Психологическое сопровождение учащихся на этапе выбора профессии и профиля обучения

Аннотация

The problems of psychological support in the selection profile classes and future professions are under discussion in this article. The importance of elective courses in psychology, as an informative source in the sphere of different occupations in accordance to their requirements, is also considered in the article.

Общая информация

Ключевые слова: подростки, самоопределение, выбор профиля, элективные курсы, профильное обучение, рынок труда

Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Кучегашева П.П. Психологическое сопровождение учащихся на этапе выбора профессии и профиля обучения // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Проблемы организации педагогической системы профильного обучения на старшей ступе­ни общего образования, профессионального самоопределения рассматриваются не как единичный и окончательный выбор профессии, а как длительный многоплановый процесс развития личности как субъекта профессиональной деятельности.

На фоне динамического технологического обновления в любой производственной сфере ак­туальной становится подготовка личности не только к выбору профессии, профессиональному ро­сту в выбранной профессии, но и к формированию готовности к освоению другой профессии, т.е. профессиональной переподготовке к смежным профессиям. В процессе профильного обучения старшеклассник должен получить возможность более углубленно ознакомиться с видом трудовой деятельности.

Проведенные психологами образовательных учреждений исследования в городских и сель­ских школах Волгоградской области позволяют сказать, что самостоятельно выбирают профиль об­учения в старших классах только 24% учащихся сельских школ и 38% – городских. Для остальных выбор определяется значимыми взрослыми или родителями. Будущую профессию связывают с об­учением в профильном классе 32% учащихся. Анализ проведенных исследований показывает, что каждый четвертый ученик 9-го класса, выбравший профессию, и каждый шестой старшеклассник, выбравший профессию, ничего о ней не знает, часто выбирает только учебное заведение без ука­зания факультета и будущей профессии. На сегодняшний день выпускники в первую очередь ори­ентируются на количество бюджетных мест, т.е. нацелены на поступление в любое образователь­ное учреждение. Вызывает тревогу и то, что профессиональные предпочтения выпускников школ резко контрастируют с реальными потребностями экономики – проявляется дисбаланс между вы­бором профессии и нуждами регионального рынка труда.

Выбрав профиль, учащиеся ориентированы на профильные учебные предметы – они явля­ются обязательными, и по ним выпускники будут сдавать Единый государственный экзамен. Элек­тивные курсы, реализующиеся за счет школьного компонента учебного плана, выполняют разные функции. Одни из них могут поддерживать изучение основных профильных предметов, другие слу­жат для профильной специализации с целью построения индивидуальных образовательных траек­торий. Элективные курсы по психологии не являются поддерживающими профильные предметы, они направлены на формирование профессиональной мобильности в окружающем мире, посколь­ку структурные сдвиги в экономике страны требуют от персонала новых качеств. Увеличение ко­личества молодежи, не занятой в производстве по полученной ими специальности, свидетельству­ет о том, что ее значительная часть не отвечает современным требованиям современного произ­водства, а при переходе от обучения к трудовой деятельности возникает проблема трудовой адап­тации и прежде всего трудовой дисциплины.

В связи с тем, что на школе лежит ответственность за принятие учеником решения, каса­ющегося будущей профессиональной деятельности, необходимо указать на ряд типичных сложных случаев, знакомых каждому психологу, работающему в образовательном учреждении.

1. Низкая мотивация учащихся. Многие подростки не проявляют интереса ни к одному из предметов, видов деятельности. Это встречается все чаще на фоне целенаправленного разрушения традиционных ценностей и жизненных смыслов старшеклассников.

2. Проблема выбора из нескольких равноценных вариантов. Как правило, одаренные подрост­ки проявляют себя в различных сферах деятельности. У данной группы подростков высокий уро­вень успеваемости по всем предметам, они являются победителями районных, зональных и рос­сийских олимпиад по нескольким направлениям.

3. Противоречие между мотивацией и способностями.

4. Конфликт интересов детей и родителей.

При разработке элективных курсов психологи, если они преподают в своей школе, в первую очередь ориентируются на то, что в современных условиях к специалистам большинства профес­сий предъявляются не только значимые профессиональные качества, но и такие качества, как про­фессиональная гибкость, мобильность, стрессоустойчивость, креативность, способность к работе в творческих коллективах, в команде, инициативность, коммуникабельность.

Учащиеся, где элективные курсы ведутся, как правило, не психологами, а специалистами, не имеющими представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеющими достаточной информацией о требованиях профессии к человеку и элементарными навыками ана­лиза возможностей в профессиональном выборе. Школа как один из важнейших социальных ин­ститутов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношени­ям, расширять знания о создающихся рыночных отношениях, требованиях рынка работодателей. Помощь учащимся необходима не только в предпрофильной и профильной школе, важна прежде всего помощь специалистов в правильном выборе профессии. Учащиеся как можно чаще должны рассматривать перспективы будущей деятельности, а исходя из этого, в рамках элективных кур­сов большее количество часов должно отводиться изучению личностных особенностей с последу­ющим соотнесением профессиональной деятельности. Всем известно, что образ Я – это система представлений личности о себе как субъекте деятельности, включающая три основные составля­ющие: когнитивную (совокупность знаний о своих индивидуальных психологических особенно­стях), эмоциональную (наличие определенного оценочного отношения к себе), регуляторную (воз­можность управления собственным поведением).

Интересы, способности и ценности проявляются на любой стадии выбора. Интерес к пред­мету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности. Выявленные способности повышают успешность деятельности. Выбор той или иной конкретной специально­сти в немалой степени зависит от объективных условий, рынка труда в регионе. Прежде всего это социальное положение, материальное благосостояние семьи и особенно уровень образования ро­дителей. Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно склонны идти по стопам ро­дителей, во всяком случае, хотят остаться в той же социально-профессиональной группе. Другие, напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить более высо­кое образование и квалификацию, чем их родители, и последние сами подталкивают их в этом на­правлении. Существенные факторы профессионального самоопределения – возраст, в котором осу­ществляется выбор профессии, уровень информированности молодого человека и уровень его при­тязаний. Выбор профессии, как видим, – сложный и длительный процесс. Проблема состоит не столько в его общей продолжительности, сколько в последовательности этапов. Здесь существуют две опасности. Первая – затягивание и откладывание старшеклассником профессионального само­определения в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта за­держка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ори­ентаций. Очень важен уровень информированности старшеклассников как о будущей профессии, так и о самих себе. Учащиеся, прошедшие элективные курсы по психологии, где занятия ведутся педагогами-психологами, в отличие от учащихся, не посещавших курсы, могут выделять ближние профессиональные цели, имеют более четкое представление о путях преодоления как внешних, так и внутренних препятствий, имеют резервные варианты выбора, начинают самостоятельно строить свой личностно-профессиональный план. Таким образом, правильная организация психологиче­ского сопровождения подростков на этапе выбора профессии обеспечивает осознанное и самостоя­тельное формирование реалистической профессиональной перспективы, а также ориентирована на развитие самосознания, формирование личного выбора пути продолжения образования, выработку умения соотносить сферы будущей профессиональной деятельности с реальными возможностями.

Литература

  1. Гульчевская В.Г. Проблемы организации профильного обучения в сельской школе // Учебный год. 2007. № 2.
  2. Логинова Г. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая наука и образо­вание. 2004. № 3.

Информация об авторах

Кучегашева Полина Петровна, директор, научно-методический центр психолого-педагогического сопровождения, Волгоградская государственная академия последипломного образования (ГАУ ДПО «ВГАПО»), Волгоград, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5752-6175, e-mail: polina65@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3905
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 5