Модель социально-психологического тренинга против агрессии в школе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социально-психологический тренинг, конфликт, ассертивное поведение, общение
Рубрика издания: Социализация личности в образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Чавдарова В.А. Модель социально-психологического тренинга против агрессии в школе // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
В болгарской психологической практике приняты следующие направления работы с учениками с девиантным поведением:
1) развитие навыков самопознания;
2) поддержка навыков социальной адаптации;
3) расширение ролевого репертуара, который необходим учащимся для того, чтобы лучше справляться с повседневными задачами;
4) расширение представлений о правилах поведения, принятых в социуме;
5) развитие коммуникативной культуры и эмоционального интеллекта;
6) развитие навыков конструктивного управления межличностными конфликтами;
7) практическое применение правил ассертивного поведения.
Реализация социально-психологического тренинга осуществляется на основе сочетания группового и индивидуального подходов, при этом уделяется особое внимание решению проблем, выявленных в качестве наиболее важных.
Наш подход основывается на следующих ключевых моментах организации индивидуальной и групповой деятельности:
- индивидуальная работа со всеми учениками с целью определения присущих их эмоциональных и поведенческих ресурсов и дефицитов;
- работа в группах, направленная на повышение социальной компетентности учащихся;
- освоение и проверка участниками новых гибких подходов группового и индивидуального поведения в конфликтных ситуациях. Основная цель тренинга состоит в закреплении позитивных изменений личности и деятельности учащихся, а не в достижении кратковременных результатов.
Ведущий метод, который мы используем в процессе социального обучения, – это метод, основанный на теоретических работах ж. Пиаже и Л.С. Выготского, а также на идее о том, что можно способствовать развитию личности в определенном направлении с помощью тренинговых ситуаций, используя накопление опыта, понимание и интеграцию.
Разработанная модель включает некоторые классические программы обучения, а именно:
Упражнения для улучшения навыков общения. Основная цель их использования заключается в стимулировании взаимопонимания участников группы, которое является основой улучшения межличностных отношений. В процессе групповой работы в ходе развития способностей к общению и обмену субъективными переживаниями происходит повышение уровня межличностного доверия и толерантности учеников. Также предлагаются упражнения по развитию умений и навыков эффективного слушания и предоставления обратной связи.
Упражнения для улучшения эмоционального интеллекта. Обучение направлено на развитие составляющих эмоционального интеллекта – идентификации и обозначения субъективных чувств и эмоций; создание потенциала для их контроля.
Упражнения для формирования команды и принятия групповых решений. Основной целью является повышение доверия и сотрудничества между членами группы.
Упражнения для эффективного управления конфликтами. Их целями являются своевременное понимание чувств, которое приводит к уменьшению конфликтов, а также развитие навыков управления ими посредством конструктивной проработки конфликтных ситуаций.
Упражнения по овладению ассертивным поведением. Главная цель – преодоление неопределенности в сочетании с повышением самооценки участников. Основная задача связана с усвоением приемов эффективного поведения, которое включает защиту своей позиции без конфронтации с другими.
Социально-психологический тренинг состоит из пяти этапов и включает индивидуальную и групповую психологическую работу, в том числе диагностическую, с учащимися, которые зарегистрированы как имеющие проблемы в общении и проявляющие агрессивное поведение.
На первом этапе основные цели связаны с диагностикой социально-психологического статуса каждого учащегося. Основная задача состоит в описании социально-психологической характеристики каждого учащегося, включая следующие компоненты: самооценку, место в семье и семейные отношения, социальный статус. Для получения более объективных результатов при проведении диагностической работы используется комплексная методика, содержащая тест «Кто я?», полупроективный метод Р. жиля, беседу и социометрию.
На втором этапе основной целью является улучшение взаимодействия учеников, которое способствует процессу их взаимного понимания и принятия. Основные задачи этого этапа связаны с несколькими направлениями. С одной стороны, необходимо вызвать интерес учащихся через доступное для них введение в основные принципы применения психологических методов для улучшения отношений между людьми. С другой стороны, необходимо разработать новые правила их отношений, реализация которых в дальнейшем поощряется, а нарушение является наказуемым (в конструктивной и психологически допустимой форме). Третья задача связана с необходимостью изменить негативные установки учащихся в восприятии некоторых одноклассников, преодолеть социальную стигматизацию в поведении. К концу сессии ученики также должны быть ознакомлены с дальнейшими шагами в проведении обучения и мотивированы на выполнение следующих задач тренинга.
Выработка умений и навыков эффективного общения является основной целью третьей сессии, а ее задачами – преодоление межличностного негативизма и конфронтации, которые проявляются в недостаточно эффективной коммуникации между детьми. Решение задач этого этапа основано на сочетании динамических упражнений, работы в парах и индивидуальных заданий.
Следующий этап связан с приобретением навыков конструктивного разрешения конфликтов. Его основные задачи состоят в ознакомлении детей с природой конфликта, последствиями конфликтного поведения, стилями разрешения конфликтов и Z-моделью для проработки конфликтных ситуаций. На этом этапе также объясняется природа и правила ассертивного поведения. Используемые методы связаны с индивидуальной и групповой работой, решением моральных казусов.
Основная цель пятой сессии состоит в социально-психологической подготовке учеников к переносу изменений в общении друг с другом и освоенных способов разрешения межличностных конфликтов в практику их обычного взаимодействия. Одна из базовых задач связана с разработкой перспектив общения в классе и принятием моральных обязательств в межличностной коммуникации.
В завершение следует отметить, что снижение общего уровня «плохого поведения» в классе – это процесс, который зависит от отношений как между учениками, так и между учениками и их учителями.
Литература
- Галикова М., Кирсалова О. Организация работы с трудными детьми // Классный руководитель. № 8. С. 33–54.
- Тасевска Д. Модел за групова психокорекционна работа с малолетни и непълнолетни извършители на противообществени прояви и престъпления (програмен подход «ИМАМ ИЗБОР») // Диоген Психология 2010: актуални въпроси. В.Т. 2010. С. 48–76.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3055
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5