Компьютерное опосредствование деятельности проектирования образовательных программ

Аннотация

The possibilities of computer-mediated design educational programs are discussed. Designing educational programs is regarded as jointly distributed activities. It is proposed to use google services for the coordination of joint activities of the participants of the project work.

Общая информация

Ключевые слова: проектирование образовательной программы, совместная учебная деятельность, развивающее организационное обучение

Рубрика издания: Психологические проблемы образования в условиях информатизации и компьютеризации общества

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Крицкий А.Г. Компьютерное опосредствование деятельности проектирования образовательных программ // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Внедрение новых федеральных образовательных стандартов общего и высшего профессио­нального образования требует принципиально нового способа проектирования образовательных программ высшего профессионального образования. Системно-деятельностный подход, реализован­ный в стандарте психолого-педагогического образования, предполагает организацию учебной дея­тельности студентов как деятельности проектирования и последующего конструирования системы предметных, метапредметных и личностных компетенций. Другим важным требованием построе­ния образовательного процесса является интерактивность – способ организации обучения, предпо­лагающий широкое учебное сотрудничество студентов и управление коллективно-распределенной формой организации деятельности со стороны преподавателя. В рамках проектирования образова­тельной программы и реализации соответствующей образовательной среды важно обеспечить ак­туализацию основных составляющих организации совместной деятельности [3]:

•распределение начальных действий и операций (задается предметными условиями совмест­ной деятельности);

•обмен способами действий (задается необходимостью включения различных для участников проектирования моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы);

•взаимопонимание (определяет характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности);

•коммуникация (обеспечивает реализацию процессов распределения действий, обмена дей­ствиями и взаимопонимания);

•планирование общих способов работы (основано на предвидении и до-определении участ­никами необходимых условий реализации деятельности и на этой основе построения соответству­ющих схем (планов) совместной работы);

•рефлексия (с ее помощью устанавливается отношение участника к собственному действию как компоненту совместного действия и преодолеваются ограничения (индивидуального действия) относительно общей схемы деятельности).

 

Организация образовательного процесса по типу полноценной учебной деятельности, когда обеспечивается интериоризация коллективно-распределенной формы этой деятельности и превра­щение ее в индивидуальную, предполагает, что сам педагог подобным образом должен овладеть новым общим способом педагогической деятельности.

Принципиально новая ситуация в высшем образовании требует перестройки деятельности кафедр и факультетов по типу развивающего организационного обучения (см. Schein), который, и это можно уверенно полагать, изоморфен учебной деятельности, описанной в российской психо­логической науке.

Указанные требования предполагают выстраивание проектирования образовательных про­грамм как организационную работу, построенную в рамках коллективно распределенной учеб­ной среды (КРУС) [2], в которой при проектировании процесса и результата образовательной дея­тельности конструируются новые компетенции преподавателей, необходимые для его реализации.

В рамках такой среды должны решаться проблемы координации работы различных подраз­делений и преподавателей; организации совместной деятельности преподавателей и студентов; по­строения средств организации совместной деятельности. Необходимым инструментом проектиро­вания в данной среде становится использование знаково-символических средств, предметных, гра­фических, знаковых схем, обеспечивающих моделирование образовательного пространства, пре­образования моделей и экспериментальной апробации вариантов образовательной технологии.

Коммуникационной платформой для обеспечения коммуникации, в которой реализуются основные составляющие совместно распределенной учебной среды, может выступить любая сетевая среда. На факультете психологии и социальной работы ВГСПУ для координации совместной работы по проектированию образовательных программ психолого-педагогического образования в качестве такой платформы избрана система коммуникационных сервисов google. С помощью электронных документов с совместным доступом в данной среде были представлены учебные планы образова­тельных программ; аннотации и программы отдельных учебных дисциплин; таблицы, обеспечива­ющие распределение действий по созданию, редактированию и рецензированию документов, обмен этими действиями и фиксацию результатов взаимодействия. Данная система документов объединя­ется сайтом кафедры, позволяющим координировать построенную знаково-символическую среду.

Совместная работа разработчиков с матрицей компетенций позволяет проектировать пре­емственность в создании условий для формирования компетенций, заданных ФГОС, обеспечива­ет полноту условия для их конструирования. Взаимное рецензирование аннотаций учебных дисци­плин дает участникам проектной работы возможность сопоставлять действия отдельных участни­ков с общей схемой деятельности, выстраивая содержательный и процессуальный компоненты об­щей модели образовательного процесса. Координационные таблицы обеспечивают планирование деятельности проектирования и фиксацию результатов отдельных этапов. Возможность свободных комментариев или вопросов для отдельных участников или для всей группы позволяет формули­ровать общие затруднения, совместно искать способы их разрешения.

Практика использования коммуникативной системы показывает, что она позволяет обеспе­чить интенсивную коммуникацию участников проектной работы и тем самым создает условия для взаимопонимания и рефлексии совместных действий. Кроме этого, система позволяет снизить уро­вень естественной в инновационном процессе «тревоги учения» у сотрудников за счет создания ощущения психологической безопасности, позитивного отношения к «ошибкам» как точкам роста в ситуации совместной работы.

Литература

  1. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / под ред. В.В. Рубцова. Новосибирск, Вен-Мер, 1996.
  2. Рубцов A.B. Организационно-психологические основы разработки новых продуктов. Москва–Во­ронеж: МПСИ, 2002.
  3. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. Воронеж, 1996.
  4. Schein, E. Kurt lewin’s change theory in the field and in the classroom: notes toward a model of managed learning // Systems Practice. 1996. 9 (1). P. 27–47.

Информация об авторах

Крицкий Александр Георгиевич, кандидат психологических наук, был заведующим кафедрой психологии образования и развития, Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ФГБОУ ВПО ВГСПУ), Волгоград, Россия, e-mail: Kritsky.Alexander@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2085
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4