Программа профилактики отклоняющегося поведения подростков с задержкой психического развития «Красота внутри меня»

237

Аннотация

Одной из задач современного образования является создание психолого-педагогических условий для успешной социализации ребенка. Однако социализация детей и подростков с задержкой психического развития (ЗПР) представляет собой острую актуальную проблему, с вхождением детей с ЗПР в подростковый возраст она лишь усугубляется; увеличивается развитие данной категории подростков в сторону девиации поведения. Целью профилактики отклоняющегося поведения подростков с ЗПР, их эффективной социализации актуальным является коррекция их психоэмоционального состояния и развитие способностей самовыражения и самопознания. Эффективным средством, облегчающим «вхождение» подростков с ЗПР в общество, является искусство, профилактические возможности которого обусловлены предоставлением личности возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания. Одним из современных действенных инструментов профилактической работы с подростками является инновационная и не имеющая аналогов технология — комплекты игрового развивающего и реабилитационного оборудования «Мозартика» автора-разработчика П.Э. Руссавской. Программа «Красота — внутри меня» основана на применении данной технологии. Она является краткосрочной (реализуется в течение одного учебного года), рассчитана на 34 академических часа.

Общая информация

Ключевые слова: социализация, ЗПР, девиантное поведение, саморазвитие, самопознание

Рубрика издания: Развитие региональных практик психологического сопровождения в образовании и социальной сфере

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2022190305

Получена: 11.10.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Замяткина И.М. Программа профилактики отклоняющегося поведения подростков с задержкой психического развития «Красота внутри меня» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 3. С. 90–110. DOI: 10.17759/bppe.2022190305

Полный текст

Актуальность программы 

Одной из задач современного образования является создание психолого-педагогических условий для успешной социализации ребенка. А.В. Мудрик определяет социализацию как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [23, c 21]. 

М.А. Галагузова понимает под данным понятием «процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок» [4, c. 54].

Особенно острую актуальную проблему представляет собой на сегодняшний день социализация детей и подростков с задержкой психического развития (ЗПР). В наше время понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации [24].

Р.Д. Тригер, рассматривая психологические особенности социализации детей с ЗПР, определяет детей данной категории как не имеющих нарушений отдельных анализаторов и не являющихся умственно отсталыми, но отличающихся от других детей тем, что они испытывают трудности при обучении по общеобразовательным программам [25].

Актуальность проблемы социализации детей и подростков с ЗПР обуславливает большая распространенность данного нарушения развития как в нашей стране в целом, так и в Угличском районе, в частности.

По данным различных источников, ЗПР является одним из самых распространенных нарушений развития в Российской Федерации. По данным Госкомстата, ЗПР имеют 2–4% населения; по отдельным регионам России распространенность ЗПР варьирует от 15% до 45% .

В Угличском муниципальном районе численность обучающихся с задержкой психического развития составляет на 2018 г. 91,32% от общего количества обучающихся по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Как правило, включение таких детей в социальную жизнь происходит болезненно. Психологи, медики, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия — отчуждением, избеганием или конфликтом (В.В. Ковалев, И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л.М. Шипицына и др.). Педагоги обращают внимание на то, что в работе с такими детьми их социализация является самой трудной педагогической проблемой. Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска.

Поэтому если для ребенка с нормой развития социализация представляет собой естественный процесс, то для ребенка с ЗПР «вхождение» в общество — это кропотливая работа, результат которой зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

Это объясняется тем, что социализация связана с аспектами, в которых дети с ЗПР проигрывают своим сверстникам, имеющим норму развития, по причине нарушений развития интеллекта и познавательных способностей, часто сопровождающихся неврологической и психиатрической симптоматикой. Данные нарушения приводят к формированию у детей сходных проблем в эмоционально-волевой, личностной сферах: эмоциональной депривации, переживанию эмоционального напряжения, чувства одиночества, трудностям эмоционального развития, импульсивности, повышенной тревожности, страхам и пр., а также к нарушению коммуникативно-рефлексивных процессов (наличию конфликтных межличностных отношений).

Нарушения в познавательном и личностном развитии в совокупности с негативным влиянием социальных факторов детерминируют своеобразие самооценки детей с ЗПР. Их самооценка отличается большей зависимостью от мнения окружающих, в сравнении с самооценкой детей с нормой развития. Исследования показали, что для формирования самооценки детей с ЗПР характерно сильное отставание от нормы и свойственна нерасчлененность, упрощенность, часто она бывает противоречива и неустойчива [7].

Благодаря изучению А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, В.М. Синельниковым самооценки детей и подростков с задержкой психического развития было выявлено влияние обучения детей с ЗПР в общеобразовательной школе. В ходе исследований дети показали низкий уровень самооценки и неуверенность в себе, вызванные тем, что дети претерпевали учебные неудачи на фоне учеников с нормальным развитием. 

Проблема социализации детей с ЗПР усугубляется с вхождением их в подростковый возраст. Особенностями данного возраста являются бурные биологические и социальные изменения, обусловливающие всю психологическую перестройку. Колоссальные изменения происходят в сфере самосознания подростка, в целом оформляется такое сложное образование как Я-концепция: претерпевают изменения образ Я, система самооценок подростка.

У подростков с ЗПР, несмотря на наличие возрастных особенностей и тенденций, процесс становления «образа Я» характеризуется своей спецификой, общей для всей рассматриваемой категории. Общие особенности обусловлены влиянием сходного нарушения развития, а специфика — разным влиянием микросред и генезисов, которые привели к ЗПР. Во-первых, в отличие от нормы, у младших подростков с ЗПР все же недостаточно развивается словесно-логическое мышление, что вызывает отклонение в когнитивной организации «образа Я»: он формируется на базе наглядно-образного мышления. Во-вторых, у подростков с ЗПР раньше, чем у подростков с нормой развития, наступает кризис самовосприятия — в 11–12 лет, что говорит о неблагополучии самопознания, связанном с препятствиями на пути конструирования «образа Я» [9].

У подростков с ЗПР рефлексивность, дифференцированность, устойчивость адекватной самооценки не формируются в нужном возрасте, в силу наложения отпечатка первичного дефекта на развитие личности. В исследованиях личностных особенностей подростков с ЗПР Г.В. Грибанова особо выделяет неустойчивость и незрелость самооценки у подростков, недостаточный уровень осознания своего «Я». По мнению автора, именно это приводит к повышению внушаемости, несамостоятельности и неустойчивости поведения этих детей [11].

Следует также отметить, что задержка в формировании «образа Я» этой категории подростков, препятствия на пути построения конструктивных размышлений о себе обусловлены не только дефектом развития, но во многом — негативным восприятием их со стороны взрослых и сверстников. Формирующийся «комплекс неполноценности» мешает становлению «образа Я» на рефлексивной основе и, более того, установлению дружеского общения со сверстниками и адекватных взаимоотношений.

Глобальные неудовлетворенные потребности в общении и принятии фрустрируют подростков с ЗПР, снижают их самооценку и уровень притязаний. В дальнейшем, учитывая некоторый инфантилизм подростков данной категории, и их неумение эффективно взаимодействовать с окружающими, это предопределяет их развитие в сторону девиации поведения. 

Таким образом, с целью профилактики отклоняющегося поведения подростков с ЗПР, их эффективной социализации актуальным является коррекция их психоэмоционального состояния и развитие способностей самовыражения и самопознания.

Эффективным средством, облегчающим «вхождение» подростков с ЗПР в общество, способствующим их полноценному существованию и взаимодействию в обществе, помогающим им познать и раскрыть свое «Я», является искусство.

Оказывая большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, искусство при этом выполняет также коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Общение с искусством помогает ребенку «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром. Профилактические возможности искусства обусловлены предоставлением ребенку возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания. Созданные ребенком творческие работы и их признание взрослым повышают его самооценку, степень его самопризнания.

Одним из современных действенных инструментов, в основе которого лежит идея соприкосновения детей с искусством, является инновационная развивающая игровая технология «Мозартика».

Новизна программы

Новизна программы заключается в применении в работе с подростками с ОВЗ инновационной и не имеющей аналогов технологии «Мозартика». «Мозартика» редко применяется в Ярославской области, в Угличском районе данная технология ранее не применялась.

Технология «Мозартика» представляет собой синтез игровой терапии, арт-терапии и психоанализа. Автором технологии является П.Э. Руссавская, математик, психолог, художник-дизайнер. Игровые комплекты «Мозартика» изготовлены при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Минтруда России. 

«Мозартика» прошла серию государственных и негосударственных экспертиз, в том числе: в Национальном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии им. В.П. Серб-ского Минздрава России, на кафедре психотерапии и сексологии Российской медицинской акаде-мии непрерывного профессионального образования), в Институте мозга человека им. Н.П. Бехте-ревой РАН. Также «Мозартика» запатентована как «Ментальная игра для лечения стрессовых со-стояний и для личностного развития пациентов, преимущественно детей» (патент № 31203).

Цели и задачи программы

Цель программы: профилактика отклоняющегося поведения обучающихся младшего и среднего подросткового возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (задержку психического развития).

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Создавать условия для:
  • формирования мотивации на самопознание, развития интереса к себе;
  • позитивизации Я-схем («я могу», «я значим», «я творец» и пр.);
  • повышения самооценки, уверенности в себе;
  • уменьшения эмоционального напряжения, тревожности, агрессивности, социальных барьеров;
  • накопления эмоционально-положительного опыта.
  1. Поощрять позитивные формы активности подростков (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.).

Условия реализации программы

Программа реализуется с подростками младшего и среднего подросткового возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья: задержку психического развития.

Занятия по программе могут проводиться в помещении сенсорной комнаты или в учебном кабинете. Занятия по программе проводит педагог (социальный педагог, педагог-психолог), хорошо знакомый с технологией применения комплексов «Мозартики».

В работе по программе важно учитывать общие проблемные зоны подростков, обусловленные их психофизическими особенностями, как то: однотипность выполнения действий; низкий уровень развития воображения; страх неудачи. Поэтому на начальном этапе работы важно давать самые простые задания, максимально конкретизировать их. Обязательна четкая максимально подробная и многократно повторенная инструкция, которая дается перед созданием картины (выкладкой).

На каждом занятии создаются творческие работы, которые нужно назвать, рассказать о сюжете, участниках действия. Если детей что-то не устраивает, они могут изменить картину.

Каждая работа фотографируется и протоколируется педагогом.

Занятия по программе предполагают индивидуальную работу, работу в парах, коллективную работу.

В целом, состав группы остается постоянным, однако он может изменяться по следующим причинам: отчисление обучающихся из ОО; смена места жительства и др.

Наполняемость групп выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.2006 № 06-1616 «О методических рекомендациях» (Приложение 7 «Примерная наполняемость групп»): до 15 человек.

Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы.

Права и обязанности участников программы определяются выработанными правилами группы.

Отношения между участниками и ведущим программы строятся на основе доверия, сотрудничества, взаимного уважения и предоставления свободы развития личности.

Происходящее в группе всегда определяется личностным выбором каждого участника, никто не может принудить его к совершению каких-либо поступков.

Участники программы имеют право: на добровольное участие в программе; на отказ от занятий при наличии обстоятельств, которые могут нанести вред их психическому или физическому здоровью; уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Участники программы обязаны: соблюдать правила, принятые участниками программы; уважать честь и достоинство других участников программы; не совершать действий, наносящих психологическую и физическую травму другим участникам программы; соблюдать режим посещения занятий.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы

  1. Требования к специалистам, реализующим программу.

Реализация программы обеспечивается социальным педагогом и педагогом-психологом.

Специалисты должны иметь соответствующее образование и быть компетентны в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии; должны владеть знаниями и практическими компетенциями в области информационно-коммуникационных технологий, знанием возрастных, психологических особенностей, уметь организовывать групповую работу, знать методические основы работы с детьми и подростками. В список умений специалистов включаются их действия на всех этапах группового обсуждения, знание закономерностей групповой динамики и их использование в психологических целях, фасилитация, контроль за временем.

  1. Требования к материально-технической оснащенности.

Обязательным требованием при проведении программы является наличие помещения для занятий, позволяющее активно перемещаться при выполнении упражнений. Необходимо наличие отдельного кабинета, оборудованного столами и стульями по количеству участников группы или мягким ковром для сидения на полу, и следующего оборудования и материалов: настольных раскладных игр «Витражи», «Туманы», «Городок» инновационной развивающей игровой технологии «Мозартика» автора П.Э. Руссавской; музыкального центра (колонки); записи музыкальных произведений на тему «Времена года» П.И. Чайковского «Январь. У камелька», «Весна. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Октябрь. Осенняя песнь», «Лето. Жатва»; демонстрационного материала (карточки с примерами мозаики, репродукции портретов, пейзажей, натюрмортов; карточки с изображением сказочных героев); мяча; бланков протокола; ручек, карандашей, восковых мелков; фотоаппарата и пр.

Структура программы

Всего программой предусмотрено 34 занятия.

Два из них являются вводными. На первом занятии педагог знакомится с детьми, знакомит их с правилами безопасного поведения в кабинете и учреждении, правилами работы в группе, особенностями работы на занятиях. На втором занятии педагог проводит диагностическое обследование участников группы.

Два занятия в завершении работы по программе предполагают повторную диагностику детей и подведение итогов работы по программе.

Структура занятия (по Н.А. Сакович).

  1. Организационный момент.

Цели: включение в работу, повышение тонуса группы, создание настроя на коллективное творчество.

Содержание: ритуализованное индивидуальное, попарное или коллективное упражнение — простое, приемлемое для всех.

  1. Основное задание.

Цель: приобретение нового опыта, применение технологии, освоение данного изобразительного материала.

Содержание: применение технологии «Мозартика», направленной на разработку какой-либо темы.

  1. Обсуждение.

Цель: осознание проделанной работы, актуализированных чувств.

Содержание: выставка работ, обсуждение в парах, обмен чувствами, сочинение историй, названий к работам.

  1. Завершение.

Цель: закрепление нового опыта, получение «группового ресурса», обратной связи.

Содержание: коллективные упражнения, позволяющие закрепить новый опыт и получить «ресурс», повысить самооценку, улучшить эмоциональный фон [19].

Система организации внешнего и внутреннего контроля реализации программы

Система организации внешнего контроля за реализацией программы осуществляется посредством заполнения журнала учета видов деятельности социального педагога, педагога-психолога, составления расписания занятий. При необходимости (учитывая добровольность участия) контроль за посещаемостью осуществляет специалист, реализующий программу.

Промежуточная оценка осуществляется при помощи наблюдения педагога. Также промежуточная и итоговая оценка результативности производится в форме рефлексии прошедшего занятия.

Контроль результативности работы по программе осуществляется на основе диагностического инструментария:

  • методика изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой;
  • шкала самоуважения М. Розенцвейга;
  • проективная методика исследования личности «Тест руки (Hand test)» Э.Вагнера в адаптации Н.Я. Семаго;
  • методика Ч.Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным);
  • беседа;
  • наблюдение;
  • изучение продуктов деятельности;
  • анализ документации.

Критерии результативности программы в процессе наблюдения

Критерии

Индикаторы

Улучшение
эмоционального состояния
подростка

Частота проявлений положительных чувств и эмоций (радость, удивление, восхищение, любопытство, интерес).

Уменьшение проявлений лабильности (неустойчивость настроения, его резкие перепады без видимых причин).

Отсутствие в поведении реакций обиды.

Снижение
тревожности

Отсутствие мышечных напряжений, прежде всего в области лица и шеи.

Отсутствие беспокойных движений.

Интерес к новому заданию, отсутствие опасений в неуспехе. 

Снижение
агрессивности

Снижение частоты мимических, пантомимических и вегетативных проявлений агрессии (сжатые губы, кулаки, покраснение кожи).

Отсутствие предметной агрессии.

Снижение реактивности в ответ на действия других детей

Отсутствие реакции сопротивления взрослому при попытке удержать в состоянии гнева.

Повышение
самооценки

Выбор значимых ролей в деятельности.

При наличии выбора сложности задания – берутся за более сложные.

Умение адекватно оценить результаты деятельности, поступки свои и чужие.

Развитие
коммуникативных способностей

Проявляют желание, инициативу к взаимодействию с другими.

Умеют выслушать другого, способны согласовать свои действия с действиями других.

Откликаются на эмоциональные переживания другого.

По своей инициативе задают вопросы взрослому.

Практическая апробация программы

Программа была реализована социальным педагогом при участии педагога-психолога Центра «Гармония» Угличского муниципального района Ярославской области на базе Центра «Гармония» в течение 2020–2021 учебного года.

За данный период в программе приняли участие 10 подростков, имеющих задержку психического развития, — обучающихся 7–8-х классов ООШ Угличского муниципального района.

По результатам методики изучения общей самооценки Г.Н. Казанцевой на констатирующем этапе завышенный уровень самооценки был у 14% участников, на контрольном этапе — также у 14%. Адекватный уровень самооценки в начале реализации программы был у 14% участников, в конце программы — у 58%. Заниженный уровень самооценки в начале реализации программы был у 72% подростков, по итогам реализации программы этот показатель снизился до 28%.

По шкале самоуважения Розенберга: низкий уровень самоуважения в начале программы де-монстрировали 72% участников и 28% — в конце программы. Высокий уровень самоуважения в начале реализации программы был у 14% участников и в конце — у 58% участников. Очень высокий уровень самоуважения отмечался у 14% участников, этот параметр не изменился к завершению реализации программы.

По результатам проективной методики Hand test на констатирующем этапе высокая вероят-ность открытого агрессивного поведения (тревожности) была у 72% участников, низкая — у 28% участников. На контрольном этапе высокая вероятность снизилась до 42% и низкая вероятность отмечалась у 58% участников.

По результатам методики Ч. Д. Спилбергера число участников с низкой личностной тревожностью не изменилось — 14% на констатирующем и на контрольном этапе. Участников с умеренной личностной тревожностью по итгам реализации программы стало больше — 42% и 56%, соответственно; участников с высокой личностной тревожностью стало меньше — 44% в начале программы и 30% в конце. Число участников с низкой и умеренной ситуативной тревожностью к концу реализации программы увеличилось — 14% и 28% — с низкой; 28% и 42% —с умеренной. Число участников с высокой ситуативной тревожностью в результате реализации программы уменьшилось с 42% до 30%.

Таким образом, работа по программе способствовала формированию мотивации обучающихся на самопознание, развития интереса к себе, позитивизации Я-схем обучающихся, повышению самооценки, уверенности в себе, уменьшению эмоционального напряжения, тревожности, агрессивности.

В процессе работы по программе происходило накопление эмоционально-положительного опыта обучающихся, стимулирование позитивных форм активности подростков (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.).

Тем самым создавались условия для профилактики отклоняющегося поведения подростков с задержкой психического развития посредством гармонизации личности подростков через развитие способностей самовыражения и самопознания и коррекции психоэмоционального состояния подростков путем соприкосновения с искусством.

Учебно-тематический план

Тема 

Кол-во часов

  1.  

Знакомство

1

  1.  

Отправляемся в путь

1

  1.  

Мозартика — волшебная страна. Дорожки, круги и треугольники

1

  1.  

Подарок другу

1

  1.  

Выкладка на свободную тему

1

  1.  

Портрет

1

  1.  

Волшебный цветок

1

  1.  

Место, где мне хорошо

1

  1.  

Выкладка на свободную тему

1

  1.  

Дом и тот, кто в нем живет

1

  1.  

Моя планета

1

  1.  

Животные Мозартики

1

  1.  

Птицы Мозартики

1

  1.  

Мое настроение

1

  1.  

Мое желание

1

  1.  

Времена года

1

  1.  

Строим город

1

  1.  

Выкладка на свободную тему с использованием трех цветов

1

  1.  

Выкладка на свободную тему с использованием двух цветов

1

  1.  

Выкладка на свободную тему с использованием одного цвета

1

  1.  

То, что я люблю

1

  1.  

Радость

1

  1.  

Мозаика

1

  1.  

Выкладка в парах на свободную тему

1

  1.  

Коллективная выкладка на свободную тему

1

  1.  

Автопортрет

1

  1.  

Роботы

1

  1.  

Создаем волшебный мир!

1

  1.  

Выкладка на свободную тему

1

  1.  

Мой сказочный герой

1

  1.  

Сочиняем сказку!

1

  1.  

Выкладка на свободную тему

1

  1.  

Красота — внутри меня!

1

  1.  

Возвращение домой!

1

Итого 

34

Содержание занятий по программе

Занятие 1. «Знакомство»

  1. Игра с мячом «Мой любимый цвет».

Каждый ловящий мяч называет свое имя и свой любимый цвет. В упражнении должен принять участие каждый.

  1. Упражнение «Я сегодня вот такой».

Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» — и показывает невербально свое состояние. Остальные говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой», — и копируют его жесты, мимику, позу. В упражнении должен принять участие каждый. В заключение все берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все!»

  1. Упражнение «Поздороваемся».

Педагог предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только тогда, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача — поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Занятие 2. «Отправляемся в путь»

  1. Диагностическое обследование.

Занятие 3. «Мозартика — волшебная страна. Дорожки, круги и треугольники»

  1. Знакомство детей с технологией «Мозартика».

В кабинете на столе подготовлены карты-поля, фантазийные фигурки игрового набора «Витражи», входящего в состав технологии «Мозартика».

Педагог знакомит участников с технологией «Мозартика»: говорит, что они отправляются в удивительный волшебный мир «Мозартики», который создала Полина Руссавская, где можно с помощью различных цветных деталей построить все, что захочется. Педагог просит участников закрыть глаза и произносит: «1, 2, 3 — в мир Мозартики лети!» Далее педагог говорит, что участники уже перенеслись в мир Мозартики. Главные здесь — они, поэтому можно придумывать все, что хочется. Правил в этой игре нет, только одно — нужно аккуратно относиться к волшебным деталькам (не кусать их, не мять, не бросать), и тогда у всех получатся замечательные картины.

Педагог показывает участникам поля и фигурки. Затем они знакомятся с основными формами фантазийных фигурок игрового набора «Витражи» (полукруг, треугольник, прямоугольник).

  1. Коллективное упражнение «Сортировка» с использованием игрового набора «Витражи».

Участники все вместе сортируют фигурки по цвету, форме, размеру, раскладывая их в несколько коробок, на каждой изображена какая-либо определенная фигурка.

  1. Упражнение «Где чья фигурка?» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Участники раскладывают фигуры по цвету, форме, размеру (каждому дается определенная форма и цвет, например, «Ты, Ваня, собираешь большие красные полукруги»).

Занятие 4. «Подарок другу».

  1. Фронтальная беседа о дружбе:
  • Что такое дружба?
  • А у вас есть хороший друг?
  • Какими качествами обладает друг?
  • Что можно делать с друзьями? В какие игры вы любите играть с друзьями?

Обсуждение вопросов, обобщение.

  1. Выкладка на тему «Подарок другу» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает участникам, что сегодня на занятии они будут создавать картину на тему «Подарок другу» и рассказывать о том, кому они сделали этот подарок и почему.

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать работу, рассказать о своем друге, почему именно такой подарок они сделали (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 5. «Выкладка на свободную тему»

  1. Выкладка на свободную тему с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает участникам, что сегодня на занятии они будут создавать картину на любую тему, какую им захочется.

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать работу, рассказать о героях, сюжете картины (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 6. «Портрет»

  1. Рассматривание картин.

Педагог предлагает участникам рассмотреть небольшую серию картин (портретов, пейзажей, натюрмортов). На одних изображена природа — это пейзаж, на других различные предметы — это натюрморт, на третьих люди — это портреты. Художники рисуют знакомых или незнакомых им людей.

  1. Выкладка на тему «Портрет» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает участникам, что сегодня на занятии они будут создавать «Портрет»: изображать человека (своих друзей, родственников или придумывать людей).

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать работу, рассказать о том, что их радует (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 7. «Волшебный цветок»

  1. Упражнение «Волшебные цветы».

Педагог просит участников представить, что они — волшебные цветы.

Днем, когда жарко и солнечно, цветы раскрывают свои лепестки, поворачивают свои головки и смотрят вверх (вдох). Ветерок колышет цветы из стороны в сторону. Ночью все отдыхает. Цветы опускают головки, закрываются в бутоны (выдох).

Выполнение упражнения: все встают в круг, берутся за руки, смотрят вверх — вдох, опускают головы — выдох (повтор несколько раз).

  1. Выкладка на тему «Волшебный цветок» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает, что сегодня на занятии они будут создавать картину на тему «Волшебный цветок». Так как цветок необычный, участники должны будут подумать, какими волшебными свойствами он обладает.

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать работу, рассказать о цветке, его волшебных свойствах (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 8. «Место, где мне хорошо»

  1. Выкладка на тему «Место, где мне хорошо» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает, что сегодня на занятии они будут создавать картину на тему «Место, где мне хорошо».

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы, педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы, педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать работу, рассказать о месте, где они чувствуют себя хорошо, где хотели бы очутиться, почему (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 9. «Выкладка на свободную тему»

Занятие 10. «Дом и тот, кто в нем живет»

  1. Выкладка на тему «Дом и кто в нем живет» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает, что сегодня на занятии они будут создавать картину на тему «Дом и кто в нем живет».

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы, педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать работу, рассказать о созданном доме, кто в нем живет (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 11. «Моя планета»

  1. Выкладка на тему «Моя планета» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает, что сегодня на занятии они будут создавать картину на тему «Моя планета»: придумывать и изображать свою собственную планету.

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы, педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать работу, рассказать о их планете, какая она, кто на ней живет, что растет и пр. (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 12. «Животные Мозартики»

  1. Выкладка на тему «Животные Мозартики» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает, что сегодня на занятии они будут создавать картину на тему «Животные Мозартики»: придумывать и изображать животное, которое живет в волшебном мире Мозартики.

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать работу, рассказать о животном, его характере, чем оно питается, чего боится, где живет и пр. (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 13. «Птицы Мозартики»

  1. Выкладка на тему «Птицы Мозартики» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает, что сегодня на занятии они будут создавать картину на тему «Птицы Мозартики»: придумывать и изображать птицу, которая живет в волшебном мире Мозартики.

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать работу, рассказать о птице, ее характере, чем она питается, чего боится, где живет и пр. (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 14. «Мое настроение»

  1. Выкладка на тему «Мое настроение» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает, что сегодня на занятии они будут создавать картину на тему «Мое настроение»: как оно бы выглядело, если бы было живым: какого цвета было бы, какой формы, какого размера и пр. Можно изображать настроение в виде какого-либо предмета, животного, пейзажа и пр.

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать работу, рассказать о своем настроении, описать его, рассказать, почему оно такое (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 15. «Мое желание»

  1. Выкладка на тему «Мое желание» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии они будут создавать картину на тему «Мое желание».

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать работу, рассказать о своем желании (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 16. «Времена года»

  1. Упражнение «Время года в музыке» (фронтальная работа).

Педагог сообщает, что сегодняшнее занятие будет посвящено временам года, просит назвать времена года (весна, лето, осень и зима), говорит, что каждое время года имеет свое настроение.

Педагог предлагает отгадать, прослушав отрывки из музыкальных произведений П.И. Чайковского, какому времени года композитор посвятил каждое произведение, и обосновать, почему участники так решили (используются записи музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года»: «Январь. У камелька», «Весна. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Октябрь. Осенняя песнь», «Лето. Жатва»).

  1. Фронтальная беседа «Времена года в цвете».

Педагог говорит, что каждое время года имеет также и свои цвета и предлагает участникам ответить на вопросы:

  • Какие цвета у зимы? Почему? (белый, голубой, синий — снег)
  • Какие цвета у весны? Почему? (зеленый, голубой — трава, вода)
  • Какие цвета у осени? Почему? (желтый, красный, коричневый — листва, земля)
  • Какие цвета у лета? Почему? (зеленый, красный, желтый и пр. — цветы, ягоды, трава, листва)
  1. Выкладка на тему «Времена года» с использованием игрового набора «Туманы» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает, что сегодня на занятии они будут создавать картину на тему «Времена года». Педагог показывает поля набора «Туманы», говорит, что на каждом поле изображены плывущие облака и свое время года, окно в зиму, окно в весну, окно в осень, окно в лето.

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. После чего дается набор фигурок по сезону, который они выбрали, это время года называется и предлагается изобразить его с помощью фигурок. Работа осуществляется под музыкальное сопровождение (записи музыкальных произведений П.И. Чайковского «Времена года»: «Январь. У камелька», «Весна. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Октябрь. Осенняя песнь», «Лето. Жатва»).

В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о временах года: назвать работу, рассказать о том, почему именно так захотелось изобразить этот сезон, какое настроение у птицы на окне и пр. (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 17. «Строим город»

  1. Парная выкладка на тему «Строим город» с использованием игрового набора «Городок».

Педагог сообщает, что сегодня на занятии они будут создавать картину на тему «Строим город», разделившись по парам (по желанию).

Педагог предлагает представить, что участники высадились на незнакомый берег и им предстоит построить город, чтобы там было все необходимое для жизни. Так как работать предстоит в паре, необходимо при работе слушать партнера, обсуждать с ним решения, уважать его.

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о своем городе: назвать город, показать здания, рассказать о них, рассказать о жителях, где живут сами дети (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 18. «Выкладка на свободную тему с использованием трех цветов»

Занятие 19. «Выкладка на свободную тему с использованием двух цветов»

Занятие 20. «Выкладка на свободную тему с использованием одного цвета»

Занятие 21. «То, что я люблю»

  1. Упражнение «Я люблю».

Участник выходит в центр круга, говорит «Я люблю…» и называет то, что ему нравится. Второй участник, разделяющий его интересы, подходит к первому, берет его за руку, говорит «Я люблю…», и так далее — до последнего участника. Последний участник берет за руку первого, и круг замыкается.

  1. Выкладка на тему «То, что я люблю» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает, что сегодня на занятии они будут создавать картину на тему «То, что я люблю».

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать работу, рассказать о том, что их радует (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 22. «Радость»

  1. Упражнение «Передай улыбку по кругу».

Педагог говорит, что тема сегодняшнего занятия — «Радость». А когда человек радуется, он улыбается. Педагог предлагает выполнить упражнение «Передай улыбку по кругу». Участникам нужно встать в круг, передать свою улыбку по кругу (педагог улыбается рядом стоящему участнику, передает улыбку в ладошке, этот участник улыбается своему соседу и т. д.).

Что чувствуете вы сейчас? (Ответы участников.)

  1. Выкладка на тему «Радость» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает, что сегодня на занятии они будут создавать картину на тему «Радость»: изображать то, что их радует (предметы, погоду и пр.).

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать работу, рассказать о том, что их радует (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 23. «Мозаика»

  1. Фронтальная беседа.

Педагог спрашивает, на что похожа игра «Витражи» (на мозаику). Участники отвечают на вопросы педагога:

  • Что такое мозаика? (картина, состоящая из мелких деталей)
  • Из чего можно сделать мозаику? (стекло, камни, бумага, пластик).

Педагог показывает примеры мозаик из различных материалов на карточках.

  1. Выкладка на тему «Мозаика» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает, что сегодня на занятии они будут создавать мозаику.

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать работу, рассказать о ней (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 24. «Выкладка в парах на свободную тему»

Занятие 25. «Коллективная выкладка на свободную тему»

Занятие 26. «Автопортрет»

  1. Рассматривание картин.

Педагог предлагает рассмотреть небольшую серию картин (портретов). Педагог говорит, что художники рисуют знакомых или незнакомых им людей — портреты. Иногда художники рисуют себя (автопортреты). Участники рассматривают серию автопортретов.

  1. Выкладка на тему «Автопортрет» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии они будут создавать «Автопортрет»: изображать себя.

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали, рассказать о ней (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 27. «Роботы»

  1. Упражнение «Я — робот».

Педагог сообщает, что занятие будет посвящено роботам. Педагог просит участников выступить в роли роботов, показать, как он двигается, что может делать, какие звуки может издавать.

  1. Выкладка на тему «Роботы» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает, что сегодня на занятии они будут создавать робота.

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать работу, рассказать ней (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 28. «Создаем волшебный мир!»

  1. Упражнение «Волшебники».

Педагог напоминает, что Мозартика — волшебная страна. И в этой стране наверняка живут волшебники.

Затем педагог спрашивает участников: Что могут делать волшебники? (превращать, исполнять желания и т. д.). Выслушав ответы, педагог сообщает участникам, что они тоже добрые волшебники и уже многое могут. Например, могут поднять настроение другу, подарив ему доброе пожелание, и просит каждого участника подарить доброе волшебное пожелание другу.

  1. Выкладка на тему «Создаем волшебный мир!» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает, что сегодня на занятии они будут создавать волшебный мир.

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать работу, рассказать о ней (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 29. «Выкладка на свободную тему»

Занятие 30. «Мой сказочный герой»

  1. Фронтальная беседа на тему «Сказочные герои».

Педагог задает вопросы: каких сказочных героев вы знаете? какой ваш любимый герой? почему?

  1. Игра «Угадай героя».

Педагог показывает изображения героев сказок на карточках, участники отгадывают их и называют сказки, какими волшебными качествами обладают герои.

  1. Выкладка на тему «Мой сказочный герой» с использованием игрового набора «Витражи» (индивидуальная работа).

Педагог сообщает, что сегодня на занятии они будут создавать своего героя-персонажа.

Участникам предлагается самим выбрать себе поле. В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать героя, рассказать о его характере, где он живет, что любит, чего боится, какими свойствами обладает (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 31. «Сочиняем сказку!»

  1. Упражнение «Мы — сказочники».

Педагог сообщает, что сегодня они будут сказочниками, будут придумывать сказку.

Участники отвечают на вопросы педагога (фронтальная беседа):

  • Какие части есть у сказки? (начало, середина, конец)
  • С каких слов обычно начинается сказка? (однажды, жили-были)
  • Какими словами обычно заканчивается сказка? (тут и сказочке конец)
  1. Сочинение сказки, самостоятельная работа в группе. Помощь педагога в случае затруднений.
  2. Выкладка на тему «Сочиняем сказку!» с использованием игрового набора «Витражи» (коллективная работа).

Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии они все вместе будут изображать какой-либо момент из своей сказки.

Участникам предлагается каждому выбрать себе поле и соединить их в одно большое поле. Педагог напоминает, что нужно работать в команде, обсуждать решения, уважать мнение всех и разделить обязанности в команде.

В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать участникам свою сказку, опираясь на картину (отмечает необходимые эпизоды в протоколе).

Занятие 32. «Выкладка на свободную тему»

Занятие 33. «Красота — внутри меня!»

Занятие 34. «Возвращение домой!»

  1. Упражнение «Король Мозартики».

Педагог предлагает участникам стать королями Мозартики перед возвращением домой. Каждый по очереди садится на трон (стул) и надевает корону. Тот, кто становится королем Мозартики, обладает одними достоинствами, у него нет недостатков. Педагог объясняет участникам задачу: увидеть хорошую сторону короля, выразить его хорошие качества словами перед всеми присутствующими.

  1. Выкладка на свободную тему с использованием игрового набора «Витражи» (коллективная работа).

Педагог сообщает, что сегодня на занятии они будут создавать картину на свободную тему, работая одной командой. Выбор поля, сюжет, цвета выкладки и пр. детям нужно выбрать вместе, при этом обсудив, уважая мнение всех и разделив обязанности в команде.

Перед выполнением работы дается время для обсуждения выкладки.

В процессе работы педагог ведет наблюдение, делает необходимые записи в протоколах, фотографирует интересные моменты во время занятия.

После завершения работы педагог предлагает рассказать о том, что же они создали: назвать работу, рассказать о сюжете, героях (отмечая необходимые эпизоды в протоколе).

  1. Упражнение «Импульс».

Педагог говорит участникам, что им нужно возвращаться из путешествия в прекрасную страну Мозартику, так как их ждут дома. Но для возвращения домой нужен импульс, волшебная энергия, которую сейчас они попытаются добыть.

Участники с педагогом встают в круг, берутся за руки. Педагог посылает сигнал — сжимает руку рядом сидящему, тот в свою очередь передает сигнал следующему. Таким образом сигнал начинает «бегать по кругу» — начинается возвращение домой.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М.: Аспект Пресс, 1998.
  2. Галагузова М. А., Лушников А.М., Торохова Т.С. История социальной педагогики. М.: Владос, 2001.
  3. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Гладышев Д.И. Моделирование психолого-педагогической коррекции самооценки у лиц с аддиктивным поведением в условиях реабилитационного центра [Электронный ресурс] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 5 (135). С. 267–272. doi:10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p267-272
  4. Елисеева Ю.Н. Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 3. С. 959–964. URL: https://moluch.ru/archive/107/25474/ (дата обращения: 03.08.2018).
  5. Зеленина Н.Ю. Специальная детская психология. Психология детей с нарушениями интеллекта. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014.
  6. Капитанец Е.Г., Панарина Е.И. Исследование самооценки у младших подростков с ЗПР [Электронный ресурс] // Концепт. 2016. Том 44. С. 22–27. URL: http://e-koncept.ru/2016/56971.htm (дата обращения: 03.08.2018).
  7. Конева И.А. Особенности образа Я младших подростков с ЗПР: Дисс. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2002.
  8. Конева И.А. Психологические особенности формирования образа Я у младших подростков с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции и дифференциации // Научное обозрение. Психологические науки. 2014. № 1. С. 30–31..
  9. Коротенко И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития: Дисс. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2005.
  10. Масленкова К.Е. Особенности коррекции «Образа Я» детей младшего подросткового возраста с умственной отсталостью // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: Сборник статей по материалам LIX студенческой международной научно-практической конференции, Новосибирск, 13–23 ноября 2017 года. Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2017. С. 31–35.
  11. Медведева Е.А. Формирование личности ребенка с проблемами психического развития средствами искусства в артпедагогическом и арттерапевтическом пространстве. М.: Институт консультирования и системных решений, 2009.
  12. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник. М.: Академия, 2001.
  13. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. 3-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2000.
  14. Мудрик А.В. Социализация человека: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  15. Панарина Е.И., Капитанец Е.Г. Особенности самооценки младших подростков с ЗПР [Электронный ресурс] // Концепт. 2017. Том 39. С. 2386–2390. URL: http://e-koncept.ru/2017/970804.htm (дата обращения: 03.08.2018).
  16. Руссавская П.Э. Мозартикотерапия — новая технология в системе семейных отношений. М.: НП «Независимый институт семьи и демографии», 2009.
  17. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. СПб: Речь, 2007.
  18. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2005.
  19. Смирнова И.А., Верховкина М.Е., Атарова М.Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах. М.: Каро, 2014.
  20. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития. М.: ТЦ Сфера, 2009.
  21. Специальная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Назаровой. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  22. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб: Питер, 2008.

Холопова Я.А. Формирование Я-концепции у детей с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения // Духовно-нравственные ориентиры специального образования: материалы XVII Международной конференции «Ребенок в современном мире. Духовные горизонты детства», 21–23 апреля 2010 г. СПб, 2010. С. 140–144.

Информация об авторах

Замяткина Ирина Михайловна, социальный педагог, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония» (МУ ЦППМСП «Гармония»),, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8918-0471, e-mail: nemkaira@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1056
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 39

Скачиваний

Всего: 237
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 10