Проблема зависимости от смартфонов учащихся старших школ в Японии
Аннотация
Зависимость от смартфонов является важной социальной и медицинской проблемой среди подростков и молодых людей. Целью исследования являлось изучение распространенности зависимости от смартфонов у учеников старших школ в Японии, а также выявление факторов, связанных с зависимостью от смартфонов среди японских подростков, обучающихся в старших школах. В исследовании приняли участие 520 старших школьников из Японии. 42% учащихся были отнесены к категории имеющих зависимость от смартфона. Согласно исследованию, принадлежность к женскому полу увеличивает вероятность зависимости от смартфонов. Увеличение ежедневного использования смартфона учениками старших школ было связано с увеличением вероятности зависимости от смартфона в дозозависимой манере - от 2 до 4 часов. Однако, молодые люди, которые имеют устойчивые семейные связи (в частности, те, чьи родители регулярно замечали, когда они были несчастны) были менее склонны к зависимости от смартфона. Таким образом, родительское участие в жизни школьников уменьшает зависимость от смартфонов среди них.
Общая информация
Ключевые слова: Япония, учащиеся, проблемное использование смартфона, проблемное использование интернета, социальные связи
Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Нагорнова А.Ю. Проблема зависимости от смартфонов учащихся старших школ в Японии // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 666–674.
Полный текст
Введение
Зависимость от смартфонов школьников – актуальная социальная проблема с неблагоприятными последствиями для их здоровья. Всего за несколько десятилетий смартфоны стали повсеместными устройствами как в развитых, так и в развивающихся странах, а также среди населения разных возрастных групп. Быстрое принятие этих устройств объясняется их портативностью и способностью предоставлять различные функции, такие как просмотр интернета, доступ к электронной почте, легкий доступ к социальным сетям, трансляция в реальном времени, камера, навигационная система и мультимедийные проигрыватели. Число пользователей смартфонов в мире увеличилось с 1,57 млрд в 2014 году до текущей оценки в 2,71 млрд [19].
Хотя смартфоны изменили жизнь к лучшему, например, повысили производительность и общение в социальных сетях, появляется все больше доказательств того, что люди слишком много времени проводят у телефонов, что мешает их повседневной жизни и оказывает отрицательное влияние на их психическое здоровье [2]. Таким образом, мы имеем дело с «чрезмерным использованием смартфонов» или с «зависимостью от смартфонов» [7].
Зависимость от смартфонов стала серьезной социальной и медицинской проблемой, особенно среди подростков и молодых людей. Недавние исследования, направленные на изучение распространенности проблемного использования смартфонов, включая зависимость от смартфонов, доказывают, что их распространенность составляет от 10% до 30%, при медиане 23,3% [18]. В Азии распространенность зависимости от смартфонов среди подростков и молодых людей различалась в разных исследованиях и странах. Например, исследования задокументировали распространенность в диапазоне от 13,5% до 36% в Южной Корее [9, 11] и от 4,05% до 29,8% в Китае [3, 4]. В западных странах распространенность зависимости от смартфонов и/или другого проблемного использования смартфонов варьировалась от 16,9% до 43,3% [8, 23].
Многие факторы связаны с зависимостью от смартфонов и другими моделями чрезмерного использования смартфонов среди подростков и молодых людей в Азии. К ним относятся, например, депрессия и тревожность [11, 21], одиночество и застенчивость [1], низкое психологическое благополучие [20], низкая самооценка [22], употребление психоактивных веществ (употребление алкоголя и курение) [5, 12], плохое качество сна [3, 21], низкая успеваемость [5], женский пол [12, 14], плохие отношения с родителями [13], меньшая вовлеченность в школьную жизнь и меньшая удовлетворенность школьной жизнью [13] и негативный стиль воспитания [15]. Недавнее кросс-культурное исследование, сравнивающее использование смартфонов китайскими и британскими школьниками, показало, что китайские учащиеся чаще, чем британские, сталкиваются с проблемами использования смартфонов [23].
Важно отметить, что азиатские страны неоднородны по уровню экономического развития и культуры, что может потенциально влиять на модели использования смартфонов. Целью нашего исследования являлось изучение распространенности зависимости от смартфонов у учеников старших школ в Японии, а также выявление факторов, связанных с зависимостью от смартфонов среди японских подростков, обучающихся в старших школах.
Методы исследования
Данные были собраны посредством опроса японских учащихся старших классов в возрасте 16-17 лет. Целью являлось выявление зависимости от смартфонов, измеренной с помощью модифицированной версии диагностического опросника для молодых людей на интернет-зависимость. Был проведен множественный логистический регрессионный анализ для определения факторов, связанных с зависимостью от смартфонов (пол; национальность; семейные связи; среднее время, проведенное за смартфоном в день).
Выборка. В этом исследовании приняли участие 520 старших школьников из Японии. Выборка из Японии была получена из государственного опроса за 2018-2021 годы. Опрос был частью проекта WYSH, который был разработан для профилактики ВИЧ и других инфекций, передающихся половым путем, а также для содействия благополучию молодежи в Японии. Опрос проводился среди учащихся старших школ мужского и женского пола в возрасте 16-17 лет. Участники были набраны с использованием квотной выборки. Квоты были установлены на основе девяти географических регионов Японии (Хоккайдо; Тохоку; Канто; Токио; Хокушинетсу; Токай; Кинки; Кюсю; Чушикоку) и типов школ (стандартные или специализированные/общеобразовательные).
Характеристика исследования. Опрос позволил определить выраженность у респондентов зависимости от смартфонов, а также позволил выявить переменные, влияющие на формирование зависимости от смартфонов: это семейные связи и социально-демографические переменные (пол).
Анкета состояла из восьми пунктов, оцениваемых 0 («нет») и 1 («да»). Например:
- Я был поглощен использованием своего смартфона.
- Я увеличил время использования своего смартфона.
- Я пытался сократить или прекратить использование своего смартфона, но безуспешно.
- Я чувствовал себя несчастным, когда пытался сократить или прекратить использование своего смартфона.
- Я проводил больше времени, используя свой смартфон, чем намеревался.
- У меня были проблемы в отношениях из-за использования смартфона.
- Я лгал людям, чтобы скрыть использование смартфона.
- Я использовал свой смартфон, чтобы уйти от проблем или чувств.
Общий возможный балл варьировался от 0 до 8. Ученики, которые ответили «да» на пять или более критериев, были классифицированы как зависимые пользователи смартфонов, а остальные были классифицированы как независимые пользователи смартфонов.
Другие переменные включали:
- время, проведенное за смартфоном в день;
- использование сайтов социальных сетей;
- ограничение использования смартфона родителями;
- оценку качества семейных связей респондента, например, частота обедов с семьей за последнюю неделю; частота разговоров с родителями; удовлетворенность отношениями с отцом; удовлетворенность отношениями с матерью; воспринимаемая любовь и забота со стороны родителей; родительске участие («Как часто ваши родители замечают, когда у вас проблемы/вы недовольны?»; «Как часто ваши родители замечают, когда вы делаете что-то хорошее?»).
Результаты исследования
В этом исследовании приняли участие 520 учащихся старших школ Японии. Доля владения смартфоном была очень высокой - 95%. 97,7% школьников используют социальные сети. Почти половина молодых людей (45,3%) используют смартфоны более пяти часов в день. В общей сложности 42% учащихся были отнесены к категории имеющих зависимость от смартфона. Принадлежность к женскому полу увеличивает вероятность зависимости от смартфонов; школьницы более склонны к зависимости от смартфонов (72%), чем учащиеся мужского пола (28%). Увеличение ежедневного использования смартфона учениками старших школ было связано с увеличением вероятности зависимости от смартфона в дозозависимой манере - от 2 до 4 часов. Однако, молодые люди, которые имеют устойчивые семейные связи (в частности, те, чьи родители регулярно замечали, когда они были несчастны) были менее склонны к зависимости от смартфона.
Обсуждение результатов
Результаты исследования согласуются с результатами предыдущих исследований, показывающих высокую распространенность владения смартфонами среди учащихся старших классов в развитых и развивающихся странах [13, 10]. Мы обнаружили значительную распространенность зависимости от смартфонов среди японских школьников не смотря на то, что более 80% японских родителей ограничивали использование смартфонов у детей, включая программы фильтрации и ограниченные ежемесячные пакеты для использования Интернета.
Также многочисленными исследованиями было доказано, что зависимость от смартфона старших школьников способствует закреплению таких факторов, как депрессия и тревожность [21, 12], употребление психоактивных веществ (употребление алкоголя и курение) [5], пониженная самооценка [22], плохое качество сна [21] и низкая успеваемость [17].
В этом исследовании девушки подвергались более высокому риску зависимости от смартфонов, чем юноши. Причина этого гендерного различия остается неясной; однако предыдущие исследования показали разные модели использования смартфонов между мужчинами и женщинами, при этом женщины, как правило, чаще используют смартфоны и больше зависят от социальных сетей. Однако мужчины проводят больше времени за играми и более зависимы от игр, чем женщины [3, 6].
В целом, ученики старших японских школ, согласно нашему исследованию, не имеют прочных связей со своими семьями. Только небольшое количество учащихся сообщили, что они обедают со своей семьей каждый день; всегда разговаривают со своими родителями; очень довольны отношениями с обоими родителями; и всегда чувствуют любовь и заботу от обоих родителей. Согласно японским исследованиям, доля детей, которые едят в одиночестве, начала расти в начале девяностых и была оценена в 30% среди учащихся третьего года средней школы [16]. Этот возросший уровень детей, которые едят в одиночестве, сократил возможности для семейного общения и, возможно, ослабил семейные связи в Японии.
Однако, показатель родительского участия оказался достаточно высоким у японских школьников. Так, учащиеся, чьи родители регулярно замечали, когда у их детей были проблемы, с меньшей вероятностью страдали зависимостью от смартфонов. Аналогично, восприятие родительской любви и заботы было связано с меньшей вероятностью зависимости от смартфонов.
Заключение
Зависимость от смартфонов имеет широкое распространение среди учащихся японских старших школ. Девушки чаще, чем юноши страдают от зависимости от смартфонов. Родительское участие в жизни школьников уменьшает зависимость от смартфонов среди них. Таким образом, родители должны принимать самое деятельное участие в жизни своих детей, интересоваться их успехами и давать советы по предотвращению неудач.
Литература
- Bian M., Leung L. Linking Loneliness, Shyness, Smartphone Addiction Symptoms, and Patterns of Smartphone Use to Social Capital // Social Science Computer Review. 2014. No. 33(1). P. 61–79. DOI:10.1177/0894439314528779
- Cheever N.A., Rosen L.D., Carrier L.M., Chavez A. Out of sight is not out of mind: The impact of restricting wireless mobile device use on anxiety levels among low, moderate and high users // Computers in Human Behavior. 2014; 37:290–7. DOI:10.1016/j.chb.2014.05.002
- Chen B., Liu F., Ding S., Ying X., Wang L., Wen Y. Gender differences in factors associated with smart- phone addiction: a cross-sectional study among medical college students // BMC Psychiatry. 2017. No.17 (1). P.341. DOI:10.1186/s12888-017-1503-z
- Chen L., Yan Z., Tang W., Yang F., Xie X., He J. Mobile phone addiction levels and negative emotions among Chinese young adults: The mediating role of interpersonal problems // Computers in Human Behavior. 2016. Np. 55. P. 856–866.
- Chung J.E., Choi S.A., Kim K.T., Yee J., Kim J.H., Seong J.W., et al. Smartphone addiction risk and daytime sleepiness in Korean adolescents // Journal of paediatrics and child health. 2018. No. 54(7). P. 800–806. DOI:10.1111/jpc.13901 PMID: 29626363
- Demirci K., Akgonul M., Akpinar A. Relationship of smartphone use severity with sleep quality, depres- sion, and anxiety in university students // Journal of behavioral addictions. 2015. No. 4(2). P. 85–92. DOI:10.1556/2006.4.2015.010
- Elhai J.D., Dvorak R.D., Levine J.C., Hall B.J. Problematic smartphone use: A conceptual overview and systematic review of relations with anxiety and depression psychopathology // Journal of affective disorders. 2017. No. 207. P. 251–259. DOI:10.1016/j.jad.2016.08.030
- Haug S., Castro R.P., Kwon M., Filler A., Kowatsch T., Schaub M.P. Smartphone use and smartphone addiction among young people in Switzerland // Journal of behavioral addictions. 2015. No. 4(4). P. 299–307. DOI:10.1556/2006.4.2015.037
- Jo H.-S., Na E.., Kim D-J. The relationship between smartphone addiction predisposition and impulsivity among Korean smartphone users // Addiction Research & Theory. 2018. No. 26(1). P. 77–84. DOI:10. 1080/16066359.2017.1312356
- Kim S.E., Kim J.W., Jee Y.S. Relationship between smartphone addiction and physical activity in Chinese international students in Korea // Journal of behavioral addictions. 2015. No. 4(3). P. 200–205. DOI:.1556/2006.4.2015.028
- Kim H.J., Min J.Y., Kim H.J., Min K.B. Association between psychological and self-assessed health status and smartphone overuse among Korean college students // Journal of mental health (Abingdon, England). 2019. No. 28(1). P. 11–16. DOI:10.1080/09638237.2017.1370641
- Kim S.-G., Park J., Kim H.-T., Pan Z., Lee Y., McIntyre R.S. The relationship between smartphone addiction and symptoms of depression, anxiety, and attention-deficit/hyperactivity in South Korean adolescents // Annals of general psychiatry. 2019. No. 18. P. 1. DOI:10.1186/s12991-019-0224-8
- Lee C., Lee S.-J. Prevalence and predictors of smartphone addiction proneness among Korean adolescents // Children and Youth Services Review. 2017. No. 77(C). P.10–17.
- Lee H.J., Kim J.W., Choi T.Y. Risk Factors for Smartphone Addiction in Korean Adolescents: Smartphone Use Patterns // Journal of Korean Medical Science. 2017. No. 32. P. 1674–1679. DOI:10.3346/jkms.2017. 32.10.1674
- Lian L., You X., Huang J., Yang R. Who overuses Smartphones? Roles of virtues and parenting style in Smartphone addiction among Chinese college students // Computers in Human Behavior. 2016. No. 65. P. 92– 99. DOI:10.1016/j.chb.2016.08.027
- Ono-Kihara M. Sex Behavior of Teenagers in Contemporary Japan The WYSH Project. Tokyo: Sanko Publisher Ltd. 2011:57, 2011.
- Rajanna S.H., Sharma M.K., Palanichamy T.S. Exploration of Technology use Pattern among Teenagers and its Relationship with Psychological Variables // Asian Journal of Psychiatry. 2016. No. 17(2). P. 239–249.
- Sohn S., Rees P., Wildridge B., Kalk N.J., Carter B. Prevalence of problematic smartphone usage and associated mental health outcomes amongst children and young people: a systematic review, meta- analysis and GRADE of the evidence // BMC Psychiatry. 2019. 1No. 9(1). P. 356. DOI:10.1186/ s12888-019-2350-x
- Statistica. Number of monthly active mobile social media users in Asia Pacific in September 2016 and September 2017, by country. Retrieved from July 29, 2018 from https://www.statista.com/statistics/ 295643/mobile-social-media-mau-asia-pacific-countries/
- Tangmunkongvorakul A., Musumari P.M., Thongpibul K., Srithanaviboonchai K., Techasrivichien T., Suguimoto S.P., et al. Association of excessive smartphone use with psychological well-being among univer- sity students in Chiang Mai, Thailand // PloS one. 2019. No.14(1):e0210294. DOI:/10.1371/journal.pone.0210294
- Tao S., Wu X., Zhang S., Tong S., Hao .J, Tao F. Association of alcohol use with problematic mobile phone use and depressive symptoms among college students in Anhui, China // Journal of Public Health. 2017. No. 25(1). P.103–112. DOI:10.1007/s10389-016-0766-z
- Wang P., Zhao M., Wang X., Xie X., Wang Y., Lei L. Peer relationship and adolescent smartphone addic- tion: The mediating role of self-esteem and the moderating role of the need to belong // Journal of behavioral addictions. 2017. No. 6(4). P. 708–717. DOI:10.1556/2006.6.2017.079
- Yang Z., Asbury K., Griffiths M.D. Do Chinese and British University Students Use Smartphones Differently? A Cross-cultural Mixed Methods Study // International Journal of Mental Health and Addiction. 2019. No. 17(3). P. 644–657. DOI:10.1007/s11469-018-0024-4
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1