Психологическое сопровождение учащихся на этапе выбора профессии и профиля обучения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подростки, самоопределение, выбор профиля, элективные курсы, профильное обучение, рынок труда
Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Кучегашева П.П. Психологическое сопровождение учащихся на этапе выбора профессии и профиля обучения // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Проблемы организации педагогической системы профильного обучения на старшей ступени общего образования, профессионального самоопределения рассматриваются не как единичный и окончательный выбор профессии, а как длительный многоплановый процесс развития личности как субъекта профессиональной деятельности.
На фоне динамического технологического обновления в любой производственной сфере актуальной становится подготовка личности не только к выбору профессии, профессиональному росту в выбранной профессии, но и к формированию готовности к освоению другой профессии, т.е. профессиональной переподготовке к смежным профессиям. В процессе профильного обучения старшеклассник должен получить возможность более углубленно ознакомиться с видом трудовой деятельности.
Проведенные психологами образовательных учреждений исследования в городских и сельских школах Волгоградской области позволяют сказать, что самостоятельно выбирают профиль обучения в старших классах только 24% учащихся сельских школ и 38% – городских. Для остальных выбор определяется значимыми взрослыми или родителями. Будущую профессию связывают с обучением в профильном классе 32% учащихся. Анализ проведенных исследований показывает, что каждый четвертый ученик 9-го класса, выбравший профессию, и каждый шестой старшеклассник, выбравший профессию, ничего о ней не знает, часто выбирает только учебное заведение без указания факультета и будущей профессии. На сегодняшний день выпускники в первую очередь ориентируются на количество бюджетных мест, т.е. нацелены на поступление в любое образовательное учреждение. Вызывает тревогу и то, что профессиональные предпочтения выпускников школ резко контрастируют с реальными потребностями экономики – проявляется дисбаланс между выбором профессии и нуждами регионального рынка труда.
Выбрав профиль, учащиеся ориентированы на профильные учебные предметы – они являются обязательными, и по ним выпускники будут сдавать Единый государственный экзамен. Элективные курсы, реализующиеся за счет школьного компонента учебного плана, выполняют разные функции. Одни из них могут поддерживать изучение основных профильных предметов, другие служат для профильной специализации с целью построения индивидуальных образовательных траекторий. Элективные курсы по психологии не являются поддерживающими профильные предметы, они направлены на формирование профессиональной мобильности в окружающем мире, поскольку структурные сдвиги в экономике страны требуют от персонала новых качеств. Увеличение количества молодежи, не занятой в производстве по полученной ими специальности, свидетельствует о том, что ее значительная часть не отвечает современным требованиям современного производства, а при переходе от обучения к трудовой деятельности возникает проблема трудовой адаптации и прежде всего трудовой дисциплины.
В связи с тем, что на школе лежит ответственность за принятие учеником решения, касающегося будущей профессиональной деятельности, необходимо указать на ряд типичных сложных случаев, знакомых каждому психологу, работающему в образовательном учреждении.
1. Низкая мотивация учащихся. Многие подростки не проявляют интереса ни к одному из предметов, видов деятельности. Это встречается все чаще на фоне целенаправленного разрушения традиционных ценностей и жизненных смыслов старшеклассников.
2. Проблема выбора из нескольких равноценных вариантов. Как правило, одаренные подростки проявляют себя в различных сферах деятельности. У данной группы подростков высокий уровень успеваемости по всем предметам, они являются победителями районных, зональных и российских олимпиад по нескольким направлениям.
3. Противоречие между мотивацией и способностями.
4. Конфликт интересов детей и родителей.
При разработке элективных курсов психологи, если они преподают в своей школе, в первую очередь ориентируются на то, что в современных условиях к специалистам большинства профессий предъявляются не только значимые профессиональные качества, но и такие качества, как профессиональная гибкость, мобильность, стрессоустойчивость, креативность, способность к работе в творческих коллективах, в команде, инициативность, коммуникабельность.
Учащиеся, где элективные курсы ведутся, как правило, не психологами, а специалистами, не имеющими представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеющими достаточной информацией о требованиях профессии к человеку и элементарными навыками анализа возможностей в профессиональном выборе. Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям, расширять знания о создающихся рыночных отношениях, требованиях рынка работодателей. Помощь учащимся необходима не только в предпрофильной и профильной школе, важна прежде всего помощь специалистов в правильном выборе профессии. Учащиеся как можно чаще должны рассматривать перспективы будущей деятельности, а исходя из этого, в рамках элективных курсов большее количество часов должно отводиться изучению личностных особенностей с последующим соотнесением профессиональной деятельности. Всем известно, что образ Я – это система представлений личности о себе как субъекте деятельности, включающая три основные составляющие: когнитивную (совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенностях), эмоциональную (наличие определенного оценочного отношения к себе), регуляторную (возможность управления собственным поведением).
Интересы, способности и ценности проявляются на любой стадии выбора. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности. Выявленные способности повышают успешность деятельности. Выбор той или иной конкретной специальности в немалой степени зависит от объективных условий, рынка труда в регионе. Прежде всего это социальное положение, материальное благосостояние семьи и особенно уровень образования родителей. Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно склонны идти по стопам родителей, во всяком случае, хотят остаться в той же социально-профессиональной группе. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высокое образование и квалификацию, чем их родители, и последние сами подталкивают их в этом направлении. Существенные факторы профессионального самоопределения – возраст, в котором осуществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его притязаний. Выбор профессии, как видим, – сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существуют две опасности. Первая – затягивание и откладывание старшеклассником профессионального самоопределения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций. Очень важен уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себе. Учащиеся, прошедшие элективные курсы по психологии, где занятия ведутся педагогами-психологами, в отличие от учащихся, не посещавших курсы, могут выделять ближние профессиональные цели, имеют более четкое представление о путях преодоления как внешних, так и внутренних препятствий, имеют резервные варианты выбора, начинают самостоятельно строить свой личностно-профессиональный план. Таким образом, правильная организация психологического сопровождения подростков на этапе выбора профессии обеспечивает осознанное и самостоятельное формирование реалистической профессиональной перспективы, а также ориентирована на развитие самосознания, формирование личного выбора пути продолжения образования, выработку умения соотносить сферы будущей профессиональной деятельности с реальными возможностями.
Литература
- Гульчевская В.Г. Проблемы организации профильного обучения в сельской школе // Учебный год. 2007. № 2.
- Логинова Г. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образование. 2004. № 3.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3915
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8