Имидж учителя: концепции и прикладные исследования

Аннотация

The article considers the researches analysis of image of the man. The image of a teacher is the image resulting from the perception of manifestations of external and internal characteristics of the person as a professional.

Общая информация

Ключевые слова: имидж, профессиональный имидж, педагогическая имиджелогия, психологический инструментарий, технологии формирования имиджа учителя

Рубрика издания: Психология педагогического общения

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Калюжный А.А. Имидж учителя: концепции и прикладные исследования // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Каждый из нас создает определенный образ (имидж) – представление о человеке, складыва­ющееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т.д. Что же такое имидж?

Анализ имеющихся определений показывает, что в зарубежной профессиональной литерату­ре, посвященной проблемам исследования имиджа, термин «имидж» употребляется в значении, ко­торое можно было бы сформулировать следующим образом: отражение в психике человека в виде образа тех или иных характеристик объекта или явления. А это означает, что термин «image» про­фессионалами интерпретируется как образ, понимаемый совокупностью не только материальных, видимых характеристик объекта, но и идеальных, невидимых его характеристик.

Имидж – образ, представление, методом ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями, не имеющими основания в реальных свойствах самого объекта, но обладающими со­циальной значимостью для воспринимающего этот объект. Имидж человека – образ, возникающий в результате восприятия проявления его внешних и внутренних характеристик.

Краткий анализ подходов к определению имиджа позволяет представить его как устойчивый эмоционально окрашенный образ, сложившийся в массовом сознании в результате целенаправлен­ного смещения ракурса восприятия на социально значимые стороны объекта. Формирование имид­жа позволяет, опираясь на ожидания аудитории, презентовать необходимые характеристики объек­та и осуществлять тем самым воздействие на поведение субъекта. Иными словами, имидж есть об­раз, приобретающий черты стереотипа и рассматриваемый в контексте задачи по его целенаправ­ленному изменению и соответственно развитию.

Основные подходы к имиджу: 1) функциональный, при котором выделяются его типы, ис­ходя из различного функционирования; 2) контекстный, при котором данные типы функциониро­вания находятся в разных контекстах реализации; 3) сопоставительный, при котором сравнивают­ся близкие по значению имиджи.

Определение категории имиджа человека аккумулирует в себе элементы онтологии, т. е. от­ражение содержания объекта, гносеологии (ступенями его познания и активного действия – управ­ления процессами формирования имиджа). Имидж – это специально конструируемый образ для по­тенциальных клиентов, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям. В имид­же изначально, по сути, задаются схематичность и неполнота, а также положительная направлен­ность эмоционального оценивания.

Психологию имиджа можно определить как раздел психологической науки, научную теорию, предметом которой является имидж как социально-психологический феномен, а также закономер­ности его возникновения и функционирования.

В рамках построения имиджа утверждается необходимость существования термина «про­фессиональный имидж», которому должны соответствовать представители различных профес­сий – учитель, врач, инженер, предприниматель и т.д.

Сформированность профессионального имиджа напрямую зависит от того, как удастся соз­дать облик специалиста-профессионала, соответствующий ожиданиям других людей. Появление учителя, создающего собственный имидж, вызывает необходимость возникновения новой отрасли имиджелогии – педагогической имиджелогии. Имидж учителя – это символический образ субъек­та, создающийся в процессе взаимодействия педагога с участниками целостного педагогическо­го процесса.

Формирование имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я-концепции как способа поведения и оценки его самого себя. Я-концепция – комплекс форм поведения, систе­ма отношений человека к себе; это значения, которые формируются в процессе участия в совмест­ных действиях. Сознательное поведение является не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколько результатом представлений о себе, сложившихся на основе постоянного об­щения с окружающими.

Я-концепция является динамичным психологическим образованием. Ее развитие и изменения обусловлены внутренними и внешними факторами. При этом социальная среда оказывает особое влияние на формирование Я-концепции. В зависимости от ситуации педагог формирует Я-образ и реагирует на него в соответствии с данной ситуацией. Сформированность Я-концепции личности влияет на результативность профессиональной деятельности учителя. Позитивная Я-концепция учителя обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и без­опасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя. В результа­те позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрыва­ется его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему воз­можность более полно реализовать себя.

Педагогическая имиджелогия является системным и целенаправленным научным направле­нием, где не может быть ничего случайного, при этом должна учитываться идентификация аудито­рии с той или иной частью воздействующего на аудиторию сообщения.

Изложенные положения позволяют проанализировать педагогическую имиджелогию как науку с точки зрения необходимых ее компонентов и, разумеется, в первую очередь четко опреде­лить ее понятийный и научный аппарат. Для этого нами использована следующая схема анализа: предмет и объект изучения, цели, основные задачи, основные принципы, законы, функции, методы.

Мы считаем, что предметом педагогической имиджелогии является процесс сознательного и целенаправленного развития позитивного имиджа учителя в профессиональной деятельности. Это способ видения объекта с позиций данной науки.

Объектом педагогической имиджелогии выступает социально и личностно детерминиро­ванная деятельность учителя, характеризующаяся педагогическим целеполаганием и педагогиче­ским руководством по приобщению человека к жизни в обществе. Это все предметное простран­ство и области социального общения учителя как профессионала, конкретное поле различных ви­дов имиджей в индивидуальном, групповом и массовом сознании участников целостного педаго­гического процесса.

Педагогическая имиджелогия осуществляет такие же функции, как и любая другая научная дисциплина, в частности – описание, объяснение, предсказание различных явлений действитель­ности, которые она изучает. Нам представляется целесообразным выделение следующих функ­ций педагогической имиджелогии: теоретико-методологическая прогностическая и практическая.

Целью педагогической имиджелогии является целенаправленно организованный процесс по развитию позитивного имиджа учителя в представлении коллектива учащихся, коллег, социально­го окружения, в массовом сознании.

В качестве основных задач педагогической имиджелогии выделим следующие:

– выявление объективных закономерностей целостного педагогического процесса, основны­ми участниками которого являются педагоги и учащиеся;

– разработка теоретических основ феноменологии и генезиса имиджа учителя;

– обоснование новых систем, разработка содержания и методов развития имиджа учителя и образовательного учреждения;

– разработка технологического инструментария исследования имиджа учителя.

Нам представляется целесообразным выделение следующих принципов педагогической имид­желогии как науки:

  • содержательных принципов педагогической имиджелогии, отражающих закономерности, связанные с отбором содержания имиджа учителя как профессионала (принципы гражданственно­сти, гуманизма, любви к детям, профессионального долга, чести, совести, справедливости, уваже­ния, коммуникативности, единства требований всех участников целостного педагогического про­цесса и др.);
  • организационно-методических принципов педагогической имиджелогии, отражающих особенности и закономерности, связанные с организацией и технологией реализации работы по формированию профессионального имиджа учителя (принцип фундаментальности и практиче­ской направленности развития имиджа учителя, принципы научности, соответствия возрастным и индивидуальным особенностям учителя, сознательности и творческой активности (креативности) педагога, доступности при достаточном уровне его трудности, наглядности и визуальности, преемст­венности, последовательности и систематичности и др.).

Педагогическая имиджелогия не может заменить реалий, а только помогает учителю усилить позитивные стороны и сделать незаметными отрицательные. Наиболее важными компонентами, формирующими имидж учителя, являются профессиональная компетентность педагога и эрудиция, педагогическая рефлексия, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление и импрови­зация, педагогическое общение, педагогическая техника. В настоящее время наблюдается станов­ление имиджелогии как новой научно-прикладной области знания, возникающей на стыке психо­логии, экономики, социологии, философии, культурологии, костюмологии и других, о чем свиде­тельствует, с одной стороны, рост научных и научно-популярных публикаций по проблемам имид­жа, с другой – введение категории «имидж» в понятийный аппарат различных наук. Педагогиче­ская имиджелогия изучает закономерности формирования, функционирования и управления имид­жем учителя как профессионала. Развитие данной науки направлено на раскрытие общего, особен­ного и единичного в онтологии всех видов имиджей и не может быть сужено до представлений об отдельном феномене массовой коммуникации или науки о личном обаянии.

В педагогической имиджелогии используются наиболее эффективные методы, пути и сред­ства воздействия на аудиторию. Психологический инструментарий представлен наиболее значи­мыми и важными методами позиционирования, манипулирования, эмоционализации, детализации, метафоризации, акцентирования информации, вербализации, визуализации, дистанционирования, опроса общественного мнения, внедрения моделей восприятия, нейролингвистического програм­мирования, фасцинации (словесное воздействие на людей), аттракции (визуально фиксированное эмоциональное состояние человека) и др.

Работа по формированию имиджа учителя нам представляется в виде следующей модели: определение требований аудитории, выявление сильных и слабых сторон объекта, формирование образа и подведение характеристик под требования аудитории, перевод требуемых характеристик объекта в вербальную, визуальную и событийную форму, т. к. сообщения в таком виде более до­стоверно оцениваются аудиторией.

Имидж многослоен, но при этом отдельные составляющие этого образа должны коррелиро­вать с целым. В имидже невозможны черты, которые были бы не выводимы из остальных или не­зависимы от них. В этом плане имидж является органичным целым, из которого трудно удалить какую-либо часть без серьезной трансформации всего образа.

Информация об авторах

Калюжный Анатолий Афанасиевич, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского, академик Международной академии имиджелогии, профессор, академик Международной академии психологических наук, академик Международной академии имиджелогии, академик Международной академии человеческого фактора, академик Международной академии социальной работы, Актобе, Казахстан, e-mail: kalyshny@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 13982
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 31