Состояние и перспективы подготовки психологов для уголовно-исполнительной системы

Аннотация

Численность психологической службы уголовно-исправительной системы увеличивается весьма динамично. В докладе приводятся направления развития профессиональной подготовки психологов к работе в пенитенциарной системе в свете накопленного опыта, а также российской Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 г.

Общая информация

Рубрика издания: Доклады и выступления

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Дебольский М.Г. Состояние и перспективы подготовки психологов для уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/edu_economy_wellbeing/contents/36366 (дата обращения: 28.03.2024)

Полный текст

Психологическая служба уголовно-исполнительной системы (УИС) России функционирует около 20 лет (с 1992 г.), а психологи в воспитательных колониях для несовершеннолетних стали вводиться еще в 70-ые годы прошлого века. И хотя это намного позже, чем в индустриально развитых странах Западной Европы, но в целом, срок достаточный для того, чтобы анализировать состояние ее развития. Тем более, что даже в образовательных школах должности практических психологов начали вводиться с 1996 года.

Численность психологической службы УИС увеличивается весьма динамично и в настоящее время составляет около 3800 человек. Одним из условий ее развития является качественная система подготовки кадров. Ежегодно психологические факультеты Академии ФСИН России и Вологодского института права и экономики ФСИН осуществляют выпуск около 100 пенитенциарных психологов для уголовно-исполнительной системы. Однако такое количество специалистов не удовлетворяет потребности практики. Об этом можно судить по данным Отчета формы ПС-1 за 2009 год: уволено из УИС – 179 психологов; переведено в другие службы, в том числе на повышение – 177 человек, а вновь принято, с учетом введения новых должностей психолога – 546 человек.

Таким образом, реальные потребности практики пенитенциарных психологов превышают количество выпускников специализированных вузов более чем в 4 раза. Естественно, нужда в психологах удовлетворяется за счет выпускников других (не специализированных) вузов. В этой ситуации требуется специализированная первоначальная подготовка выпускников гражданских учебных заведений на предмет освоения специфики деятельности уголовно исполнительной системы.

Вместе с тем возникает и такой вопрос: «Какой специализации психологи нужны для уголовно-исполнительной системы?»

В утвержденной Правительством Российской Федерации Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 года отмечается необходимость совершенствования деятельности психологической службы с различными категориями осужденных, в том числе с лицами, имеющими психические отклонения. В настоящее время, в местах лишения свободы, отбывают наказание (по различным источникам) 40 до 60 процентов лиц с различными психическими отклонениями (наркотическая и алкогольная зависимость, снижение интеллекта, депрессия, тревожность и агрессивность, расстройства личности и поведения, гиперактивность и дефицит внимания, признаки шизофрении и др.). Известно, что осужденные с психическими расстройствами гораздо чаще чем остальные правонарушители совершают особо тяжкие преступления, имеют более высокий уровень рецидива, неблагоприятно влияют на психологический климат и оперативную обстановку в учреждениях УИС.

В соответствии со статьей 22 УК РФ, в местах лишения свободы отбывают наказание около 1000 осужденных, страдающих психическими расстройствами не исключающими вменяемости, которым назначена принудительная мера медицинского характера. Они нуждаются не только в медицинском лечении, но и психологической помощи, психокоррекционном и психотерапевтическом воздействии, которые может оказать только квалифицированный клинический психолог.

Однако психологи с квалификацией «Клиническая психология» в психологической службе УИС России составляют лишь около 5% от их общей численности. В то же время в большинстве зарубежных государств, психологические службы комплектуются главным образом специалистами по клинической психологии. В этой связи представляется целесообразным:

  • при подготовке пенитенциарных психологов в высших образовательных учреждениях ФСИН России в соответствии с государственным образовательным стандартом (ФГОС) по специальности (030301) «Психология служебной деятельности» увеличить объем часов на учебные дисциплины цикла «Клиническая психология», за счет объема часов, выделяемого на вузовские дисциплины и дисциплины специализации;
  • начать подготовку специалистов по клиническойпсихологии на базе одного из вузов, имеющего соответствующий опыт, со специализацией «Пенитенциарная (исправительная) психология» для нужд УИС (на договорной основе с ФСИН России).

В концепции развития УИС отмечается необходимость повышения эффективности исправительного воздействия на осужденных. С этой целью предполагается

  • изменение организационной структуры воспитательных колоний,
  • создание Воспитательных центров,
  • отделений социально-психологической реабилитации,
  • введение должности социального педагога,
  • усиление роли социального работника и психолога.

Это в свою очередь требует повышения профессионально-педагогической компетентности сотрудников и подготовки новых специалистов. Представляется, что важную роль в этом плане должен сыграть новый ФГОС по специальности (050407) «Педагогика и психология девиантного поведения». Представляется, что применительно к работе с несовершеннолетними осужденными, в том числе, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, весьма востребованными станут специализации «Социальная педагогика», «Пенитенциарная педагогика», «Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением». Важную роль в научно-методическом обеспечении должно сыграть учебно-методическое объединение (УМО), в состав которого следует ввести представителей вузов подведомственных как Министерству образования и науки, так и правоохранительных органов (МВД РФ, ФСИН России).

Перспективным направлением совершенствования системы подготовки психологов является дистанционное обучение, основанное на инновационных технологиях. Данная форма обучения может использоваться как для сотрудников психологической службы УИС, не имеющих базового психологического психологического образования (их около 30%, хотя они и прошли переподготовку), так и для осужденных. Особенно перспективным является обучение осужденных. В настоящее время факультет дистанционного обучения и факультет юридической психологии МГППУ совместно прорабатывают концептуальные и организационно правовые вопросы подготовки бакалавров по психологии на базе одного из территориальных органов УИС. Планируется, что ряд учебных дисциплин, спецкурсов будут ориентированы не только на обучение осужденных, сколько на коррекцию их поведения и саморазвитие личности.

Инвестиции в подготовку психологов УИС имеют отчетливо выраженную социальную ориентацию.

Информация об авторах

Дебольский Михаил Георгиевич, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт федеральной службы исполнения наказаний России (ФКУ НИИ ФСИН России), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2601-0077, e-mail: mdebolsky@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2446
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3