Основы и перспективы развития дополнительного профессионального образования

Аннотация

The article considers the problems of forming and development of the system of additional professional education. There is an absence of unified approaches to the development of such kind of education in the country. The author researches and formulates the conditions providing the stimulation of introducing the system of additional professional education into Russian universities.

Общая информация

Ключевые слова: дополнительное профессиональное обучение, система образования, глобализация в образовании, Болонский процесс, развитие личности, профессиональное самоопределение

Рубрика издания: Развивающее образование как развивающаяся образовательная практика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Кагермазова Л.Ц. Основы и перспективы развития дополнительного профессионального образования // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Стремительные социально-экономические изменения в современном мире и проблемы, ко­торые необходимо будет решать человеку XXI в., предполагают поиск нетрадиционных путей со­вершенствования основополагающих факторов, оказывающих особое влияние на становление каж­дой отдельной личности. К таким факторам относится система образования в целом и профессио­нального образования в частности. Одной из важнейших в этом отношении становится задача ор­ганизации целенаправленного дополнительного профессионального образования (ДПО), обеспе­чивающего повышение квалификации и переподготовку взрослого населения. По мнению специа­листов, эта система в скором времени получит в России такой импульс развития, что другие уров­ни образования, в частности высшее, будут развиваться в значительной мере именно за счет ДПО.

Система ДПО призвана дать возможность непрерывного получения образования. Стратегия нового времени в образовании через всю жизнь. Спрос на послевузовское образование за послед­ние пять лет вырос более чем на 50% и составит в ближайшее время 7–8 млн человек: каждый де­сятый трудоспособный гражданин России будет получать дополнительное образование.

К сожалению, в российском законодательстве нет специального закона о ДПО, что затрудня­ет определение данного понятия, которое зачастую используется в контексте непрерывного или по­слевузовского видов образования. Однако происходящие в настоящее время процессы реформиро­вания всей системы образования в России позволят окончательно сформировать систему и струк­туру образования в целом и ДПО в частности. Последнее обладает рядом устойчивых признаков: широким выбором программ, различных по целям, формам и срокам обучения; высокой зависи­мостью от спроса на рынке образовательных услуг. Это может быть отнесено к высшей форме ди­версификации и интеграции, которые являются признаками глобализации в образовании и между­народного рынка образовательных услуг. Выделяют две основные тенденции глобализации в обра­зовании – это унификация образовательных систем различных стран и превращение образования в одну из разновидностей бизнеса. Первую тенденцию связывают прежде всего с Болонским про­цессом, вторую – с Всемирной торговой организацией. Принятие за основу той или иной тенден­ции развития зависит от факторов и условий, их формирующих. При этом отмечаются структур­ные изменения в содержании образования с ориентацией учебных программ на «образовательный спрос», которые приобрели явно выраженный характер. В пределах каждого уровня профессио­нального образования основной задачей является непрерывное повышение квалификации рабоче­го, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандар­тов, что возможно посредством реализации дополнительных образовательных программ [1, с. 112].

Следует сказать несколько слов об инновационных процессах, реализуемых в системе ДПО, которые можно классифицировать следующим образом:

  • личностная ориентация образовательного процесса, основанная на изучении потребно­стей слушателей;
  • структурная дифференциация, создающая представление о профессиональной деятельно­сти системы ДПО;
  • уровневая дифференциация – организация ДПО в соответствии с социальными особенно­стями слушателей, уровнем их подготовленности к обучению.

 

Использование перечисленных идей и технологий позволяет оптимизировать работу с педа­гогическими кадрами дополнительных профессиональных образовательных учреждений в России, сделать ее более системной, целенаправленной, позволяющей решать задачи модернизации совре­менного российского образования.

Разработка проблемы профессионализации взрослого человека в отечественной психологи­ческой практике идет по двум научно-практическим направлениям. С одной стороны, в практиче­ской психологии (В.А. Бодров, К.К. Платонов, Б.М. Теплов) доминирует точка зрения, что требова­ние профессии реализуется в рамках теории индивидуальных различий и профессионального пси­хологического отбора. Профессиональная пригодность оценивается уровнем развития психологи­ческих свойств и психофизиологических качеств, сенсомоторики и нервно-психической устойчи­вости, исходя из первичности общих способностей и вторичности психологических изменений. Мотивация является компонентом общей системы развития, которая формируется и реализуется в процессе освоения деятельности [2, с. 89]. С другой стороны, важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионализации личности выступают ее способность находить личностный смысл труда, самостоятельно проектировать свою профессиональную жизнь, которую многие ис­следователи связывают с самоопределением. Профессиональное самоопределение – сознательный акт выбора профессии и утверждения собственной позиции в процессе ее освоения. Нам импони­рует позиция Н.С. Пряжникова, который подчеркивает связь профессионального самоопределения с самореализацией и называет сущностью профессионального самоопределения самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

Анализируя понятие «профессиональное самоопределение», Е.А. Климов подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуаль­ным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возни­кает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека. Это уже не самоопределе­ние, а процесс становления, профессионализации, смена или расширение предмета деятельности.

Личность постоянно вынуждена изменяться в процессе профессионального становления, и на разных его стадиях одни и те же задачи профессионального развития решаются по-разному. Уточ­няется свое место в мире профессий, осмысливаются собственная социально-профессиональная роль, отношение к профессиональной деятельности и к самому себе. Осознание себя как профес­сионала и субъекта деятельности становится важным компонентом развития студента.

В соответствии с целями современного образования личность является центром любой обра­зовательной системы. Очевидно, что любая педагогическая система должна быть личностно ори­ентированной, т. е. гуманитарной. Одним из первых принципов является, безусловно, личностно ориентированный подход, в центре которого стоит личность, сфера ее чувств и ценностей, то ме­сто, где происходит осознание человеком своего Я. Личность и ее развитие – главная цель профес­сионального образования.

Литература

  1. Горшкова Н.С., Наумова Е.А. Модель учреждения дополнительного образования в современных условиях: проблемы, идеи, практика // Внешкольник. 1997. № 9.
  2. Леках В.А. Системный подход в дополнительном образовании // Доп. образование. 1999. № 1.
  3. Попова Г.Н., Гайнулина В.М. О смысле развития дополнительного образования // Доп. образова­ние. 2000. № 1.

Информация об авторах

Кагермазова Лаура Цраевна, доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кабардино-Балкарского государственного университета, Россия, e-mail: laura07@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3021
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 13