Внутренний мир младшего школьника в контексте возрастно-ориентированного подхода в образовании

Аннотация

This article includes the description of the internal world as a subjective factor, provision of the age-oriented approach in teaching and education. This article represents the results of the empiric investigation info features of primary school pupil’s internal world.

Общая информация

Ключевые слова: внутренний мир, субъективность, младший школьный возраст, возрастно-ориентированный подход

Рубрика издания: Возрастно-ориентированный подход в образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Александрова Л.А. Внутренний мир младшего школьника в контексте возрастно-ориентированного подхода в образовании // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Реализация возрастно-ориентированного похода в образовании невозможна без знания об­щих закономерностей психического развития ребенка на разных этапах онтогенеза. Центральное место в этом знании должна занимать информация о специфике развития внутреннего мира, фик­сирующая содержательную сторону психического отражения человеком окружающей действи­тельности. Эффективность обучения и воспитания младшего школьника определяется совокупно­стью объективных и субъективных факторов, но в современной прикладной психологии образова­ния основной акцент ставится на объективные факторы, а роль субъективного фактора учитыва­ется не в полной мере, между тем научные данные свидетельствуют о его важной роли в детерми­нации развития ребенка.

Для операционализации субъективного фактора нам представляется перспективным исполь­зовать концепцию внутреннего мира, предложенную Д.А. Медведевым [2], в рамках которой дан­ный феномен рассматривается в качестве содержательного образования человеческой психики, от­ражающего специфику знания человеком себя, других людей, объектов и явлений окружающей дей­ствительности, передающего эмоциональное отношение к ним и определяющего особенности его поведения и деятельности. В данном подходе младший школьный возраст связан с когнитивным этапом развития внутреннего мира. Сущность его проявляется в фиксации во внутреннем мире знаний ребенка о себе, других людях и мире, переданных в системе вербальных категорий (понятий), которые определяют поведение личности на этом этапе онтогенеза, а главным механизмом развития внутренне­го мира выступает общепсихологический механизм интериоризации вербальных значений. Ведущую роль здесь играет структурно-содержательный блок, формирующийся на основе освоения ребенком на­учной картины мира и содержания определенной культуры. Доминирующее значение на данном этапе развития внутреннего мира имеет процесс воспитания, а его базовая цель состоит в усвоении ребенком общественных правил и моральных норм поведения (первичная социализация).

Проведенный нами анализ научной литературы показал, что целостная картина внутреннего мира младшего школьника в современной психологии развития не представлена. В связи с этим мы сочли не­обходимым провести эмпирическое исследование внутреннего мира детей младшего школьного возрас­та с применением психосемантических методов (семантический дифференциал Ч. Осгуда (СД)) [3], ре­зультатом которого станет системное знание о мировосприятии младшего школьника.

Исследование проводилось в течение 2010–2011 гг. на базе трех общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга. Общий объем выборки составил 255 человек: младшие школьники – 195 ис­пытуемых (96 мальчиков и 99 девочек); подростки – 60 испытуемых (29 мальчиков, 31 девочка).

Для определения особенностей внутреннего мира младшего школьника использовались мето­ды экспериментальной психосемантики, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, много­факторный личностный опросник Р. Кеттелла, методика исследования восприятия внутрисемейных отношений Рене жиля, методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. В иссле­довании применялись многомерные методы анализа данных (процедуры корреляционного и фак­торного анализа, а также t-критерий Стьюдента для независимых выборок и непараметрический критерий Манна-Уитни). Математическая обработка данных проводилась на основе современного пакета статистического анализа Statistica 6.0., Excel 7.0 для среды Windows.

Факторная структура внутреннего мира общей выборки испытуемых младшего школьно­го возраста состоит из трех факторов, дисперсия которых составляет 53%, что можно считать хо­рошим результатом. Фактор 1 (информативность 27%) образован переменными «я как школьник» («оценка» СД, 0,81), «жизнь» («оценка» СД, 0,71), «мой характер» («оценка» СД, 0,70), «учитель» («оценка» СД, 0,70) и «школа» («оценка» СД, 0,69). Его можно обозначить как фактор интеграль­ной сознательной эмоциональной оценки школьной жизни, доминирующее место в котором зани­мает эмоциональная оценка «образа Я», что может быть интерпретировано как значимость позиции учащегося во внутреннем мире младшего школьника. Фактор 2 (информативность 15%) образован переменными «я как школьник» («сила» СД, 0,82) и «мой характер» («сила» СД, 0,70). Он передает бессознательное значение «образа Я» у детей младшего школьного возраста. Соотнесение факто­ра 1 и фактора 2 показывает доминирующую роль позиции учащегося (синтез сознательной и бес­сознательной оценки) во внутреннем мире младшего школьника, что, в свою очередь, совпадает с представлениями Л.И. Божович о внутренней позиции учащегося как о ведущем личностном но­вообразовании данного возраста [1]. Фактор 3 (информативность 11%) образован переменными на положительном полюсе «исполнительность» (0,75) и на отрицательном полюсе «честность» (–0,75) и «чуткость» (–0,68). Фактор 3 отражает установку младших школьников на выполнение заданий «любой ценой», недостаточно учитывающую чувства окружающих, а также предусматривает воз­можность их обмана. Специфика данного фактора свидетельствует о недостаточном уровне нравст­венного развития младших школьников, что обусловливает особую актуальность соответствующе­го направления воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста.

Данные корреляционного анализа младших школьников выявили следующие взаимосвязи:

успеваемость связана с общей школьной тревожностью (показатель «обобщенный образ предметного мира»), внутренним миром (r= –0,37, p<0,05) и поведением (r= 0,42, p<0,05); данный факт позволяет предположить, что, снижая уровень школьной тревожности, можно повысить эф­фективность обучения и воспитания;

отношение к учителю («образ Другого») коррелирует с любознательностью (r= 0,72, p<0,05) и отгороженностью (r= – 0,46, p<0,05), которая, в свою очередь, связана с любознательностью (r= –0,47, p<0,05); выявленная связь позволяет предположить, что, повышая любознательность младших школьников, можно улучшить его отношение к учителю и снизить стремление к отгоро­женности;

общительность в группе детей связана с отношением к другу («образ Другого») (r= 0,43, p<0,05).

 

Применение метода «t-критерий Стьюдента» для независимых выборок для сравнения досто­верности разницы средних в показателях испытуемых младшего школьного и подросткового воз­раста показывает, что факторные структуры внутреннего мира достоверно различаются по всем важнейшим переменным, входящим в их состав (p < 0,05). Таким образом, можно считать доказан­ным, что на этапе младшего школьного возраста внутренний мир как содержательное образование психики обладает качественным своеобразием.

В заключении вышеизложенного представим следующие выводы.

1. Внутренний мир младшего школьника следует рассматривать в качестве содержательно­го образования детской психики, отражающего специфику знания ребенком себя («образ Я»), дру­гих людей («образ Другого»), объектов и явлений окружающей действительности («обобщенный образ предметного мира»), передающего эмоциональное отношение к ним и определяющего осо­бенности его поведения и деятельности.

2. Внутренний мир детей младшего школьного возраста обладает специфическими особен­ностями: а) доминирующая роль позиции учащегося (синтез сознательной и бессознательной оценки)

во внутреннем мире младшего школьника; б) ведущее место «образа Я» в структуре внутреннего мира детей; в) наличие установки к выполнению заданий «любой ценой», недостаточно учитывающей

чувства окружающих, а также предусматривающей возможность их обмана.

1.       Установлена связь, что общая школьная тревожность (показатель «обобщенного образа предметного мира») прямо связана с успеваемостью и косвенно – с поведением.

Особенности внутреннего мира младших школьников выступают субъективным фактором, определяющим эффективность возрастно-ориентированного обучения и воспитания.

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1995.
  2. Медведев Д.А. Онтогенез вербального отражения действительности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2006.
  3. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 2005.

Информация об авторах

Лада Анатольевна Александрова, кандидат психологических наук, ведущий аналитик Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), доцент факультета социальных наук Департамента психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3539-8058, e-mail: ladaleksandrova@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 4615
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 12

 Всего

За все время: 4615
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 12