Введение
Одним из важных условий успешного развития постиндустриального общества является производство нематериального продукта. Причем сфера деятельности, затрагивающая нематериальное производство, давно уже не ограничивается культурой, искусством и журналистикой. Такие виды нематериальных ресурсов, как технологии, информация, данные стали неотъемлемыми компонентами любого производства. Степень инновационности промышленного предприятия зависит от того, насколько эффективно оно использует информационный ресурс и насколько активно производит собственный. На практике же выясняется, что задействованный в производственном процессе нематериальный ресурс не ограничен одной лишь производственной информацией. На эффективность производства также существенно влияют и эмоциональная вовлеченность персонала, и социальная сплоченность коллектива, его конкордация вокруг производственной цели (Спасенников и др., 2017). Не владея социально-личностными факторами, не умея ими управлять или хотя бы их оценивать, добиться производства инновационного знания невозможно. Управление процессами генерации знания, его распространения и внедрения в производство требует от руководства предприятием овладения новыми специфичными компетенциями. Формирование таких компетенций должно начинаться в учреждении высшего образования.
Система высшего образования уже столкнулась с неограниченным объемом информации, доступной современному студенту посредством глобальной информационной сети. При этом известно, что большую часть этой информации знанием назвать нельзя по причине ее нерелевантности. В последние несколько лет поток нерелевантной информации усугубился развитием дегенеративных нейросетей и искусственного интеллекта. Роль педагога высшей школы трансформировалась с простой передачи знаний в воспитание у студентов информационных компетенций, критического мышления, навыков анализа информации. И преподаватель, и студент, ранее вовлеченные лишь в процесс передачи знаний, теперь становятся участниками его производства.
Под производством знаний предлагаем понимать целенаправленный труд по снижению информационной энтропии в окружающей среде за счет расходования материальных и нематериальных ресурсов.
Методы
Источником всякого знания можно считать когнитивную активность человека, связанную с решением задач своей деятельности, в том числе – трудовой. Материальными ресурсами этой деятельности являются энергоносители, поддерживающие работу мозга. Нематериальным ресурсом в первую очередь является информация:
- о достатке материальных ресурсов,
- об условиях окружающей среды,
- о поставленной задаче и возможности ее решения,
- о личной готовности или неготовности индивида к ее решению.
Накопленное в ходе профессиональной деятельности, но не формализованное знание, составляет опыт. Этот опыт также часто называют неявным рассредоточенным знанием, поскольку оно нигде никем не зафиксировано, но при этом активно используется работником или даже группой. В том случае, когда перед предприятием возникает потребность производства новой технологии вместо ее приобретения, неявное рассредоточенное знание становится ресурсом для ее удовлетворения. В этом случае перед менеджерами встает задача организовать производственные отношения таким образом, чтобы владельцы неявного рассредоточенного знания были мотивированы им поделиться. Знание должно стать социализированным – общим и экстернализированным – отделенным от своего обладателя. Но этого мало. Для того, чтобы инновационное знание начало приносить предприятию ощутимые материальные результаты, оно должно стать реализованным в конкретной действующей технологии. В связи с этим условием предложенная И. Нонакой и Х. Такеучи траектория экстернализации и социализации знаний (Nonaka, Takeuchi, 2021) была дополнена нами до трехмерной модели (Киселевский, 2025). Измерениями в этой модели выступают (Рис. 2):
- критерий собственности на информацию;
- критерий ее реализованности;
- критерий активности от абстрактной формы знания до практически используемой и приносящей доход информации.
В методологии интерпретации социального, мотивационного и культурного факторов, а главное – в методологии их количественной оценки приходится обращаться к социологическим исследованиям P. Bourdieu, Y.F. Fukuyama, B. Gendron, D. Goleman. Их трактовки культурной/интеллектуальной, социальной и эмоциональной форм «человеческого капитала» систематизированы в таблице 1, с единственной оговоркой, обсужденной нами ранее (Киселевский, 2025). Мы настоятельно предостерегаем от упоминания терминов «человек» и «капитал» в едином контексте, поскольку человек никак не может быть отождествлен с «самовозрастающей стоимостью фондов и оборудования», являющейся классическим определением капитала по К. Марксу. Далее присущие человеку нематериальные блага, которые он по условиям трудовых отношений временно предоставляет работодателю, мы предлагаем называть нематериальными ресурсами.
Таблица 1
Структура нематериальных и материальных ресурсов в модели PRACа
|
Эмоциональный |
Социальный |
Культурный |
Материальный |
|
– общественный
эмоциональный капитал: удовлетворенность уровнем жизни, патриотизм |
– общественный
социальный капитал: внутренняя и внешняя политика, международные отношения |
– общественный
культурный капитал: национальная идея, традиции, менталитет, произведения искусства |
– общественный
физический капитал: национальная идея, традиции, менталитет, произведения искусства |
|
– корпоративный
эмоциональный капитал: мотивация персонала, психологический климат в коллективе |
– корпоративный
социальный капитал: деловые и социальные связи, сотрудничество и конкуренция |
– корпоративный
культурный капитал: технологии, |
– корпоративный
физический капитал: средства производства, финансы |
|
– личный
эмоциональный капитал: Увлеченность, психологический комфорт, оптимизм, удовольствие |
– личный
социальный капитал: репутация, знакомства, связи, покровительство |
– личный
культурный капитал: мировоззрение, образование, профессия, знания |
– личный
физический капитал: частная собственность, имущество, сбережения |
Перечисленные в таблице 12 форм материальных и нематериальных ресурсов в ходе любого производственного процесса взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга. Фактически их взаимодействие можно описать системой из 12 дифференциальных уравнений, в каждом из которых будет как минимум по 12 переменных. Даже если удастся решить такое дифференциальное уравнение, то интерпретировать его решение будет весьма затруднительно. Поэтому в каждом конкретном производственном процессе мы предлагаем ограничиться несколькими переменными из этой матрицы, пренебрегая малозначительными.
Так в процессе производства, социализации и объективации инновационных знаний в первую очередь задействованы:
Все выявленные факторные зависимости между выделенными переменными представлены в таблице 2.
Таблица 2
Факторные взаимосвязи между ресурсами, задействованными в процессах инновационной деятельности
|
На личный эмоциональный |
|
|
|
Личный эмоциональный ресурс влияет на: |
|
– заработная плата
|
→ |
|
→ |
– потребность в саморазвитии
|
|
– корпоративные цели
|
→ |
→ |
– мотивацию к труду
|
|
|
– поощрение инициативы
|
→ |
→ |
– эмоциональный труд
|
|
|
|
|
→ |
– эмоциональные издержки
|
|
|
На личный культурный |
|
|
|
Личный культурный ресурс влияет на: |
|
– потребность в саморазвитии
|
→ |
|
→ |
– эффективность производства
|
|
– входящий поток информации
|
→ |
→ |
– корпоративную информацию
|
|
|
|
|
→ |
– инновационность персонала
|
|
|
На корпоративный культурный ресурс влияют |
|
|
|
Корпоративный культурный |
|
– имеющаяся информация
|
→ |
|
→ |
– корпоративные цели
|
|
– инвестиции в инновации
|
→ |
→ |
– потребность в модернизации
|
|
|
– инновационность персонала
|
→ |
|
|
|
|
На корпоративный материальный |
|
|
|
Корпоративный материальный ресурс влияет на |
|
– потребности в модернизации
|
→ |
|
→ |
– заработную плату
|
|
– эффективность производства
|
→ |
→ |
– инвестиции в инновации
|
|
|
– эмоциональный труд
|
→ |
→ |
– выводимые средства
|
|
|
– мотивация к труду
|
→ |
→ |
– поощрение инициативы
|
Система дифференциальных уравнений, описывающих факторные взаимосвязи имеет вид:
при и
Главной задачей динамического моделирования процессов в социально-экономических системах является не иллюстрация очевидных и разумеющихся закономерностей. Главные задачи заключаются в планировании управляющего воздействия на систему и в прогнозирования ее реакции. В этом смысле частное решение системы дифференциальных уравнений для конкретных значений параметров не является информативным. Необходимо исследовать, как будет меняться ее решение при варьировании одного или нескольких параметров. Дальнейший материал статьи посвящен исследованию динамической системы производства знаний при переменной величине эмоциональных издержек ее агентов.
Результаты
Добавление к и без того многофакторной системе еще одной переменной сделает результат загроможденным и не интерпретируемым. Поэтому мы прибегнем к двум общепринятым упрощениям:
- во-первых, мы будем пользоваться не самими фазовыми портретами, а отображениями Пуанкаре – сечением многомерного фазового портрета пространством меньшей размерности;
при изменении с пятью отдельными фазовыми портретами
Заключение
Формализованная динамическая модель производства знаний пока не дает четкого ответа на вопрос, что именно нужно делать руководителю предприятия, чтобы овладеть собственной инновационной технологией. Однако несомненным ее результатом является реализация трех условий управления системы:
- возможность оценки баланса инвестиций во внутренние процессы предприятия;
- возможность прогнозирования результатов этих инвестиций;
- возможность их оперативной корректировки.
Задачей управления организационной системой становится эмпирическое нахождение тех условий и параметров, которые обеспечивают установление квазистационарного режима автоколебаний, при которых социальная система приходит в режим самоорганизации, а факторы эмоциональной вовлеченности, личного и коллективного знания, полезного производимого продукта и прибавочной стоимости гармонично уравновешены и свободно конвертируются друг в друга. Модель самоорганизации социально-экономической системы, учитывающая мотивационную составляющую, способна решить проблемы эмоционального выгорания сотрудников, а также их отчуждения от продукта собственного эмоционального труда, на которую неоднократно указывал П. Брук (Brook, 2009). Эти цели соответствуют принципам «мудрого капитализма» (Nonaka, Takeuchi, 2021), легшим в основу современных технологий гибкого управления Scrum, Agile. При соответствующем идеологическом наполнении динамическая модель управления нематериальными и материальными ресурсами предприятия PRACa способна стать импортозамещающей технологией гибкого управления предприятием.
1 Ранее роль эвстресса и дистресса в сочетании с вектором эмоциональной нестабильности подробно обсуждалась в докладе Киселевский, О.С., Косякова Е.В. (2024) Эмоциональный труд как фактор производственной функции Кобба-Дугласа. Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли : Сб. тр. Всерос. науч.-практ. и уч.-метод. конф., СПб, 113-121.
