Высшее профессиональное психологическое образование сегодня: взгляд со студенческой скамьи
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическое образование, компетентность, трудоустройство
Рубрика издания: Психологическое образование
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Дубинин А.С., Лукьянова И.Е. Высшее профессиональное психологическое образование сегодня: взгляд со студенческой скамьи // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Психология – одна из динамично развивающихся и популярных областей человекознания на сегодняшний день. С каждым годом отмечается рост количества желающих поступить в вуз на психологические специальности – от психолого-социальной работы до клинической психологии и психиатрии [1, с. 171]. Выбранный ракурс исследования не позволяет осветить весь спектр проблем вузовского психологического образования, однако затрагиваемый ряд ключевых моментов представляется весьма важным.
Психологическое образование в современной России – это в первую очередь обширное поле проблемных точек, с которыми сталкиваются обучающиеся, и трудности они начинают испытывать еще при выборе специальности. Вопрос о выборе специальности абитуриенты решают по-разному: от глубокого анализа и осознанного выбора до определения географически выгодно располагающегося места обучения. Таким образом, в аудитории мы встречаем людей, оказавшихся вместе по различным причинам. Чаще всего это интерес к области знаний, однако каждый по-своему представляет себе задачи этой области знаний, ее содержание, включаемые дисциплины и набор обязательных требований.
Проведенное нами исследование причин и мотивов поведения абитуриентов и студентов младших курсов, побудивших их поступить в университет на специальность «Психология», позволило условно выделить несколько групп. Закономерно начать с группы, которую характеризует осознанный интерес к познанию людей, энергия, направленная на поиск и анализ, понимание и прогнозирование механизмов психической жизни индивида. Из таких студентов выходят порой не очень прилежные слушатели, если преподаватель не отвечает их ожиданиям, однако отличные, талантливые практики. Их обучение стимулируется волей, а не аудиторной необходимостью, столь часто имеющей дидактический оттенок.
Вторую группу составляют студенты, основным мотивом которых является желание «познать себя». Некоторые из них достигают поставленную цель, другие понимают, что цели самопознания и обучения на психологической специальности часто не пересекаются. Кроме того, познание самих себя в том случае, когда они с этой возможностью действительно сталкиваются, для подобных учащихся влечет фрустрацию – неотъемлемый элемент всякой психолого-аналитической работы. Тогда ученик оказывается между нежеланием глубоко включаться в педагогический процесс и нежеланием сталкиваться с потенциально травмирующим опытом работы со столь знакомой и в то же время подчас вовсе чужой личностью самого себя.
Третью группу поступающих и поступивших составляют лица, в основе побуждений которых лежат различные компенсаторные механизмы – причины собственных жизненных неудач, желание получить доступ к данным, способность «помочь» им или кому-то из их окружения (например, желающие вылечить себя). Типичной для этой группы является ситуация, когда, достигая поставленные цели, они тут же сталкиваются с новыми проблемами и в итоге чаще всего испытывают разочарование.
Четвертую группу составили студенты, основу выбора которых определяют следующие высказывания: «надо же где-то учиться», «мне сказали, что это престижно» и «в армию совсем не хочется». Занимая бюджетные места, они чаще всего создают проблемы для деканата, других организационных структур вуза, преподавателей и сокурсников.
Следующей проблемой, актуальной для выпускников, является послевузовское трудоустройство. Государственные структуры предлагают молодому психологу за скромную заработную плату выполнять должностные обязанности, рассчитанные на нескольких специалистов.
Краткий обзор основных интернет-порталов, представляющих вакансии для психологов, показал потребность в специалистах, готовых одновременно выполнять непомерно широкий круг обязанностей. Например, проводить психологическое консультирование различных половозрастных групп лиц по различным проблемам. Им предлагается выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении клиентов. Кроме того, осуществлять психологическую коррекцию и диагностику когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативноповеденческой и личностной сфер человека. В должностные обязанности входит написание рекомендаций; составление тренингов, формирование планов работы по направлениям, работа с детьми и родителями, развивающие занятия, подготовка семинаров [2, с. 157]. Разумеется, весь приведенный список в графе «Должностные обязанности» встречается редко, однако половину из него часто можно здесь найти.
Еще одной проблемой обучения психологов является уровень компетентности преподавательских кадров. Часто ожидания студентов не оправдываются, что снижает интерес к профессии в целом [3, с. 32].
Таким образом, в настоящее время имеется множество проблем, решение которых будет способствовать формированию психологической грамотности населения, а это является залогом прогресса и процветания страны.
Литература
- Лукьянова И.Е., Дубинин А.С., Сигида Е.А. Опыт балинтовской группы в психолого-социальном сопровождении педагогического процесса в вузе // Молодежь в современном обществе: проблемы и решения: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 30 сент. – 2 окт. 2010 г. Псков : ПГПУ им. С.М. Кирова, 2010.
- Предбанникова О.И. Технологии содействия трудоустройства выпускников университета: практический аспект // Психология и социальная работа: научное творчество молодых : сб. науч. тр. / под ред. Е.А. Сигиды, ФГОУ ВПО «РГУТиС». М., 2010.
- Сигида Е.А., Лукьянова И.Е. Психология и социальная работа в системе социального и гуманитарного образования : моногр. М. : ФГОУ ВПО «РГУТиС», 2010.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2147
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 6