Учебный проект как форма работы педагога-психолога с подростками

Аннотация

The method of the student's project isn't often used by teachers-psychologists though its possibilities are wide, especially at work with teenagers at support of the solution of the age problems, for example, professional self-determination.

Общая информация

Ключевые слова: метод учебного проекта, психолого-педагогическое сопровождение, возрастные задачи развития, профессиональное самоопределение

Рубрика издания: Возрастно-ориентированный подход в образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Люсова О.В. Учебный проект как форма работы педагога-психолога с подростками // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и дру­гих сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, тех­нологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых уста­новок и педагогических средств, в том числе и в содержании психологического сопровождения.

Психологическое сопровождение рассматривается (И.Г. Дубов, Е.С. Кузьмина, Н.Н. Неча­ев, Л.А. Петровская, Р.В. Овчарова) как длительный процесс, осуществляемый на всех этапах лич­ностного и профессионального развития учащихся и студентов. Этим обусловлено введение в об­разовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Проанализировав подходы к пониманию проекта и проектирования в современной педаго­гике и психологии и основываясь на понимании проекта Дж. Ван Гига, В.М. Шепеля, ж.Т. Тощен­ко, И.А. Колесниковой, В.Е. Радионова, мы в исследовании под проектом понимаем результат про­ектировочной деятельности и форму организации совместной деятельности людей. Проектирова­ние – тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, образа будуще­го предполагаемого явления.

Основываясь на технологии метода учебного проекта, разработанной Е.С. Полатом, И.А. Ко­лесниковой, вслед за ними мы определяем его как способ достижения дидактической цели через де­тальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, ося­заемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; как совокупность при­емов, действий учащихся в определенной последовательности для достижения поставленной за­дачи, решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечно­го продукта. По мнению К.Н. Поливановой, учебный проект приводит к изменению субъекта про­ектирования (а именно к формированию таких личностных качеств, как социальная активность, рефлексия, воля), а также к повышению уровня развития воображения и мышления, что делает его востребованным педагогами, работающими с подростками, поскольку именно в этом возрасте на­званные качества наиболее интенсивно развиваются.

Исследование было проведено на базе МОУ СОШ № 24 г. Волжского, в эксперименте участ­вовали две группы подростков (экспериментальная и контрольная), в каждой группе по 10 чело­век в возрасте от 14 до 15 лет.

На первом этапе исследования проводилось диагностическое исследование, направлен­ное на выявление уровня сформированности профессионального самоопределения у подростков, уровня развития рефлексивности, самостоятельности, воли, социальной активности и проектно­го мышления. Для решения поставленных задач применялись следующие психодиагностические методики: карта-опросник «Моя готовность к профессиональному самоопределению» (Т.В. Чер­никова); для диагностики способности к целеполаганию и уровня самоорганизованности как кос­венных показателей развития самостоятельности и воли, ответственности – опросник А.Д. Ишко­ва «Диагностика особенностей самоорганизации-39» (ДОС-39); для оценки уровня рефлексивно­сти – методика «Диагностика уровня самооценки» (С.А. Будасси), позволяющая выявить соотно­шение «Я-реального» и «Я-идеального»; показатели социальной активности были оценены с по­мощью методики А.П.Чернявской «Готовность к профессиональному выбору».

Описывая портрет современного подростка на пороге профессионального самоопределе­ния в условиях профильной подготовки, можно сказать, что только половина современных обуча­ющихся 9-х классов обладают самостоятельностью, адекватной самооценкой и достаточным уров­нем развития волевых качеств, социальной активностью и проектным мышлением – около 35%, го­товностью к профессиональному самоопределению – лишь 35% подростков. Полученные резуль­таты приводят к выводу о необходимости внедрения современных методов проективной деятель­ности в психолого-педагогическом сопровождении.

На формирующем этапе нашего исследования мы предложили подросткам из эксперименталь­ной группы выполнить творческий проект «Мой выбор», основная цель которого – помочь понять себя, свои особенности, цели в жизни и на основе этого подойти к определению выбора профессии.

На контрольно-оценочном этапе исследования повторно провели психодиагностику по ме­тодикам первого этапа.

Карта-схема «Готовность к профессиональному самоопределению» показала следующие изменения в уровнях профессионального самоопределения: трое учеников повысили свой уро­вень (2 – со среднего на высокий, 1 – с низкого на средний). В уровне рефлексивности (методика С.А. Будасси) также произошли изменения: теперь 5 подростков имеют адекватную самооценку по сравнению с 4 на констатирующем этапе. Применение методики «Готовность к выбору профес­сии» (А.П. Чернявская) показало, что проявление социальной активности также претерпело изме­нение: теперь уже 45% подростков обладают этим качеством.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что в решении задач развития подростков ме­тод учебных проектов ориентирован на формирование ряда личностных качеств (самостоятель­ность, воля, рефлексивность, социальная активность, проектное мышление, готовность к профес­сиональному самоопределению), в целом подтвердилась.

Литература

  1. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
  2. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И.А. Колесниковой. М. : Изд. центр «Академия», 2005.
  3. Полат Е.С. Метод проектов. URl: http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm.
  4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. : Воронеж, 1996.
  5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2008.

Информация об авторах

Люсова Оксана Валерьевна, зав.каф.психологии, доцент кафедры психологии, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжский институт экономики, педагогики и права», e-mail: oxy180171@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3001
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 1