Развитие личности профессионала: гуманистический подход

Аннотация

The problems of humanistic formations and recognition of self-value are analysed. Vocational training of the future teachers based on the socially-humanistic position of the person subject to its active attitude to the world is considered.

Общая информация

Ключевые слова: гуманизация, самоизменение, саморазвитие, субъект-субъектные отношения, гуманистическая направленность образования, гуманистическая парадигма образования

Рубрика издания: Развивающее образование как развивающаяся образовательная практика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Караванова Л.Ж. Развитие личности профессионала: гуманистический подход // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Основными ценностями гуманистического образования выступают человек как субъект куль­туры, собственной жизни и индивидуального развития; образование как культурная развивающая среда, растящая и питающая личность, придающая ее жизни культурные смыслы; творчество и ди­алог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном простран­стве. По мнению Е.В. Бондаревской, важнейшими принципами реформирования педагогического образования должна быть обращенность к общечеловеческим ценностям, педагогической культу­ре, индивидуальности, творческому потенциалу студента.

Согласно теории, разработанной С.Л. Рубинштейном, сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию. Личность – это не набор заданных качеств, а по­требность человека «быть личностью», т.е. проявлять свои отношения к миру и самому себе [3].

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобре­таемое им в определенной социокультурной среде в процессе совместной деятельности и обще­ния. Личность развивается в процессе деятельности под влиянием определенных факторов: наслед­ственности, среды воспитания и собственной активности.

Восхождение личности к ценностям общества может продуктивно развиваться в заданном направлении только при определенных условиях, среди которых наиболее значима субъектная по­зиция личности. Согласно концепции А.В. Кирьяковой, человек меняет ценностное отношение к миру на основе расширяющегося жизненного пространства, круга общения, выхода в более широ­кую сферу социального контекста жизнедеятельности [2]. Процесс присвоения ценностей может осуществляться стихийно или целенаправленно.

Гуманистические ценности преподавателя (человечность, справедливость, ответственность и др.) реализуются в субъект-субъектных отношениях, развивая у учащихся потребность быть че­ловечными, справедливыми, ответственными. В обучении передается информация, текст, вопросы, а в воспитании – состояние (т.е. межсубъектное состояние), что способствует проявлению «состоя­ния каждого», которое в процессе воспитания может становиться «достоянием всех».

Развитие гуманистической позиции происходит в том числе и в результате рефлексии препо­давателем оснований своей деятельности (целей, мотивов, способов, условий, ценностей, результа­тов), среди которых главной является ценностная ориентация на студента. По мнению O.K. Позд­няковой, основой гуманистической позиции преподавателя являются взгляды, идеи, представления, убеждения, складывающиеся на основе знаний о целях и ценностях гуманистической педагогики.

Гуманистически ориентированный педагог позитивно относится к студенту, принимает уча­щегося таким, каков он есть, в исключительных случаях осуществляя коррекцию отдельных качеств, но лишь при общем положительном отношении к его личности. Такому преподавателю свойствен­на открытость, он не ограничивается формальным исполнением своих обязанностей, а искренен в отношениях с учащимися. Преподаватель-гуманист воспитывает в каждом студенте чувство соб­ственного достоинства; развивает эмпатические тенденции, самоуважение; стремится обеспечить максимальный психологический комфорт для развития обучающегося.

Одним из ведущих путей реализации концепции современного вузовского образования, ча­стью которого является личностно ориентированное обучение, является переосмысление роли и ме­ста предметной подготовки в образовании: акцент переносится с владения предметом как главной целью на владение предметом как средством развития обучающегося. Другая идея этой концепции связана с конструированием таких учебных форм, в которых связываются в одно целое как образо­вательный процесс (собственная учебная деятельность), так и его осмысление, и исследовательская работа, где происходит развитие личностной позиции будущего специалиста. Основные положения этой концепции определяются такой последовательностью: личность – главная ценность для себя и для «других», образование – преобразование личности, осуществляемое в процессе специально направленного на это целостного психолого-педагогического процесса вуза; главный результат та­кого образования – не знания, умения, навыки, а способность к личностному росту, эмпатийному взаимодействию и высокой социально адресованной личностной продуктивности. Основополага­ющим принципом становится управление с опорой на самоуправление: снятие внешнего принуж­дения, сопряженное с осмысленным творческим заданием, создает обстановку для совместной и самостоятельной творческой работы.

Деятельность преподавателей в современном вузе также меняется: от «транслятора» знаний через работу «мастера», организующего совместную деятельность с целью формирования у сту­дентов профессиональных способностей, к позиции «консультанта», совместно со студентом про­ектирующего его будущую профессиональную деятельность.

В связи с этим актуальной проблемой становится поиск инновационных технологий обуче­ния. Наиболее продуктивными, на наш взгляд, в современных условиях являются метод проектов и обучение в сотрудничестве.

Метод проектов не считается принципиально новым в мировой педагогике. Его называют также методом проблем и связывают с идеями гуманистического направления в философии и об­разовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи.

Обучение строится на активной основе, через целесообразную деятельность студента, соот­носясь с его личным интересом именно в этом знании. Важно показать студентам их личную за­интересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Необходимо решать проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для них. В ее решении требуется использовать уже полученные знания и новые, которые еще предстоит при­обрести. Преподаватель подсказывает источники информации, а может просто направить мысль студентов для самостоятельного поиска. В результате студенты должны самостоятельно и совмест­ными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, и получить реальный и ощути­мый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной дея­тельности [2, с. 25].

Студенты 5-го курса факультета психологии и социальной работы Тверского государствен­ного университета при изучении дисциплины «Социальная работа с одинокими людьми» ежегод­но выполняют проекты по темам «хроническое одиночество», «Специфика переживания одиноче­ства в юности», «Психология женского и мужского одиночества» и т.д. Один из лучших проектов по дисциплине «Организация социально-психологических служб региона» – «Модель организации социально-психологической службы при клубах по месту жительства “Подростково-молодежный центр”» – создан студентками 5-го курса А.А. Королевой, Ю.А. Карачаровой, К.А. Новолаевой, А.С. Соколовой. Значимость этого проекта в том, что такого клуба нет в городе Твери, но студент­ки смогли показать необходимость его создания для всех жителей города. Этот проект защищался на открытом занятии, на которое были приглашены представители Комитета по делам молодежи Тверской области, Департамента социальной защиты населения Тверской области, присутствова­ли ведущие преподаватели факультета. Создание такого клуба открывает перспективы перед сту­дентами в их трудоустройстве психологами и специалистами по социальной работе, т.е. имеет для них практическую значимость.

Метод проектов приобретает все более важное значение в процессе обучения, ориентирован на самостоятельную деятельность студентов (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени, но наиболее оптимален и результативен он будет в сочетании с использованием новых информационных технологий.

Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-позна­вательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, орга­низованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согла­сованные методы, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата.

Сеть Интернет создает условия для получения любой информации, необходимой студентам и преподавателям. Работая с ней, можно получить необходимые данные по проблеме исследования. Участниками проекта могут быть учащиеся из разных стран, что приводит к кросскультурному об­щению. Обсуждение промежуточных результатов, дискуссии приобретают новую значимость, т. к. содержат не только материал из официальных источников, но и точки зрения иностранных партне­ров по проекту, полученные ими данные, их интерпретацию различных явлений.

Телекоммуникации позволяют студентам самостоятельно формировать свой взгляд на про­исходящие в мире события, осознавать многие явления и рассматривать их с различных точек зре­ния, наконец, понимать, что некоторые проблемы могут быть решены только совместными усили­ями. Это элементы глобального мышления, путь к познанию общности человеческого бытия. Те­лекоммуникационные проекты могут быть классифицированы по разным признакам: культуроло­гические, историко-социальные, политические, имитационно-деловые игры и др.

Внедрение метода проектов в образовательные системы показало, что активность студентов и степень осмысления ими материала значительно увеличились. Это значит, что применение дан­ного метода в настоящее время себя оправдывает. Однако необходимо отметить, что не все выс­шие учебные заведения могут позволить себе приобрести компьютерную технику в объемах, необ­ходимых для продуктивной работы студентов и профессорско-преподавательского состава в теле­коммуникационных проектах. Это заставляет искать пути оптимизации процесса обучения с уче­том данной проблемы.

В этом случае оптимальным становится применение обучения в сотрудничестве. Основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов из университета Дж. хопкинса (Р. Славин (R. Slavin)), университета штата Миннесота (Р. Джонсон и Д. Джонсон (R. Johnson and D. Johnson)), группой Дж. Аронсона (J. Aronson) универ­ситета штата Калифорния [4, с. 98].

Взаимообогащаясь, индивиды «творят» друг друга в процессе общения, какими бы ни были его результаты – позитивными или негативными. Именно поэтому общение является одним из важ­нейших условий формирования сознания и самосознания личности, стимулятором развития лич­ности в целом.

Будучи направленным на личностное развитие студентов, обучение будущих специалистов по социальной работе ориентировано также на их вхождение в культуру других народов, что об­условлено многонациональностью нашей страны, приобщение к нормам, традициям, что тоже не может не влиять на становление и рост личности, включая развитие толерантности.

Основная идея технологий обучения в сотрудничестве – создать условия для активной со­вместной учебной деятельности студентов в разных учебных ситуациях. Объединение студентов в малые группы по 3–4 человека и постановка одного общего задания с определением роли каждо­го члена группы в его выполнении позволяют каждому отвечать за результат не только своей рабо­ты, но и работы всей группы. Таким образом, у менее подготовленных студентов появляется сти­мул усвоить новые знания, а более подготовленные заинтересованы в том, чтобы все члены груп­пы досконально разобрались в материале. Оценка за выполнение этого общего задания ставится также одна на группу.

Обучение в сотрудничестве дает преподавателю большой простор для творчества. Существу­ет несколько видов обучения в сотрудничестве.

1.       Обучение в команде. В этом методе особое внимание уделяется групповым целям и успе­ху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каж­дого члена команды в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над проблемой, подлежащей изучению.

2.       Кейс-стади (от англ. сase – «случай»). Студенты организуются в группы по 4–6 человек для работы над проблемными ситуациями, которые могут быть разбиты на фрагменты (логические или смысловые блоки). Такая работа способствует развитию профессиональных знаний в сфере соци­альной работы, является полезной в учебном процессе при подготовке к практической деятельно­сти. Например, при работе над темой «Социальная работа с семьей» можно выделить следующие подтемы: а) по объектам работы (социальная работа с детьми-инвалидами, матерями-одиночками, многодетными семьями и т.д.), б) по направлениям деятельности (социальная работа в здравоохране­нии, образовании, сфере занятости, экстремальных ситуациях и др.).

3.       Метод «учимся вместе». Каждая группа получает задание, являющееся подзаданием какой­либо большой темы, над которой работают все. Например, весь коллектив работает над темой «Про­фессиональные требования к социальному работнику». Все участники продумывают стиль поведе­ния социального работника, который формируется под влиянием его личностных качеств, профес­сиональных и индивидуальных ценностей и интересов и оказывает влияние на всю систему отно­шений. Студенты в группах готовят свою часть задания (гуманистическая направленность лично­сти; личная и социальная ответственность; доброта и справедливость; чувство собственного до­стоинства и уважение достоинства других людей; терпимость, вежливость и способность к эмпа­тии; готовность понять других и прийти к ним на помощь; эмоциональная устойчивость; личност­ная адекватность и социальная адаптивность). В результате совместной работы отдельных микро­групп и всей группы достигается усвоение материала.

С самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с одной стороны, академическую – до­стижение какой-то познавательной, творческой цели, с другой – социально-психологическую – по развитию в процессе выполнения задания культуры общения. И то и другое одинаково значимо. Преподаватель также обязательно отслеживает не только успешность выполнения академическо­го задания студентами, но и способ их общения между собой, оказания необходимой помощи друг другу. Следует отметить, что не менее важна мотивация самостоятельной учебной деятельности. Практически это обучение в процессе общения студентов друг с другом и с преподавателем. В ходе общения студенты выполняют разные социальные роли – лидера, исполнителя, организатора, до­кладчика, эксперта, исследователя и т.д.

Основные идеи, присущие всем описанным здесь методам,– общность цели и задач, инди­видуальная ответственность и равные возможности успеха –дают возможность ориентироваться на каждого студента. Это и есть личностно ориентированный подход в условиях обучения в вузе.

Идеология метода проектов и обучения в сотрудничестве гуманна по своей сути. Это истин­но психолого-педагогические технологии, обеспечивающие не только успешное усвоение учебно­го материала всеми студентами, но и их интеллектуальное развитие, самостоятельность, доброже­лательность по отношению к преподавателю, друг к другу. Таким образом, новые технологии в об­разовании наиболее эффективно решают проблемы личностно ориентированного обучения, реали­зующего гуманистический подход.

Литература

  1. Дворянкина Е.К. Развитие субъектной позиции будущих учителей в педагогическом вузе как гума­нистическая основа их профессионального обучения: на материале преподавания спецдисциплин : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. хабаровск, 1999.
  2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова П.И. Дополнительное образование детей : учеб. пособие. М., 2002.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

Информация об авторах

Караванова Людмила Жалаловна, доцент каф. общ. психологии и психологии развития Тверского государственного университета, e-mail: Karavanova_L54@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6894
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 31