Методические принципы проектирования конкурсного коррекционно-развивающего занятия

120

Аннотация

В статье обсуждаются методические принципы, с опорой на которые педагог-психолог проектирует занятия коррекционно-развивающей направленности: единство диагностики и коррекции, ориентация развития на реализацию психофизических ресурсов личности; принцип нормативности развития; деятельностный принцип формирования компетенций обучающихся; принцип рефлексивного подхода в обучении; принцип взаимодействия и коммуникации в совместной деятельности; принцип единства задач развития, коррекции и воспитания; принцип привлечения к решению коррекционно-развивающих задач психологи-чески значимых субъектов образовательных отношений. Обосновано, что работа педагога-психолога в парадигме методологии коррекционно-развивающей деятельности повышает актуальность и значимость авторского проекта, представляемого к испытанию «Защита реализуемой психолого-педагогической практики» Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России».

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная грамотность , педагог-психолог, педагог-психолог (психолог образования), конкурс, конкурсы профессионального мастерства, конкурс «Педагог-психолог России», коррекционно-развивающая работа, проектирование развития, проектирование образовательной программы, методические принципы, личностные ресурсы

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180203

Для цитаты: Егорова М.А. Методические принципы проектирования конкурсного коррекционно-развивающего занятия [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 2. С. 26–34. DOI: 10.17759/bppe.2021180203

Литература

  1. Василев В.К. Рефлексия как прикладная проблема психологии [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 3. С. 208–225. DOI:10.17759/chp.2016120311
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983–1984.
  3. Егорова М.А., Заречная А.А. Особенности развития социально-коммуникативных компетенций младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 3. С. 74–84. DOI:10.17759/pse.2019240307
  4. Леонтьев Д.А. Развитие личности в норме и в затрудненных условиях // Культурно-историческая психология. 2014. Том 10. № 3. С. 97–106.
  5. Мамайчук И.И. Методологические и методические аспекты психологической коррекции детей и подростков с нарушениями в развитии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Том 5. Психология. 2012. № 1. С. 5–17.
  6. Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2020» [Электронный ресурс] // Педагог-психолог России. Всероссийский конкурс профессионального мастерства. URL: https://педагогпсихолог.рф/docs2020 (дата обращения: 21.07.2021).
  7. Методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 95–101. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2019/n2/Guidelines.shtml (дата обращения: 27.07.2021).
  8. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие. М.: СФЕРА, 2002. 510 с.
  9. Положение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2020» (утв. Минпросвещения России 31.03.2020) // Педагог-психолог России. Всероссийский конкурс профессионального мастерства. URL: https://педагогпсихолог.рф/docs2020 (дата обращения: 21.07.2021).
  10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [Электронный ресурс] // Министерство юстиции Российской Федерации. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/ 15864 (дата обращения: 17.08.2021).
  11. Совместная учебная деятельность и развитие детей: Коллективная монография / Под ред. В.В. Рубцова, И.М. Улановской. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. 352 с.
  12. Тинигина А.А. Современные исследования эгоцентризма в контексте социального восприятия и общения // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 1. С. 29–38.
  13. Хаджиали И., Райчева Н., Цанова Н. Рефлексията в обучението по биология — теоретични основания и практически решения. София: Изд. УИ «Св. Климент Охридски», 2017. 286 с.

Информация об авторах

Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858, e-mail: egorovama@mgppu.ru