Воспитание в коллективе как основа развития и социализации личности

Аннотация

In the article the conditions of development of the person in collective are considered, the value of thе collective as humane organized community in socialization of pupils comes to light, the collective role as subject not only educational, but also social and economic activity reveals.

Общая информация

Ключевые слова: развитие личности, воспитание, социализация, коллектив, субъектность, природосообразность, культуросообразность

Рубрика издания: Социализация личности в образовании

Для цитаты: Гриценко Л.И. Воспитание в коллективе как основа развития и социализации личности // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Личность всегда развивается в группе. В односторонне ориентированных социоцентрических или антропоцентрических концепциях воспитания личность и группа всегда противопоставляют­ся, а сложность их взаимоотношений снимается признанием приоритета (давления) либо сообще­ства над личностью (социологические теории), либо личности над сообществом с признанием ее автономности (антропологические концепции). И тот и другой подход ведет к обеднению личности.

Необходим интегративный подход, при котором коллизия «личность – сообщество» разре­шается через их объединение в воспитательном процессе, представляющем собой единство не­прерывного и дискретного. Воспитание состоит из ряда ситуаций (коллизий), которые могут раз­решаться таким образом, чтобы способствовать развитию личности или сообщества. Однако в це­лом это всегда ведет к повышению уровня развития и личности, и сообщества, т. к. развитие одно­го тянет за собой развитие другого. Чем более развито сообщество (в любом плане: нравственном, интеллектуальном, эмоциональном и т. д.), тем больше возможностей получает каждый его член для своего личностного развития. И наоборот, развитие сообщества зависит от развития личностей, его составляющих. В сообществе, находящемся на высоком уровне организованности (коллекти­ве), его интеллектуальное, нравственное, эмоциональное поля не есть простая сумма соответству­ющих индивидуальных полей его членов. В таком сообществе любое поле вбирает в себя все луч­шее, что есть у членов сообщества, нивелируя имеющиеся у них недостатки.

Идея личностной направленности воспитания в современной педагогической практике пред­полагает создание условий, при которых воспитанники и педагоги, опираясь на свои индивидуаль­ные особенности, находят собственные способы субъективации в той или иной деятельности и в жизни вообще. Для этого необходимо создание «поля», в котором востребованы и могут развивать­ся личностные качества детей и взрослых. Таким «полем» может стать воспитательный коллектив.

Идея развития личности в коллективе была дискредитирована ее идеологической фальси­фикацией в советский период. Понятие коллектива трактовалось в основном как средство воздей­ствия на личность, управления ею, поэтому сегодня коллектив часто отождествляется с насилием над личностью. Однако вспомним, что такое коллектив по первоисточнику: (К. Маркс) – «истин­ное сообщество» (wirkliche gemeinschaft), т. е. тот идеал сообщества, в котором процесс экспли­кации человеческой индивидуальности придет к своей вершине, когда в обществе будут созданы структуры, отношения, обеспечивающие максимальную востребованность и развитие неповторимо индивидуального потенциала каждого члена общества, а не только отдельных его представителей.

Современная философская антропология устанавливает в качестве фундаментальной посыл­ки неразрывную связь человека с обществом, отмечая при этом противоречивость этой связи (слит­ность – дистанцированность, объективация – субъективация, целостность – функциональность). В зависимости от способов разрешения этих противоречий человеческое сообщество может иметь конструктивное или деструктивное значение для развития личности [1].

Мысль о том, что необходимым средством для развития личности является сообщество, про­слеживается во многих современных психологических концепциях. В. Франкл утверждает: «Чело­век вообще является человеком тогда и поскольку, когда и поскольку он как духовное существо вы­ходит за пределы своего телесного и душевного бытия» [4; с. 111]. Здесь Франкл называет важней­шую характеристику человека — трансцендентность. «Самолет не перестает, конечно, быть самоле­том, когда он движется по земле, — пишет Франкл, — но лишь поднявшись в воздух, он доказывает, что он самолет. Точно так же человек начинает вести себя как человек, лишь когда он в состоянии преодолеть уровень психофизически-организмической данности и отнестись к самому себе... <…> Существование человека в полной мере обретает смысл лишь в сообществе. Таким образом, в этом смысле ценность человека зависит от сообщества... Смысл сообщества держится на индивидуаль­ности каждого его члена, а смысл личности проистекает из смысла сообщества» [4; с. 199]. Следо­вательно, по мнению Франкла, неповторимость человеческой личности обнаруживает свой внут­ренний смысл в той роли, какую личность играет в целостном сообществе. Смысл человеческого индивида как личности трансцендентирует его границы в направлении к сообществу. Именно на­правленность к сообществу позволяет смыслу индивидуальности превзойти собственные пределы.

Важнейшее значение для понимания механизмов развития личности имеет идея В.И. Сло­бодчикова о ситуации развития как совокупности предпосылок и условий, преобразуемых в про­странстве связи и отношений между его со-участниками. Он вводит понятие со-бытийной общно­сти, которую рассматривает как источник развития субъективности.

Человек всегда живет в определенном социальном ансамбле, и его становление как лично­сти осуществляется в обществе. Личность не может быть «извлечена» из совокупности отношений между индивидом и обществом. «Схватить» уникальность индивида можно только путем сравне­ния действий конкретного лица с подобными действиями других. При этом важную роль в разви­тии индивида, выборе ценностей, социальной позиции и т. д. играет человеческая субъектность.

Однако общество далеко не всегда ориентируется на то, чтобы неповторимые субъектные качества индивидуумов сделать главными двигателями развития человека и общества. Опыт исто­рии свидетельствует о том, что имеется масса обстоятельств, связанных с развитием общества, его структур, которые приводят к тому, что людям вместо субъектно-личностных качеств требуются лишь стереотипность мышления и деятельности.

Можно высказать суждение о том, что на разных исторических этапах в зависимости от раз­ных типов складывающихся социальных общностей формируются и разные условия, стимулиру­ющие или, наоборот, блокирующие развитие человеческой субъектности, неповторимости. Соци­альная общность может стать при этом как конструктивным, так и деструктивным фактором чело­веческой жизнедеятельности.

Необходимый смысл влияния сообщества на развитие личности заключается, во-первых, в усвоении ею культурно-ценностных ориентаций общества, и через это усвоение человек выраба­тывает, корректирует свои духовно-ценностные ориентиры, осознает свое место в обществе. Во­вторых, воздействие общности проявляется в становлении социальной базы человеческого бытия.

Воспитание в детском сообществе тоже может иметь как отрицательное влияние на станов­ление личности его членов, так и положительное. Тот или иной результат в самом общем виде бу­дет напрямую зависеть от степени приближения сообщества к его высшему уровню — коллективу в истинном смысле этого слова как высокоорганизованному гуманному сообществу.

В научном смысле коллектив является высшей формой развития группы и представляет со­бой социально-психологическую общность. Коллективэто открытое гуманное сообщество лю­дей с демократическим самоуправлением и гуманистическими отношениями, которые опосреду­ются социально ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Значение коллектива для развития личности основано прежде всего на том, что воспитание в коллективе является природосообразным, т. к. оно соответствует социальной природе человека. Воспитание реализует связь человека с обществом через воспитательный коллектив, который, бу­дучи идеальной моделью общества (отношений в обществе), дает возможность каждой личности проживать ситуации общественного опыта, причем, что очень важно, делать это в защищенных условиях гуманного организованного сообщества.

Природосообразность как ведущая основа коллективного воспитания проявляется также в том, что коллективная деятельность соответствует психологическим закономерностям личностно­го развития, т.к. создает условия для проявления субъектной активности, становления субъектно­сти детей и подростков. Коллектив является тем «полем», где воспитанники могут развивать свою субъектность. Природа подростка, юноши требует активного действия. Организация разнообраз­ной и романтически окрашенной деятельности (игра, символика и т.д.) отвечает возрастным осо­бенностям подростков и юношей, их потребности в активности, общении, дает основу для разви­тия воображения, фантазии. Если педагоги не могут организовать учащимся «поле» для проявле­ния своей активности, то последние сами начинают искать его, и не всегда это является нравствен­ным, полезным для развития личности.

Важнейшее значение для развития каждой личности имеют организация в коллективах гар­моничного комплекса разнообразных видов жизнедеятельности (производственной, учебной, куль­турной, бытовой и т.д.), создание определенного образа (уклада) жизни. При этом обеспечиваются условия, при которых каждый член коллектива может обрести смысл своей жизни, осознать свою «миссию», поставить перед собой собственную жизненную задачу, проявить субъектную актив­ность, т. е. активность, развиваемую самим субъектом, организуемую и контролируемую им са­мим. Условием, обеспечивающим реализацию субъектной активности, является субъектный опыт.

Разрешая противоречие между своими возможностями и требованиями коллективной жиз­недеятельности, противоречия между множеством влияний, существующих в коллективе, воспи­танник приобретает субъектный опыт, позволяющий ему самому строить свои отношения, в ко­нечном счете – жизнь. Одни люди зависят от хода жизненных событий, другие – предвидят, орга­низуют и направляют их. Центральная проблема личной жизни – сможет или не сможет личность стать субъектом собственной жизни.

Природосообразность коллективного воспитания имеет своим следствием реализацию прин­ципа культуросообразности, согласно которому коллективная жизнедеятельность в процессе вос­питания изоморфно отражает жизнь всего общества. Вступая в процесс многообразной деятельно­сти в коллективе, в различные отношения, воспитанники как бы «пропитываются» культурой того общества, в котором они живут, и не только присваивают накопленный опыт, но и развивают такие личностные качества, которые позволяют им вырабатывать новые ценности и в стремлении к но­вым смыслам возвышаться в своем дальнейшем развитии и самоактуализации.

При этом особенность погружения воспитанников в деятельность состоит в том, что органи­зуется коллективная мыследеятельность, коллективное эмоциональное сопереживание и т. д. В этих ситуациях формируются способы общения, мышления, понимания, действия, которые рефлекси­руются и за счет рефлексии обобщаются, символизируются в специальные средства, закрепляют­ся в схемах и знаковых формах, переходят из внешнего плана во внутренний план действия. При этом каждый член коллектива в процессе рефлексии такой деятельности «берет» столько, сколько позволяют ему его способности, развитие, но с ориентировкой на последующую эволюцию. Это в высшей степени гуманный подход, т. к. в коллективной деятельности, видя рядом с собой образ­цы более высокого уровня, каждый имеет перспективу своего личностного дальнейшего движения.

В едином процессе коллективной и индивидуальной рефлексии и мыследеятельности, кол­лективных и индивидуальных эмоциональных переживаний и волевых устремлений воспитанни­ки «выращивают» свою культуру, адекватную культуре общества. Следует иметь в виду, что сущ­ность коллектива – это не столько форма его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, та атмосфера, которая ему свойственна, та система человеческих ценностей, которая в нем принята. Фундаментальное значение коллектива в воспитании определяется именно тем, что в нем конструируется модель отношений, существующих в обществе. Каждый член коллектива приобретает опыт гармонизации своих отношений с другими людьми. В коллективе так или ина­че действует целостный комплекс всех основных типов социальных отношений. Они воплощают­ся в организационно-управленческой, морально-психологической, хозяйственно-трудовой, право­вой, эмоционально-эстетической основах жизнедеятельности коллектива. Это база для полноцен­ного и целостного развития личности. Многообразие видов коллективной деятельности и отноше­ний, широкие возможности для индивидуального выбора – основа социализации личности и ста­новления ее индивидуальности.

Истинный коллектив, создавая сеть отношений, адекватную отношениям в обществе, вы­полняет охранительно-стабилизирующую функцию в воспитании. Он как бы фильтрует негатив­ные воздействия общества, защищает личность, создавая условия, комфортные для самочувствия детей, их раскрепощенности, творчества.

Члены коллектива научаются гармонизировать свои отношения с людьми как по вертика­ли, так и по горизонтали – с участниками коллектива, людьми, не входящими в данный коллектив, вообще с социумом. В русле процесса гармонизации подростки, юноши и девушки приобретают опыт разрешения конфликтов, поддержки, помощи, сотрудничества, умений, отстаивать свои по­зиции и т.д. Все это осуществляется при прямой и косвенной поддержке коллектива, и, таким об­разом, коллектив выполняет функции защиты, охраны физического и психологического здоровья детей, их естественной социализации, развития их природных данных через проявления субъект­ной активности, выращивания «культуросообразных» свойств личности.

Коллективная жизнь, построенная по законам гуманизма, справедливости, педагогически целесообразная организация деятельности воспитанников являются субъективным фактором вос­питания. Однако всегда существуют и объективные факторы, т. е. независимые от воли и созна­ния людей закономерности, которые свойственны социально-педагогическим процессам. На прак­тике между этими факторами всегда было, есть и будет рассогласование. В критические, перелом­ные для общества периоды это рассогласование становится особенно большим. Именно в это вре­мя, как правило, появляется много детей-беспризорников. Это было во времена Макаренко («де­фективный» социальный опыт воспитанников), это наблюдается и сегодня, когда в нашем обще­стве происходит смена общественных ценностей, существует экономическая нестабильность, из­меняется социальный статус людей, разрушаются семьи и т. д.

Коллективная гуманистическая организация жизнедеятельности детей и подростков (субъ­ективный фактор) помогает каждому ребенку противостоять негативным влияниям объективных условий не в одиночку, а в коллективе. И не только противостоять, но и в процессе этой деятельно­сти, борьбы развивать способности оценивания, свободного выбора, рефлексии, ответственности и других субъектных качеств, которые позволяют каждой личности развиваться, самоутверждать­ся и в конечном итоге реализовывать себя.

Необходимо не только учитывать извечное рассогласование субъективных и объективных факторов воспитания, но и делать это рассогласование источником и фактором становления каж­дой личности в условиях гуманистически организованной коллективной жизнедеятельности.

Неразрывная связь воспитания в коллективе с реальной жизнью является необходимым усло­вием развития личности воспитанников. Подлинное понимание развития сознания и психики че­ловека, по мнению С.Л. Рубинштейна, требует их включения в реальный контекст жизни и дея­тельности людей [3].

Еще в начале своей деятельности А.С. Макаренко утверждал: «Полное отрешение от мысли, что для хорошей школы нужны прежде всего хорошие методы в стенах класса. Для хорошей шко­лы, прежде всего, нужна научно организованная система всех влияний» [2, с. 11]. Настоящее вос­питание, по его мнению, осуществляется путем непосредственного включения детей и молодежи в жизнь общества.

В практике гуманного воспитания не должно быть действия явной, «голой» педагогической сущности, не нашедшей своего воплощения в логике условий и деятельности коллектива и лично­сти, в системе их отношений. Педагогическая целесообразность требует, чтобы воспитание опира­лось на логику обстоятельств жизнедеятельности личности в коллективе и на требования жизни. Ведущим направлением воспитательного процесса должно стать опосредованное педагогическое влияние, т. е. преломленное через жизненные интересы и действия коллектива и личности, воспи­танника и воспитателя.

При этом воспитание осуществляется как гуманистическое «деликатное» прикосновение, когда педагогические действия не отличны от жизни. Каждый ребенок чувствует себя прежде все­го гражданином, человеком, а не пассивным объектом воспитания. Социализация личности в этих условиях – не одно из направлений работы с детьми, как это сегодня часто понимается, а сущност­ное, органически присущее воспитанию свойство. Лишь при данном условии воспитание может подняться к вершинам гуманизма и нравственности, творческого развития личности.

Очень важно, чтобы учебно-воспитательные учреждения являлись субъектами не только воспитательной, но и социально-экономической деятельности. Им должны быть предоставлены несомненное право и обязанность активно участвовать в социально-экономическом и культурном преобразовании общества. Прежде всего это предполагает постановку перед коллективом учреж­дения социально значимых задач, в решении которых каждый воспитанник находит удовлетворе­ние своим потребностям, связывая с ними свои жизненно важные задачи.

Включение воспитанников в реальный социум через защищающий их коллектив учебно­воспитательного учреждения, являющийся субъектом социально-экономической деятельности, обес­печивает гармонию в отношениях личности и общества, создает условия для становления субъект­ного опыта детей и подростков (т. е. для их развития) в русле взаимодействия индивидуального и коллективного опыта. Это углубляет субъектный опыт, выводит его на уровень социальных пер­спектив, обеспечивает его оптимистическую устремленность в будущее.

Литература

  1. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.
  2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения : в 8 т. М., 1983. Т. 1.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. М., 1989. Т. II.
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Информация об авторах

Гриценко Лариса Ивановна, доктор педагогических наук, зав. каф. педагогики и психологии развития личности Волгогр. гос. акад. повышения квалификации и переподготовки работников образования, e-mail: elen45@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 28985
В прошлом месяце: 181
В текущем месяце: 60