Введение
Зависимость от смартфонов школьников – актуальная социальная проблема с неблагоприятными последствиями для их здоровья. Всего за несколько десятилетий смартфоны стали повсеместными устройствами как в развитых, так и в развивающихся странах, а также среди населения разных возрастных групп. Быстрое принятие этих устройств объясняется их портативностью и способностью предоставлять различные функции, такие как просмотр интернета, доступ к электронной почте, легкий доступ к социальным сетям, трансляция в реальном времени, камера, навигационная система и мультимедийные проигрыватели. Число пользователей смартфонов в мире увеличилось с 1,57 млрд в 2014 году до текущей оценки в 2,71 млрд [19].
Хотя смартфоны изменили жизнь к лучшему, например, повысили производительность и общение в социальных сетях, появляется все больше доказательств того, что люди слишком много времени проводят у телефонов, что мешает их повседневной жизни и оказывает отрицательное влияние на их психическое здоровье [2]. Таким образом, мы имеем дело с «чрезмерным использованием смартфонов» или с «зависимостью от смартфонов» [7].
Зависимость от смартфонов стала серьезной социальной и медицинской проблемой, особенно среди подростков и молодых людей. Недавние исследования, направленные на изучение распространенности проблемного использования смартфонов, включая зависимость от смартфонов, доказывают, что их распространенность составляет от 10% до 30%, при медиане 23,3% [18]. В Азии распространенность зависимости от смартфонов среди подростков и молодых людей различалась в разных исследованиях и странах. Например, исследования задокументировали распространенность в диапазоне от 13,5% до 36% в Южной Корее [9, 11] и от 4,05% до 29,8% в Китае [3, 4]. В западных странах распространенность зависимости от смартфонов и/или другого проблемного использования смартфонов варьировалась от 16,9% до 43,3% [8, 23].
Многие факторы связаны с зависимостью от смартфонов и другими моделями чрезмерного использования смартфонов среди подростков и молодых людей в Азии. К ним относятся, например, депрессия и тревожность [11, 21], одиночество и застенчивость [1], низкое психологическое благополучие [20], низкая самооценка [22], употребление психоактивных веществ (употребление алкоголя и курение) [5, 12], плохое качество сна [3, 21], низкая успеваемость [5], женский пол [12, 14], плохие отношения с родителями [13], меньшая вовлеченность в школьную жизнь и меньшая удовлетворенность школьной жизнью [13] и негативный стиль воспитания [15]. Недавнее кросс-культурное исследование, сравнивающее использование смартфонов китайскими и британскими школьниками, показало, что китайские учащиеся чаще, чем британские, сталкиваются с проблемами использования смартфонов [23].
Важно отметить, что азиатские страны неоднородны по уровню экономического развития и культуры, что может потенциально влиять на модели использования смартфонов. Целью нашего исследования являлось изучение распространенности зависимости от смартфонов у учеников старших школ в Японии, а также выявление факторов, связанных с зависимостью от смартфонов среди японских подростков, обучающихся в старших школах.
Методы исследования
Данные были собраны посредством опроса японских учащихся старших классов в возрасте 16-17 лет. Целью являлось выявление зависимости от смартфонов, измеренной с помощью модифицированной версии диагностического опросника для молодых людей на интернет-зависимость. Был проведен множественный логистический регрессионный анализ для определения факторов, связанных с зависимостью от смартфонов (пол; национальность; семейные связи; среднее время, проведенное за смартфоном в день).
Выборка. В этом исследовании приняли участие 520 старших школьников из Японии. Выборка из Японии была получена из государственного опроса за 2018-2021 годы. Опрос был частью проекта WYSH, который был разработан для профилактики ВИЧ и других инфекций, передающихся половым путем, а также для содействия благополучию молодежи в Японии. Опрос проводился среди учащихся старших школ мужского и женского пола в возрасте 16-17 лет. Участники были набраны с использованием квотной выборки. Квоты были установлены на основе девяти географических регионов Японии (Хоккайдо; Тохоку; Канто; Токио; Хокушинетсу; Токай; Кинки; Кюсю; Чушикоку) и типов школ (стандартные или специализированные/общеобразовательные).
Характеристика исследования. Опрос позволил определить выраженность у респондентов зависимости от смартфонов, а также позволил выявить переменные, влияющие на формирование зависимости от смартфонов: это семейные связи и социально-демографические переменные (пол).
Анкета состояла из восьми пунктов, оцениваемых 0 («нет») и 1 («да»). Например:
- Я был поглощен использованием своего смартфона.
- Я увеличил время использования своего смартфона.
- Я пытался сократить или прекратить использование своего смартфона, но безуспешно.
- Я чувствовал себя несчастным, когда пытался сократить или прекратить использование своего смартфона.
- Я проводил больше времени, используя свой смартфон, чем намеревался.
- У меня были проблемы в отношениях из-за использования смартфона.
- Я лгал людям, чтобы скрыть использование смартфона.
- Я использовал свой смартфон, чтобы уйти от проблем или чувств.
Общий возможный балл варьировался от 0 до 8. Ученики, которые ответили «да» на пять или более критериев, были классифицированы как зависимые пользователи смартфонов, а остальные были классифицированы как независимые пользователи смартфонов.
Другие переменные включали:
- время, проведенное за смартфоном в день;
- использование сайтов социальных сетей;
- ограничение использования смартфона родителями;
- оценку качества семейных связей респондента, например, частота обедов с семьей за последнюю неделю; частота разговоров с родителями; удовлетворенность отношениями с отцом; удовлетворенность отношениями с матерью; воспринимаемая любовь и забота со стороны родителей; родительске участие («Как часто ваши родители замечают, когда у вас проблемы/вы недовольны?»; «Как часто ваши родители замечают, когда вы делаете что-то хорошее?»).
Результаты исследования
В этом исследовании приняли участие 520 учащихся старших школ Японии. Доля владения смартфоном была очень высокой - 95%. 97,7% школьников используют социальные сети. Почти половина молодых людей (45,3%) используют смартфоны более пяти часов в день. В общей сложности 42% учащихся были отнесены к категории имеющих зависимость от смартфона. Принадлежность к женскому полу увеличивает вероятность зависимости от смартфонов; школьницы более склонны к зависимости от смартфонов (72%), чем учащиеся мужского пола (28%). Увеличение ежедневного использования смартфона учениками старших школ было связано с увеличением вероятности зависимости от смартфона в дозозависимой манере - от 2 до 4 часов. Однако, молодые люди, которые имеют устойчивые семейные связи (в частности, те, чьи родители регулярно замечали, когда они были несчастны) были менее склонны к зависимости от смартфона.
Обсуждение результатов
Результаты исследования согласуются с результатами предыдущих исследований, показывающих высокую распространенность владения смартфонами среди учащихся старших классов в развитых и развивающихся странах [13, 10]. Мы обнаружили значительную распространенность зависимости от смартфонов среди японских школьников не смотря на то, что более 80% японских родителей ограничивали использование смартфонов у детей, включая программы фильтрации и ограниченные ежемесячные пакеты для использования Интернета.
Также многочисленными исследованиями было доказано, что зависимость от смартфона старших школьников способствует закреплению таких факторов, как депрессия и тревожность [21, 12], употребление психоактивных веществ (употребление алкоголя и курение) [5], пониженная самооценка [22], плохое качество сна [21] и низкая успеваемость [17].
В этом исследовании девушки подвергались более высокому риску зависимости от смартфонов, чем юноши. Причина этого гендерного различия остается неясной; однако предыдущие исследования показали разные модели использования смартфонов между мужчинами и женщинами, при этом женщины, как правило, чаще используют смартфоны и больше зависят от социальных сетей. Однако мужчины проводят больше времени за играми и более зависимы от игр, чем женщины [3, 6].
В целом, ученики старших японских школ, согласно нашему исследованию, не имеют прочных связей со своими семьями. Только небольшое количество учащихся сообщили, что они обедают со своей семьей каждый день; всегда разговаривают со своими родителями; очень довольны отношениями с обоими родителями; и всегда чувствуют любовь и заботу от обоих родителей. Согласно японским исследованиям, доля детей, которые едят в одиночестве, начала расти в начале девяностых и была оценена в 30% среди учащихся третьего года средней школы [16]. Этот возросший уровень детей, которые едят в одиночестве, сократил возможности для семейного общения и, возможно, ослабил семейные связи в Японии.
Однако, показатель родительского участия оказался достаточно высоким у японских школьников. Так, учащиеся, чьи родители регулярно замечали, когда у их детей были проблемы, с меньшей вероятностью страдали зависимостью от смартфонов. Аналогично, восприятие родительской любви и заботы было связано с меньшей вероятностью зависимости от смартфонов.
Заключение
Зависимость от смартфонов имеет широкое распространение среди учащихся японских старших школ. Девушки чаще, чем юноши страдают от зависимости от смартфонов. Родительское участие в жизни школьников уменьшает зависимость от смартфонов среди них. Таким образом, родители должны принимать самое деятельное участие в жизни своих детей, интересоваться их успехами и давать советы по предотвращению неудач.