Профессиональная компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы, работающих с осужденными — бывшими работниками судов и правоохранительных органов

116

Аннотация

Статья посвящена профессиональной компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы в работе с осужденными — бывшими работниками судов и правоохранительных органов. Проанализированы результаты констатирующего эксперимента, направленного на исследование уровня сформированности профессиональной компетентности у сотрудников уголовно-исполнительной системы в работе с указанной категорией осужденных. Авторы обращают внимание на то, что организация воспитательной работы и межличностного взаимодействия сотрудников специализированных учреждений имеет ряд специфических психологических, педагогических и профессиональных особенностей. Главной спецификой, непосредственно оказывающая влияние на профессиональную деятельность сотрудников, является особенность спецконтингента. Профессиональная компетентность сотрудника, работающего с данной категорией осужденных, предполагает наличие специального, деятельностного, личностного и психологического компонентов. Акцент делается на том, что сотрудникам необходимо обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, постоянно саморазвиваться и самосовершенствоваться.

Общая информация

Ключевые слова: осужденные , профессиональная компетентность, исправительные учреждения, специализированное учреждение, саморазвитие, самосовершенствование, спецконтингент

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130105

Получена: 28.07.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Кириллова Т.В., Пашукова А.Д. Профессиональная компетентность сотрудников уголовно-исполнительной системы, работающих с осужденными — бывшими работниками судов и правоохранительных органов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 1. С. 64–76. DOI: 10.17759/psylaw.2023130105

Полный текст

Введение

Современные условия профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее УИС) обусловливают важность решения проблем, связанных с формированием и развитием профессиональной компетентности сотрудников специализированных исправительных учреждений. Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г. [15] предусматривает организацию стабильного высокопрофессионального кадрового состава. Несомненно, потребность решения, в процессе деятельности, разного рода задач (поисковых, коммуникативных, организационных, социальных и др.) побуждает сотрудника реализовать на деле свои профессиональные знания, умения и навыки. Уровень и качество их проявления определяет общую оценку профессиональной компетентности сотрудников исправительного учреждения.
Постоянные инновационные процессы, характерные для современной системы образования, предъявляют повышенные требования к сотрудникам уголовно-исполнительной системы, к уровню и качеству их профессиональной компетентности. Чтобы сотрудник УИС состоялся как профессионал, достиг успехов в профессии, получал удовлетворение от работы и был востребованным, он в современных условиях должен обладать определенными характеристиками, а именно: быть настойчивым и целеустремленным в овладении профессиональным мастерством; обладать хорошими адаптационными способностями к быстро меняющимся условиям, новым требованиям; непрерывно пополнять свои знания, совершенствовать умения и навыки, т. е. постоянно саморазвиваться, обладать стрессоустойчивостью, способностью к риску, толерантностью к неопределенности [4].
Указанные характеристики позволят сотруднику приобрести профессиональную компетентность и обладать ею на протяжении всего профессионального пути.
В то же время практика показывает, что данные характеристики развиваются далеко не у всех сотрудников УИС. Напротив, большая их часть часто демонстрируют неудовлетворенность собой и окружающими, избранной профессией, социальную конфронтацию, эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию, что создает значительные трудности в профессиональной деятельности.
Проблема формирования и совершенствования профессиональной компетентности имеет многолетнюю историю. Ею занимались В.А. Водеников [2], П.Ф. Зеер [8], Н.Н. Сапрыкина [16] и другие ученые. Этих исследователей объединяет общая точка зрения. Все они трактуют профессиональную компетентность как систему необходимых знаний, умений, навыков, которые являются достаточными для выполнения определенного вида профессиональной деятельности в современных условиях [9, с. 35].
В сфере пенитенциарной педагогики и психологии проблеме подготовки специалистов для УИС уделяли внимание такие ученые, как М.Г. Дебольский [6]; Б.Б. Казак [10]; А.Н. Сухов [17]. Компетентность они рассматривали как наличие у человека необходимых характеристик, умение ими пользоваться в разных ситуациях, при этом, по их мнению, всегда проявляется личностное отношение к предмету деятельности, т. е. компетентность — понятие комплексное, интегрированное, включающее в себя и субъективное начало.
Таким образом, профессиональная компетентность сотрудников УИС является интегративным понятием, включающим в себя специальные знания, умения и навыки, обеспечивающие выполнение сотрудниками уголовно-исправительной системы своих служебных задач, как в обычных, так и в сложных оперативных условиях. Следовательно, при повышении уровня профессиональной компетентности сотрудников УИС необходимо интегрально развивать и совершенствовать все ее структурные составляющие.

Исправительные учреждения для содержания осужденных —
бывших работников судов и правоохранительных органов

Особую значимость проблема формирования профессиональной компетентности приобретает для сотрудников, работающих в специализированных исправительных учреждениях для содержания осужденных — бывших работников судов и правоохранительных органов.
В соответствии с п. 3 ст. 80 УИК РФ [18], бывшие военнослужащие внутренних войск, сотрудники правоохранительных органов (полиции, МВД, ФСИН, ФСБ), прокуратуры, следственного комитета, судов отбывают наказание в отдельных специализированных учреждениях (колонии БС (безопасного содержания)). Соблюдение этого требования, а именно раздельного содержания, необходимо для обеспечения безопасности. Для защиты жизни и здоровья в специализированные учреждения могут быть направлены и бывшие представители иных структур: ФНС, МЧС, судебные приставы и т. п.
Анализ истории становления и развития исправительных учреждений в отношении осужденных — бывших работников судов и правоохранительных органов показывает, что долгое время в России действовало всего три специализированных исправительных учреждения:
  • исправительная колония № 13, расположенная в городе Нижнем Тагиле Свердловской области. Она возникла в 1957 г. Уже с самого начала данная колония имела специфическую направленность и стала первой в нашей стране колонией, предназначенной для содержания преступивших закон сотрудников правоохранительных органов;
  • исправительная колония № 3, расположенная в городе Скопине Рязанской области. Первоначально это было обычное исправительное учреждение, но в 90-е гг., когда страну захлестнула волна преступности, сюда стали попадать работники правоохранительных органов. Их количество все увеличивалось, и уже в начале XXI века по числу они стали преобладать над обычным контингентом осужденных. Так, данная колония в 2000-м г. была переквалифицирована в специализированную;
  • исправительная колония № 5 в поселке Леплей Республики Мордовия. Особенность этой колонии состоит в том, что в ней в течение многих лет, кроме бывших работников судов и правоохранительных органов, отбывали наказание и иностранные граждане. С 2001 г. данная колония стала местом исполнения наказания только бывших сотрудников правоохранительных органов [14, с. 21].
В настоящее время в России функционирует 21 исправительное учреждение для содержания осужденных — бывших работников судов и правоохранительных органов (одиннадцать колоний строгого режима, три — общего, одна — особого и шесть колоний-поселений).
Организация воспитательной работы и межличностного взаимодействия сотрудников с данной категорией осужденных имеет ряд специфических психологических, педагогических и профессиональных особенностей [13]. Главной спецификой, непосредственно оказывающей влияние на профессиональную деятельность сотрудников, является особенность спецконтингента [5, с. 153]. К основным особенностям осужденных — бывших работников судов и правоохранительных органов можно отнести: наличие образования (среднего или, как правило, высшего); владение умениями и навыками в области специальной и физической подготовки; хорошие знания законодательства РФ; наличие связей в правоохранительных органах и органах власти (в связи с прошлой профессиональной деятельности); возможная осведомленность о возможностях, силах, средствах и методах оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях; социальные характеристики осужденного (стаж и временной отрезок службы, ранее занимаемая должность, количество судимостей и т. д.) [11, с. 92].
В связи с вышеуказанными особенностями данной категории осужденных каждый сотрудник, осуществляющий деятельность в специализированном учреждении, должен обладать определенным набором профессиональных качеств, владеть специальными знаниями [7, с. 215], которые необходимы для осуществления эффективного профессионального взаимодействия с осужденными — бывшими работниками судов и правоохранительных органов, а также иметь мотивацию к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию личности.
Таким образом, сотрудник уголовно-исполнительной системы, работающий с данной категорией осужденных должен иметь высокий уровень профессиональной компетентности, так как уровень его профессионализма будет влиять на степень исправленности осужденных, что является одной из основных задач уголовно-исполнительной системы России.

Программа исследования

Для успешного процесса формирования профессиональной компетентности у сотрудников следует всесторонне изучить индивидуально-психологические особенности личности каждого из них. С этой целью необходимо создать психологический портрет сотрудника, который будет служить направлением в процессе повышения уровня их профессиональной компетентности. Также необходима работа по адаптации проверенных методик, с помощью которых будут изучаться критерии профессиональной компетентности. Использование уже существующих и новых методик в совокупности будет способствовать созданию педагогической модели специалиста, эти методики позволят провести анализ и дать оценку факторов, определяющих пригодность сотрудников к службе.
В основе профессиональной компетентности сотрудника УИС и совершенствования его педагогического мастерства лежит принцип непрерывности образования, т. е. каждый сотрудник УИС должен быть ориентирован на обучение в течение всего периода профессиональной деятельности.
Исследование уровня профессиональной компетентности сотрудников УИС в работе с осужденными — бывшими сотрудниками правоохранительных органов провели на базе исправительной колонии № 3, распложенной в Рязанской области. В исследовании приняли участие 35 сотрудников исправительного учреждения.
Рис. 1. Программа исследования уровня профессиональной компетентности
сотрудников УИС, работающих с осужденными — бывшими работниками судов
и правоохранительных органов
Профессиональная компетентность сотрудника, работающего с осужденными — бывшими работниками судов и правоохранительных органов, предполагает наличие специального компонента (знания правовые, организационно-управленческие, служебные); деятельностного компонента (умение применять профессиональные знания на практике); личностного компонента (высокая мотивация, антикоррупционная направленность) и психологического компонента (рефлексия, стрессоустойчивость, дисциплинированность, ответственность, самоконтроль). На основе выделенных компонентов были определены критерии  профессиональной компетентности сотрудников, работающих с осужденными – бывшими работниками судов и правоохранительных органов (специальный, мотивационный, эмоциональный, деятельностный).
Программа исследования уровня профессиональной компетентности сотрудников, работающих с осужденными — бывшими работниками судов и правоохранительных органов отображена на рис. 1.
Результаты
В рамках исследования данной проблемы необходимо особо обозначить среди других характеристик возраст сотрудников. Как считают многие известные ученые, возраст непосредственно влияет на процесс формирования и развития профессиональной компетентности, на темпы и длительность карьерного роста сотрудников [1].
В табл. 1 представлены данные о возрасте и стаже профессиональной деятельности сотрудников на момент исследования.
Таблица 1
Соотношение возраста и стажа профессиональной деятельности
в специализированном учреждении
 

Возраст

Количество

Стаж работы в специализированном учреждении (в среднем)

25—35

9

2

36—40

51

4

41—45

35

7

Более 45

7

9

Итого

102

6

 
Данные таблицы свидетельствуют о том, что значительную часть респондентов составляют сотрудники с опытом работы от 4 до 7 лет, остальные — это лица, кому осталось служить до пенсии от 3 до 5 лет. Сотрудники, поступившие на службу в специализированное учреждение в течение года, составляют незначительное число.
Распределения респодентов по образовательным профилям представлено на рис. 2, на котором видно, что 53,9% сотрудников имеют юридическое образование, 29% — обучались в вузах технического профиля, 8,7% — окончили военно-учебные заведения, 3,2% сотрудников имеют педагогическое образование, 0,9% — экономическое, 4,3% сотрудников окончили иные вузы.
 
Рис. 2. Распределение респондентов по образовательным профилям
 
Уровень образования — тот фактор, который формирует интересы личности, определяет ценности, потребности, уровень и качество профессиональной компетентности. В полной мере это относится к сотрудникам, работающим в специализированных учреждениях [3]. Полученные данные свидетельствуют о том, что сотрудники обучались по разным образовательным профилям. Практическая деятельность, которая связана с работой со специфическим контингентом осужденных, свидетельствует о том, что формирование личности, например сотрудника с юридическим образованием, происходит иначе, чем сотрудника, имеющего техническое образование или окончившего военный вуз. Базовое профильное образование определяет и умение сотрудника творчески, нестандартно подходить к решению сложных служебных задач, профессиональных проблем, оно напрямую связано с возможностью прогнозировать профессиональные запросы, потребности в профессиональном саморазвитии. Данный факт необходимо учитывать в процессе конструировании программы повышения уровня профессиональной компетентности сотрудников специализированных учреждений.
Для выявления личностных особенностей был использован 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла [12] (рис. 3).
 
Рис. 3. Средние показатели по 16-факторному личностному опроснику Р. Кеттелла
 
Указанная методика помогла выявить необходимые личностные особенности сотрудников, работающих с осужденными — бывшими работниками судов и правоохранительных органов. Анализ данных показывает, что у сотрудников уровень сдержанности представлен на недостаточном уровне (41%), т. е. для сотрудников свойственны большая эмоциональная выразительность, резкость в реакциях. Ниже среднего представлен уровень тревожности (26%). На высоком уровне представлена шкала импульсивности (59%), которая свойственна людям неуравновешенным, вспыльчивым, порывистым, и ниже среднего уровня оказались показатели волевого контроля эмоциональных реакций, свидетельствующие о том, что представители данной группы респодентов не всегда могут владеть собой в критических ситуациях. Таким образом, с помощью данной методики были получены результаты по эмоциональному критерию. Средний бал по указанному критерию оказался ниже среднего (2,457).
Изучение профессиональных ориентаций по методике «Мотивация профессиональной карьеры» (МПК) выявило, что 48 и 45% исследуемых имеют средний уровень ориентации на развитие собственной профессиональной компетентности. При этом исследуемые сотрудники осознают значимость саморазвития и профессионального роста. Данная методика помогла исследовать мотивационный критерий профессиональной компетентности (рис. 4).
 
Рис. 4. Средние показатели по методике «Мотивация профессиональной карьеры»
 
Проведя анализ полученных данных, можно констатировать, что важной ориентацией в профессии для сотрудников, работающих со спецконтингентом, оказывается «служение». То есть значительной части сотрудников работа с людьми приносит удовольствие, они нацелены на помощь людям, совершенствование окружающей действительности. Однако 47% исследуемых имеют профессиональную ориентацию на довольно низком уровне, и это связано с определенными внешними условиями или степенью значимости той или иной ситуации для каждого отдельно взятого сотрудника.
Для исследования специального критерия было проведено тестирование, которое включало ряд вопросов в области должностных обязанностей и вопросы на знание индивидуальных особенностей осужденных — бывших сотрудников правоохранительных органов.
Таблица 2
Результаты оценки профессиональных знаний респондентов
 

Показатель

Кол-во сотрудников (%)

1

Знания в области должностных обязанностей

56,7

2

Знания в области индивидуальных особенностей осужденных — бывших сотрудников правоохранительных органов

27,5

 
 
Из данных табл. 2 видно, что процент сотрудников, владеющих знаниями в отношении своих должностных обязанностей, выше среднего (56,7%), а знаниями, связанными с особенностями спецконтингента и особенностями взаимодействия с ними, — ниже среднего (27,5%). Таким образом, проведенное тестирование говорит о том, что сотрудники хорошо знают свои функциональные, служебные обязанности, но, что касается знаний в области индивидуальных особенностей спецконтингента и специфики работы с ним, их знаний недостаточно.
С целью уточнения полученных данных было проведено анкетирование испытуемых. Результаты свидетельствуют о том, что 32% респондентов считают, что им не хватает специальных профессиональных знаний в работе с осужденными — бывшими работниками судов и правоохранительных органов; 44% обладают ярко выраженной мотивацией на профессиональное саморазвитие и самосовершенствование и 41% часто испытывают депрессивные состояния.
После проведения психодиагностического исследования был выявлен общий уровень сформированности профессиональной компетентности у сотрудников, работающих с осужденными — бывшими работниками судов и правоохранительных органов. Испытуемые распределены в зависимости от уровня сформированности профессиональной компетентности: низкого, среднего и высокого (рис. 5).
 
Рис. 5. Уровень сформированности профессиональной компетентности у респондентов
На рис. 5 наглядно показано, что сформированность профессиональной компетентности у большинства сотрудников специализированного учреждения находится на довольно низком уровне (41,8%). Это говорит о том, что испытуемые обладают не полным объемом профессионально важных качеств, необходимых для работы в указанных учреждениях; недостаточным объемом специальных знаний, умений и навыков. То есть они организуют воспитательную работу, не учитывая индивидуальных особенностей осужденных — бывших работников судов и правоохранительных органов, игнорируют специфику взаимодействия с данной категорией и не стремятся повышать уровень своего профессионального мастерства.
Выводы
Таким образом, проведенное исследование показывает, что уровень сформированности профессиональной компетентности у сотрудников УИС, работающих с осужденными — бывшими работниками судов и правоохранительных органов, недостаточно высок. Для эффективной и результативной профессиональной деятельности сотрудникам необходимо формировать, развивать и постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность.
Для того чтобы сотрудник УИС, работающий с осужденными — бывшими работниками судов и правоохранительных органов, был грамотным, профессионально-компетентным специалистом, необходимо:
  • обладать необходимыми профессионально важными качествами личности (эрудированность, коммуникативность, стрессоустойчивость, организаторские способности, способность быстро принимать решения в условиях изменяющейся ситуации и т. д.);
  • осуществлять психолого-педагогическую подготовку данной категории сотрудников УИС к работе с осужденными — бывшими работниками судов и правоохранительных органов (приобретение необходимых компетенций, знаний, умений и навыков работы с данной категорией осужденных);
  • совершенствовать профессиональную компетентность сотрудников, работающих с осужденными — бывшими работниками судов и правоохранительных органов (профессиональная переподготовка, повышение квалификации);
  • развивать у сотрудников мотивацию к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.
Профессионально-личностное саморазвитие и самообразование выступают как необходимое условие для того, чтобы соответствовать высоким современным требованиям, предъявляемым к сотрудникам УИС, работающим с осужденными — бывшими работниками судов и правоохранительных органов. В свете этих требований актуальными являются задачи обеспечения сотрудников инновационными технологиями, а также научно-методическим инструментарием для формирования профессиональной компетентности сотрудников в системе служебной подготовки. Для реализации в рамках служебной подготовки повышения профессионального мастерства в специализированных исправительных учреждениях без отрыва от исполнения профессиональных обязанностей.

Литература

  1. Болдина М.А. Формирование профессиональной компетентности специалиста как управляемый процесс становления его профессионализма // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 1-2 (23-24). С. 317–321.
  2. Водеников В.А. Динамика личностных характеристик инженера в процессе профессионального становления: Дисс. ... канд. психол. наук. Казань, 2001. 193 с.
  3. Волошин Д.В. Формирование профессиональной компетентности руководителей пенитенциарных учреждений в системе повышения квалификации: Дисс. … канд. пед. наук. Томск, 2008. 221 с.
  4. Воронин Р.М., Киселев А.М., Ковальчук И.А. Сотрудник уголовно-исполнительной системы: образ профессии // Прикладная юридическая психология, 2017. № 4 (41). С. 107–113.
  5. Гаврина Е.Е., Симакова Т.А. Социально-демографические особенности личности бывших сотрудников уголовно-исполнительной системы, осужденных за коррупционные преступления // Социально-психологические исследования коррупции / Под ред. А.Л. Журавлева, Д.А. Китовой, В.А. Соснина. М.: Институт психологии РАН, 2017. С. 150–160.
  6. Дебольский М.Г. Разработка профессиограммы психолога и ее использование при профотборе специалистов. М.: Академия МВД России, 1996. 38 с.
  7. Зауторова Э.В. Профессионально-педагогические качества и способности сотрудника исправительного учреждения // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России: научно-практическое ежеквартальное издание. Выпуск 1. М.: Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, 2020. С. 214–218.
  8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2000. 397 с.
  9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
  10. Казак Б.Б., Ушатиков А.И. Профессиональная психологическая подготовка персонала исправительных учреждений: Учебное пособие. 2-е изд., испр. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2006. 146 с.
  11. Капустин К.В. Соотношение оперативно-розыскных и режимных мероприятий в деятельности сотрудников оперативных подразделений исправительных учреждений для содержания осужденных — бывших работников судов и правоохранительных органов // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2020. № 4 (26). С. 91–95.
  12. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб: Речь, 2006. 99 с.
  13. Кириллова Т.В., Кузнецов М.И., Лузгин С.А. Воспитательная работа с различными категориями осужденных на начальном и основном этапах отбывания наказания в местах лишения свободы // Воспитательная работа: новые направления, методы, пути развития: Коллективная монография. Ульяновск: Зебра, 2018. С. 96–124.
  14. Кириллова Т.В., Пашукова А.Д. Историко-педагогические аспекты исполнения наказаний в отношении осужденных — бывших сотрудников судов и правоохранительных органов // Глобальный научный потенциал. 2020. № 2 (107). С. 20–24.
  15. Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г.» [Электронный ресурс] // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/ (дата обращения: 09.07.2021).
  16. Сапрыкина Н.Н. Развитие правовой компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации: Дисс. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1999. 185 c.
  17. Сухов А.Н. Особенности подготовки сотрудников ИТУ к действиям в экстремальных ситуациях // Социально-психологические и правовые проблемы профилактики правонарушений в исправительно-трудовых учреждениях: Сборник научных трудов. Рязань: Изд-во РВШ МВД СССР, 1982. С. 96–102.
  18. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 29.12.2022) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/ (дата обращения: 12.07.2021).

Информация об авторах

Кириллова Татьяна Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт ФСИН России (ФКУ «НИИ ФСИН России»), Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8394-897X, e-mail: tatiana-kirillova@rambler.ru

Пашукова Анастасия Дмитриевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей и педагогической психологии, психологический факультет, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФКОУ ВО «Академия ФСИН России»), Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6198-4929, e-mail: pashukova_21@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 465
В прошлом месяце: 53
В текущем месяце: 38

Скачиваний

Всего: 116
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 20