Теоретические положения процесса формирования системы инновационных умений у будущих педагогов в сфере обучения

Аннотация

Theresearchsubject is theformingofthesystemofskills ofstudents’innovational-pedagogical activity in the process of studying of methods disciplines. The theoretical positions of forming process of students’ innovational skills system revealing the mechanisms of exploring process have been determined.

Общая информация

Ключевые слова: проблема, инновационная проблема, эвристики, учебная инновационная деятельность студентов, теоретические положения

Рубрика издания: Современное образование и проблемы когнитивного развития

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Астрейко Е.С. Теоретические положения процесса формирования системы инновационных умений у будущих педагогов в сфере обучения // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Смена этапов развития общества обусловливает необходимость изменения парадигмы образования. На современном этапе приоритетными являются парадигмы гуманистически­ориентированного и инновационно-развивающего образования. В их основе лежат представления о творческой личности, способной нестандартно решать поставленные проблемы, в том числе и инновационные.

Проблема возникает, как показано в исследованиях по психологии мышления [1, с. 258], если обучаемый не знает, как решить задачу или достичь желаемого результата. Проблема всегда высту­пала одной из важнейших категорий методологии науки. В работах В.Ф. Беркова, Б.С. Грязнова, Е.С. жарикова, В.П. Копнина, Г.И. Рузавина, А.П. хилькевича и др. проанализированы сущность, содержание и структура проблемы, ее значение и роль в научном исследовании, условия правиль­ности постановки и решения.

А.П. Хилькевич выделяет познавательные проблемы, проблемы прикладного моделирова­ния и проблемы практического преобразования [2]. Последние относятся к практической деятель­ности и предполагают при их разрешении повышение ее качества и эффективности. Их можно обо­значить как инновационные проблемы.

Инновационная проблема рассматривается как ситуация, характеризующаяся «в основном достаточностью ценностно-ориентационных и познавательных средств для повышения эффектив­ности обучения и недостаточностью преобразовательных, управленческих и всей взаимосвязанной совокупности средств, которые можно назвать инновационными» [3, с. 123].

Проблемное обучение обеспечивает творческое участие обучаемых в процессе формирова­ния системы умений инновационно-педагогической деятельности (или инновационных умений); предполагает создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способ­ностям обучаемых; предусматривает продуманную систему инновационных проблем, адекватных познавательным возможностям обучаемых.

Анализ, проведенный И.П. Калошиной, показал, что процесс формирования умений разра­батывать способы решения задач на основе методов проблемного обучения не является управля­емым. Для облегчения решения обучаемыми проблемной задачи экспериментаторы прибегают к «наталкивающим» приемам, инструкциям, эвристикам.

В этом случае эвристика, по мнению А.В. хуторского, соотносится с элементами, прису­щими любой дидактической системе (цели, закономерности, принципы, содержание, технологии, формы, методы, система контроля и оценки результатов обучения). Обучаемый выстраивает траек­торию своего образования в каждом из изучаемых курсов, не только приобретая знания, но и раз­рабатывая личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Д. Пойа указывал на то, что эв­ристики представляют собой тактику решения конкретных проблем, опираются на методы, кото­рые могут значительно отличаться от традиционно принятых, устоявшихся и позволяют сократить время решения проблем.

Эвристики используются в виде эвристических сведений (вопросы, примеры и т. д.), эвристи­ческих предписаний, эвристических рекомендаций (советов, аналогий и т. п.). Эвристические пред­писания, а также очень близкие им по целям и структуре планы обобщенного характера (А.В. Усо­ва) позволяют организовать процесс формирования системы инновационных умений у будущих педагогов, опираясь на ориентировочную основу деятельности (по П.Я. Гальперину); способству­ют созданию будущими педагогами образовательной продукции по методике обучения физике (ма­тематике); ориентируют на развитие в каждой из образовательных областей с опорой на личност­ные качества студентов.

Ценностным ориентиром процесса формирования у будущих педагогов системы иннова­ционных умений является высокий уровень их обобщенности, что обусловливает развивающие функции данного процесса: обогащение сферы специальных способностей студентов.

При разработке теоретических положений мы исходили из того, что умения у будущих педа­гогов формируются на основе включения в специально организованную деятельность. Инноваци­онные умения формируются на основе включения будущих педагогов в инновационную деятель­ность в процессе решения инновационных проблем. Анализ действий инновационно-педагогической деятельности способствует разработке модели дидактических задач формирования системы инновационных умений у будущих педагогов (например, формулирование инновационных проблем, разработка новых дидактических предписаний).

Опираясь на теорию учебной деятельности В.В. Давыдова, мы рассматриваем учебную инно­вационную деятельность как особую деятельность студентов, сознательно направленную на фор­мирование системы инновационных умений в процессе решения инновационных проблем.

Развивая и конкретизируя идеи культурно-праксиологической концепции специальной инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы, мы исходили из того, что инновационная культура педагога как категория взаимодополнительно отражает в себе все аспекты опредмечивания и распредмечивания. «Являясь более общей категорией, чем исследование, творчество, внедрение и др., она поглощает их своим объемом и не сводится к ним» [3, с. 9]. По мне­нию И.И. Цыркуна, «цель специальной инновационной подготовки заключается в генезисе у сту­дентов инновационной культуры: развитии и саморазвитии личности, формировании знаний в сфе­ре инновационной системы, развитии инновационного мышления, создании методических произ­ведений» (Там же, с. 238).

Обращение к инновационной культуре предполагает осуществление инновационно­педагогической деятельности по правилам, в частности эвристическим предписаниям (В.И. Анд­реев, И.П. Калошина, И.И. Цыркун), которые выступают в качестве объекта изучения, конструиро­вания, ориентировочной основы и средства регулирования процесса формирования системы инно­вационных умений у студентов, а также способствуют осознанию будущими педагогами стратегий рационального поиска решения инновационных проблем.

На основании вышеизложенного сформулируем теоретические положения процесса фор­мирования системы инновационных умений у будущих педагогов в сфере обучения:

  • ценностным ориентиром процесса формирования системы инновационных умений у бу­дущих педагогов является высокий уровень обобщенности этих умений, что обусловливает разви­вающие функции данного процесса;
  • разработка модели дидактических задач процесса формирования системы инновационных умений у будущих педагогов осуществляется с использованием приема декомпозиции инновационно­педагогической деятельности на действия (формулирование инновационных проблем, определение критериев оценки нововведения, разработка новых дидактических предписаний и др.);
  • главным структурным компонентом учебной инновационно-педагогической деятельности студентов является типовая инновационная проблема в сфере обучения, которая определяется с по­мощью метода «знаковой ретроспекции»;
  • стратегия решения инновационных проблем выступает содержательной основой, прямым объектом усвоения в процессе формирования системы инновационных умений;
  • управление правильностью формирования системы инновационных умений осуществляется с применением эвристических предписаний, выполняющих ориентировочные и операционально­критериальные функции.

Литература

  1. Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина; пер. с нем. М., 1965. С. 258–268.
  2. Хилькевич А.П. Решение проблем в науке, технике, практической деятельности. М. : Наука, 1999.
  3. Цыркун И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. Минск : Тэхналогія, 2000.

Информация об авторах

Астрейко Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доц. каф. общ. физики и методики преподавания физики Мозырского гос. пед. ун-та им. И.П. Шамякина, e-mail: astreyko_al@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2106
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 4