Особенности мотивации учения иностранных студентов

Аннотация

The article gives characteristics of basic motivation complexes and the dynamics of motivation of getting education of foreign students in Russian Universities.

Общая информация

Ключевые слова: мотивация, мотивационный комплекс, учебно-академическая деятельность

Рубрика издания: Социализация личности в образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Сальвадора А. Особенности мотивации учения иностранных студентов // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Во второй половине хх в. в современной психологии высшей школы механизмы учебного взаимодействия изучались достаточно основательно. Педагогическое взаимодействие характери­зуется рефлексивной многозначностью, которая означает различную оценку этого процесса пре­подавателем высшей школы, с одной стороны, и обучающимися-студентами – с другой. Вероят­ностный характер обратной связи между ними ведет к тому, что преподаватель конкретные ситу­ации учебного взаимодействия считает успешными, в то же время для студентов они могут пока­заться малорезультативными.

В условиях, когда обучаемые и обучающие имеют различную ментальность, могут возникать ситуации, связанные с различиями в мотивационных установках в отношении организации процес­са обучения, его содержания, преобладающих организационных форм. Практика вузовского обуче­ния свидетельствует о том, что именно мотивация учения становится наиболее актуальным иссле­довательским полем, когда речь идет о психологическом «отходе от высшей школы», по аналогии с таким же процессом у многих школьников в подростковых классах. Не менее значим и учет осо­бенностей мотивации учения в современной высшей школе, где изменения в мотивационной сфе­ре связаны с переходом от учебно-академической деятельности (на младших курсах) к деятельно­сти учебно-профессиональной.

Мы провели эмпирическое исследование особенностей мотивационной сферы студентов в разные периоды обучения. Выборку составили иностранные студенты 1–5-х курсов, обучающие­ся в Ивановском государственном университете (всего 138 чел.). Для отслеживания динамики мо­тивационной сферы иностранных студентов мы разбили всю выборку студентов на 3 группы по 46 человек: 1–2-е курсы, 3–4-е курсы и 5-й курс. Были использованы методика «Мотивация профес­сиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана) и методика определе­ния мотивации учения (В.Г. Каташев). характеризуя группу в целом, можно сказать, что преобла­дающим типом мотивации профессионального обучения является внутренняя мотивация – у 45,6% (это не составляет и половины опрошенных студентов). На втором месте студенты с внешней по­ложительной мотивацией – 30,5%. Этот тип мотивации «хуже» внутреннего типа мотивации тем, что при нем студентов привлекает не сама деятельность, а то, как она будет оценена окружающи­ми. На третьем месте – студенты с внешней отрицательной мотивацией – 13,04%. Типичным для них является учение ради учения, без удовольствия от деятельности или интереса к преподаваемо­му предмету; учение из-за боязни неудач, по принуждению или под давлением и др.

На основании полученных с помощью методики А. Реана результатов определялся мотива­ционный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения меж­ду собой трех видов мотивации: внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной мотивации (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ).

К оптимальным мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочета­ния: «ВМ > ВПМ > ВОМ» и «ВМ = ВПМ > ВОМ». Наихудшим мотивационным комплексом явля­ется тип «ВОМ > ВПМ > ВМ». Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зре­ния их эффективности иные мотивационные комплексы. При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.

На 3–4-м курсах появляется больше студентов, у которых мотивационный комплекс характе­ризуется преобладанием внешней мотивации (47,84% опрошенных, причем 21,74% из них с внеш­ней отрицательной мотивацией, что в 1,5 раза выше, чем на 1–2-х курсах). Количество иностран­ных студентов, имеющих наихудшие мотивационные комплексы, изменилось незначительно.

характеризуя группу студентов 3–4-х курсов, можно сказать, что преобладающим типом мо­тивации профессионального обучения является внутренняя мотивация – 39,11%. Студенты вовле­каются в учебную деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград.

Резко меняется картина на 5-м курсе. Студентов уже больше интересует не сам диплом. Важ­нее всего становится их материальное обеспечение, в котором им поможет этот диплом.

По результатам исследования мотивации учения студентов (методика определения мотива­ции учения студентов (В.Г. Каташев), можно сказать, что для большинства студентов 1–2-х курсов (52,2%) характерен средний уровень мотивации учения в вузе. Студенты с нормальным и высо­ким уровнями мотивации учения составляют по 19,55% от общего числа опрашиваемых. К 3–4-м курсам уровень профессиональной мотивации повышается, но все же преобладающим остается ее средний уровень. Немного повышается и количество студентов с низким уровнем мотивации. Та­ких студентов немного на всех курсах, но они есть. Для этой группы сфера профессиональной дея­тельности еще не имеет того значения, какое имеют сферы учебной и досуговой деятельности. Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная деятельность является для них чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает привычная сту­денческая жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми внеучебными занятиями. Будущие планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Это связано, по нашему мнению, с тем, что студенты еще находятся в стадии само­определения. Сколь бы ни были они интеллектуально готовы к осмыслению всего сущего, они мно­гого не знают, поскольку у них нет опыта реальной практической и духовной жизни в обществе.

На 5-м курсе уровень мотивации резко возрастает. Студенты готовятся к серьезной после­вузовской жизни. Большее количество студентов имеют высокую профессиональную мотивацию (45,7%). Это проявляется в следующих характеристиках студентов: направленность на учебно­профессиональную деятельность, развитие самообразования и самопознание. Они, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели. Проявляется высокая потребность в со­хранении собственной индивидуальности, стремлении к независимости от других и желании со­хранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений, своего стиля жизни. Итак, в результате проведенного нами исследования было выявлено, что у иностран­ных студентов 1–2-х и 3–4-х курсов внутренняя мотивация преобладает над внешней, а внешняя положительная мотивация – над внешней отрицательной мотивацией. Доминирующим мотиваци­онным комплексом обучения выступает комплекс «ВМ > ВПМ > ВОМ». Таким же комплексом ха­рактеризуются группы в целом.

На 5-м курсе мы уже наблюдаем преобладание внешней отрицательной мотивации над внут­ренней и внешней положительной. Доминирующим мотивационным комплексом обучения высту­пает комплекс «ВМ < ВПМ < ВОМ».

Можно сделать следующий вывод. хотя к 5-му курсу у иностранных студентов повышает­ся уровень мотивации учения, они переходят от внутренней к внешней отрицательной, т.е. студен­ты нацелены на скорейшее получение диплома, посредством которого будут реализованы их мате­риальные и духовные цели.

Проводя периодический замер мотивации (1–2 раза в год), можно зарегистрировать дина­мику развития мотивации как у отдельного студента, так и у коллектива. Такое шкалирование по­зволяет регистрировать не только уровень мотивации, но и внутриуровневую динамику развития.

При организации процесса обучения необходимо учитывать не только особенности обуче­ния иностранных студентов, но и их мотивационные предпочтения, которые в основном (к сожале­нию) лежат вне учебной (учебно-академической) деятельности. Важно добиваться изменения дан­ной картины потому, что, расширив мотивационную сферу, можно задействовать положительные эмоциональные механизмы познания и усвоения информации, которые являются основой эффек­тивного образовательного процесса.

Информация об авторах

Сальвадора Адериту, соискатель каф. психологии, Шуйский гос. пед. ун-та, советник губернатора г. Луанда, e-mail: ast55@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4117
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4