Социальные интернет-акции для родителей как ресурс повышения родительской компетентности
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: образование родителей, партнерство семьи и школы, социальные интернет-акции для родителей
Рубрика издания: Психологические проблемы образования в условиях информатизации и компьютеризации общества
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Болсуновская Н.А., Колотева Е.Ю. Социальные интернет-акции для родителей как ресурс повышения родительской компетентности // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Большинство взрослых людей – родители, молодые или не очень, имеющие достаточный жизненный опыт или без такового. Родительство – ответственная роль и позиция, в которой взрослый находится 24 часа в сутки, и где требуется тщательное профессиональное и последовательное выполнение всех условий для успешной социализации ребенка. От компетентности родителя в вопросах воспитания во многом зависит судьба ребенка. Вместе с тем, несмотря на важность овладения взрослым родительским мастерством, становление родителей обычно рассматривается как дело семейное, частное, личное, в противовес обучению профессии, вождению машины и дрессировке животных, где существуют специальные программы обучения и стандарты, школы и сертификация. Все это приводит к тому, что в настоящее время родители осваивают науку родительского мастерства сами, часто методом проб и ошибок, моделируя отношения, сложившиеся в их родительских семьях. При этом процесс воспитания ребенка не всегда осуществляется на основе конструктивных способов.
Данные мониторинга, проведенные по заказу Национального фонда поддержки детей¸ оказавшихся в трудной жизненной ситуации, показывают, что половина родителей практикуют телесные наказания детей, и только 14% родителей знают, что они могут быть наказаны за жестокое обращение с ребенком. Таким образом, вопросы, связанные с поддержкой родителей в овладении родительским мастерством, являются актуальными. Не должна оставаться в стороне от данных вопросов и современная система образования, т. к. успешность обучения ребенка в школе зависит от того, насколько грамотно выстроено партнерство семьи и школы, выступают ли родители союзниками школы, согласованы ли со школой их требования к ребенку.
Однако партнерство семьи и школы, оказание школой поддержки родителям в овладении родительскими навыками должно осуществляться не в формах лекций и нотаций, призывах активно участвовать в жизни школы. Наоборот, важно создавать условия для включения родителей в такую деятельность, в рамках которой они сами бы искали решения и делали выводы, осваивали навыки и приемы воспитания, стремились к более тесному взаимодействию со школой в дальнейшем. Необходимо, чтобы школа стала пространством, где родителям ненавязчиво помогут в воспитании ребенка. При этом школа должна учитывать современные реалии, в которых протекает жизнь современных родителей. Информационные технологии все шире входят в жизнь человека, меняют ее, формируют новые потребности и открывают возможности, которые не были доступными ранее. Социальные сети, интернет-документы, программы для дистанционных коммуникаций, совместной деятельности, форумы, блоги, Wiki – все это активно используется современными родителями, школьниками, и они заинтересованы в том, чтобы выстраивать отношения со школой на основе современных технологий, в формате интернет-коммуникаций.
Использование интернет-технологий позволяет сделать деятельность школы видимой, открытой для родителей, увеличить оперативность взаимодействия родителей и школы, предоставить услугу дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса (консультации, родительские собрания, обсуждения, форумы), создать интернет-базы знаний, реализовать интернет-проекты для родителей и семей, усилить деятельностную составляющую работы с родителями (в Интернете лекцию не прочитаешь), открыть новые формы работы с родителями, которые раньше не были возможны.
Одной из таких форм является проведение социальных интернет-акций для родителей. Социальная акция – понятие не новое. Данный термин активно употребляется в обществе в контексте организации специальной деятельности, имеющей целью привлечь внимание к определенной проблеме, желательному способу деятельности и т.д.
Особенностью социальных акций является то, что участники включатся в выполнение простых действий, составляющих единое целое, которые в конечном итоге и должны привести к достижению целей. Молодежь выкладывает в пространстве огромный флаг России, родители создают совместно в Интернете книгу родительских заповедей и отказываются от ремня, присоединяясь к движению против насилия, – эти и другие примеры акций наглядно иллюстрируют сущность акции и ее составляющие.
Говоря о характеристиках акции, можно отметить наличие идеи/проблемы, к которой привлекается внимание;
– наличие креативного простого способа, с помощью которого привлекается внимание к проблеме: акция – это чаще всего «красиво и необычно»;
– наличие конечного продукта;
– распространение информации об акции через разные каналы для того, чтобы максимальное количество человек приняло участие в ней;
наличие ограничения по срокам и кратковременный характер мероприятия;
– эмоциональный характер мероприятия;
– простота действий и одновременно емкость, насыщенность мероприятия;
– добровольность участия.
Проведение социальных акций может рассматриваться в качестве эффективной технологии работы психолога с родителями. С помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого количества родителей нужную идею, привлечь внимание к проблеме. Все это позволяет транслировать позитивный ценностный ряд и ненавязчиво задавать ориентиры.
В числе преимуществ использования акций находятся их ненавязчивость и непрямой характер воздействия в противовес наиболее распространенной лекционной форме работы с родителями. Акции относятся к технологиям непрямого обучения, когда родители участвуют в мероприятии добровольно, а цели достигаются за счет того, что они сами открывают для себя новые знания, делают выводы, присваивают ценности, включившись в специально организованную деятельность в социальной среде. При этом родители сами определяют меру своего участия в акции.
Одним из достоинств социальных акций также является то, что эффект от мероприятия ощущают не только ее непосредственные участники, но и опосредованные – те, кто читают про мероприятие в СМИ и знакомятся с итоговым продуктом. При проведении акции часто вступает в действие принцип «сарафанного радио», когда родители самостоятельно привлекают к участию других, оценив пользу и результативность собственного участия.
Существуют разные виды проведения акций по форме организации и конечного продукта: игра, квест, митинг, флэшмоб, конкурс, концерт и т.д. Они могут реализовываться как в реальном, так и в интернет-пространстве.
Межрегиональной командой педагогов-психологов в рамках Всероссийского конкурса «Педагог-психолог 21 века» было организовано и проведено несколько социальных интернет-акций для родителей. Среди них акция «Удивительный мир детства для любящих родителей», целью которой являлось создание условий для обогащения опыта в вопросах воспитания детей, освоение новых приемов, навыков эффективного взаимодействия с ребенком. Уникальность данной акции состояла еще и в том, что она включала шесть различных и самостоятельных интернет-мероприятий для родителей: квест «Неагрессивное поведение, или У кого кулак больше», акции «Лики любви», «Мостик из слов», «Возвращение Мери Поппинс, или Мы родом из детства», виртуальная гостиная «Мы – родители», мастерская интересных находок для родителей «Чудеса у камина». В акции приняли участие 85 человек, ими было оставлено 205 комментариев в интернет-пространствах акции.
В марте–мае 2011 г. была организована и проходила Всероссийская интернет-акция для родителей «Родители – лучшие в мире воспитатели: что посеешь, то и пожнешь», в которой приняли участие более 100 человек. Идея данной акции – показать родителям, что результат родительского воспитания во многом зависит от грамотности действий мамы и папы. Результатом акции станет интернет-книга родительской мудрости, в которой каждый родитель сможет найти ответы на вопросы. Параллельно реализуется интернет-акция в формате квеста «Как мамы секреты воспитания открывали, или Быть компетентным – круто», направленная на то, чтобы напомнить родителям важность организации воспитательного процесса в семье без насилия на основе доверия, любви и грамотной системы требований к ребенку.
Наряду с проведением акций командой отслеживается результативность их проведенных через обратную связь, анализ продуктов деятельности, динамику посещаемости и т.д. Так, анализ показал, что в результате проведенных акций родителям удалось:
– актуализировать свои потребности общения с детьми;
– узнать подробнее о причинах и способах решения трудных ситуаций, возникающих при воспитании;
– проанализировать собственные ошибки воспитания и найти пути их преодоления;
– поделиться приемами воспитания, используемыми в семьях, и обменяться родительским опытом;
– получить информационную консультационную поддержку по вопросам воспитания детей и подростков;
– освоить новые практики взаимодействия с ребенком;
– увидеть собственного ребенка с другой стороны;
– «зарядиться» мотивацией на дальнейшее повышение родительской грамотности.
Таким образом, использование социальных интернет-акций в работе с родителями может рассматриваться в качестве новой эффективной практики повышения родительской компетентности. Принять участие в интернет-акциях и более подробно познакомиться с материалами акций можно в блоге психолога для родителей (http://schoolpsycholog.blogspot.com) и на сайте сообщества «Соцобраз» (http://www.openclass.ru/).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2804
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 5