Степень субъектной выраженности этнонациональных представлений у студентов вуза и суза
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: этнос, этнонациональные установки, уровень образования, студенты, субъектность, субъективность
Рубрика издания: Становление субъектности в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Стороженко А.С. Степень субъектной выраженности этнонациональных представлений у студентов вуза и суза // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Принадлежность к этнической группе является универсальной характеристикой, свойственной всем людям без исключения. Современные общественно-политические события в России и за рубежом убедительно показывают значимость и вместе с тем сложность и противоречивость сферы межэтнического взаимодействия. Это определяет трудность построения субъектного отношения к этой сфере: мы все этничны, и это само собою разумеется, т. к. мы представители разных этносов, и наши различия проявляются весьма разнообразно. Если человек не определится в этой области сам, он становится носителем стереотипов, которые, в свою очередь, будут определять его поведение как полевое [4].
Характер взаимоотношений народов определяется рядом факторов. Выделяют следующие группы: исторические – политические; социально-структурные – культурные; психологические (личностные) – ситуативные. Они могут проявляться либо в отдельности, либо в совокупности, в зависимости от этнического состава той или иной страны, а также интенсивности и продолжительности контактов разных этносов и этнических групп, проживающих в одном государстве или регионе [1].
К психологическим детерминантам межэтнических взаимодействий относят этнонациоциальные установки. Под термином «этнонациональные установки» понимаются аттитюды, объектом которых выступает феномен этничности или национальности [5]. Формирование установки – длительный исторический процесс. Однако в онтогенезе она может присваиваться индивидом вне учета исторического контекста и независимо от реального опыта личного общения с представителями того или иного этноса. В качестве каналов трансляции представлений, норм, ценностей, используемых индивидом для синтеза установок, выступают СМИ, общественное мнение, социальные институты, включая институты образования и воспитания.
Г. Олпорт, ссылаясь на ряд исследований, отмечает существование связи между уровнем образования и содержанием этнического сознания: образованные люди, как правило, более терпимы по отношению к представителям других этносов [3]. Этот факт задал направление нашего исследования: мы предположили, что группы лиц с различным уровнем образования могут различаться не только по степени терпимости в отношении к представителям других этнонациональных групп, но и по содержанию этнических диспозиций, определяющих их субъектность в сфере этнического самоопределения.
Под руководством А.М. Медведева в 2009–2010 гг. мы провели исследование, целью которого стало выявление различий в содержании этнонациональных установок у студентов вуза и суза. Для анализа данной проблематики мы использовали 4 методики: диагностический тест отношений (Г.У. Солдатова), методику множественных идентификаций (В.Ф. Петренко, модифицированная), цветовой тест отношений (ЦТО) (Е.Ф. Бажин и А.М. Эткинд), проективный рассказ с заданным началом и персонажами «Необитаемый остров» (прототип последней техники был ранее апробирован в дипломной работе А.А. Ляпиной [2] и в исследовании А.М. Медведева и Л.В. Смолянской [3]). Пакет методик был составлен таким образом, чтобы они позволяли оценивать три компонента установки: эмоционально-оценочный, когнитивный и поведенческий (косвенно).
Для обработки данных применялись статистические критерии: критерий КолмогороваСмирнова, t-критерий Стьюдента для двух независимых выборок, c2 и V Крамера, коэффициент корреляции Пирсона, факторный и кластерный анализ (построена дендрограмма).
В исследовании приняли участие 32 студента вуза (Волгоградского государственного технического университета) и 32 студента суза в возрасте от 17 до 21 года. В результате было установлено, что в содержании установок у студентов вуза и суза действительно существуют различия.
Этнические представления студентов суза отличаются малой дифференцированностью, их образ Я не интерферирует с этническими представлениями, а сами эти представления слабо дифференцированны. Дистанцирование от проблематики межэтнического взаимодействия – показатель того, что в данном случае носители этнонациональных установок не выступают как субъекты их построения и перестраивания. У студентов вуза установки более четкие и дифференцированные.
По результатам проективной техники «Необитаемый остров» можно утверждать, что в описании представителей различных этногрупп студенты суза основное внимание уделяют интеракции – установлению отношений между персонажами. Ими прорабатываются различные нюансы общения – языковой барьер, различия темперамента и т. д., тогда как студенты вуза чаще обращаются к теме различного рода махинаций, обмана, порабощения, эксплуатации одного персонажа другим.
В рассказах студентов вуза находят отражение недавние политические события («ситуация с газом на Украине», «голодающая Африка» и т. д.), в работах учащихся колледжа они не представлены вовсе. Это дает основание предполагать, что студенты суза менее восприимчивы к влиянию политических новостей. Это подтверждается в том числе и тем, что заинтересованность политикой у них не встраивается в «стиль жизни» (по их же высказываниям).
Характерной особенностью рассказов учащихся суза является уход в морализацию: «каждый народ имеет свои отрицательные и положительные качества», «каждый получает по заслугам» и т.п., в рассказах студентов вуза морализация практически не представлена.
Что касается использованного в исследовании инструментария, то особое внимание мы обратили на методику ЦТО. Полученные данные позволяют говорить о том, что диагностические возможности ЦТО применительно к этнонациональной проблематике ограничены, поскольку цвет является этноспецифическим признаком (народы, объединенные в группу «Кавказ», устойчиво ассоциируются с черным цветом, «Восток» – с желтым). По этой причине мы полагаем, что результаты, полученные с помощью ЦТО, едва ли можно считать достоверными. Остальные методики подтвердили свою эффективность.
Мы считаем, что основная цель исследования достигнута – удалось найти различия содержания и степени субъектной причастности для этнонациональных установок у лиц с различным образовательным уровнем. Был успешно апробирован авторский вариант методики множественных идентификаций, выявлены диагностические возможности и ограничения методики ЦТО применительно к этнонациональной проблематике.Литература
- Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М. : Аспект-Пресс, 1999.
- Ляпина А.А. Становление этнической идентичности подростков : вып. квалиф. работа / ГОУ ВПО «ВГПУ». Волгоград, 2007.
- Медведев А.М., Смолянская Л.В. Метод проектов в формировании этнической толерантности старших подростков // Подготовка будущего учителя как специалиста в сфере воспитания и психолого-педагогической поддержки детей в полиэтнической среде. Армавир : РИЦ АГПУ, 2008. Ч. 1.
- Олпорт Г. Толерантная личность. URl: http://www.iecietiba.lv/article.php.
- Смольникова Н.В. Этнический стереотип и межэтнические отношения (на примере немецкой диаспоры Нижнего Поволжья) // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1997. № 5. С. 24–31.
- Хухлаев О.Е. Этнонациональные установки московских старшеклассников в условиях совместного обучения с мигрантами // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. С. 5–13.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2238
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3