Влияние фактора внутренней / внешней референтности на оценку значимости и достоверности медиаинформации
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: внутренняя референтность, внешняя референтность, социальное познание, значимые отношения, медиапродукция, медиапотребление, когнитивные оценки
Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Малюченко Г.Н., Долгов Ю.Н. Влияние фактора внутренней / внешней референтности на оценку значимости и достоверности медиаинформации // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Как известно, понятие «референтность» впервые было использовано американским психологом Г. хайменом, установившим устойчивую связь между суждениями людей о себе и теми социальными группами, с которыми они себя идентифицируют, а также соотносят свои взгляды и мнения. Однако за последние три десятилетия трактовка данного понятия в социальной психологии значительно расширилась. К настоящему времени с термином «референтность», как правило, связывается целый ряд достаточно распространенных феноменов, возникающих всякий раз, когда кто-либо в своей деятельности сознательно или неосознанно ориентируется на мнения, цели и ценности отдельных лиц и/или социальных групп.
Во всех известных трактовках понятия «референтность» можно усмотреть «отношения значимости» и, как следствие, явной избирательности, возникающей при определении (оценивании) субъектом тех или иных мнений, позиций, идеалов. При этом функцию референтного объекта может выполнять даже не существующая в реальности персона, например, исторический, литературный, мифический или вымышленный герой.
Следует отметить, что личностный рост и накопление социального опыта могут приводить к существенным изменениям в личностном восприятии объектов референтных отношений, поэтому нередко, изучая динамику становления личности, можно наблюдать постепенную замену одних референтных групп или лиц на другие. При всей динамичности личностных трансформаций в сознании большинства индивидов (вне зависимости от их этнической принадлежности, образовательного статуса и экономического положения) всегда имеет место упомянутое выше «отношение референтности» к тем или иным группам и лицам. Необязательно также реальное членство человека в тех группах, с которыми он себя соотносит и которые являются для него референтными.
Анализ современных научных представлений о референтности показывает, что в большинстве наблюдаемых и описываемых случаев исследователи, по сути, говорят о регуляторном психологическом механизме, позволяющем личности выстраивать приоритеты и стратегии социальной самореализации. При этом референтность как некое устойчивое качество не является чем-то объективным, т. к. заключается в приписывании определенных характеристик персоне или группе. Другими словами, это целиком и полностью продукт субъективного восприятия. Таким образом, свидетельствуя о низкой или высокой референтности кого-либо, мы отражаем меру его субъективной значимости в восприятии другого лица.
Однако существуют и такие варианты личностного развития, при которых референтное отношение субъекта может замыкаться частично или преимущественно на его собственном Я. В некоторых психологических концепциях и направлениях для таких случаев используются термины «внутренняя ориентация» или «внутренняя референтность» [3]. В ракурсе данного исследования внутренняя референтность представляет для нас интерес как фактор, оказывающий влияние на социальное познание личности в целом и ее восприятие современной медиапродукции в частности. Следует отметить, что предпосылки возникновения внутренней референтности к настоящему времени исследованы недостаточно. Как показал анализ работ Э. Эриксона, автора эпигенетической концепции личностного развития [4], и ряда его последователей [2], факторы, предрасполагающие к развитию «внутренней референтности», следует искать как в индивидуальных задатках, так и в психобиографическом опыте, определяющем динамику социального становления личности. Иначе говоря, данные факторы могут происходить из достаточно широкого контекста: от потери доверия личности к окружающим (при раннем травматическом опыте) до идеализированного представления человека о самом себе, основанного на реальных или мнимых преимуществах. Во многих случаях внутренняя референтность как качество личности может быть проявлена в достаточно узкой сфере, например, в профессиональной, коммуникативной или игровой деятельности.
Как показал анализ данных исследования, осуществляемого нами при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 10-06-00211а, среди молодого поколения медиапотребителей внутренняя референтность проявляется достаточно редко. Как правило, она более выражена у незначительной части молодых людей (20±5% в различных выборках), имеющих высокую устойчивость по отношению к ситуациям неопределенности. Эти молодые люди также отличаются более выраженной направленностью на профессиональный успех и личностное развитие. Их поведение детерминируется преимущественно внутренними мотивами, связанными с потребностью в достижении высокого социального статуса. Они способны решительно действовать в ситуациях оправданного риска, демонстрируют низкие показатели внушаемости и высокий уровень самостоятельности во многих сферах социальной практики. Таким образом, внутренняя референтность, проявляемая ими при оценке разного рода медийных продуктов (художественных фильмов, рекламных роликов, музыкальных клипов), является одной из составляющих их общей жизненной позиции и стратегии достижения лидерства.
Следует отметить, что специфика проявления внутренней референтности заключается в том, что процесс оценки личностью неких значимых для нее объектов или явлений реализуется посредством ее обращения к осознаваемым или неосознанным эталонам, идеалам, образцам. Иными словами, решающее значение в этом процессе имеет доступ к субъективно проявленным источникам внутренней мудрости, духовно-психическим ресурсам.
Влияние такого фактора, как доминирование внутренней / внешней референтности, с неизбежностью проявляется при формировании и развитии индивидуальной культуры потребления медиаинформации. Медиапотребление как значимый компонент социального познания современного человека – динамический процесс, в котором можно обнаружить сложное сплетение эмоциональночувственных переживаний, избирательной когнитивной активности и широкой практической деятельности. Процесс повседневного потребления медиаинформации регулируется и направляется под влиянием целого ряда когнитивных и поведенческих метапрограмм. Одни из них более значимы, другие – менее. К настоящему времени описан целый ряд взаимосвязанных метапрограмм, опосредованно влияющих на процесс сбора и оценки самой различной информации, медиапродукции, циркулирующей в глобальном медиапространстве.
В идеале наше познание социальной реальности должно опираться одновременно на два варианта данных метапрограмм: мы должны стремиться продуктивно соединять поток информации из внешних источников с информацией, продуцируемой в ходе творческой деятельности, рефлексии, осмысления и переосмысления получаемого личного опыта. Однако в реальности большинство из нас хорошо делает что-то одно: либо сканирование и обобщение информации, либо творческую переработку ограниченного объема информации в новые идеи и знания. Каким образом такого рода «однобокие» стратегии находят выражение в процессе сбора и анализа медиаинформации? И каковы при этом сознательно или неосознанно применяемые критерии ее оценки? Рассмотрим более подробно соответствующие психологические характеристики указанных стратегий.
1. При доминировании внешней референтности оценка значимости, достоверности информации производится на основе оценки ее соответствия внешним референтам, т. е. для подтверждения значимости информации человек опирается на следующую систему внешних критериев:
- расположение, статус сообщения в медийном пространстве (например, осознанно или бессознательно учитывается то, кто является источником сообщения, эфирное время, отведенное для этой информации, и т.д.);
- фактологическая обоснованность, научная доказанность информации;
- мнение авторитетных лиц (признанных экспертов, специалистов и т.д.);
- количество людей, доверяющих этой информации (медиапродукции) или подтверждающих ее значимость, ценность.
Для людей с высоким уровнем внешней референтности характерно восприятие мира, ориентированное на социальный контекст, т.е. на общественное мнение, внешний антураж, расстановку сообщений в медийном поле. Многие молодые люди в силу отсутствия у них богатого жизненного опыта и, как следствие, внутренних критериев оценки сообщения вынужденно ориентируются на внешний контекст, мнение большинства. Однако необходимо помнить, что при такой стратегии возможны перцептивные и когнитивные ловушки, установленные в ходе экспериментов С. Аша. Как доказал С. Аш, многие люди склонны конформно подстраиваться под мнение большинства, даже если оно полностью противоречит их собственному сенсорному, жизненному опыту. Не случайно современные СМИ в целях повышения значимости сообщения (медиафакта) специально организуют его встраивание в так называемый «мейнстрим» – доминирующее общественное мнение. Например, для его обсуждения собирается научная конференция, даются эксклюзивные интервью и звучат официальные заявления авторитетных лиц.
2. При доминировании внутренней референтности оценка значимости, ценности, достоверности информации основывается на степени соответствия внутренним критериям, к которым можно отнести следующие:
- субъективная оценка смысла и значимости информации (новых сведений, сообщений) посредством ее соотнесения с тем, что ранее было известно реципиенту или ранее осмыслено им;
- анализ субъективных (пусть даже необъяснимых рационально) ощущений, чувств, эмоций, которые вызывает оцениваемое сообщение;
- анализ степени соответствия новой информации общим представлениям реципиента о мироустройстве, существующих социальных отношениях;
- опора на интуитивную оценку достоверности или ложности получаемых сообщений (медиафактов).
Следует отметить, что внутренняя референтность в соединении с гибкостью мышления и высокой образованностью может выступать как весьма ценное личностное свойство в тех случаях, когда в общественном сознании и, как следствие, в медиапространстве нет четких критериев для оценки какого-либо явления, факта, сообщения. Однако в своем предельном выражении, а также во многих ситуациях социального и личностного взросления она может препятствовать внутригрупповой адаптации и профессиональной самореализации. Вероятно, по этой причине многие достаточно успешные бизнесмены, имеющие высокий уровень внутренней референтности, отнюдь не стремятся распространять приоритетность субъективного оценивания на все внешние явления и все сферы управленческой деятельности. Более того, они намеренно привлекают разного рода экспертов, опытных профессионалов для получения более объективной оценки тех или иных явлений, текстов и источников информации, даже если последнее слово остается за ними.
Одной из наиболее трудно разрешимых проблем развития осознанного медиапотребления является тот факт, что при запредельно больших объемах потребления информации наша внутренняя рефлексивная, аналитическая активность снижается до минимума, что делает нас более пассивными и механистичными в восприятии информации, недостаточно критичными в ее оценках. Если же мы жестко ограничиваем объем потребляемой информации и количество ее источников, то рискуем принять решение, основанное на неполных данных, например, сделать скороспелое, преждевременное обобщение относительно той или иной проблемы и способов ее решения.
Развитие культуры потребления информации предполагает умение находить оптимальное соотношение между необходимым объемом требуемой информации, ее качеством и достаточным количеством рассмотренных источников для принятия взвешенного решения. В данном случае вступает в силу широко известный принцип Парето: 20% из всех имеющихся источников по той или иной тематике несут 80% требуемой информации. Остается только правильно отобрать эти 20%, что опять же требует определенных умений оценки медиасреды в целом и навыков работы с медиатекстами. В противном случае на отбор этих 20% источников могут быть потрачены все те же 80%, а то и все 100% имеющегося времени. А это значит, что резко сокращается количество времени на критическое осмысление и творческую переработку полученного материала.
Высокая значимость фактора внутренней / внешней референтности для развития культуры потребления информации на практике заключается в следующем: в тех случаях, когда в самом обществе, медийном поле отсутствуют четкие критерии для определения ценности тех или иных сведений (или индекса достоверности сообщений), многие медиапотребители стремятся поскорее и зачастую механически определиться с их оценкой. В силу дефицита свободного времени и жизненного опыта они либо автоматически оценивают все сведения на основе сугубо внутренних критериев, либо слепо доверяют авторитетным мнениям. В итоге и в первом и во втором случае их ждут ошибки, разочарования и даже отчаяние. Иными словами, им не хватает навыков гибкого применения стратегий оценки достоверности и значимости медиаинформации. Во многих случаях внутренняя / внешняя референтность должна проявляться избирательно, т. е. при оценивании определенного круга явлений, социальных объектов.
Таким образом, задачей специалистов-практиков в области медиапсихологии является обучение медиапотребителей умениям и навыкам гармоничного соединения всех рассмотренных преимуществ внешней и внутренней референтности для получения предельно выверенной оценки любого рода жизненно значимой медиаинформации.
Литература
- Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. харьков : Изд-во гуманит. ун-та, 2007.
- Marcia J.E. Development and Validation of ego-identity status // Journal of Personality and Social Psychology. 1980. № 3. P. 551–558.
- Холл М., Боденхамер Б. 51 метапрограмма НЛП. Прогнозирование поведения, «чтение мыслей, понимание мотивов. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. М. :Флинта, 2006.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4706
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4