Девиантное поведение детей и подростков как психолого-педагогическая проблема
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: девиантное поведение, коррекционная помощь, психокоррекция, психоаналитическое понимание
Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Зиновьева Д.М. Девиантное поведение детей и подростков как психолого-педагогическая проблема // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Осуществляя исследования по данной проблеме, мы столкнулись с тем, что множество социально-психологических работ по девиантному поведению подростков и взрослых описывает явления, так или иначе связанные с девиантностью, но в то же время не объясняет почти ничего. Внутренние механизмы девиации не очевидны. Так какова же природа такого «внутреннего», которое разнообразные социально-психологические факторы преобразует в девиантное поведение человека? Предварительное знакомство с детьми, находящимися в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Волгоградской области, использование при работе с ними различных игровых, арт-терапевтических техник, приемов социально-психологического тренинга позволили нам предположить, что наиболее адекватным методом оценки детей будут проективные методы, максимально «сплавленные» с психокоррекционными процедурами.
Кроме того, нами было отмечено, что для подростков-девиантов характерны слабое осознание собственных качеств личности, отсутствие адекватной оценки своего поведения, несформированность самооценки либо заблокированность ее механизма, т.е. показатели развитого самосознания не проявляются. По сути дела, в исследовании мы были вынуждены опираться на тезис О.А. Белобрыкиной о том, что методы личностной, когнитивной и коммуникативно-поведенческой диагностики детей до 4 лет (курсив мой. – Д.З.) не должны включать задания и вопросы, ориентированные на самосознание и взвешенную оценку собственных качеств и возможностей [1, с. 62].
Проективные методы позволили нацелиться на формирование совокупной картины личности ребенка в противоположность узкой направленности на отдельные черты объективных оценочных техник личностной диагностики. Отсутствие структуры при проективном тестировании обеспечило условия, когда ребенок мог проецировать собственные потребности, эмоции, мыслительные процессы, конфликты и характеристики на тестовую ситуацию [2, с. 275].
Обобщенная социальная карта девиантов. Количество детей в коррекционной группе – 13 человек. Возраст – 11–15 лет. Пол – 10 мальчиков, 3 девочки. Правонарушения – кражи сладостей, сигарет, алкоголя, телефонов, велосипедов, металла, порча имущества и т.п. Семейная ситуация охватывает различные варианты: неблагополучная полная семья, родители лишены родительских прав, развод родителей, алкоголизм родителей, безработность родителей, проблемы с жильем, нищета, заключенные родители, смерть родителей, воспитывает мать, бабушка, отсутствует отец, пьющий и/или судимый отчим. Реконструкция ситуации позволила полагать, что родители сами росли без надлежащей заботы, руководства и надежной привязанности и все еще ищут их с детским усердием. Такие родители не способны удовлетворить потребности своих детей, перегружают их собственными проблемами. Академическая успеваемость подростков низкая. Материальное положение преимущественно тяжелое. Место нахождения в период оценки – Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при УВД Волгоградской области. Время нахождения – от 10 до 30 дней.
Описание развития девиантов строится с опорой на следующие модели:
- модель когнитивного детского развития (ж. Пиаже);
- модель эмоционального развития в течение жизни (Р. Лейн и Г. Шварц);
- модель психологического развития человека в течение жизни (Э. Эриксон);
- стадии психосексуального развития (З. Фрейд);
- основные стадии моторного развития в раннем детстве;
- рецептивное, экспрессивное и прагматичное речевое развитие в детстве;
- расстройства в виде дефицита внимания и нарушения поведения (Р. Барклей).
Также описываются биологические, социальные, психологические факторы и проблемы развития детей.
1. Биологические факторы развития детей. Обусловлены социальными причинами, хроническим недоеданием: плохое питание из-за низкого социально-экономического статуса. Отмечаются травмы головы. Подростки соматически выглядят существенно младше своего хронологического возраста на 2–3 года относительно своих 11–15 лет.
2. Социальные факторы. Отсутствие поддерживающей группы, пренебрежительное отношение, высокий уровень ежедневного стресса, низкий социально-экономический статус, развод родителей, алкоголизм родителей, безработность родителей, проблемы с жильем, нищета, заключенные родители, смерть родителей. Косвенным признаком неблагополучия социальной ситуации развития также является весьма часто вербализируемая потребность детей вернуться для проживания в Центр, даже ценою новых правонарушений. Дети искренне говорят о том, что там хорошо, «можно есть, мыться, чистая постель, некоторые воспитатели добрые, есть цветные карандаши и т.п.». хотя, с точки зрения обычного человека, условия содержания в психологическом смысле не самые благоприятные.
3. Когнитивное развитие. Символическое и формальное мышление не развито, абстрактное понимание не доступно (при нормальном развитии у детей в 12–13 лет символическое мышление развито), нарушение навыков чтения и письма, математических способностей, академическая неуспеваемость. Подростки отказывались от упражнений, связанных с формальными операциями, избегали когнитивных стимуляций, словарных игр, хотя это соответствовало бы возрастной норме. Таким образом, тип фазы развития мышления: дооперациональный, что соответствует детям 4–7 лет. Понимание добра и зла не интериоризировано.
4. Эмоциональное развитие. Ограниченный спектр переживаний, переживание по типу илиили (нет смешанных чувств) могут идентифицировать только один аффект одновременно, привязывать только один аффект к отдельной ситуации. Одномерные эмоциональные переживания обусловливали быстрые смены настроения. живут «здесь и сейчас»). Испытуемые проявляли исключительную эгоцентричность, т.е. способность принимать во внимание только собственную физическую перспективу, не могли видеть мир децентрированно, т.е. с позиции другого человека, демонстрировали упрямство и вспышки раздражения, агрессивность, импульсивность. Эмоциональный фон: страхи, подавленное настроение, депрессии, эмоциональная неустойчивость, агрессивность и т.д. Такие состояния характерны для нарциссических нарушений личности и поведения (х. Когут).
5. Психологическое развитие, по Э. Эриксону – конфликты разрешены в пользу недоверия, вины, сомнения, неполноценности, что соответствует описанию неразрешенных противоречий в 1 год – 6 лет.
6. Психосексуальное развитие, по З. Фрейду. Отмечаются как наиболее ярко выраженные потребности оральной стадии: немедленное получение еды и сладостей, постоянное чувство голода, стремление к удовольствию от курения, принятия алкоголя или энергетиков, удовольствие, основанное на немедленном удовлетворении. Концентрация преимущественно на теме еды при играх, просмотре мультфильмов, свободных беседах. Низкая толерантность к фрустрации, не проявляется способность откладывать удовлетворение потребностей, что характерно для развития ребенка в ранние периоды его жизни. По нашему мнению, в данной ситуации проявляется фиксация, а не регрессия. Выражены были расстройства кормления и питания в младенчестве и раннем детстве, одно из проявлений – извращенный аппетит: реально проявлялся в поедании чрезвычайно соленого теста для лепки, сырой фасоли, приносимой для игр, символически проявлялся в рисунке «Несуществующее животное» (поедание предметов, не пригодных для еды, таких как огонь, иглы, земля, краска, окурки, химические вещества). В целом пищевое и социальное поведение девиантов нами было оценено как «алчуще-ненасытное» – оральная фиксация. Ключевой глагол – «дай!», т.е. преобладает позиция взятия («taking»), а тема отдачи («giving») материальной или эмоциональной вызывала протест, что характерно для шизоидной позиции (Р. Фэйрберн).
7. Рецептивное, экспрессивное и прагматическое речевое развитие в детстве. Коммуникативные расстройства – ограничения словарного запаса, ошибки и трудности в построении предложений, что также мешает ребенку в учебной и социальной жизни. Отсутствуют навыки слушания, учета особенностей слушателя, примитивный грамматический синтаксис, телеграфическая речь, нет навыков ведения диалога (передача сообщения, вступление в диалог, поддержание темы и т.п.), что соответствует развитию детей в 36–60 месяцев.
8. Моторное развитие. Любят играть в игры, требующие крупных моторных навыков (футбол), что характерно для детей младшего школьного возраста. Любят осваивать новые задачи, которые требуют от них использования моторных навыков. Нравится рисовать, резать и клеить, осваивать простые умения и занятия. Получают удовольствие от неструктурированной деятельности, которая является кинестетической стимуляцией. Любят возиться с клейкими материалами и создавать неопределенные формы из игрового теста. Эта деятельность удовлетворяет и как процесс создания конечного продукта, и как кинестетическая стимуляция, что привлекательно для детей 7–10 лет. Как значимое качество детьми отмечается умение бегать, возможно, это бессознательная тенденция «убежать прочь, «от…» и «к…».
9. Социально-психологические проблемы развития. Задержки в развитии самосознания. Интрапсихические проблемы: низкие самооценка и самоуважение, отсутствие интересов или увлечений, избегание неудачи. В семье нередко присутствует фигура агрессора, эпизодического или постоянного. Ребенок интроецирует фигуру агрессора в процессе защитной проективной идентификации, а затем переносит эту модель отношений на сверстников. Межличностная адаптация связана с проблемами, которые проявляются в контексте взаимоотношений с другими, например, с семьей и друзьями, включая сложности во взаимоотношениях со сверстниками, ссоры с родителями, отсутствие доверия и школьную тревожность. Дети, настроенные агрессивно, часто отвергаются референтной группой. хотя именно в этом возрасте группа сверстников приобретает все большее значение. Родительский стиль воспитания – «попустительски-отсутствующий». В условиях малой структурированности в семье дети зачастую только догадываются об адекватности своего поведения и приемлемости эмоций. Поскольку ребенок не имеет исходного чувства добра и зла, такой стиль дезориентирует и провоцирует рост тревожности. Инфантильные родители часто строят с детьми не родительские отношения, а отношения, характерные для сверстников. Поскольку ребенок нуждается во взрослом в своем окружении, чтобы иметь критерии определения того, что правильно, а что нет, такой родительский стиль провоцирует его дезинтегрированность, дезадаптированность и неуверенность в себе. Дети при ответе на вопрос о желаемом возрасте называли дошкольный период детства. Социологические факторы – в нашем случае отсутствуют (реальные) позитивные ролевые модели и идеальные герои, что оставляет детей с нереализованной потребностью в самоуважении и смысле, что обусловливает депрессии и переживание безнадежности с сознательной или бессознательной тенденцией к суициду.
Реактивное нарушение привязанности характеризуется расстройством социальных отношений ребенка, что проявляется либо в неспособности начать социальное взаимодействие, либо в неуместной общительности. Ему способствует патогенный характер родительского ухода за ребенком в виде полного невнимания к базовым физическим или эмоциональным потребностям ребенка или повторяющейся смены людей, заботящихся о ребенке, что нарушает формирование стабильной привязанности.
Дополнительные сведения – при наличии опыта общения с положительной родительской фигурой (мать, бабушка) дети имеют более благополучный психологический статус, что проявляется в результатах проективных заданий. Очень немногие дети имеют позитивный опыт общения, когда взрослый (в психокоррекционной группе) уделял им внимание и уважал его поведение в течение продолжительного периода времени. Соответственно они часто не хотят завершать приятный и неожиданный опыт работы, ожидают его продолжения.
10. Особенности Я-концепции. По двум важным составляющим Я-концепции – самоуважение и уверенность – у подростков-девиантов проявляются низкие самоуважение и уверенность, они ведут себя сверхкомпенсаторно, развивая деструктивную исследовательскую активность и речевую активность, не придерживаясь ограничений и безопасных границ. Самопонимание и самооценка неадекватны реальности. Самоидентичность не развита, подростки не имеют приоритетов в занятиях, не готовы к новым задачам из-за страха потерпеть неудачу. Я-концепция включает постановку ценностей, целей, идеалов, направленность (данный компонент нами не был выявлен, что можно объяснить отсутствием у детей опыта общения со средой, которая способствовала бы формированию внутренних ценностей, их согласованности и ограничений). Отсутствует или заблокирована временная ретроспектива и перспектива, предположительно в целях сохранения минимальной целостности, недопущения в сознание невыносимых переживаний.
11. Расстройства в виде дефицита внимания. Дефицит внимания/гиперактивность. Присутствуют симптомы невнимательности – подростки легко отвлекаемы, не выполняют инструкции, испытывают трудности при сохранении внимания, забывчивы, выражены трудности в организации деятельности. Присутствуют симптомы гиперактивности-импульсивности – суетливые движения рук или ног, чрезмерная разговорчивость, активность как у «заведенного», нечеткие ответы, прерывание других.
12. Расстройства в виде нарушения поведения. Расстройства поведения подростков-девиантов характеризовались по меньшей мере тремя явными симптомами, которые отражают отсутствие уважения к правам окружающих и социальным нормам или правилам в различных обстоятельствах. Эти симптомы также включают воровство, поджоги, ложь, жесткость к животным или людям, драки с оружием или без него, порча имущества и другие более тяжелые формы поведения. Подобное поведение проявлялось впервые до 10-летнего возраста. Также можно говорить о расстройстве в виде оппозиционно-вызывающего поведения, которое характеризуется по крайней мере явными симптомами негативизма, враждебности и отклонениями, выходящими за пределы того, что можно ожидать от ребенка в этом возрасте, например, любовь к спорам, экстернализация упреков, отсутствие сдержанности, раздражающее и своевольное поведение и т.д.
13. Расстройства настроения. Депрессивное или субдепрессивное состояния. Тревожные расстройства – в данном случае расстройство в виде генерализованной тревожности – раздражительность, мышечное напряжение, трудности в сосредоточении, быстрая утомляемость и беспокойства. Расстройства адаптации – в данном случае можно говорить о хроническом расстройстве адаптации со смешанным тревожным и депрессивным настроением и смешанным эмоциональным и поведенческим расстройством.
Резюмируя, можно сказать, что диагностические процедуры позволили сконструировать внутреннюю картину депрессивной орально-агрессивной личности подростка со слабо социализированным поведением. С нашей точки зрения, такая психологическая модель личности удачнее всего теоретически концептуализируется в психоаналитической парадигме развития и функционирования личности. Проанализировав еще раз концептуальные подходы к психокоррекции и психотерапии и собственную систему взглядов, мы пришли к выводу, что наиболее подходящей в данном случае будет попытка выделить причины данных расстройств в контексте психодинамического подхода. Именно в психоанализе придается максимальное значение депрессивной позиции личности, депрессивным состояниям и агрессивной энергии. Нами была изучена природа депрессивности и агрессивности с точки зрения психосексуальных стадий развития З. Фрейда, объектных отношений М. Кляйн, концепций Д. Винникотта, х. Когута, О. Кернберга и др.
Первой исходной предпосылкой при нашем анализе психоаналитического подхода к природе девиантности стала позиция х. Когута о том, что в подавляющем большинстве случаев неправильное развитие, фиксации и неразрешимые внутренние конфликты, характеризующие личность взрослого человека, объясняются специфической патогенной личностью родителя (родителей) и специфическими особенностями патогенной атмосферы, в которой растет ребенок. Очевидные события в ранней жизни ребенка (например, рождение, болезни и смерть родных братьев или сестер, болезни и смерть родителей, распад семьи, длительная разлука ребенка со значимыми для него взрослыми, его тяжелые и продолжительные болезни и т. д.) играют важную роль в переплетении генетических факторов, которые ведут к последующему психологическому расстройству, но при этом часто оказываются не более чем точкой кристаллизации для промежуточных систем памяти, которые, если проследить далее, ведут к действительному пониманию причин возникновения расстройства [5].
На основе опросной диагностики было отмечено преобладание шизоидных черт у девиантов по сравнению с недевиантами. Предварительное понимание этих данных мы строим на идее М. Кляйн о естественной параноидно-шизоидной позиции младенца, которая при постоянной фрустрации так и остается непреодоленной, не происходит внутренней интеграции «хорошего и плохого» [4]. Таким образом, уровень развития личности девианта скорее психотический либо пограничный, но не невротический.
Также мы предполагаем, что девиантность относится к нарциссическим (защищающим от травм) нарушениям личности с депрессивным компонентом (ослабление или серьезное искажение самости, депрессия, ипохондрия, повышенная чувствительность к пренебрежению) и нарциссическим нарушениям поведения (делинквентность, пагубные привычки, аддикции, перверсия), что обусловлено ранними депривациями и травмами.
Четвертой исходной посылкой стала позиция Д. Винникотта о природе девиантности и делинквентности как проявлении стремления ребенка к получению ощущения безопасности и роста символически, например, путем воровства. Другими словами, ребенок бессознательно стремится восполнить, компенсировать то, что ему «недодали» [3].
С точки зрения Д. Винникотта, в деструктивности, антиобщественных наклонностях могут проявляться поиски ребенком чего-то недостающего, в том числе поиски контейнирования его ненависти. Самое важное в этих различных формах делинквентного и предделинквентного (чреватого правонарушениями) поведения – чтобы нашелся кто-то, кто мог бы распознать в них бессознательный поиск, кто бы мог соответствовать тому, что Д. Винникотт называет «моментом надежды». Если момент надежды находит отклик, будет уделено внимание потребности, выражаемой в плохом и даже злобном поведении, и оно постепенно может стать ненужным.
Когда психоррекционный процесс действительно центрирован на ребенке, Я-концепция ребенка и его восприятие других людей начинает меньше зависеть от установок окружающих, что позволяет ребенку обрести веру в свои силы и способность управлять собой. Научившись владеть собственными чувствами и поступками, ребенок ощущает себя более сильным и гибким.
Литература
- Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб. : Речь, 2006.
- Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии. М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
- Кейсмент П. Ненависть и контейнирование // журнал практической психологии и психоанализа. URl : http: //www.psyjournal.ru.
- Кляйн М. Заметки о некоторых шизоидных механизмах // журнал практической психологии и психоанализа. URl : http: //www.psyjournal.ru.
- Когут Х. Биполярная самость // журнал практической психологии и психоанализа. URl : http: // www.psyjournal.ru.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 13784
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 3