Субкультура ролевого движения: возможности субъектного решения возрастной задачи
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: субкультура ролевого движения, возрастная задача, мораторий, свобода, автономия, отчуждение, потребность в смысле
Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Макулова А.Р. Субкультура ролевого движения: возможности субъектного решения возрастной задачи // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Противопоставление нормативной социализации и субъективной индивидуализации как альтернативных путей взросления – это не только дилемма парадигмально-теоретического характера. Современная реальность все больше демонстрирует неадаптивные пути взросления. Варианты индивидуальной и групповой активности молодежи далеко не всегда исходят из идеи следования культурному канону и социальной норме. Множественность «миров» как наследие постмодернизма часто делает проблематичным сам образ взрослости и зрелости современного человека. В отечественной психологии культурно-исторического направления это обсуждается как проблема взаимодействия идеальной и реальной форм сознания (понятия, введенные Л.С. Выготским [2]) и как состояние кризиса детства, основной симптом которого – неявленность идеальной формы взрослости (Б.Д. Эльконин, А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков [1, с. 6]). Образ взрослости либо не прочитывается представителями нового поколения, либо представляется им не привлекательным.
В западной психологии, прежде всего американской, наибольшее распространение получила феноменологическая ориентация, по которой периодизация развития строится на основе представлений о жизненных задачах. Несомненная заслуга в развитии этих представлений на психоаналитической основе принадлежит Э. Эриксону [7]. Модель Э. Эриксона исходно предполагает как социально одобряемые, так и не одобряемые социальными нормами и ожиданиями варианты взросления. Индивидуально-психологический (индивидуальный выбор) и социально-психологический (социальные ожидания) контексты эго-идентичности, включая систему оценок, ценностей и смыслов, а также содержания ожиданий и притязаний, могут быть различными, вплоть до противоположности. Разрешение этих противоречий возраста предполагает особым образом организованный хронотоп жизни. Такой хронотоп в теории Э. Эриксона определяется понятием психосоциального моратория – общественно санкционированной отсрочки перед интеграцией во взрослую жизнь. Им обозначается кризисный период между детством и взрослостью, в течение которого в психологии человека происходят сложные, многомерные процессы обретения взрослой идентичности и нового интегрированного отношения к миру и к себе.
Приступая к собственному исследованию, мы предполагали выяснить, дает ли психосоциальный мораторий в интересующей нас форме – в форме субкультуры ролевого движения (РД) – достаточно средств для экспериментирования с паттернами идентичности и для последующего их интегрирования в целостную индивидуальность. При этом мы понимали, что субкультура, в частности субкультура РД, сама по себе не гарантирует опосредствований, необходимых и достаточных для обретения человеком самости, идентичности, индивидуальности. Как и любая другая форма социальности, она иронична, т.е. может как открывать, так и закрывать возможности развития. В последнем случае могут проявиться и реально проявляются симптомы ухода (эскапизма), стагнации, инфантилизма. Эти симптомы распространенного невроза, характерного для современного человека европейско-американской цивилизации, обстоятельно рассмотрены Э. Фроммом [5]. Он заметил, что значительная степень автономии и свободы выбора, которыми располагают люди, живущие в современном западном обществе, достигнуты ценой утраты чувства безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Э. Фромма, перед сегодняшними молодыми людьми стоит болезненная дилемма: невиданная ранее свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений требует компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности. Как отмечает Э. Фромм, люди готовы бороться за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Субкультура, несомненно, может обеспечить молодым людям чувство общности, но предлагает для этого особые условия, содержащие двойственность отношений. С одной стороны, ограничивая от современной цивилизации с ее жесткими каждодневными требованиями и вызовами, она может обеспечить мораторий, в границах которого становится возможным ролевое экспериментирование и своего рода рефлексивная пауза – возможность разобраться с собой. С другой стороны, она может уводить от так называемой нормативной социализации (когда «все как у людей»), принятия тех социальных ролей, которые декларируются «взрослым» сообществом в качестве ожидаемых и нормативных. Игра на «запасном поле» субкультуры может непротиворечиво сочетаться с исполнением «всамделишных» социальных ролей, а может приводить к компенсаторным формам поведения, своего рода акцентуациям. Как и любая другая знаково-символическая, ритуализированная, мифологическая форма, она может быть различным образом воспринята и использована человеком: либо она становится средством-посредником, медиатором, и «сквозь» нее видны расширенные перспективы построения себя и своей жизни, либо непосредственным и основным предметом подражания и воспроизведения, определяя вычурный, но, по сути, вещный способ самоограничения.
Таким образом, предмет нашего исследования – субкультура РД – предстает как психологически неоднозначная форма моратория для решения задачи обретения личностных смыслов и ценностей людьми юношеского возраста и возраста первой взрослости. В границах такого моратория могут быть построены формы опосредствования, обеспечивающие ролевое экспериментирование с последующей интеграцией в целостную эго-идентичность. Или же, напротив, могут быть примерены и приняты частичные внешне атрибутивные идентификации, фиксирующие лишь вычурный способ самопрезентации, но не определяющие глубокие личностные смыслы. В исследовании приняли участие как «ветераны» РД, так и относительно молодые адепты движения. Проект исследования и его результаты вошли в монографию А.М. Медведева [3], под руководством которого проводилась эта работа.
Основной итог исследования: в контексте вариативности социализации и многомерности возрастной задачи субкультура может рассматриваться как один из вариантов психосоциального моратория. «Застревание» на стадии моратория, конечно же, не способствует достижению статуса зрелой идентичности (по Дж. Марсиа). Но такое же «застревание» можно наблюдать и при других, привычных формах социализации, приводящих к формированию «случайных индивидов» (К. Маркс), «людей-предметов» (К. Обуховский), поэтому субкультура может рассматриваться как шанс построения «космической потребности в смысле» (К. Обуховский [4]), а то, как этот шанс будет использован, – личное дело каждого ее представителя.
Литература
- Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б. Эльконина // Вопр. психологии. 1988. № 3. С. 20–29.
- Выготский Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений: в 6 т. М., 1984. Т. 4.
- Медведев А.М. Ценностно-смысловые ориентации представителей субкультуры ролевого движения : моногр. Волгоград : Изд-во ФГОУ ВПО «ВАГС», 2010.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2004.
- Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопр. психологии. 1992. № 3. С. 7–13.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3151
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0