Высшее профессиональное психологическое образование сегодня: взгляд со студенческой скамьи

Аннотация

The article presents the problem of psychological education in modern Russia from the point of view of the students. It describes the difficulties of a choice of the speciality and future employment, and also mismatches of expectations from a speciality and adequacy of teaching.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое образование, компетентность, трудоустройство

Рубрика издания: Психологическое образование

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Дубинин А.С., Лукьянова И.Е. Высшее профессиональное психологическое образование сегодня: взгляд со студенческой скамьи // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Психология – одна из динамично развивающихся и популярных областей человекознания на сегодняшний день. С каждым годом отмечается рост количества желающих поступить в вуз на психологические специальности – от психолого-социальной работы до клинической психологии и психиатрии [1, с. 171]. Выбранный ракурс исследования не позволяет осветить весь спектр про­блем вузовского психологического образования, однако затрагиваемый ряд ключевых моментов представляется весьма важным.

Психологическое образование в современной России – это в первую очередь обширное поле проблемных точек, с которыми сталкиваются обучающиеся, и трудности они начинают испытывать еще при выборе специальности. Вопрос о выборе специальности абитуриенты решают по-разному: от глубокого анализа и осознанного выбора до определения географически выгодно располага­ющегося места обучения. Таким образом, в аудитории мы встречаем людей, оказавшихся вместе по различным причинам. Чаще всего это интерес к области знаний, однако каждый по-своему пред­ставляет себе задачи этой области знаний, ее содержание, включаемые дисциплины и набор обя­зательных требований.

Проведенное нами исследование причин и мотивов поведения абитуриентов и студентов младших курсов, побудивших их поступить в университет на специальность «Психология», по­зволило условно выделить несколько групп. Закономерно начать с группы, которую характеризу­ет осознанный интерес к познанию людей, энергия, направленная на поиск и анализ, понимание и прогнозирование механизмов психической жизни индивида. Из таких студентов выходят порой не очень прилежные слушатели, если преподаватель не отвечает их ожиданиям, однако отличные, та­лантливые практики. Их обучение стимулируется волей, а не аудиторной необходимостью, столь часто имеющей дидактический оттенок.

Вторую группу составляют студенты, основным мотивом которых является желание «по­знать себя». Некоторые из них достигают поставленную цель, другие понимают, что цели самопо­знания и обучения на психологической специальности часто не пересекаются. Кроме того, позна­ние самих себя в том случае, когда они с этой возможностью действительно сталкиваются, для по­добных учащихся влечет фрустрацию – неотъемлемый элемент всякой психолого-аналитической работы. Тогда ученик оказывается между нежеланием глубоко включаться в педагогический про­цесс и нежеланием сталкиваться с потенциально травмирующим опытом работы со столь знако­мой и в то же время подчас вовсе чужой личностью самого себя.

Третью группу поступающих и поступивших составляют лица, в основе побуждений кото­рых лежат различные компенсаторные механизмы – причины собственных жизненных неудач, же­лание получить доступ к данным, способность «помочь» им или кому-то из их окружения (напри­мер, желающие вылечить себя). Типичной для этой группы является ситуация, когда, достигая по­ставленные цели, они тут же сталкиваются с новыми проблемами и в итоге чаще всего испытыва­ют разочарование.

Четвертую группу составили студенты, основу выбора которых определяют следующие вы­сказывания: «надо же где-то учиться», «мне сказали, что это престижно» и «в армию совсем не хо­чется». Занимая бюджетные места, они чаще всего создают проблемы для деканата, других орга­низационных структур вуза, преподавателей и сокурсников.

Следующей проблемой, актуальной для выпускников, является послевузовское трудоустрой­ство. Государственные структуры предлагают молодому психологу за скромную заработную плату выполнять должностные обязанности, рассчитанные на нескольких специалистов.

Краткий обзор основных интернет-порталов, представляющих вакансии для психологов, по­казал потребность в специалистах, готовых одновременно выполнять непомерно широкий круг обя­занностей. Например, проводить психологическое консультирование различных половозрастных групп лиц по различным проблемам. Им предлагается выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении клиентов. Кроме того, осуществлять психологическую коррекцию и диагностику когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативно­поведенческой и личностной сфер человека. В должностные обязанности входит написание реко­мендаций; составление тренингов, формирование планов работы по направлениям, работа с деть­ми и родителями, развивающие занятия, подготовка семинаров [2, с. 157]. Разумеется, весь приве­денный список в графе «Должностные обязанности» встречается редко, однако половину из него часто можно здесь найти.

Еще одной проблемой обучения психологов является уровень компетентности преподава­тельских кадров. Часто ожидания студентов не оправдываются, что снижает интерес к профессии в целом [3, с. 32].

Таким образом, в настоящее время имеется множество проблем, решение которых будет спо­собствовать формированию психологической грамотности населения, а это является залогом про­гресса и процветания страны.

Литература

  1. Лукьянова И.Е., Дубинин А.С., Сигида Е.А. Опыт балинтовской группы в психолого-социальном со­провождении педагогического процесса в вузе // Молодежь в современном обществе: проблемы и решения: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 30 сент. – 2 окт. 2010 г. Псков : ПГПУ им. С.М. Кирова, 2010.
  2. Предбанникова О.И. Технологии содействия трудоустройства выпускников университета: практиче­ский аспект // Психология и социальная работа: научное творчество молодых : сб. науч. тр. / под ред. Е.А. Си­гиды, ФГОУ ВПО «РГУТиС». М., 2010.
  3. Сигида Е.А., Лукьянова И.Е. Психология и социальная работа в системе социального и гуманитар­ного образования : моногр. М. : ФГОУ ВПО «РГУТиС», 2010.

Информация об авторах

Дубинин Алексей Сергеевич, студ. Рос. гос. ун-та туризма и сервиса, e-mail: alex.razor@mail.ru

Лукьянова Инна Евгеньевна, доктор медицинских наук, доц., проф. каф. психологии и соц. работы Рос. гос. ун-та туризма и сервиса, e-mail: mpr-mgus@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2147
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 6