Развитие навыков профессионально-педагогического общения учителей

Аннотация

The article is about the research of teacher’s professional-pedagogical communication skills. The peculiarities of teacher’s profession, pedagogical communication and conditions for effective professional activity are examined. The results of conducted researches on the declared theme are presented.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная деятельность педагога, общение, эмпатия, эмпатические способности, уровень толерантности, регуляция эмоционального состояния

Рубрика издания: Психология педагогического общения

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ивашнева Л.А. Развитие навыков профессионально-педагогического общения учителей // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Проблема оптимизации профессиональной деятельности учителя общеобразовательной шко­лы является одной из актуальных в современной отечественной психологии и педагогике. В насто­ящее время наука располагает определенным объемом знаний, использование которых в педаго­гической деятельности является важным условием становления профессионально компетентного педагога, педагога-исследователя, способного совершенствовать учебно-воспитательный процесс, направлять его на решение задач личностного становления и развития как учащихся, так и самого педагога. Разносторонние процессы социального переустройства, обновления гуманитарной прак­тики, реформирование общеобразовательной школы требуют от учителя концентрации интеллек­туальных ресурсов для удовлетворения социальных запросов. Именно педагоги, способные к про­дуктивной творческой деятельности, управлению развитием учебно-воспитательного процесса, собственной профессиональной компетентности, способны удовлетворить потребности общества в самоактуализирующейся и саморазвивающейся личности выпускника школы.

Таким образом, в общеобразовательных школах важно создать условия для становления педагога-профессионала, способного к исследованию и управлению педагогической деятельностью, владеющего инструментарием диагностики процесса и результатов собственного труда, способами обоснования путей и средств его коррекции и дальнейшего совершенствования.

Развитие профессиональной компетентности учителей, создание условий для становления творчески мыслящей личности учащегося – проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование школы [1, с. 78–83].

Особенность профессии учителя состоит в том, что ему необходимы знания, умения, навы­ки, которые лежат в основе успешного взаимодействия с людьми, помогают организовывать отно­шения с учениками, коллегами, участвовать в нормализации отношений одноклассников, развитии навыков общения. Ядром психологической культуры учителя является педагогическое общение, ре­ализуемое в педагогике сотрудничества [2, с. 448]. А.А. Реан, Н.В. Бордовская и С.И. Розум опре­деляют педагогическое общение как особенное общение, специфика которого обусловлена различ­ными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов [5, с. 432].

Педагогическое общение создает условие для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса, эффективность которого определяется в немалой степени лич­ностными качествами учителя как субъекта педагогической деятельности. Качества педагога ока­зывают влияние на его устойчивость к профессиональным стрессам, которые детерминируют мно­жественные негативные последствия для профессиональной деятельности [4, с. 480].

Педагог, обладающий высокой эмоциональной устойчивостью, воспринимает проблемные ситуации в профессиональной деятельности не как стрессовое, угрожающее, а как требующее раз­решения, и его отношение к работе становится более глубоким, устойчивым, что стабилизирует его профессиональную направленность [3, с. 107].

Исследуя основные пути и способы формирования психологических качеств, которые спо­собствуют развитию профессионально-педагогического общения, мы пришли к тому, что наибо­лее эффективным является социально-психологический тренинг. Для проверки данного предпо­ложения нами была проведена экспериментальная работа, целью которой явилось развитие таких психологических характеристик общения педагогов, как эмпатические способности, соответству­ющий уровень толерантности, навыки и умения, связанные с регуляцией эмоционального состоя­ния, профилактикой синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности, а также проверка эффективности предложенной нами тренинговой программы.

Предметом исследования выступили проявления эмпатии, толерантности и синдрома эмо­ционального выгорания как выражения общения в профессиональной деятельности учителя. Объ­ектом исследования, проведенного в 2009/10 учебном году, явились особенности общения учите­лей лицея № 6 г. Ессентуки. Все испытуемые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Численность каждой группы составляла 20 человек. Общее число респондентов – 40 человек в возрасте от 22 до 45 лет.

В обеих группах была проведена диагностическая работа с использованием методик уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, экспресс-опросника «Индекс толерантности» Г.У. Солда­товой с соавторами, опросника «Ваши эмпатические способности» В.В. Бойко. Нами была разра­ботана и реализована программа группового тренинга общения. Для организации формирующего этапа эксперимента использовалась тренинговая программа «Развитие личностных качеств педа­гога как основа профессионального педагогического общения». Всего было проведено 8 занятий по два академических часа. Общая продолжительность занятий – 16 часов.

Диагностические замеры проводились в обеих группах до начала и спустя месяц по оконча­нии тренинга общения. Результаты свидетельствуют о том, что после проведения тренинга в экс­периментальной группе произошли изменения, связанные с развитием личностных качеств участ­ников. Статистически значимые различия зафиксированы по девяти показателям из четырнадцати возможных. Данные изменения свидетельствуют о развитии соответствующих ценностных ориен­таций, способов социального взаимодействия, механизмов общения, способностей вести диалог с различными социальными группами. По характеристикам эмпатии и эмоционального выгорания тренинговая работа имела в результате положительный эффект.

Таким образом, можно утверждать, что в результате тренинга общения у педагогов возрос­ло умение входить в эмоциональный реязонанс с окружающими, сопереживать, сочувствовать, по­нимать эмоциональное состояние другого человека; повысилось умение создавать атмосферу от­крытости, доверительности, т. е. развились качества, которые лежат в основе успешного профес­сионального педагогического общения.

Литература

  1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образова­нии // Вопр. психологии. 2003. № 3.
  2. Бархаев Б.П. Педагогическая психология : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2009.
  3. Ивашнева Л.А. Психологические особенности индивидуальности педагога. Пятигорск : ПГЛУ, 2009.
  4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Изд. центр «Академия», 2001.
  5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб. : Питер, 2002.

Информация об авторах

Ивашнева Любовь Александровна, кандидат психологических наук, доц. Пятигор. гос. лингв. ун-та, e-mail: kpru_pglu@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5671
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 12