Компьютерное опосредствование деятельности проектирования образовательных программ
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: проектирование образовательной программы, совместная учебная деятельность, развивающее организационное обучение
Рубрика издания: Психологические проблемы образования в условиях информатизации и компьютеризации общества
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Крицкий А.Г. Компьютерное опосредствование деятельности проектирования образовательных программ // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Внедрение новых федеральных образовательных стандартов общего и высшего профессионального образования требует принципиально нового способа проектирования образовательных программ высшего профессионального образования. Системно-деятельностный подход, реализованный в стандарте психолого-педагогического образования, предполагает организацию учебной деятельности студентов как деятельности проектирования и последующего конструирования системы предметных, метапредметных и личностных компетенций. Другим важным требованием построения образовательного процесса является интерактивность – способ организации обучения, предполагающий широкое учебное сотрудничество студентов и управление коллективно-распределенной формой организации деятельности со стороны преподавателя. В рамках проектирования образовательной программы и реализации соответствующей образовательной среды важно обеспечить актуализацию основных составляющих организации совместной деятельности [3]:
•распределение начальных действий и операций (задается предметными условиями совместной деятельности);
•обмен способами действий (задается необходимостью включения различных для участников проектирования моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы);
•взаимопонимание (определяет характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности);
•коммуникация (обеспечивает реализацию процессов распределения действий, обмена действиями и взаимопонимания);
•планирование общих способов работы (основано на предвидении и до-определении участниками необходимых условий реализации деятельности и на этой основе построения соответствующих схем (планов) совместной работы);
•рефлексия (с ее помощью устанавливается отношение участника к собственному действию как компоненту совместного действия и преодолеваются ограничения (индивидуального действия) относительно общей схемы деятельности).
Организация образовательного процесса по типу полноценной учебной деятельности, когда обеспечивается интериоризация коллективно-распределенной формы этой деятельности и превращение ее в индивидуальную, предполагает, что сам педагог подобным образом должен овладеть новым общим способом педагогической деятельности.
Принципиально новая ситуация в высшем образовании требует перестройки деятельности кафедр и факультетов по типу развивающего организационного обучения (см. Schein), который, и это можно уверенно полагать, изоморфен учебной деятельности, описанной в российской психологической науке.
Указанные требования предполагают выстраивание проектирования образовательных программ как организационную работу, построенную в рамках коллективно распределенной учебной среды (КРУС) [2], в которой при проектировании процесса и результата образовательной деятельности конструируются новые компетенции преподавателей, необходимые для его реализации.
В рамках такой среды должны решаться проблемы координации работы различных подразделений и преподавателей; организации совместной деятельности преподавателей и студентов; построения средств организации совместной деятельности. Необходимым инструментом проектирования в данной среде становится использование знаково-символических средств, предметных, графических, знаковых схем, обеспечивающих моделирование образовательного пространства, преобразования моделей и экспериментальной апробации вариантов образовательной технологии.
Коммуникационной платформой для обеспечения коммуникации, в которой реализуются основные составляющие совместно распределенной учебной среды, может выступить любая сетевая среда. На факультете психологии и социальной работы ВГСПУ для координации совместной работы по проектированию образовательных программ психолого-педагогического образования в качестве такой платформы избрана система коммуникационных сервисов google. С помощью электронных документов с совместным доступом в данной среде были представлены учебные планы образовательных программ; аннотации и программы отдельных учебных дисциплин; таблицы, обеспечивающие распределение действий по созданию, редактированию и рецензированию документов, обмен этими действиями и фиксацию результатов взаимодействия. Данная система документов объединяется сайтом кафедры, позволяющим координировать построенную знаково-символическую среду.
Совместная работа разработчиков с матрицей компетенций позволяет проектировать преемственность в создании условий для формирования компетенций, заданных ФГОС, обеспечивает полноту условия для их конструирования. Взаимное рецензирование аннотаций учебных дисциплин дает участникам проектной работы возможность сопоставлять действия отдельных участников с общей схемой деятельности, выстраивая содержательный и процессуальный компоненты общей модели образовательного процесса. Координационные таблицы обеспечивают планирование деятельности проектирования и фиксацию результатов отдельных этапов. Возможность свободных комментариев или вопросов для отдельных участников или для всей группы позволяет формулировать общие затруднения, совместно искать способы их разрешения.
Практика использования коммуникативной системы показывает, что она позволяет обеспечить интенсивную коммуникацию участников проектной работы и тем самым создает условия для взаимопонимания и рефлексии совместных действий. Кроме этого, система позволяет снизить уровень естественной в инновационном процессе «тревоги учения» у сотрудников за счет создания ощущения психологической безопасности, позитивного отношения к «ошибкам» как точкам роста в ситуации совместной работы.
Литература
- Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / под ред. В.В. Рубцова. Новосибирск, Вен-Мер, 1996.
- Рубцов A.B. Организационно-психологические основы разработки новых продуктов. Москва–Воронеж: МПСИ, 2002.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. Воронеж, 1996.
- Schein, E. Kurt lewin’s change theory in the field and in the classroom: notes toward a model of managed learning // Systems Practice. 1996. 9 (1). P. 27–47.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2085
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4