Внутренний мир младшего школьника в контексте возрастно-ориентированного подхода в образовании
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: внутренний мир, субъективность, младший школьный возраст, возрастно-ориентированный подход
Рубрика издания: Возрастно-ориентированный подход в образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Александрова Л.А. Внутренний мир младшего школьника в контексте возрастно-ориентированного подхода в образовании // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Реализация возрастно-ориентированного похода в образовании невозможна без знания общих закономерностей психического развития ребенка на разных этапах онтогенеза. Центральное место в этом знании должна занимать информация о специфике развития внутреннего мира, фиксирующая содержательную сторону психического отражения человеком окружающей действительности. Эффективность обучения и воспитания младшего школьника определяется совокупностью объективных и субъективных факторов, но в современной прикладной психологии образования основной акцент ставится на объективные факторы, а роль субъективного фактора учитывается не в полной мере, между тем научные данные свидетельствуют о его важной роли в детерминации развития ребенка.
Для операционализации субъективного фактора нам представляется перспективным использовать концепцию внутреннего мира, предложенную Д.А. Медведевым [2], в рамках которой данный феномен рассматривается в качестве содержательного образования человеческой психики, отражающего специфику знания человеком себя, других людей, объектов и явлений окружающей действительности, передающего эмоциональное отношение к ним и определяющего особенности его поведения и деятельности. В данном подходе младший школьный возраст связан с когнитивным этапом развития внутреннего мира. Сущность его проявляется в фиксации во внутреннем мире знаний ребенка о себе, других людях и мире, переданных в системе вербальных категорий (понятий), которые определяют поведение личности на этом этапе онтогенеза, а главным механизмом развития внутреннего мира выступает общепсихологический механизм интериоризации вербальных значений. Ведущую роль здесь играет структурно-содержательный блок, формирующийся на основе освоения ребенком научной картины мира и содержания определенной культуры. Доминирующее значение на данном этапе развития внутреннего мира имеет процесс воспитания, а его базовая цель состоит в усвоении ребенком общественных правил и моральных норм поведения (первичная социализация).
Проведенный нами анализ научной литературы показал, что целостная картина внутреннего мира младшего школьника в современной психологии развития не представлена. В связи с этим мы сочли необходимым провести эмпирическое исследование внутреннего мира детей младшего школьного возраста с применением психосемантических методов (семантический дифференциал Ч. Осгуда (СД)) [3], результатом которого станет системное знание о мировосприятии младшего школьника.
Исследование проводилось в течение 2010–2011 гг. на базе трех общеобразовательных школ г. Санкт-Петербурга. Общий объем выборки составил 255 человек: младшие школьники – 195 испытуемых (96 мальчиков и 99 девочек); подростки – 60 испытуемых (29 мальчиков, 31 девочка).
Для определения особенностей внутреннего мира младшего школьника использовались методы экспериментальной психосемантики, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла, методика исследования восприятия внутрисемейных отношений Рене жиля, методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. В исследовании применялись многомерные методы анализа данных (процедуры корреляционного и факторного анализа, а также t-критерий Стьюдента для независимых выборок и непараметрический критерий Манна-Уитни). Математическая обработка данных проводилась на основе современного пакета статистического анализа Statistica 6.0., Excel 7.0 для среды Windows.
Факторная структура внутреннего мира общей выборки испытуемых младшего школьного возраста состоит из трех факторов, дисперсия которых составляет 53%, что можно считать хорошим результатом. Фактор 1 (информативность 27%) образован переменными «я как школьник» («оценка» СД, 0,81), «жизнь» («оценка» СД, 0,71), «мой характер» («оценка» СД, 0,70), «учитель» («оценка» СД, 0,70) и «школа» («оценка» СД, 0,69). Его можно обозначить как фактор интегральной сознательной эмоциональной оценки школьной жизни, доминирующее место в котором занимает эмоциональная оценка «образа Я», что может быть интерпретировано как значимость позиции учащегося во внутреннем мире младшего школьника. Фактор 2 (информативность 15%) образован переменными «я как школьник» («сила» СД, 0,82) и «мой характер» («сила» СД, 0,70). Он передает бессознательное значение «образа Я» у детей младшего школьного возраста. Соотнесение фактора 1 и фактора 2 показывает доминирующую роль позиции учащегося (синтез сознательной и бессознательной оценки) во внутреннем мире младшего школьника, что, в свою очередь, совпадает с представлениями Л.И. Божович о внутренней позиции учащегося как о ведущем личностном новообразовании данного возраста [1]. Фактор 3 (информативность 11%) образован переменными на положительном полюсе «исполнительность» (0,75) и на отрицательном полюсе «честность» (–0,75) и «чуткость» (–0,68). Фактор 3 отражает установку младших школьников на выполнение заданий «любой ценой», недостаточно учитывающую чувства окружающих, а также предусматривает возможность их обмана. Специфика данного фактора свидетельствует о недостаточном уровне нравственного развития младших школьников, что обусловливает особую актуальность соответствующего направления воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста.
Данные корреляционного анализа младших школьников выявили следующие взаимосвязи:
успеваемость связана с общей школьной тревожностью (показатель «обобщенный образ предметного мира»), внутренним миром (r= –0,37, p<0,05) и поведением (r= 0,42, p<0,05); данный факт позволяет предположить, что, снижая уровень школьной тревожности, можно повысить эффективность обучения и воспитания;
отношение к учителю («образ Другого») коррелирует с любознательностью (r= 0,72, p<0,05) и отгороженностью (r= – 0,46, p<0,05), которая, в свою очередь, связана с любознательностью (r= –0,47, p<0,05); выявленная связь позволяет предположить, что, повышая любознательность младших школьников, можно улучшить его отношение к учителю и снизить стремление к отгороженности;
общительность в группе детей связана с отношением к другу («образ Другого») (r= 0,43, p<0,05).
Применение метода «t-критерий Стьюдента» для независимых выборок для сравнения достоверности разницы средних в показателях испытуемых младшего школьного и подросткового возраста показывает, что факторные структуры внутреннего мира достоверно различаются по всем важнейшим переменным, входящим в их состав (p < 0,05). Таким образом, можно считать доказанным, что на этапе младшего школьного возраста внутренний мир как содержательное образование психики обладает качественным своеобразием.
В заключении вышеизложенного представим следующие выводы.
1. Внутренний мир младшего школьника следует рассматривать в качестве содержательного образования детской психики, отражающего специфику знания ребенком себя («образ Я»), других людей («образ Другого»), объектов и явлений окружающей действительности («обобщенный образ предметного мира»), передающего эмоциональное отношение к ним и определяющего особенности его поведения и деятельности.
2. Внутренний мир детей младшего школьного возраста обладает специфическими особенностями: а) доминирующая роль позиции учащегося (синтез сознательной и бессознательной оценки)
во внутреннем мире младшего школьника; б) ведущее место «образа Я» в структуре внутреннего мира детей; в) наличие установки к выполнению заданий «любой ценой», недостаточно учитывающей
чувства окружающих, а также предусматривающей возможность их обмана.
1. Установлена связь, что общая школьная тревожность (показатель «обобщенного образа предметного мира») прямо связана с успеваемостью и косвенно – с поведением.
Особенности внутреннего мира младших школьников выступают субъективным фактором, определяющим эффективность возрастно-ориентированного обучения и воспитания.
Литература
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1995.
- Медведев Д.А. Онтогенез вербального отражения действительности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2006.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 2005.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4401
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6