Интернет в повседневной жизни пожилого человека

2

Аннотация

Данная работа посвящена особенностям использования Интернета пожилыми людьми. Актуальность темы продиктована современными общественными тенденциями, в частности – переходом важнейших сторон жизни в онлайн-формат. Если сегодняшняя молодежь не испытывает трудностей в использовании Интернета, то у представителей старшего поколения, выросших в ином информационном пространстве, могут возникать определенные проблемы. В такой ситуации необходимо выяснить, насколько успешно пожилые люди способны адаптироваться к новым условиям и как тяжело им дается эта адаптация. Настоящее исследование было проведено в формате опроса-интервью среди участников программы «Обучение мобильной грамотности», реализуемой на базе ГАУСО НСО «Новосибирский областной геронтологический центр». Результаты продемонстрировали субъективное восприятие респондентов цифровизации общества и их отношение к информационным технологиям. Авторами было определено, сколько в среднем времени пожилой человек проводит в Интернете, какими сервисами и социальными сетями пользуется, какой тип контента потребляет и на какую тематику, а также удобство применения Интернета в сравнении с альтернативными источниками информации. Статья представляет интерес для специалистов, работающих в учреждениях социального обслуживания и исследователей, занимающихся вопросами нахождения пожилых людей в сетевом пространстве.

Общая информация

Ключевые слова: интернет, пожилые люди, цифровизация, информационные технологии , социальные сети, контент, информация

Рубрика издания: Новые возможности, особенности и риски общения в сети интернет

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Кочетков А.Е., Мельникова М.М. Интернет в повседневной жизни пожилого человека // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 484–493.

Полный текст

Введение

Неотъемлемой частью современной действительности является стремительное развитие цифровых технологий. Это, в свою очередь, требует от человека владения определенным рядом знаний, умений и навыков, главным из которых является использование Интернета. Изучая данный вопрос, американский социолог М. Пренски сформулировал определения для социальных групп нового типа – «цифровые аборигены» и «цифровые мигранты». Первая категория с первых лет жизни находится в сетевом пространстве, тогда как представители второй категории приходят в Интернет уже в зрелом возрасте [6]. На основе этого у некоторых из них могут возникать определенные трудности. В частности, эта проблема касается пожилых людей, большая часть жизни которых протекала до массового распространения цифровых технологий. Таким образом, им зачастую требуется помощь в освоении Интернета и использовании гаджетов.

Решением поставленной задачи занимаются как молодые родственники пожилых людей, представители «цифровых аборигенов», так и специальные программы по компьютерной и мобильной грамотности, реализуемые местными социальными учреждениями. В целом, внедрению старшего поколения в цифровую среду активно содействуют на всех уровнях. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года предусматривает стимулирование занятости граждан пожилого возраста посредством создания условий для обучения компьютерной (цифровой) грамотности [5]. Под цифровой грамотностью эксперты понимают базовый набор знаний, навыков и установок, позволяющий человеку эффективно решать задачи в цифровой среде [3]. Статистика позволяет утверждать, что подобные программы имеют успех и достигают своих целей. Согласно докладу Минцифры «Интернет в России» по состоянию на март 2023 года, доля пользователей старше 64 лет, использующих Интернет ежедневно, составила 42% от общего числа опрошенных данной возрастной категории. Это число продолжает увеличиваться с каждым годом [4]. Говоря о пользе приобщения старшего поколения к новым информационным технологиям, О.Г. Зубова утверждает, что освоение цифрового пространства расширяет возможности для общения, повышает мобильность, открывает доступ к непрерывному образованию, экономит деньги и время [3].

Поскольку, в отличие от «цифровых аборигенов», для старшего поколения Интернет-среда не является естественной, то их пребывание в ней отличается по ряду параметров. Именно этот аспект и вызвал исследовательский интерес авторов. Тем самым, целью нашего исследования стало выявление особенностей использования Интернета пожилыми людьми и степени его удобства.

Методы исследования

Исследование было проведено на базе Государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области «Новосибирский областной геронтологический центр». Среди осуществляемых им программ присутствует «Обучение мобильной грамотности», проводимое еженедельно. В качестве респондентов участниками данной программы выступили 15 человек в возрасте от 60 до 77 лет. Методом сбора данных было выбрано полуформализованное интервью как способ получения наиболее точной информации, которой владеет респондент, и достоверной субъективной оценки по избранной теме. В рамках занятия один из авторов персонально задал ряд вопросов каждому участнику программы. Впоследствии собранные ответы были статистически сгруппированы по схожести и совпадениям. Вопросы интервью разрабатывались для выяснения того, сколько времени пожилой человек проводит в Интернете, как часто обращается к нему, какие сервисы использует и насколько они для него удобны, какой тип контента он чаще всего потребляет, его сфера интересов и увлечений в сети. Полученные данные были соотнесены с результатами исследований других авторов по аналогичной тематике, среди которых О.Г. Зубова [3], О.В. Заяц, Н.В. Осмачко [2], Т.М. Бормотова, Ю.Н. Мазаев [1].

Результаты исследования

Отвечая на открывающий интервью вопрос о том, что привело респондентов к изучению мобильной и цифровой грамотности, 67% опрошенных отметили в качестве причины объективные обстоятельства в виде перехода многих сфер жизни в онлайн-формат. Остальные (33%) заявили, что на занятия их привел личный интерес и стремление научиться новому. Выявленная закономерность соответствует данным, полученным О.Г. Зубовой, где причины вовлечения пожилых людей в цифровой мир в первую очередь связывались с необходимостью получения социальных услуг удаленно. Этот процесс был заметно усилен во время пандемии Covid-19 и с введением режима самоизоляции [3].

Далее авторы уточнили, сколько в среднем времени в день респонденты проводят в Интернете. Значение колебалось от, минимум, получаса до максимума в размере 5 часов. Причем опрашиваемые отмечали, что нахождение в сети больше трех часов в день для них воспринимается как большое количество потраченного времени и они стараются не выходить за данный предел, либо не выходят за него изначально.

Касательно целей выхода в Интернет ответы распределились следующим образом: 31% – для общения, 26% – для получения новой информации, 23% – для получения социальных услуг и 20% – для всего перечисленного в равной степени. Опрос, проведенный О.В. Заяц и Н.В. Осмачко на базе Приморского центра социального обслуживания населения, продемонстрировал, что среди навыков использования онлайн сервисов пожилых людей больше всего интересуют обращение к порталу «Госуслуги» (58%), умение находить информацию для обучения по той или иной отрасли (33%) и способы общения (23%). Таким образом, обнаруживается довольно устойчивая тенденция, объединяющая пользователей старшего поколения [2].

Следующий вопрос затрагивал социальные сети, которыми предпочитали пользоваться респонденты. На лидерских позициях находились мессенджеры WhatsApp (26% ответов) и Telegram (23%). Куда меньшую популярность имели Вконтакте (13%), Одноклассники (11%), Дзен (8%). Стоит сказать, что до замедления видеохостинга YouTube опрашиваемые активно им пользовались, о чем свидетельствуют 19% ответов. С прекращением его полноценной работы некоторые из них начали переходить на отечественный аналог Rutube, однако в основном они не придавали этому событию большого значения и сильного дискомфорта от этого не испытали.

Из типов контента пожилые люди чаще всего отдают предпочтение видеороликам (42%) или аудиозаписям (36%). С текстом дело обстоит сложнее в связи с нарушениями зрения, которые не позволяют комфортно читать с экрана смартфона или монитора. В плане чтения респонденты заявили, что им для этого лучше подходят бумажные книги, журналы или газеты.

Интересы респондентов оказались весьма разнообразными. Наибольшей популярностью пользовались садоводство и кулинария (по 19% ответов на каждую категорию). Далее шли медицина и здоровье (17%), новости и политика (13%), культура и, в частности, кино (9%), кройка и шитье (9%). Немалую часть ответов занял просмотр анонсов городских досуговых мероприятий для людей старшего возраста (13%). Мы можем сравнить это с результатами исследования Т. М. Бормотовой и Ю. Н. Мазаева, где в качестве интересов пожилых людей в сети также фигурировали «Здоровье», «Кулинария», «Новости» и др. [1].

Отвечая на вопрос о плюсах и минусах Интернета, респонденты высказывали разные мнения. Одни говорили о доминировании положительных моментов, среди которых доступность (32%), большой выбор ресурсов (24%), другие заявляли о наличии вреда в виде потери значительного количества времени (26%) и обилии недостоверной или бесполезной информации. Сразу же последовал вопрос о том, как проверять найденную в сети информацию на достоверность. 40% опрошенных относятся к размещенным в Интернете материалам скептически, 8%, в свою очередь, сообщили о большем доверии к ним. 24% проверяют источник информации, 28% сопоставляют ее с аналогичной, найденной в других местах. На основании этих данных можно свидетельствовать о недостаточном у многих пожилых людей умении отбирать и сортировать информацию, получаемую онлайн. В подтверждение этому, 63% пользователей старше 55 лет, опрошенные Т. М. Бормотовой и Ю. Н. Мазаевым ответили, что склонны доверять информации, полученной в социальных сетях, при этом 23% из них – доверять безусловно [1]. Такой расклад создает опасность столкновения с мошенниками, и на это необходимо обратить пристальное внимание разработчикам программ цифровой грамотности.

Напоследок все респонденты высказались о том, что Интернет прочно вошел в их повседневную жизнь и является самым удобным источником информации.

Обсуждение результатов

Проведенное исследование показало, что представители старшего поколения все интенсивнее включаются в сетевую жизнь. Особенности их пребывания в информационном пространстве имеют несколько отличий от «цифровых аборигенов». Главным образом это прослеживается в количестве времени, проводимого в сети. Связано это может быть с тем, что пожилым человеком Интернет воспринимается в первую очередь как инструмент, который применяется исходя из практической необходимости, а не как самодостаточная среда, где происходящее может не выходить за ее рамки. Более того, пожилой человек по состоянию здоровья не может проводить столько же времени за цифровыми устройствами, сколько молодой.

Старшее поколение формирует в Интернете самостоятельное комьюнити, имеющее предпочтения в выборе социальных сетей, медиа, а также открытое к изучению нового в разных областях жизни. Наибольшей популярностью пользуются мессенджеры по причине удобного для пользователей совмещения коммуникативной и познавательной составляющей. Самым доступным типом контента оказались видеоролики, что объединяет все поколения [4]. Интересы же пожилого человека в сети, как правило, аналогично исходят из его повседневной жизни. Гораздо реже Интернет способствует формированию у него новых увлечений с нуля.

Сравнение полученных авторами данных с результатами смежных исследований подтверждают выявленные закономерности. Дальнейшее изучение этой темы должно проходить с целью оптимизации процесса интеграции пожилого человека в онлайн-пространство с адаптацией его под конкретные нужды каждого. Кроме того, на основании проведенных исследований могут строиться новые проекты по формированию цифровой компетентности старшего поколения. Общественная популяризация данного направления позволит пожилым людям не только повысить свою грамотность в сети, но и сохранить активную жизненную позицию в условиях цифровизации.

Выводы

  1. Пожилые люди проводят в Интернете в среднем от одного до трех часов в день и считают это уже весьма значительным промежутком.
  2. Пожилой человек активно обращается в Интернет за новой информацией и это не вызывает у него особых затруднений.
  3. Из социальных сетей пожилые люди чаще всего используют мессенджеры WhatsApp и Telegram.
  4. Наиболее удобными типами контента для пожилых людей являются видео- и аудиоконтент.
  5. В сфере интересов рассматриваемой группы пользователей чаще всего фигурируют категории «Садоводство», «Кулинария» и «Здоровье».

Литература

  1. Бормотова Т.М., Мазаев Ю.Н. Коммуникация пожилых людей в социальных сетях Интернета [Электронный ресурс] // Миссия конфессий. 2021. № 3(52). С. 309–319. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46429865 (дата обращения: 06.09.2024).
  2. Заяц О.В., Осмачко Н.В. Центры социального обслуживания как агенты цифровой социализации людей старшего возраста: на примере организации курсов компьютерной грамотности [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsentry-sotsialnogo-obsluzhivaniya-kak-agenty-tsifrovoy-sotsializatsii-lyudey-starshego-vozrasta-na-primere-organizatsii-kursov (дата обращения: 06.09.2024).
  3. Зубова О.Г. Цифровизация и качество жизни пожилых людей в современном российском обществе [Электронный ресурс] // Социология. 2022. № 5. С. 55–64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-i-kachestvo-zhizni-pozhilyh-lyudey-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 06.09.2024).
  4. Интернет в России в 2022-2023 годах [Электронный ресурс] // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. М.: Дизайн-студия RE-FORM. 2023. 207 с. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/9417/ (дата обращения: 06.09.2024).
  5. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 N 164-р «Об утверждении стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [Электронный ресурс] // Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_193464/ba70babae5b5a71024b6822fa9a3d01fb739c37d/ (дата обращения: 06.09.2024).
  6. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. 2001. No. 9(5–6). P. 1–6. (дата обращения: 06.09.2024).

Информация об авторах

Кочетков Антон Евгеньевич, студент 1 курса магистратуры, направление «Психолого-педагогическое сопровождение в цифровой среде», Новосибирский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО «НГПУ»), Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0001-9057-0810, e-mail: ntnko4etkov@mail.ru

Мельникова Маргарита Михайловна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО «НГПУ»), Новосибирск, Россия, e-mail: melnicovamm@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 24
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 2
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2