Становление и развитие самообразовательной деятельности студента-заочника в практике высшего образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, студент-заочник, позиция педагога
Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Михайлова Н.С. Становление и развитие самообразовательной деятельности студента-заочника в практике высшего образования // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Становление субъектности в профессиональном образовании, на наш взгляд, связано с развитием самообразовательной деятельности студента (далее – СОД). Система образования призвана инициировать механизмы саморазвития человека. Вместе с тем анализ современной литературы отражает актуальность реализации данного процесса в практике. Особенно остро проблема стоит в заочном образовании. Практика показывает, что большинство студентов-заочников не только не готовы к саморазвитию, но не способны даже к эффективному выполнению самостоятельной работы. Результаты проведенного констатирующего эксперимента (выборка – 407 респондентов) позволили зафиксировать противоречие между наличием у студента-заочника потребностей в СОД и отсутствием знаний, умений, навыков, способностей, необходимых для ее эффективного осуществления. Постоянно осуществляет СОД незначительная часть респондентов (11%), однако даже в данной группе превалирует наличие общей, неконкретизированной цели (80%); неспособность или частичная способность самостоятельно определять и корректировать нормы своей деятельности (цели, ценности, основания, задачи, стратегический и тактический планы, программы и т.д.); низкий уровень владения способами мышления и деятельности (более чем у 60%). Различными приемами работы с текстами (по самооценке заочников) в полной мере владеют только 11,8% респондентов; 62,25% – слабо владеют; 20,14% – знают о существовании различных методов и приемов работы с текстами, но не всеми владеют в полной мере; 6,6% – не знают методы и приемы работы с текстом. В группе респондентов, время от времени осуществляющих СОД, показатели еще ниже: например, общий, неконкретный характер цель имеет уже у 94,7% респондентов. Среди основных препятствий осуществления СОД опрошенные выделили отсутствие свободного времени, при этом 20% считают планирование вообще пустой тратой времени, 58% пытались создать личный ежедневник, но делали это нерегулярно. Можно говорить о недооценке респондентами механизмов самоорганизации и самоуправления, распространенности позиции неэффективного исполнителя, стихийности в деятельности, в том числе в СОД.
Образовательный процесс студентов-заочников, основная часть которого проходит вне стен вуза, сложен и не может быть однозначно определен, он, скорее, вероятностен. Невозможно организовать самостоятельную работу и самообразование каждого студента-заочника. При этом существует принципиальная возможность организации в вузе учебного процесса, запускающего механизмы самообразования и саморазвития человека посредством педагогических условий СОД студента-заочника.
В научной литературе существуют различные представления о феномене СОД, что объяснимо как различными методологическими основаниями исследований, так и множественностью ее функций. Ключевыми в становлении теории самообразования выступили 1974–1978 гг. Именно в это время в разных регионах СССР группами исследователей был создан ряд теоретических работ по самообразованию и СОД [1; 5; 7]. Так, А.К. Громцева, опираясь на труды М.Н. Скаткина и др., обозначила проблему выделения самообразования в отдельную категорию науки: «Для того, чтобы решить задачу формирования потребности в самообразовании и готовности его производить, нужна общая теория самообразования как своеобразного вида человеческого учения» [1, c. 75]; Б.Ф. Райский впервые сформулировал гипотезы закономерностей самообразования [7, с. 13–15] и т.д. Начиная с данного периода вопросы организации самообразования стали рассматриваться во взаимосвязи с модельными представлениями исследователя о СОД субъекта, отдельно было выделено самообразование студентов (Н.Д. хмель, Н.Д. Иванова и др.). В качестве определяющих работ по проблеме организации СОД студентов можно выделить исследования Г.Н. Серикова [6], П.И. Пидкасистого [4], В.А. Корвякова [2] и др.
Анализ современной литературы позволяет выявить различные позиции исследователей в понимании СОД, которые можно систематизировать по следующим критериям: 1) отношение к образованию: а) самообразование есть результат полученного образования (А. Дистервег); б) самообразование – внутренняя сущность всякого образования (П. Каптерев); 2) отношение к самостоятельной работе: а) понятия «СОД» и «самостоятельная работа» синонимичны, взаимозаменяемы; б) понятия «СОД» и «самостоятельная работа» – принципиально различные понятия; 3) отношение к воспитанию: а) СОД есть результат и цель воспитания, составная часть самовоспитания; б) СОД включает в себя процессы самовоспитания; 4) отношение к учению и бытию: а) СОД ограничена процессами познания и обучения (познавательная деятельность); б) СОД – бытийная категория; 5) отношение к управлению и контролю: а) СОД может быть управляема и контролируема извне, причем наличие такого контроля и управления повышает ее эффективность; б) СОД, в отличие от самостоятельной работы, основана на «само»-процессах (самоуправление, самоорганизация, самоконтроль, самооценка и т.д.); ее эффективность не зависит от наличия внешнего контроля; 6) отношение ко времени: а) СОД – самостоятельная познавательная деятельность в свободное от работы и учебы время; б) СОД – непрерывная деятельность, объединяющая все жизненные «само»процессы, неотделимая от времени сознательной жизни человека; 7) отношение понятий «самообразование» и «СОД»: а) понятия «самообразование» и «СОД» полностью синонимичны; б) существует различие в использовании данных понятий: понятие «самообразование» в большей степени отражает процесс, понятие «СОД» акцентирует внимание на значении субъекта деятельности.
Нам близки позиции авторов, рассматривающих СОД в контексте «построения», «достраивания» своего образа, саморазвития человека. СОД понимается нами как вид деятельности, целью и содержанием которой является целенаправленное и целесообразное самоизменение субъекта, концептуально и нормативно определенное им самим, самостоятельно реализуемое на основе рефлексивных механизмов. Структура СОД студента-заочника включает взаимосвязанные компоненты (потребностно-мотивационный, концептуальный, организационно-деятельностный, рефлексивный) и уровни (исполнительский, исполнительско-управленческий, управленческо-исполнительский, управленческий), в основу которых положены следующие критерии: 1) осознания потребности в СОД и наличия мотивации к ее осуществлению; 2) ценностно-смысловой ориентации; 3) концептуализации СОД; 4) нормативной готовности к осуществлению СОД; 5) организационной готовности к осуществлению СОД; 6) реализации замысла; 7) рефлексии СОД. Механизм вхождения субъекта в СОД рефлексивный: самоопределение с выявлением позиции относительно СОД. Переход между уровнями осуществляется посредством усложнения рефлексивных процедур: самоопределения (от ситуационного к критериальному) и рефлексии (от рефлексии действия к рефлексии ситуации, рефлексии позиции; от полагающей к нормативной рефлексии, рефлексии критериев самоуправления и самооценки деятельности). При этом качественно изменяются характеристики СОД, позиция студента: от субъекта самостоятельной работы (исполнителя) к субъекту собственной деятельности, что свидетельствует о развитии его субъектности.
В качестве педагогических условий СОД студента-заочника нами определена система, включающая 1) образовательную рефлексивно-деятельностную технологию; 2) научно-методическое обеспечение, направленное на развитие методологической и рефлексивной культуры студента; 3) позицию педагога относительно СОД, выражающую ценностное отношение к собственной СОД, что позволяет преподавателю выступать носителем субъектного опыта самообразования, демонстрировать примеры и образцы деятельности; гуманистическое отношение к студенту-заочнику, что позволяет рассматривать студента как целостного человека, способного к саморазвитию, имеющего свои особенности, желания, интересы, способности, кризисные периоды и т.д.; ответственное и конструктивное отношение к организации СОД студента-заочника. При этом позиция преподавателя вуза является ключевым условием.
Вместе с тем опрос ППС разных вузов (82 респондента; средний возраст – 44,08 г.; средний стаж работы в вузе – 16,17 лет, из них с заочниками – 12,87 лет; различные направления преподаваемых дисциплин) отражает неготовность части преподавателей вуза к организации педагогических процессов, способствующих становлению субъектности студента и развитию его СОД. Постоянно осуществляют СОД 71,95% опрошенных преподавателей, но только 43,90% оценивают ее как эффективную. При этом 8,54% респондентов имеют разработанную концепцию / программу СОД и 37,8% – определенный замысел или ведущую идею СОД, которой руководствуются. Более половины опрошенных преподавателей вуза (51,22%) занимаются самообразованием достаточно стихийно, не продумывая деятельность заранее. Лишь 12,2% респондентов имеют четкие критерии оценки и анализа своей СОД. В том, что студент-заочник отличается от студента очной формы обучения, убеждены 97,01% опрошенных; 85,37% согласны с утверждением, что организация образовательного процесса студента-заочника должна быть иной; 53,66% уверены, что преподаватель может выступать организатором образовательного процесса, инициирующего становление субъектности и СОД студента-заочника; 36,59% указывают на возможность незначительного влияния, и 9,76% считают влияние преподавателя на самообразование студента-заочника принципиально невозможным. Только 36,59% опрошенных согласны с тем, что преподаватель ответствен за процессы развития студента-заочника. В необходимости изменений своей личной преподавательской практики убеждены 35,37% опрошенных; 19,51% не задумывались об этом; 7,32% считают, что в этом нет необходимости; 31,70% отмечают, что им не хватает знаний о том, как изменить свою практику с целью повышения эффективности процессов развития СОД студента-заочника; 48,78% из опыта коллег и литературы имеют некоторое представление о возможных путях решения проблемы, но хотели бы знать больше. Это актуализирует вопросы становления соответствующей позиции педагога относительно СОД студента-заочника и педагогической компетентности преподавателя вуза [3].
Резюмируя, отметим, что реализация данных педагогических условий в практике заочного образования позволяет преодолеть разрывы между обучением в вузе как подготовкой специалиста и развитием студента-заочника как целостного уникального человека.
Литература
- Громцева А.К. Самообразование как социальная категория : учеб.-метод. пособие к спецкурсу. Л. : Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена, 1976.
- Корвяков В.А. Научно-практические основы формирования самообразовательной деятельности студента в условиях многоуровневого высшего образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2008.
- Педагогика: науч.-теор. журн. РАО. Модернизация педагогического образования в России. 2010. № 5.
- Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студента. 2-е изд., доп. и перераб. М. : Пед. о-во России, 2005.
- Самообразование школьников и развитие их личности: сб. ст. Волгоград : ВГПИ, 1978.
- Сериков Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1992.
- Формирование у учащихся стремления к самообразованию: сб. ст. Волгоград : ВГПИ, 1976.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3190
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2