Имидж учителя: концепции и прикладные исследования

Аннотация

The article considers the researches analysis of image of the man. The image of a teacher is the image resulting from the perception of manifestations of external and internal characteristics of the person as a professional.

Общая информация

Ключевые слова: имидж, профессиональный имидж, педагогическая имиджелогия, психологический инструментарий, технологии формирования имиджа учителя

Рубрика издания: Психология педагогического общения

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Калюжный А.А. Имидж учителя: концепции и прикладные исследования // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Каждый из нас создает определенный образ (имидж) – представление о человеке, складыва­ющееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д. Что же такое имидж?

Анализ имеющихся определений показывает, что в зарубежной профессиональной литерату­ре, посвященной проблемам исследования имиджа, термин «имидж» употребляется в значении, ко­торое можно было бы сформулировать следующим образом: отражение в психике человека в виде образа тех или иных характеристик объекта или явления. А это означает, что термин «image» про­фессионалами интерпретируется как образ, понимаемый совокупностью не только материальных, видимых характеристик объекта, но и идеальных, невидимых его характеристик.

Имидж – образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими со­циальной значимостью для воспринимающего этот объект. Имидж человека – образ, возникающий в результате восприятия проявления его внешних и внутренних характеристик.

Краткий анализ подходов к определению имиджа позволяет представить его как устойчивый эмоционально окрашенный образ, сложившийся в массовом сознании в результате целенаправлен­ного смещения ракурса восприятия на социально значимые стороны объекта. Формирование имид­жа позволяет, опираясь на ожидания аудитории, презентовать необходимые характеристики объек­та и осуществлять тем самым воздействие на поведение субъекта. Иными словами, имидж есть об­раз, приобретающий черты стереотипа и рассматриваемый в контексте задачи по его целенаправ­ленному изменению и соответственно развитию.

Основные подходы к имиджу: 1) функциональный, при котором выделяются его типы, ис­ходя из различного функционирования; 2) контекстный, при котором данные типы функциониро­вания находятся в разных контекстах реализации; 3) сопоставительный, при котором сравнивают­ся близкие по значению имиджи.

Определение категории имиджа человека аккумулирует в себе элементы онтологии, т. е. от­ражение содержания объекта, гносеологии (ступенями его познания и активного действия – управ­ления процессами формирования имиджа). Имидж – это специально конструируемый образ для по­тенциальных клиентов, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям. В имид­же изначально, по сути, задаются схематичность и неполнота, а также положительная направлен­ность эмоционального оценивания.

Психологию имиджа можно определить как раздел психологической науки, научную теорию, предметом которой является имидж как социально-психологический феномен, а также закономер­ности его возникновения и функционирования.

В рамках построения имиджа утверждается необходимость существования термина «про­фессиональный имидж», которому должны соответствовать представители различных профес­сий – учитель, врач, инженер, предприниматель и т.д.

Сформированность профессионального имиджа напрямую зависит от того, как удастся соз­дать облик специалиста-профессионала, соответствующий ожиданиям других людей. Появление учителя, создающего собственный имидж, вызывает необходимость возникновения новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии. Имидж учителя – это символический образ субъек­та, создающийся в процессе взаимодействия педагога с участниками целостного педагогическо­го процесса.

Формирование имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я-концепции как способа поведения и оценки его самого себя. Я-концепция – комплекс форм поведения, систе­ма отношений человека к себе; это значения, которые формируются в процессе участия в совмест­ных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений о себе, сложившихся на основе постоянного об­щения с окружающими.

Я-концепция является динамичным психологическим образованием. Ее развитие и изменения обусловлены внутренними и внешними факторами. При этом социальная среда оказывает особое влияние на формирование Я-концепции. В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности учителя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и без­опасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя. В результа­те позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрыва­ется его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему воз­можность более полно реализовать себя.

Педагогическая имиджелогия является системным и целенаправленным научным направле­нием, где не может быть ничего случайного, при этом должна учитываться идентификация аудито­рии с той или иной частью воздействующего на аудиторию сообщения.

Изложенные положения позволяют проанализировать педагогическую имиджелогию как науку с точки зрения необходимых ее компонентов и, разумеется, в первую очередь четко опреде­лить ее понятийный и научный аппарат. Для этого нами использована следующая схема анализа: предмет и объект изучения, цели, основные задачи, основные принципы, законы, функции, методы.

Мы считаем, что предметом педагогической имиджелогии является процесс сознательного и целенаправленного развития позитивного имиджа учителя в профессиональной деятельности. Это способ видения объекта с позиций данной науки.

Объектом педагогической имиджелогии выступает социально и личностно детерминиро­ванная деятельность учителя, характеризующаяся педагогическим целеполаганием и педагогиче­ским руководством по приобщению человека к жизни в обществе. Это все предметное простран­ство и области социального общения учителя как профессионала, конкретное поле различных ви­дов имиджей в индивидуальном, групповом и массовом сознании участников целостного педаго­гического процесса.

Педагогическая имиджелогия осуществляет такие же функции, как и любая другая научная дисциплина, в частности – описание, объяснение, предсказание различных явлений действитель­ности, которые она изучает. Нам представляется целесообразным выделение следующих функ­ций педагогической имиджелогии: теоретико-методологическая прогностическая и практическая.

Целью педагогической имиджелогии является целенаправленно организованный процесс по развитию позитивного имиджа учителя в представлении коллектива учащихся, коллег, социально­го окружения, в массовом сознании.

В качестве основных задач педагогической имиджелогии выделим следующие:

– выявление объективных закономерностей целостного педагогического процесса, основны­ми участниками которого являются педагоги и учащиеся;

– разработка теоретических основ феноменологии и генезиса имиджа учителя;

– обоснование новых систем, разработка содержания и методов развития имиджа учителя и образовательного учреждения;

– разработка технологического инструментария исследования имиджа учителя.

Нам представляется целесообразным выделение следующих принципов педагогической имид­желогии как науки:

  • содержательных принципов педагогической имиджелогии, отражающих закономерности, связанные с отбором содержания имиджа учителя как профессионала (принципы гражданственно­сти, гуманизма, любви к детям, профессионального долга, чести, совести, справедливости, уваже­ния, коммуникативности, единства требований всех участников целостного педагогического про­цесса и др.);
  • организационно-методических принципов педагогической имиджелогии, отражающих особенности и закономерности, связанные с организацией и технологией реализации работы по формированию профессионального имиджа учителя (принцип фундаментальности и практиче­ской направленности развития имиджа учителя, принципы научности, соответствия возрастным и индивидуальным особенностям учителя, сознательности и творческой активности (креативности) педагога, доступности при достаточном уровне его трудности, наглядности и визуальности, преемст­венности, последовательности и систематичности и др.).

Педагогическая имиджелогия не может заменить реалий, а только помогает учителю усилить позитивные стороны и сделать незаметными отрицательные. Наиболее важными компонентами, формирующими имидж учителя, являются профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импрови­зация, педагогическое общение, педагогическая техника. В настоящее время наблюдается станов­ление имиджелогии как новой научно-прикладной области знания, возникающей на стыке психо­логии, экономики, социологии, философии, культурологии, костюмологии и других, о чем свиде­тельствует, с одной стороны, рост научных и научно-популярных публикаций по проблемам имид­жа, с другой – введение категории «имидж» в понятийный аппарат различных наук. Педагогиче­ская имиджелогия изучает закономерности формирования, функционирования и управления имид­жем учителя как профессионала. Развитие данной науки направлено на раскрытие общего, особен­ного и единичного в онтологии всех видов имиджей и не может быть сужено до представлений об отдельном феномене массовой коммуникации или науки о личном обаянии.

В педагогической имиджелогии используются наиболее эффективные методы, пути и сред­ства воздействия на аудиторию. Психологический инструментарий представлен наиболее значи­мыми и важными методами позиционирования, манипулирования, эмоционализации, детализации, метафоризации, акцентирования информации, вербализации, визуализации, дистанционирования, опроса общественного мнения, внедрения моделей восприятия, нейролингвистического програм­мирования, фасцинации (словесное воздействие на людей), аттракции (визуально фиксированное эмоциональное состояние человека) и др.

Работа по формированию имиджа учителя нам представляется в виде следующей модели: определение требований аудитории, выявление сильных и слабых сторон объекта, формирование образа и подведение характеристик под требования аудитории, перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную форму, т. к. сообщения в таком виде более до­стоверно оцениваются аудиторией.

Имидж многослоен, но при этом отдельные составляющие этого образа должны коррелиро­вать с целым. В имидже невозможны черты, которые были бы не выводимы из остальных или не­зависимы от них. В этом плане имидж является органичным целым, из которого трудно удалить какую-либо часть без серьезной трансформации всего образа.

Информация об авторах

Калюжный Анатолий Афанасиевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского, академик Международной академии имиджелогии, Актобе, Казахстан, e-mail: kalyshny@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 13936
В прошлом месяце: 89
В текущем месяце: 28