбрать тему проекта и т. д.).

Рейтинг-план курса (план оценивания заданий к промежуточной и итоговой аттестациям)

Методические рекомендации

для обучающихся

1) Рекомендации по работе в СДО;

2) Рекомендации по выполнению практических заданий, тестовых заданий, др.

Инструкции по работе в LMS Moodle и др.;

Методические указания

2. Дисциплина 1 «Наименование…»

2.1. Лекционное занятие на тему: «Тема занятия…»

Видео-запись лекции на тему: «Тема занятия» (формат mp4 или ссылка на Rutube).

Презентация на тему: «Тема занятия».

Текст лекции на тему: «Тема занятия».

 

 

2.2. Практическое занятие на тему: «Тема занятия…»

Видео-запись практического занятия на тему: «Тема занятия» (ссылка на Rutube).

Презентация на тему: «Тема занятия».

 

2.3. Текущий контроль по теме: «…»

1. Практическое задание (анализ проблемных (кейсов) и конкретных практических ситуаций, ответы на дискуссионные вопросы, подготовка презентации и проч.);

2. Тестовое задание (ответы на тестовые вопросы).

 

2.4. Материалы для самостоятельного изучения/ самостоятельная работа (СРС)

Материалы для самостоятельного изучения (обучающие видеозаписи, презентации, нормативно-правовая документация, учебно-методическая литература и проч.).

 

2.5. Рекомендуемая литература, использованные источники

Список использованных источников следует оформлять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.100-2018. Литература должна быть не позднее последних пяти лет.

https://protect.gost.ru/document.aspx?control=31&id=232175

2.6. Промежуточная аттестация по дисциплине/модулю

Зачет: практические задачи (кейсы), тестовые задания и проч.

Экзамен: вопросы к экзаменационным билетам, практические задачи (кейсы) и проч.

 

3. Итоговая аттестация

Методические рекомендации по прохождению итоговой аттестации (видеозапись инструкции по подготовке к итоговой аттестации; методические рекомендации к итоговой аттестации; шаблон презентации; инструкция по записи видео-выступления (скринкаста); условия прохождения онлайн-курса); подробное описание итогового задания к итоговой аттестации.

Материалы в зависимости от формы проведения итоговой аттестации по онлайн-курсу.

4. Форма обратной связи

опрос на старте обучения;

отзыв об обучении.

есть формы

(Источник: составлено Е.В. Истоминой)

При размещении образовательного контента в системе дистанционного обучения важно учитывать принципы наглядности и доступности информации. На рис. 4 представлен фрагмент электронного учебного курса в LMS Moodle, где видно, что под названием темы даны ключевые вопросы, рассматриваемые в ней. Обучающийся может:

  • посмотреть и скачать презентацию лекции преподавателя;
  • ответить на вопросы тестовых заданий («проверь себя»);
  • повторить материал, изложенный на лекционном или практическом занятии с помощью предоставленной записи видеоконференцсвязи.

Рис.4. Фрагмент онлайн-курса в LMS Moodle

Кроме проведения учебного процесса, выбора методов и форм обучения, создания расписания занятий, определения форм контроля и оценки знаний необходимо предусматривать возможности для обратной связи, поддержки и сопровождения обучающихся.

В этих целях создается для каждой группы обучающихся отдельный чат в мессенджере. Для оптимизации взаимодействия со слушателями разработаны скрипты по основным направлениям, таким как: организационные вопросы, часто-задаваемые вопросы, мотивационные сообщения.

В начале обучения слушателям предлагается ответить на мини-опрос, задача которого – выявить ожидания от обучения на курсе и сфокусировать внимание на важности прохождения всех этапов учебного процесса. В конце обучения осуществляется сбор отзывов, на основании которых корректируется организация учебного процесса последующих групп слушателей.

Организация поддержки обучающихся, включая консультирование, доступ к дополнительным материалам и техническую помощь, способствует успешному завершению курса. Как показывает опыт, обратная связь и поддержка преподавателей помогает обучающимся не только легко освоить новый материал, но и применять полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Заключение

В современном мире, где технологии играют ключевую роль в обучении, онлайн-курсы становятся неотъемлемой частью профессионального образования. Повышение квалификации через онлайн-курсы позволяет специалистам различных областей оставаться конкурентоспособными и своевременно обновлять свои знания и навыки. Одним из важнейших аспектов разработки таких курсов является педагогический дизайн, который обеспечивает эффективное и мотивирующее обучение.

Литература

  1. Концепция реализации результата «Обучающимся обеспечена возможность получения дополнительной квалификации по ИТ-профилю посредством обучения на «цифровой кафедре» образовательной организации высшего образования - участника программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://sociocenter.info.
  2. Кречетников К.Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий [Электронный ресурс]. URL: http://ito.edu.ru/2005/Troitsk/2/2-0-9.html;
  3. Постановления Правительства РФ от 11 октября 2023 г. №1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. № 729 «О мерах по реализации программы стратегического лидерства «Приоритет-2030» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document.
  5. Тихомирова Е.В. Конференция Образование 4.0 Digital Learning. 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://tgstat.ru/en/channel/@skillbox_media_education

Информация об авторах

Истомина Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем и технологий в образовании, Институт переподготовки и повышения квалификации специалистов, Кубанский государственный университет (ФГБОУ ВО «КубГУ»), Краснодар, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0007-5160-2553, e-mail: elena.v.istomina@yandex.ru

Лебедина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных систем и технологий в образовании, Институт переподготовки и повышения квалификации специалистов, Кубанский государственный университет (ФГБОУ ВО «КубГУ»), Краснодар, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0004-1296-1455, e-mail: lebedina.ev@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 38
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 13
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6