Теоретические положения процесса формирования системы инновационных умений у будущих педагогов в сфере обучения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: проблема, инновационная проблема, эвристики, учебная инновационная деятельность студентов, теоретические положения
Рубрика издания: Современное образование и проблемы когнитивного развития
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Астрейко Е.С. Теоретические положения процесса формирования системы инновационных умений у будущих педагогов в сфере обучения // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Смена этапов развития общества обусловливает необходимость изменения парадигмы образования. На современном этапе приоритетными являются парадигмы гуманистическиориентированного и инновационно-развивающего образования. В их основе лежат представления о творческой личности, способной нестандартно решать поставленные проблемы, в том числе и инновационные.
Проблема возникает, как показано в исследованиях по психологии мышления [1, с. 258], если обучаемый не знает, как решить задачу или достичь желаемого результата. Проблема всегда выступала одной из важнейших категорий методологии науки. В работах В.Ф. Беркова, Б.С. Грязнова, Е.С. жарикова, В.П. Копнина, Г.И. Рузавина, А.П. хилькевича и др. проанализированы сущность, содержание и структура проблемы, ее значение и роль в научном исследовании, условия правильности постановки и решения.
А.П. Хилькевич выделяет познавательные проблемы, проблемы прикладного моделирования и проблемы практического преобразования [2]. Последние относятся к практической деятельности и предполагают при их разрешении повышение ее качества и эффективности. Их можно обозначить как инновационные проблемы.
Инновационная проблема рассматривается как ситуация, характеризующаяся «в основном достаточностью ценностно-ориентационных и познавательных средств для повышения эффективности обучения и недостаточностью преобразовательных, управленческих и всей взаимосвязанной совокупности средств, которые можно назвать инновационными» [3, с. 123].
Проблемное обучение обеспечивает творческое участие обучаемых в процессе формирования системы умений инновационно-педагогической деятельности (или инновационных умений); предполагает создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучаемых; предусматривает продуманную систему инновационных проблем, адекватных познавательным возможностям обучаемых.
Анализ, проведенный И.П. Калошиной, показал, что процесс формирования умений разрабатывать способы решения задач на основе методов проблемного обучения не является управляемым. Для облегчения решения обучаемыми проблемной задачи экспериментаторы прибегают к «наталкивающим» приемам, инструкциям, эвристикам.
В этом случае эвристика, по мнению А.В. хуторского, соотносится с элементами, присущими любой дидактической системе (цели, закономерности, принципы, содержание, технологии, формы, методы, система контроля и оценки результатов обучения). Обучаемый выстраивает траекторию своего образования в каждом из изучаемых курсов, не только приобретая знания, но и разрабатывая личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Д. Пойа указывал на то, что эвристики представляют собой тактику решения конкретных проблем, опираются на методы, которые могут значительно отличаться от традиционно принятых, устоявшихся и позволяют сократить время решения проблем.
Эвристики используются в виде эвристических сведений (вопросы, примеры и т. д.), эвристических предписаний, эвристических рекомендаций (советов, аналогий и т. п.). Эвристические предписания, а также очень близкие им по целям и структуре планы обобщенного характера (А.В. Усова) позволяют организовать процесс формирования системы инновационных умений у будущих педагогов, опираясь на ориентировочную основу деятельности (по П.Я. Гальперину); способствуют созданию будущими педагогами образовательной продукции по методике обучения физике (математике); ориентируют на развитие в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества студентов.
Ценностным ориентиром процесса формирования у будущих педагогов системы инновационных умений является высокий уровень их обобщенности, что обусловливает развивающие функции данного процесса: обогащение сферы специальных способностей студентов.
При разработке теоретических положений мы исходили из того, что умения у будущих педагогов формируются на основе включения в специально организованную деятельность. Инновационные умения формируются на основе включения будущих педагогов в инновационную деятельность в процессе решения инновационных проблем. Анализ действий инновационно-педагогической деятельности способствует разработке модели дидактических задач формирования системы инновационных умений у будущих педагогов (например, формулирование инновационных проблем, разработка новых дидактических предписаний).
Опираясь на теорию учебной деятельности В.В. Давыдова, мы рассматриваем учебную инновационную деятельность как особую деятельность студентов, сознательно направленную на формирование системы инновационных умений в процессе решения инновационных проблем.
Развивая и конкретизируя идеи культурно-праксиологической концепции специальной инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы, мы исходили из того, что инновационная культура педагога как категория взаимодополнительно отражает в себе все аспекты опредмечивания и распредмечивания. «Являясь более общей категорией, чем исследование, творчество, внедрение и др., она поглощает их своим объемом и не сводится к ним» [3, с. 9]. По мнению И.И. Цыркуна, «цель специальной инновационной подготовки заключается в генезисе у студентов инновационной культуры: развитии и саморазвитии личности, формировании знаний в сфере инновационной системы, развитии инновационного мышления, создании методических произведений» (Там же, с. 238).
Обращение к инновационной культуре предполагает осуществление инновационнопедагогической деятельности по правилам, в частности эвристическим предписаниям (В.И. Андреев, И.П. Калошина, И.И. Цыркун), которые выступают в качестве объекта изучения, конструирования, ориентировочной основы и средства регулирования процесса формирования системы инновационных умений у студентов, а также способствуют осознанию будущими педагогами стратегий рационального поиска решения инновационных проблем.
На основании вышеизложенного сформулируем теоретические положения процесса формирования системы инновационных умений у будущих педагогов в сфере обучения:
- ценностным ориентиром процесса формирования системы инновационных умений у будущих педагогов является высокий уровень обобщенности этих умений, что обусловливает развивающие функции данного процесса;
- разработка модели дидактических задач процесса формирования системы инновационных умений у будущих педагогов осуществляется с использованием приема декомпозиции инновационнопедагогической деятельности на действия (формулирование инновационных проблем, определение критериев оценки нововведения, разработка новых дидактических предписаний и др.);
- главным структурным компонентом учебной инновационно-педагогической деятельности студентов является типовая инновационная проблема в сфере обучения, которая определяется с помощью метода «знаковой ретроспекции»;
- стратегия решения инновационных проблем выступает содержательной основой, прямым объектом усвоения в процессе формирования системы инновационных умений;
- управление правильностью формирования системы инновационных умений осуществляется с применением эвристических предписаний, выполняющих ориентировочные и операциональнокритериальные функции.
Литература
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина; пер. с нем. М., 1965. С. 258–268.
- Хилькевич А.П. Решение проблем в науке, технике, практической деятельности. М. : Наука, 1999.
- Цыркун И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. Минск : Тэхналогія, 2000.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2106
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4