Развитие навыков профессионально-педагогического общения учителей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональная деятельность педагога, общение, эмпатия, эмпатические способности, уровень толерантности, регуляция эмоционального состояния
Рубрика издания: Психология педагогического общения
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Ивашнева Л.А. Развитие навыков профессионально-педагогического общения учителей // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Проблема оптимизации профессиональной деятельности учителя общеобразовательной школы является одной из актуальных в современной отечественной психологии и педагогике. В настоящее время наука располагает определенным объемом знаний, использование которых в педагогической деятельности является важным условием становления профессионально компетентного педагога, педагога-исследователя, способного совершенствовать учебно-воспитательный процесс, направлять его на решение задач личностного становления и развития как учащихся, так и самого педагога. Разносторонние процессы социального переустройства, обновления гуманитарной практики, реформирование общеобразовательной школы требуют от учителя концентрации интеллектуальных ресурсов для удовлетворения социальных запросов. Именно педагоги, способные к продуктивной творческой деятельности, управлению развитием учебно-воспитательного процесса, собственной профессиональной компетентности, способны удовлетворить потребности общества в самоактуализирующейся и саморазвивающейся личности выпускника школы.
Таким образом, в общеобразовательных школах важно создать условия для становления педагога-профессионала, способного к исследованию и управлению педагогической деятельностью, владеющего инструментарием диагностики процесса и результатов собственного труда, способами обоснования путей и средств его коррекции и дальнейшего совершенствования.
Развитие профессиональной компетентности учителей, создание условий для становления творчески мыслящей личности учащегося – проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование школы [1, с. 78–83].
Особенность профессии учителя состоит в том, что ему необходимы знания, умения, навыки, которые лежат в основе успешного взаимодействия с людьми, помогают организовывать отношения с учениками, коллегами, участвовать в нормализации отношений одноклассников, развитии навыков общения. Ядром психологической культуры учителя является педагогическое общение, реализуемое в педагогике сотрудничества [2, с. 448]. А.А. Реан, Н.В. Бордовская и С.И. Розум определяют педагогическое общение как особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов [5, с. 432].
Педагогическое общение создает условие для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса, эффективность которого определяется в немалой степени личностными качествами учителя как субъекта педагогической деятельности. Качества педагога оказывают влияние на его устойчивость к профессиональным стрессам, которые детерминируют множественные негативные последствия для профессиональной деятельности [4, с. 480].
Педагог, обладающий высокой эмоциональной устойчивостью, воспринимает проблемные ситуации в профессиональной деятельности не как стрессовое, угрожающее, а как требующее разрешения, и его отношение к работе становится более глубоким, устойчивым, что стабилизирует его профессиональную направленность [3, с. 107].
Исследуя основные пути и способы формирования психологических качеств, которые способствуют развитию профессионально-педагогического общения, мы пришли к тому, что наиболее эффективным является социально-психологический тренинг. Для проверки данного предположения нами была проведена экспериментальная работа, целью которой явилось развитие таких психологических характеристик общения педагогов, как эмпатические способности, соответствующий уровень толерантности, навыки и умения, связанные с регуляцией эмоционального состояния, профилактикой синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности, а также проверка эффективности предложенной нами тренинговой программы.
Предметом исследования выступили проявления эмпатии, толерантности и синдрома эмоционального выгорания как выражения общения в профессиональной деятельности учителя. Объектом исследования, проведенного в 2009/10 учебном году, явились особенности общения учителей лицея № 6 г. Ессентуки. Все испытуемые были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Численность каждой группы составляла 20 человек. Общее число респондентов – 40 человек в возрасте от 22 до 45 лет.
В обеих группах была проведена диагностическая работа с использованием методик уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, экспресс-опросника «Индекс толерантности» Г.У. Солдатовой с соавторами, опросника «Ваши эмпатические способности» В.В. Бойко. Нами была разработана и реализована программа группового тренинга общения. Для организации формирующего этапа эксперимента использовалась тренинговая программа «Развитие личностных качеств педагога как основа профессионального педагогического общения». Всего было проведено 8 занятий по два академических часа. Общая продолжительность занятий – 16 часов.
Диагностические замеры проводились в обеих группах до начала и спустя месяц по окончании тренинга общения. Результаты свидетельствуют о том, что после проведения тренинга в экспериментальной группе произошли изменения, связанные с развитием личностных качеств участников. Статистически значимые различия зафиксированы по девяти показателям из четырнадцати возможных. Данные изменения свидетельствуют о развитии соответствующих ценностных ориентаций, способов социального взаимодействия, механизмов общения, способностей вести диалог с различными социальными группами. По характеристикам эмпатии и эмоционального выгорания тренинговая работа имела в результате положительный эффект.
Таким образом, можно утверждать, что в результате тренинга общения у педагогов возросло умение входить в эмоциональный реязонанс с окружающими, сопереживать, сочувствовать, понимать эмоциональное состояние другого человека; повысилось умение создавать атмосферу открытости, доверительности, т. е. развились качества, которые лежат в основе успешного профессионального педагогического общения.
Литература
- Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопр. психологии. 2003. № 3.
- Бархаев Б.П. Педагогическая психология : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2009.
- Ивашнева Л.А. Психологические особенности индивидуальности педагога. Пятигорск : ПГЛУ, 2009.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Изд. центр «Академия», 2001.
- Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб. : Питер, 2002.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5671
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 12