Учебно-воспитательная система преемственности допрофильного образования учащихся: современное состояние опытно-экспериментальной работы и перспективы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профилизация, допрофильное образование, профильное образование, инновационность
Рубрика издания: Современное образование и проблемы когнитивного развития
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Москалева Л.Ю., Шевченко Ю.В. Учебно-воспитательная система преемственности допрофильного образования учащихся: современное состояние опытно-экспериментальной работы и перспективы // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Становление учебно-воспитательной системы преемственности допрофильного образования учащихся на сегодняшний день происходит в контексте модернизации отечественного образования. Отметим, что отдельные аспекты проблемы допрофильной подготовки учащихся исследовались в ряде научных работ (В. Вербицкий, В. Кизенко, Т. Полонская, О. Фесюк и др.), в которых допрофильная подготовка рассматривается не как самостоятельная система, а как подсистема профильного образования старшей школы и начального профессионального образования.
Для решения проблем, возникающих в допрофильной подготовке учащихся, необходимо рассмотреть новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса на уровне начального, среднего и старшего звена школы, которая в свою очередь должна функционировать как многопрофильная, ориентированная на широкую дифференциацию, вариативность, инновационность.
Отметим, что новые подходы к профилизации образования изложены в Концепции профильного обучения в старшей школе, где указывается, что целью профильного обучения в старшей школе является обеспечение возможностей для равного доступа учащихся к получению общеобразовательной профильной и начальной допрофессиональной подготовки, воспитание личности, способной к самореализации, профессиональному росту и мобильности в условиях реформирования современного общества. Профильное образование в соответствии с государственными стандартами образования должно обеспечивать общеобразовательную подготовку учащихся, их допрофессиональную готовность и устойчивую ориентацию на дальнейшее обучение.
Допрофильная подготовка является предпосылкой профильного образования учащихся старшей школы и в современных условиях приобретает важное социальное, психолого-педагогическое значение. Это обусловлено тем, что образовательный процесс в старшей школе должен содействовать улучшению качества профессиональной подготовки будущих работников различных профессий и квалификаций.
На основе анализа ситуации проблемы допрофильной подготовки учащихся можно отметить, что на сегодняшний день в образовательных учреждениях работу по подготовке подрастающего поколения к реальным условиям рынка труда нельзя назвать эффективной. К тому же наблюдается слабая ориентация системы общего образования на решение проблем, касающихся развития способностей учащихся массовых школ к личностному и профессиональному самоопределению. Именно поэтому допрофильная подготовка не случайно связывается с проблемой предварительного самоопределения в отношении будущего профиля обучения, поскольку выполняет подготовительную функцию профессионального образования.
Учебно-воспитательная система преемственности допрофильной подготовки призвана обеспечить ученикам основной школы объективный выбор предварительного самоопределения в отношении будущей профилирующей деятельности. Необходимость ее построения обусловлена тем, что наличие различных профилей определяют выбор будущего учебного заведения, а также сознательного отношения учащихся к получению будущей профессии, их профессиональную и личностную самореализацию.
Отметим, что система преемственности допрофильной подготовки в основной школе позволит снизить количество возможных ошибок учащихся и их родителей в выборе профиля обучения и сферы дальнейшей профессиональной деятельности, т. к. данная система представляет собой последовательную, планомерную работу методических объединений педагогов, социально-психологической службы в оказании информационной, психолого-педагогической и организационной поддержки.
Так, согласно приказу Министерства образования и науки Украины от 18.08.2010 г. № 825 «О проведении опытно-экспериментальной работы на базе коммунального учреждения “Васильевская гимназия “Созвездие” Васильевского районного совета Запорожской области» на базе вышеупомянутого общеобразовательного учебного заведения проводится опытно-экспериментальная работа по теме «Учебно-воспитательная система преемственности в допрофильном образовании учащихся».
В течение подготовительного этапа педагогический коллектив общеобразовательного учебного заведения реализовывал следующие задачи:
- теоретическое обоснование содержательно-функциональных компонентов системы преемственности допрофильного образования учащихся;
- подготовка учителей гимназии к работе в учебно-воспитательной системе преемственности допрофильного образовании учащихся;
- выявление и экспериментальная проверка организационных, психолого-педагогических условий обеспечения перспективных связей между начальной и основной школой в подготовке учащихся к сознательному выбору профиля без блокирования их интересов и потребностей;
- разработка комплекса диагностических методик для работы с индивидуальными картами продвижения учащегося к сознательному выбору профилизации в старшей школе;
- выявление эффективных форм и методов работы с детьми и их родителями по сознательному и ответственному выбору профилирующих предметов и будущей профессии.
На подготовительном этапе экспериментальной деятельности была разработана программа опытно-экспериментальной работы, где обосновывается актуальность исследования, определены цель и задачи экспериментальной работы, раскрыты основные организационно-педагогические условия инновационного развития гимназии.
В процессе развертывания опытно-экспериментальной работы гимназии была создана система повышения профессиональной компетентности учителей, которая призвана обеспечить готовность коллектива к участию в инновационной деятельности в соответствии с целями и задачами эксперимента.
Необходимой для организации являлась подготовка ряда документов, ориентированных на выполнение задач педагогического эксперимента (приказ «Об организации и проведении в гимназии опытно-экспериментальной работы по теме “Учебно-воспитательная система преемственности в допрофильном образовании учащихся”», приказ «Об организации научно-методической работы педагогического коллектива гимназии в 2010–2011 гг.»).
Административными работниками гимназии проводилась работа по налаживанию сотрудничества с социально-психологическими службами, центрами занятости, СМИ и представителями профессиональных сообществ Запорожского региона и Васильевского района. Результатом выступили соглашения о творческом сотрудничестве гимназии с Мелитопольским государственным педагогическим университетом имени Богдана хмельницкого, Таврическим государственным агротехническим университетом, Запорожским национальным университетом, Васильевским районным центром работы с одаренной молодежью и др.
В целях экспертной проверки состояния имеющихся возможностей для инновационной деятельности гимназии как экспериментального учебного заведения всеукраинского уровня была проведена диагностическая работа по изучению:
– кадровых, финансовых, научно-методических, информационных и материально-технических условий прохождения эксперимента;
– инновационного потенциала педагогического коллектива и его готовности работать в экспериментальном режиме;
– профессиональной направленности педагогов гимназии и их способности к саморазвитию;
– степени удовлетворенности педагогов условиями своего труда и организацией учебновоспитательного процесса в гимназии;
– психолого-педагогических условий обеспечения перспективных связей между начальной и основной школой в подготовке учащихся к сознательному выбору профиля;
– уровня заинтересованности учащихся в определенных учебных предметах;
– уровня адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям образовательно-воспитательного пространства.
С началом опытно-экспериментальной работы была сформирована творческая группа, которая является носителем инновационных педагогических идей в гимназии. В течение года творческой группой создана нормативная и научно-методическая база, обосновывающая и регулирующая опытно-экспериментальную деятельность педагогического коллектива; разработаны методические рекомендации для администрации гимназии по повышению качества кадрового и организационнометодического обеспечения учебно-воспитательного процесса в классах пропедевтических профильных направлений, для цикловых методических комиссий по формированию творческих способностей учащихся в допрофильный период; разработаны информационно-методические буклеты «Как помочь пятикласснику не потерять свой творческий потенциал?», «Пути формирования мотивации учащихся сознательного выбора профиля обучения», «Технологический подход к развитию креативных способностей учащихся в процессе допрофильного образования» с методическими рекомендациями для учителей.
Первыми шагами опытно-экспериментальной деятельности учителей-предметников явилось создание творческих работ преподавателей профильных дисциплин «Педагогические условия эффективности профессиональной ориентации младших школьников в учебно-воспитательном процессе», «Формирование компетентности учащихся при изучении иностранных языков в аспекте допрофильного обучения», «Учебно-воспитательная система допрофильного образования по украинской филологии», «Организация допрофильной подготовки учащихся по дисциплинам естественнонаучного направления», «Система допрофильного математического образования» и др.
Социально-психологической службой гимназии разработана программа дополнительного образования социально-педагогической направленности для учащихся 1–4-х классов, учителями начальной школы – программа преемственности «Переход 4–5».
Перспективой данного исследования является решение следующих задач: разработка теоретико-концептуальных основ создания и внедрения системы преемственности в допрофильном образовании учащихся; создание концептуальной модели образовательно-воспитательного пространства в условиях допрофильной и профильной школы; разработка и внедрение инновационных технологий, проектов и программ; создание учебного, учебно-методического, управленческого, диагностического обеспечения внедрения опытно-экспериментальной темы гимназии; определение критериев и методов оценки экспериментальной модели.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3205
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1