Развитие рефлексивности студентов средствами когнитивно- ориентированного тренинга

Аннотация

The article describes the data obtained from research of the peculiarities of the integral personality of students with low levels of reflexivity and the possibility of raising funds of reflexivity with the help of cognitive-oriented training.

Общая информация

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивность, модель когнитивно-ориентированного тренинга

Рубрика издания: Современное образование и проблемы когнитивного развития

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Зиник И.Н. Развитие рефлексивности студентов средствами когнитивно- ориентированного тренинга // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Общие концептуальные положения формирования рефлексивности студента как субъекта об­разовательной деятельности основаны на позициях субъектно-ориентированного подхода.

Нам представляется, что на концептуальном уровне принципиально важными аспектами раз­работки методического инструментария, предназначенного для развития рефлексивности, являет­ся использование возможностей, вытекающих из специфики основного вида деятельности обуча­емых. На психологическом уровне такую специфику можно условно связать с относительным пре­обладанием в структуре деятельности одного из трех структурных компонентов: эмоционального, когнитивного или конативного (связанного с поведением, намерением, целенаправленными прак­тическими действиями).

Мы думаем, что логика и технология обучения рефлексивному поведению основаны на специ­фике ведущего вида деятельности обучаемых на разных этапах онтогенетического развития. Сту­денты, основным видом деятельности которых является профессиональное познание, продуктив­но работают в когнитивном режиме, т. е. в режиме обсуждения и аргументации. Обучаемые в ходе дискуссий ощущают себя участниками единого процесса, что мотивирует их к разработке новых конструктивных стратегий предметной и непредметной деятельности, а также адекватных техно­логий взаимодействия, обеспечивающих благоприятную возможность и психологическую без­опасность совместного осознания эмоциональных отношений к себе, окружающему миру, деятель­ности. Как показывает наш опыт проведения когнитивно-ориентированных занятий и тренингов в студенческих группах, использование такой возможности в конечном итоге приводит к очевидно­му повышению рефлексивности.

Методически выстраивая наш тренинг, мы опирались на технологии, традиционно квалифи­цируемые как фокусно-ориентированные, т. е. зависящие от специфики основного вида деятель­ности обучаемых. Технология развития рефлексивности, выступающая в свою очередь системо­образующим фактором в формировании структур интегральной индивидуальности (ИИ) студен­тов, направлена на активацию последовательной работы рефлексивного механизма (рефлексивно­го выхода, интенциональности, первичной категоризации, конструирования системы рефлексив­ных средств, схематизации рефлексивного содержания, объективизации рефлексивного описания).

Разработанная модель программного и методического обеспечения основана на принципах субъектного и деятельностного подходов и представлена в виде когнитивно-ориентированного тре­нинга. Целью данной модели является повышение уровня рефлексивности, которая способствует более адекватному самопознанию и социальному познанию.

Цель достигается за счет решения следующих задач:

– осмысление механизмов формирования рефлексивной позиции и переоценки ее значимо­сти в повседневной жизни;

– развитие свойств интрапсихической и интерпсихической рефлексивности студентов;

– оптимизация общения и его составных базовых социально-психологических процессов (со­циальных отношений, социального познания, социального взаимодействия);

– осознание чувств, сопровождающих конструирование нового знания в результате транс­формации собственной рефлексивной позиции. Модель развития ИИ студентов с низким уровнем рефлексивности средствами когнитивно­ориентированного тренинга включает три модуля:

 

Информационный модуль направлен на погружение участников программы в феноменологию рефлексивности, нацелен на формирование потребности в конструировании новых знаний, измене­ния в когнитивной сфере (появляются новые аргументы, позиции, мнения, ценности).

Личностно-смысловой модуль ориентирован на развитие интрапсихической рефлексии, т. е. способности к выделению, восприятию разных компонентов собственной психики и их анализу (самооценки, самовосприятия, самопонимания, самопознания, самоопределения и т.д.).

Социально-коммуникативный модуль направлен на развитие интерпсихической рефлексии, т. е. способности к пониманию психики другого человека, выражаемой в готовности «встать на мес­то Другого» (группой анализируются основные механизмы психологического познания окружаю­щих – стериотипизация, проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия и другие группо­вые и межгрупповые социально-психологические феномены.

В результате многократного конструирования социальной реальности и анализа социальных ситуаций, направленных на межличностное познание и самопознание, происходит трансформация личных представлений участников о собственной рефлексивной позиции.

Методический инструментарий реализуется в следующем алгоритме: «когниция – конно­тация – эмоция». Когниция – это когнитивная технология, направленная на анализ, обсуждение и конструирование нового знания. Коннотация – поведенческая технология, направленная на мо­делирование и отыгрывание социальных ситуаций, на проектную работу в группах. Эмоция – эмоционально-ориентированная технология, направленная на осознание чувств, сопровождающих конструирование нового знания.

Содержательный аспект когнитивно-ориентированного тренинга рефлексивности разрабо­тан автором под руководством профессора В.В. Белоуса на основе упражнений для тренингов лич­ностного роста и социально-психологических тренингов Е.В. Сидоренко (2001), К. Фопеля (2002), Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой (2002), И.В. Шевцовой (2003), И.В. Вачкова (2003), О.В. Евтихова (2003).

Формы работы на тренинге – общегрупповые обсуждения, аналитическая работа в малых группах с последующей презентацией результатов, сравнительный анализ в парах и тройках, эле­менты ситуационно-ролевых игр, рисуночные ассоциации, имитационные игры.

Литература

  1. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. 4-е изд. М. : Изд-во РАО; Пя­тигорск : Изд-во Пятигор. гос. лингв. ун-та, 2009.
  2. Мерлин В.С. Очерк теории интегрального исследования индивидуальности. М. : Наука, 1986.
  3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л. : ЛГУ, 1985.
  4. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М.–Ярославль : Аверс Пресс, 2002.

Информация об авторах

Зиник Инна Николаевна, кандидат психологических наук, доц. каф. общ. психологии Ин-та человековедения Пятигор. гос. лингв. ун-та., e-mail: Zinik.06@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2885
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2