Образование, обучение, задачи личностного развития – вызов XXI в
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: концепция жизни, экономическая политика, концепция другого человека, приоритет образования, обучение
Рубрика издания: Фундаментальные проблемы психологии образования и вызовы XXI в
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Абрамова-Хансен Г.С. Образование, обучение, задачи личностного развития – вызов XXI в // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Метод, используемый для написания этого текста, можно назвать включенным наблюдением. Факты, которые легли в основу обобщений и некоторых теоретических мыслей, взяты из СМИ Дании, научной периодической печати, из непосредственного бытового и профессионального общения с людьми из разных социальных слоев датского общества. Его характеризуют как современное развивающееся общество, и процессы, которые в нем происходят, думаем, отражают некоторые общие закономерности, свойственные многим развивающимся обществам.
Покажем несколько разрозненных фактов, которые привлекают профессиональное внимание при встрече с реальностями жизни этого общества:
– обучение в школе не является обязательным, учиться можно и дома, но для взрослой жизни в обществе есть смысл сдать выпускные экзамены, которые сдают и в народной школе;
– типов школ много, народная, т.е. государственная, школа – только одна из них;
– нет того, что можно было бы назвать «культом знаний» – нет всенародного праздника начала учебного года или его окончания;
в семьях крайне редко встречается требование к детям хорошо учиться;
из народной школы могут отчислить;
еще 50 лет назад в школах Дании учителям разрешалось наказывать детей физически;
– современные школьники бастуют против увеличения числа учеников в классе, сокращения числа учителей, изменений в школьных программах;
– бастуют студенты специальных учебных заведений – они требуют места для практики;
– бастуют студенты университетов (например, психологи бастовали против плохого образования);
– можно окончить школу и не научиться читать и писать (из 1000 молодых людей, обратившихся в местные органы власти в Копенгагене, 400 не умели читать, для них организовали специальные курсы), зато уметь говорить на английском или немецком;
– учиться можно всю жизнь – платно и бесплатно – форм обучения множество, курсы и школы для взрослых, специальное обучение для молодежи – на выбор;
– можно окончить университет, получить, как говорят в Дании, академическое образование и ни разу в жизни его не применить – так было всегда; найти молодому «академику» работу по специальности очень трудно;
– трудно завершить специальное образование – оно обычно длится 2–3 года, во время которых надо пройти две практики – первую практику организует учебное заведение, а вторую – сам учащийся. Эта практика – его будущее место работы, которое найти очень сложно, поэтому многие молодые люди так и не завершают образование либо в положенный срок, либо вообще;
– среди молодежи профессии, связанные с образованием и обучением, не относятся к числу престижных...
Все проблемы образования обсуждаются в обществе, находятся относительно быстрые или долговременные политические и экономические решения, которые определяются политикой правительства. Правительство формируется из нескольких партий, и баланс политических сил определяет стратегию и тактику образования.
Надо сказать, что существующая в датском обществе система социальной защиты населения гарантирует любому человеку экономические возможности для жизни. Высокий налог – 46% (для очень богатых людей – 61%) – проявление той социальной солидарности, которая выражается как реальная забота сильного, работоспособного гражданина страны, как возможность оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается.
Безработица и нестабильность рынка, высокие риски в производстве и капиталовложениях, конкуренция, глобализация экономики – ежедневная и многолетняя история контекста, в котором развивается датское образование, складываются, развиваются и исчезают различные стили жизни конкретных людей.
Если следовать логике научного исследования, то образование как явление в его предметности можно рассматривать как производное от социальной политики правительства страны. Мы думаем, что это в полной мере относится к любому государству. Эту политику формирует правящая политическая элита, руководствуясь своими представлениями о другом человеке. Эти преставления – обобщенное образование, структурирующее психическую реальность любого человека. Они существуют не только как архетипы, но и как конкретные идеальные образы конкретных людей, принимающих те или иные политические решения. Это та область идеального, которую невозможно игнорировать при анализе образования как социального явления.
Мы бы осмелились утверждать, что образование как предмет изучения или исследования, как явление – производное от идеала человека конкретного исторического времени. Переход от абстрактного идеала к конкретным действиям повседневности осуществляется в системе обучения.
От политических решений зависит экономическая база образования – от подготовки школ к учебному году до подготовки учителей. В Дании государство выделяет на каждого учащегося определенные суммы, которые используются в разных типах организации обучения – в разных типах школ. Надо заметить, что социальная политика в области образования базируется не только на экономических интересах того или иного класса, представленного в правительстве, но и на народных традициях организации социальной жизни. Нам кажется, что это с большой очевидностью можно наблюдать в методах организации обучения разных групп людей: от детей до пенсионеров.
Обучение и образование, естественно, разные явления. Их отличие в том, что образование – это как бы срез временной перспективы экономического развития всего общества, а обучение – это процесс взаимодействия носителя знаний с познающим субъектом, в ходе которого они оба изменяются как личности. Если образование представлено абстрактными понятиями о перспективах развития общества, которое транслируется политиками, то обучение – это конкретные, буднично деловые отношения учителя и ученика, преподавателя и студента, мастера и учащегося. Естественно, что они контролируются представителями общества, отвечающими за образование как одну из составляющих осуществимости экономического развития общества. В датском обществе есть классы – группы людей, отличающиеся уровнем денежного дохода, но общество организовано так, что любой из его членов может найти свой стиль жизни, обеспечивающий, гарантирующий его жизнь как индивидуальное явление. Естественно, это относится к законопослушным гражданам.
Обучение в датской народной школе строится на традициях, которые сегодня выглядят как приоритет групповой работы учащихся над индивидуальной. «Быть социальным» – уметь общаться с другими людьми по поводу задания и по ходу выполнения задания, уметь представлять для обсуждения свой и групповой проект – это необходимые навыки для учащихся. Этим же навыкам учат в любой системе обучения. Понятно, что они могут совершенствоваться безгранично на протяжении всей жизни человека.
Система учебных проектов – самостоятельно выполненных работ на самостоятельно же выбранную тему (например, дети десяти лет выполняли в качестве домашней работы проекты на темы «Лошади мира», «Почему у кошки глаза светятся?») – дает детям возможность научиться собирать, систематизировать и использовать информацию. Естественно, что доступ к ней через Интернет есть у каждого школьника.
Мы думаем, что фактического материала достаточно, чтобы задать вопрос о том, какое значение имеют образование и обучение для личностного развития современного человека.
Нам не хотелось бы вдаваться в полемику по поводу понятия «личностное развитие», поэтому мы обозначаем его как переживание человеком потребности в собственном изменении.
Есть это переживание – есть и движение к новым личностным достижениям, нет этого переживания – нет и движения. Как возникает это переживание? Как и многие другие переживания – от встречи с реальностью, где востребуется (существует как идеальная, как ожидаемая модель) изменяющаяся личность.
В Дании это иногда выглядит очень конкретно – фирмы доплачивают тем работникам, которые заботятся, например, о своем физическом здоровье и ездят на работу на велосипедах. Местные органы власти могут выплачивать стипендию ученику старших классов, если он выбрал для изучения трудные предметы – физику или химию.
Вместе с понятием личностного развития есть смыл обсуждать понятие жизненного стиля как формы самореализации человека. Датчан часто называют самым счастливым народом на земле. Здесь никто не будет ныть и жаловаться на кого-то или что-то, что мешает в достижении цели. «Делай свою жизнь сам» – не только жизненное правило, но и правило ответственности за несделанное. Ответственность, например, для получающих социальные пособия выглядит весьма конкретно – в виде суммы пособия, которое будет уменьшаться, если человек ничего не делает, чтобы найти работу: не учится, не посещает курсы, просто не ищет работу. Контролировать его в этом деле – задача местных органов власти – коммун.
Возможностей для проявления себя много. Если исходить из того, что личностное развитие связано с социальной активностью человека, его желанием быть в обществе, а не рядом с обществом, то для движения в социальную жизнь есть много вариантов жизненных стилей, каждый из которых может приносить и приносит человеку радость и удовлетворение от жизни.
Проблема может быть (и есть) в том, что человек не хочет меняться, по какой-то причине, т.к. ему это не нужно. Он экономически поддержан и довольствуется этим. Такое состояние иногда называют голландским синдромом – нежеланием изменять стиль своей жизни, например, искать работу, получая социальное пособие, и т.п. Этот синдром преодолевается социально-экономическими методами через местные органы власти.
Мы бы сказали, что экономическая и социальная ответственность человека за его стиль жизни не является только его личной задачей развития, она разделяется обществом и при необходимости человеку может быть оказана помощь. Это порождает особое чувство социального единения, которое присутствует в датском обществе (оно могло бы быть предметом отдельного рассмотрения).
Это, конечно, очень беглый очерк сложнейшего процесса, который мы все переживаем, мы бы связали его с изменением концепции человеческой жизни. В каком направлении идет изменение? Какие параметры изменяются быстрее и определяют изменение всей ее системы? В качестве гипотезы можно было бы предложить следующее. Современный мир постепенно меняет схему производства, а значит, концепции своего развития, что отражается в политических взглядах людей, несущих идеи образования, создающих его идеальную модель. Как меняет? Изменение в отношении к природным ресурсам – не только потребление, но и восстановление, отношение к человеку не как к потребителю, а как к постоянному клиенту, которого надо завоевать, а значит, заботиться о нем. Это новое содержание отношений (забота) – то, чего не было в прошлые века. В этом отчетливо проявляется вызов XXI в. к системе образования – забота о природе и человеке.
В датских системах обучения этот вызов видится как ориентация на природные возможности человека, создание условий для их выявления и развития. Так, датскому ребенку не свойственно скромно опускать глаза и говорить, чтобы его оценили другие. Чаще всего он сам четко знает, что хочет и что умеет делать хорошо. Ему в этом помогает и обучение (например, на уроках музыки младший школьник может попробовать игру на 12–15 музыкальных инструментах – в обычной сельской государственной школе).
Учитывая необъятность темы, подведем итог.
Образование. Его развитие определяется тем, что идеи политиков (т.е. конкретных людей в конкретное историческое время) о другом человеке корректируются действиями других конкретных людей этого же исторического времени через систему контроля общества. Например, политики принимают решение о закрытии маленькой школы по экономическим причинам, а родители учеников этой школы, получая государственную дотацию на каждого ученика, открывают ее снова уже как свободную школу, доплачивая за ее содержание, действуя при этом в рамках закона.
Обучение. С экономической стороны оно зависит от действий политиков, с содержательной – определяется отношениями людей, участвующих в процессе передачи информации. Этот процесс может быть персонифицирован или интерактивен, но в любом случае он несет в себе содержание концепции жизни, которое реализуется участниками обучения.
Личностное развитие как потребность внутренней динамики, как переживание значимости этой динамики – явление, которое становится остро значимым для современного человека, т. к. современное общество создает для этого условия, не выдвигая требований к необходимости, обязательности задач личностного развития. Их человеку надо формулировать и решать самому.
Послесловие. Во время подготовки этого материала в СМИ Дании активно обсуждалась ситуация, когда на мнение профессора-эксперта одного из университетов, противоречащее интересам правящей партии, политик отреагировала резко и очень негативно, обесценив знание, на которое опирался эксперт. Проблема зависимости или независимости эксперта (носителя образования и знания) от его политических взглядов и была предметом обсуждения.
По моему мнению, у каждого человека есть политические взгляды, т. к. у всех нас есть обобщенное представление о других людях, которое можно назвать концепцией другого человека. Кто он для вас, другой человек – друг, товарищ и брат или конкурент, партнер, клиент, сосед по планете? хотим мы или не хотим, но наше конкретное историческое время требует ответа на эти вопросы, как и ответа на вопрос о нас самих. В ответах и есть наша реакция на вызов XXI в.: «Быть или не быть планете, быть или не быть (предлагаем вписать свое имя)».
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2956
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1