Модель оценки профессиональных компетенций учителя начальной школы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетенции учителя, структура профессиональных компетенций учителя, развивающее обучение
Рубрика издания: Развивающее образование как развивающаяся образовательная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Репина О.К. Модель оценки профессиональных компетенций учителя начальной школы // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Введение новых образовательных стандартов, построенных на идеологии деятельностного подхода, предъявляет новые требования к результатам образования и профессиональным компетенциям педагога.
В литературе нет единого мнения относительно содержания понятий «компетенция» и «компетентность». Мы различаем эти термины и понимаем под компетенцией совокупность заданных извне требований к знаниям, умениям, навыкам субъекта, необходимых для выполнения им деятельности заданного качества. Компетентность, с нашей точки зрения, характеризует овладение человеком соответствующей компетенцией.
Раскрывая содержание понятий «компетенция» и «компетентность», мы сознательно заменяем термин «способности» термином «умение», тем самым противопоставляя нашу позицию представлениям о врожденности педагогического мастерства. Вместо этого мы рассматриваем компетенции как умения, которые формируются в процессе профессиональной деятельности или в ходе профессионального обучения за счет освоения той или иной педагогической технологии.
В нашей работе в структуре профессиональной компетентности учителя выделено девять компетенций: методическая, организационная, социальная, коммуникативная, информационная, рефлексивно-аналитическая, правовая, результативность, профессиональные знания [1; 2; 3].
На основании оценок экспертной группы, в состав которой вошли учителя высшей квалификационной категории, определено содержание каждой компетенции. Поскольку набор частных характеристик может быть очень объемным, приоритет отдавался тем из них, которые отражают новые требования к профессиональным качествам учителя. Так, структуру методической компетенции составили умения формировать у учащихся:
- компетенции, заложенные в требованиях к усвоению учебного материала конкретных учебных дисциплин;
- начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений (природных, социальных, культурных, технических и др.) действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета начальной школы;
- навыки участия в учебном диалоге и передачи в связном повествовании полученной информации;
- различные способы поиска информации, в т.ч. с использованием средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обработки, анализа и интерпретации данных в соответствии с учебной задачей; умение пользоваться словарями и справочной литературой для школьников;
- операции сравнения, анализа, обобщения, простейшей классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
- знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Для повышения точности экспертной оценки в ходе оценки профессиональных компетенций учителя разработаны специальные оценочные листы профессиональных компетенций. Лист экспертной оценки профессиональной компетенции построен по принципам аналитической шкалы, а именно:
- все составляющие любой компетенции оцениваются отдельно от других;
- для каждой составляющей профессиональной компетенции указано, на основе анализа каких источников информации она может быть оценена (урок, рабочие тетради детей, аналитические справки и др.);
- четко определены критерии оценки каждой из составляющих профессиональной компетенции;
- шкала оценки каждой из составляющих профессиональной компетенции имеет четыре градации, которые однозначно различаются в качественном и количественном отношении.
Разрабатываемая нами модель оценки профессиональных компетенций учителя была направлена не только на определение соответствия учителя категории, но и на повышение его квалификации, а следовательно, на определение того, овладел ли учитель актуальными для задач современного образования умениями. С этой целью в работе по апробации модели принимали участие два учителя с одинаковым стажем, работающие по разным образовательным системам: традиционной и развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Поскольку система традиционного обучения представляет собой образец технологии знаниевого типа, а система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – деятельностного, сопоставление особенностей деятельности учителей, работающих в этих технологиях, было направлено на определение чувствительности разрабатываемой модели к различиям в используемых учителями технологиях.
В результате сопоставления оценок экспертов, сделанных на основании анализа уроков двух учителей, можно отметить, что учитель, работающий по технологии развивающего обучения, получил больше баллов по таким компетенциям, как умения:
- формировать у учащихся способность к использованию знаково-символических средств представления информации;
- способствовать овладению учащимися логическими действиями сравнения и классификации;
- формировать у учащихся различные способы поиска информации, в т.ч. с использованием средств ИКТ, обработки, анализа и интерпретации данных в соответствии с учебной задачей; способности пользоваться словарями и справочной литературой для школьников;
- сформировать у учащихся навыки участия в учебном диалоге и передачи в связном повествовании полученной информации;
- организовать коммуникативную деятельность учеников, в т.ч. с развитием навыков речевого общения и этикета.
Если различия, полученные по другим компетенциям, мы склонны рассматривать как особенности индивидуального опыта, то описанные выше отличия мы связываем со спецификой деятельностной технологии. Однако это предположение требует дополнительной проверки с участием большего количества педагогов.
Литература
- Миронов А.В. Целевой и результативный подход к аттестации учителя в условиях нового образовательного стандарта // Образование и саморазвитие. 2010. №1 (17). С. 70–75.
- Репина О.К. Требования к рефлексивно-аналитической компетентности учителя начальных классов с позиций ФГОС // Психологическая наука и образование. 2010. № 4. С. 100–106.
- Федекин И.Н., Захарова И.М. Структура профессиональных компетенций учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения // Психологическая наука и образование. 2010. № 4. URl:http:// www.PSYEDU.ru.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3849
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 6