Психологические особенности нравственных представлений у современной молодежи*

Аннотация

This research aim is pointing out the structure of youth’s moral ideas at the present stage of the Russian society development (Smolensk region as an example); studying of integrity, systematic character and discrepancy of youth’s moral ideas at the level of social and individual consciousness. Moral ideas have been studied on the basis of the approach offered by Azuma and Kochivagi, Sternberg, Ratti, N.l.Smirnova, M.I.Volovikova in the line of researches of social ideas (S.Moskovichi, K.A.Abulkhanova-Slavskya).

Общая информация

* * Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 07-06-58611 а/Ц).

Ключевые слова: нравственные представления личности, обыденные представления о порядочном человеке, социальные представления личности

Рубрика издания: Социализация личности в образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Дикевич Л.Л., Осипенко И.М. Психологические особенности нравственных представлений у современной молодежи // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Современное состояние российского общества – состояние экономических, политических и социальных трансформаций – актуализирует вопросы, обращенные к нравственному сознанию личности, личностному выбору и самоопределению. Изменения, происходящие в России, затраги­вают каждую личность, и любой из нас делает свой выбор относительно способа отношения к со­бытиям общественной жизни, другим людям и самому себе. В связи с этим на современном эта­пе развития российского общества актуальным является вопрос: «Что происходит с нравственным сознанием каждой личности в современных условиях?». Особенно, если речь идет о нравственных представлениях подрастающего поколения, у которого моральные взгляды только складываются и реализуются в поведении и отношениях с другими людьми.

Целью предпринятого нами эмпирического исследования стало изучение обыденных пред­ставлений о порядочном человеке среди молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях (на примере Смоленского региона). Интерес к данной выборке определяется тем, что с этой соци­альной группой, по нашему мнению, во многом связаны перспективы социально-экономического и культурного развития общества.

Представления о порядочном человеке исследовались с опорой на положения, предложен­ные Азумой и Кошиваги, Стенрбергом, Ратти, Н.Л. Смирновой в русле изучения социальных пред­ставлений (С. Московичи, К.А. Абульханова-Славская).

Данный подход включает два этапа. На первом этапе проводится индивидуальное исследо­вание, в котором испытуемых просят в виде свободного рассказа описать порядочного человека. Затем с помощью контент-анализа ответов составляется бланк с утверждениями. На втором этапе эксперимента испытуемого просят вспомнить порядочного человека, известного ему лично, и оце­нить его по каждому из утверждений с помощью трехбалльной шкалы. Указываются пол и возраст описываемого лица, а также пол и возраст опрашиваемого.

Теоретическую основу исследования составили этическая концепция С.Л. Рубинштейна, ра­боты К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского и др. Особое внимание уделялось специфике представ­лений о нравственном идеале в российском менталитете, выделенной в работах М.И. Воловиковой.

Хочется отметить, что к настоящему времени в психологической науке накоплен богатей­ший эмпирический материал в области нравственной психологии. Это исследования Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, В.В. Знакова, В.А. Елисеева, В.Д. Шадрикова.

Получены данные о структуре нравственных представлений для респондентов разных групп (подростки, молодежь) (М.И. Воловикова, Л.Л. Дикевич, 1996–1999); осуществлено кросскультур­ное сравнение нравственных представлений русских и якутов (М.И. Воловикова, Н.Д. Елисеева); исследованы представления современных подростков о любимом герое, представления о «типич­но русском человеке» (М.И. Воловикова); прослежена позитивная роль традиций и праздников в сохранении и передаче новым поколениям представлений о нравственных ценностях и идеалах (М.И. Воловикова, 2005).

В нашем исследовании приняли участие 134 студента из высших учебных заведений города Смоленска, средний возраст которых составил 22 года. В ходе проведенного исследования и деталь­ной математико-статистической обработки полученных данных было выявлено 6 факторов (74,01% от общей дисперсии), задающих пространство социальных представлений о порядочном человеке у современной студенческой молодежи.

Первый фактор – «конвенциональный» (факторная нагрузка равна 15,77%). В него вошли сле­дующие характеристики: не нарушает закон (0,891), соблюдает закон (0, 818), не врет (0,556), не лицемерит (0,429), не ворует (0,404), скромный (0,310), веселый (0,211), с чувством юмора (0,227). характеристики, входящие в этот фактор, показывают нам, что социальные представления о поря­дочном человеке у современной молодежи предположительно связаны с наличием у такого чело­века выраженного правового сознания, которое формируется в процессе правовой социализации.

Второй фактор (факторная нагрузка 7,26%) – «ассертивный». В него вошли такие характери­стики: волевой (0,756), независимый (0,608), смелый (0,601), целеустремленный (0,590), с чувством собственного достоинства (0,566), уверенный в себе (0,482), оптимист (0,467), веселый (0,426), говорящий правду в глаза (0,357), общительный (0,325). Можно сделать предположение, что сту­денты рассматривают порядочность человека через призму наличия у него волевых качеств, лич­ной инициативы, успешности в сфере межличностных отношений.

Третий фактор (факторная нагрузка 4,69%) – «культурно-когнитивный». В него вошли такие характеристики: начитанный (0,805), эрудированный (0,802), мудрый (0,555), умный (0,531), обра­зованный (0,480), интеллигентный (0,421), культурный (0,346), рассудительный (0,329), соблюда­ет правила этикета (0,315). Смысловая нагрузка данного фактора свидетельствует о том, что мо­лодежь видит порядочного человека как носителя культуры, знаний, этикета.

Четвертый фактор (4,417%) – «фактор помощи» – включил в себя следующие характеристи­ки: не жадный (0,809), помогает в трудную минуту (0,659), добрый (0,570), бескорыстный (0,484), щедрый (0,452), доброжелательный (0,436), отзывчивый (0,413), надежный (0,372), уважает дру­гих людей (0,322). В своих ответах респонденты отмечали, что порядочный человек – это тот, кто поможет в трудную минуту, отзовется на просьбу Другого, проявит внимание и бескорыстность.

Пятый фактор (3,85%) – «патриотизм» – включает следующие характеристики: любить Ро­дину (0,857), защищать Родину (0,853), заботиться об окружающей среде (0,485). Полученные ре­зультаты свидетельствуют о том, что молодежь порядочному человеку приписывает характеристи­ки, отражающие положительное отношение к своей Родине, наличие чувства патриотизма и граж­данской позиции, преданность своему Отечеству и стремление служить его интересам. Предпола­гаем, что для респондентов порядочный человек – это гражданин своей страны, который собствен­ным примером олицетворяет понятие «патриотизм», служит Родине своим ежедневным трудом, по­ступками и делами и является примером для других.

Шестой фактор (3,46%) – «хозяйственность, рациональность». В него вошли такие характе­ристики, как трудолюбивый (0,774), аккуратный (0,709), бережливый (0,593), образованный (0,526), красивый (0,405), добросовестный (0,374), не сплетничает (0,349). По-видимому, социальные пред­ставления о порядочном человеке среди студенческой молодежи связаны с трудовой этикой, куда входят такие составляющие, как рациональность, трудолюбие, аккуратность, практицизм.

Таким образом, социальные представления студенческой молодежи о порядочном человеке содержательно связаны с представлениями о соблюдении закона, причем как закона юридическо­го, так и нравственного; представлениями о независимости суждений и когнитивно-культурных характеристиках личности, а также возможностью оказания бескорыстной помощи и проявлением чувства патриотизма. Нравственные представления характеризуются целостностью, зрелостью и непротиворечивостью, что может выступать в качестве позитивного прогноза относительно нрав­ственного здоровья и благополучия.

Литература

  1. Абульханова К.А. Социальные представления личности // Современная психология. Состояние и перспективы исследования. Ч. 3. Социальные представления и мышление личности. М. : ИП РАН, 2002.
  2. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М. : ИП РАН, 2005.
  3. Дикевич (Гренкова) Л.Л. Нравственные представления современной молодежи // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе / под ред. М.И. Воловиковой. М. : ИП РАН, 1999. С. 48–49.
  4. Дикевич Л.Л., Осипенко И.М. Обыденные представления о порядочном человеке русской молодежи (на примере Смоленского региона) // Теоретические проблемы этнической и кросскультурной психологии : ма­териалы Междунар. науч. конф. 29–30 мая 2008 г.: в 2 т. Смоленск : Изд-во «Универсум», 2008. Т.1. С.192–199.
  5. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. № 1–2.
  6. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

Информация об авторах

Дикевич Людмила Леонидовна, кандидат психологических наук, доц. каф. общ. и соц. психологии Смол. гуманит. ун-та, e-mail: osipenkoir@mail.ru

Осипенко Ирина Михайловна, кандидат психологических наук, доц. каф. общ. и соц. психологии Смол. гуманит. ун-та, e-mail: osipenkoir@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4373
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1