Учебный проект как форма работы педагога-психолога с подростками
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: метод учебного проекта, психолого-педагогическое сопровождение, возрастные задачи развития, профессиональное самоопределение
Рубрика издания: Возрастно-ориентированный подход в образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Люсова О.В. Учебный проект как форма работы педагога-психолога с подростками // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств, в том числе и в содержании психологического сопровождения.
Психологическое сопровождение рассматривается (И.Г. Дубов, Е.С. Кузьмина, Н.Н. Нечаев, Л.А. Петровская, Р.В. Овчарова) как длительный процесс, осуществляемый на всех этапах личностного и профессионального развития учащихся и студентов. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Проанализировав подходы к пониманию проекта и проектирования в современной педагогике и психологии и основываясь на понимании проекта Дж. Ван Гига, В.М. Шепеля, ж.Т. Тощенко, И.А. Колесниковой, В.Е. Радионова, мы в исследовании под проектом понимаем результат проектировочной деятельности и форму организации совместной деятельности людей. Проектирование – тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, образа будущего предполагаемого явления.
Основываясь на технологии метода учебного проекта, разработанной Е.С. Полатом, И.А. Колесниковой, вслед за ними мы определяем его как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; как совокупность приемов, действий учащихся в определенной последовательности для достижения поставленной задачи, решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. По мнению К.Н. Поливановой, учебный проект приводит к изменению субъекта проектирования (а именно к формированию таких личностных качеств, как социальная активность, рефлексия, воля), а также к повышению уровня развития воображения и мышления, что делает его востребованным педагогами, работающими с подростками, поскольку именно в этом возрасте названные качества наиболее интенсивно развиваются.
Исследование было проведено на базе МОУ СОШ № 24 г. Волжского, в эксперименте участвовали две группы подростков (экспериментальная и контрольная), в каждой группе по 10 человек в возрасте от 14 до 15 лет.
На первом этапе исследования проводилось диагностическое исследование, направленное на выявление уровня сформированности профессионального самоопределения у подростков, уровня развития рефлексивности, самостоятельности, воли, социальной активности и проектного мышления. Для решения поставленных задач применялись следующие психодиагностические методики: карта-опросник «Моя готовность к профессиональному самоопределению» (Т.В. Черникова); для диагностики способности к целеполаганию и уровня самоорганизованности как косвенных показателей развития самостоятельности и воли, ответственности – опросник А.Д. Ишкова «Диагностика особенностей самоорганизации-39» (ДОС-39); для оценки уровня рефлексивности – методика «Диагностика уровня самооценки» (С.А. Будасси), позволяющая выявить соотношение «Я-реального» и «Я-идеального»; показатели социальной активности были оценены с помощью методики А.П.Чернявской «Готовность к профессиональному выбору».
Описывая портрет современного подростка на пороге профессионального самоопределения в условиях профильной подготовки, можно сказать, что только половина современных обучающихся 9-х классов обладают самостоятельностью, адекватной самооценкой и достаточным уровнем развития волевых качеств, социальной активностью и проектным мышлением – около 35%, готовностью к профессиональному самоопределению – лишь 35% подростков. Полученные результаты приводят к выводу о необходимости внедрения современных методов проективной деятельности в психолого-педагогическом сопровождении.
На формирующем этапе нашего исследования мы предложили подросткам из экспериментальной группы выполнить творческий проект «Мой выбор», основная цель которого – помочь понять себя, свои особенности, цели в жизни и на основе этого подойти к определению выбора профессии.
На контрольно-оценочном этапе исследования повторно провели психодиагностику по методикам первого этапа.
Карта-схема «Готовность к профессиональному самоопределению» показала следующие изменения в уровнях профессионального самоопределения: трое учеников повысили свой уровень (2 – со среднего на высокий, 1 – с низкого на средний). В уровне рефлексивности (методика С.А. Будасси) также произошли изменения: теперь 5 подростков имеют адекватную самооценку по сравнению с 4 на констатирующем этапе. Применение методики «Готовность к выбору профессии» (А.П. Чернявская) показало, что проявление социальной активности также претерпело изменение: теперь уже 45% подростков обладают этим качеством.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что в решении задач развития подростков метод учебных проектов ориентирован на формирование ряда личностных качеств (самостоятельность, воля, рефлексивность, социальная активность, проектное мышление, готовность к профессиональному самоопределению), в целом подтвердилась.
Литература
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
- Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И.А. Колесниковой. М. : Изд. центр «Академия», 2005.
- Полат Е.С. Метод проектов. URl: http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. : Воронеж, 1996.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2008.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3021
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3